Американская эскадра в средиземном море. Шестой флот сша готовится порвать конвенцию монтрё (фото). Подводный флот ВМФ США

С мест докладывают, что из Средиземного моря странным образом исчезли корабли Шестого флота ВМС США! Автор со знанием дела рассказывает об организационной структуре флота США http://maximus67.livejournal.com/893587.html , но в конце делает вывод не только не вытекающий из описанных организационных принципов, но и впрямую им противоречащий: «Какие бы события не разворачивались на Ближнем Востоке – побережье Сирии, находится под постоянным контролем со стороны ВМФ России. Этот раунд мы выиграли – американские корабли покинули Средиземное море. Будем надеяться, что скоро в район подойдут моряки-североморцы и наш ВМФ сможет провести по-настоящему грандиозные Учения в Средиземном море»…

Почему вывод ошибочен? Первое заблуждение состоит в том, что автор всерьез полагает, что американские и российские корабли ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Это, конечно же, не так по целому ряду причин, начиная от политических, экономических и наконец военным: ударные силы нашей группировки несопоставимы с силой не только объединенной американско-европейской группировки, но даже в отдельности – американской. Чтобы не быть неправильно понятым, уточню, наши силы там ничтожны и не имеют ни малейшего шанса в прямом противостоянии. Второе заблуждение вытекает из первого. Раз наши противостоят там американцам, а американцы покинули район, то следовательно мы победили:) Естественно, это не так! А как?

А ответ лежит на самом видном месте, причем сам же автор очень доходчиво объяснил все. Дело в том, что американский флот и российский – это немного разные понятия. Например, корабль КСФ (Северного флота) выполняя задачи в районе экватора, все равно будет кораблем Северного флота. У американцев не так. Упрощенно: мир поделен на зоны оперативной ответственности, вот эта ЗОНА и является флотом. Т.е. любой корабль ВМС США придя для выполнения задачи в зону ответственности 6-го флота становится кораблем 6-го флота. Честно говоря, я это считаю гораздо более правильным. Если упростить, то в нашем понимании флот – это просто укрупненное обозначение порта приписки корабля. А в американском, флот это объединение кораблей для выполнения боевых задач.

Так как можно трактовать приход наших кораблей и уход американских? Только двумя способами:

1. Смена караула. Американские моряки уходят на отдых, а наши выполняют поставленные перед 6-м флотом задачи, фактически вливаясь в американский флот, который изначально заточен так, чтобы управлять ВСЕМИ кораблями в зоне ответственности. Естественно, т.к. корабли российские, то управление не может осуществляться напрямую, но тем не менее задачи будут поставлены так, чтобы действовать в интересах 6-го флота. Делается это естественно на политическом уровне, например МИД РФ изначально согласовал стратегию действий, Минобороны поставлена задача, МО РФ ставит задачу Главному Штабу ВМФ, а тот уже непосредственно группировке кораблей.

2. Есть дела и поважнее:) У американцев появились дела поважнее и присутствие российских кораблей никого не беспокоит, т.к. по политическим причинам наши корабли ничем кроме сжигания мазута для демонстрации флага не занимаются.

Истина, думаю где-то посередине… Но уж никак не в том, что американцы кого-то там «испугались». Современное развитие ВМС США попросту не дает им возможности кого-то пугаться на море. Они сами кого-хочешь напугают… Наш флот представляет угрозу для США только в связи с тем, что является флотом страны, обладающей ядерным оружием. Но, повторюсь, причин для ожидания ядерного апокалипсиса в данном случае нет. Мы там - союзники. Вся конфронтационная риторика направлена только на внутреннее потребление. Я считаю, что это делается напрасно.

Одним словом, с уважением относясь к патриотическим чувствам, тем не менее все-таки хочется, чтоб люди не выдавали желаемое за действительное.

В милитаристских планах американских империалистов особое место отводится Средиземному морю, что объясняется прежде всего его важным стратегическим положением.

Средиземное море является связующим звеном трех континентов - Европы, Африки и Азии, по нему проходят морские и воздушные коммуникации мирового значения, соединяющие крупнейшие европейские страны с государствами Ближнего Востока и Северной Африки, а через Суэцкий канал - с государствами Юго-Восточной Азии и района Индийского океана. Оно находится вблизи богатейших месторождений нефти Ближнего и Среднего Востока, составляющих 70 проц. разведанных запасов капиталистического мира По сообщениям иностранной печати, через Средиземное море ежегодно перевозится свыше 200 млн. т нефги. В связи с закрытием в свое время Суэцкого канала большое количество нефтепроводов подведено непосредственно к портам этого моря.

Империалистические круги США рассматривают район Средиземного моря с прилегающими к нему территориями как выгодный плацдарм для возможных агрессивных действий непосредственно против СССР и других социалистических стран.

Согласно планам командования ВМС США. на 6-й флот возложены следующие основные задачи: завоевание и удержание господства на море, ведение боевых действий с морского направления, оказание поддержки сухопутным войскам, обеспечение деятельности атомных ракетных подводных лодок на боевом патрулировании в Средиземном море, демонстрация военного присутствия США в этом районе. Он является важным средством вмешательства американскою империализма во внутренние дела средиземноморских стран. Командующий 6-м флотом одновременно является командующим ударными ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД. По национальной организации он подчиняется командующему военно-морсклми силами США в Европейской зоне (штаб в Лондоне), а по линии НАТО - главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО на Южно-Европейском ТВД (штаб в Неаполе). Здесь же постоянно находится заместитель командующего 6-м флотом по вопросам планирования и координации деятельности флота в составе объединенных вооруженных сил НАТО. Он возглавляет специальный (береговой) штаб, в котором 35-40 офицеров.

Стратеги США считают 6-й флот наиболее универсальным, гибким и боеготовым оперативным объединением американских военно-морских сил в Евпопе, располагающим значительной ударной мощью. В его составе находятся соединения и части флота, авиации ВМС и морской пехоты.

В 1977 году 6-й флот насчитывал до 50 кораблей и вспомогательных судов, из них два многоцелевых авианосца (на борту 160 - 180 самолетов и вертолетов), три - четыре крейсера УРО, 15 - 20 эскадренных миноносцев и фрегатов (в том числе корабли УРО), пять - шесть атомных подводных лодок, пять - шесть десантных кораблей (включая десантный вертолетоиосец с 32 транспортно - десантными вертолетами на борту), суда мобильного тылового обеспечения. На десантных кораблях постоянно находится . Численность личного состава флота около 25 тыс. человек.

Постоянного корабельного состава флот не имеет, а комплектуется за счет боеготовых кораблей, частей авиации ВМС и морской пехоты Атлантического флота (2-го оперативного флота), прибывающих на Средиземное море на срок до шести месяцев. Исключением является флагманский корабль - крейсер УРО (на нем размещается походный штаб командующего флотом), который находится на Средиземном море бессменно в течение двух-трех лет.

При обострении международной обстановки в районе Средиземного моря 6-й флот обычно усиливается кораблями, направляемыми из США. Так, во время американской интервенции в Ливане в 1958 году численность корабельного состава флота была увеличена до 76 боевых кораблей и вспомогательных судов, а личного состава - до 35 тыс. человек. В преддверии в октябре 1973 года общее количество корабельного состава флота было доведено до 65 единиц.

Организационно 6-й флот включает несколько оперативных соединений, которые предназначены для решения как самостоятельных, так и совместных задач. Соединениям присвоены двухзначные номера, где первая цифра, указывающая на принадлежность к флоту, всегда - 6.

60-е оперативное соединение (авианосное) является главной ударной силой флота. В нем, как правило, не менее двух авианосных групп. Как сообщает иностранная печать, в каждую группу входят многоцелевой авианосец, один-два крейсера УРО, пять-шесть эскадренных миноносцев и фрегатов, а также атомная подводная лояка.

В начале 1978 года в составе 6-го флота находились атомный многоцелевой авианосец и многоцелевой авианосец «Америка». На каждом авианосце размещается авиационное крыло, насчитывающее до десяти эскадрилий самолетов и вертолетов (около 100 машин). Так, на авианосце «Америка», судя по сообщениям американского журнала «Авиэишн уик», базируются. две истребительные эскадрильи (по 12 самолетов F-14 «Томкэт»), штурмовая эскадрилья (14 А-6 «Интрудер», включая четыре заправшика), две штурмовые эскадрильи (по 14 А-7 «Корсар»), эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «Хокай» (четыре машины), эскадрилья самолетов радиоэлектронного подавления ЕА-6В «Проулер» (четыре), отряд тяжелых штурмовиков-разведчиков RA-5C «Виджилент» (три), эскадрилья противолодочных самолетов S-3A «Викинг» (десять) и эскадрилья противолодочных вертолетов SH-3A «Си Кинг» (восемь).

Задачами 60-го оперативного соединения являются: нанесение ударов по морским и наземным целям как обычным, так и ядерным оружием, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам, действующим на приморском направлении, морским десантам при их высадке и ведении боевых действий на берегу, а также борьба с надводными кораблями н подводными лодками противника в море.

Самолеты палубной авиации способны доставлять обычьое или ядерное оружие к целям, находящимся на удалении до 1800 км от авианосца. Характерной особенностью авианосного соединения, по мнению американских военных специалистов, является его высокая маневренность, позволяющая соединению в течение суток перемещаться на расстояние до 600 миль (около 1100 км).

В повседневных условиях, как сообщает зарубежная пресса, авианосные группы флота действуют раздельно на удалении около 400 миль друг от друга. Ежедневно самолеты с авианосца совершают около 120 взлетов и посадок. Наличие угловой палубы и других специальных устройств позволяет обеспечивать посадку самолетов с интервалом 30 с. За шестимесячный цикл пребывания авианосца на Средиземном море налет авиакрыла составляет до 3000 ч.

Судя по материалам иностранной печати, 70 проц. самолетов авианосца должны быть в постоянной готовности к вылету. Однако, по признаниям военных специалистов, утот уровень боеготовности не всегда выдерживается.

61-е оперативное соединение (амфибийно-десантное) предназначено для переброски морем и высацки на побережье десанта морской пехоты. В него входит дежурная группа десантных кораблей ARG (Amphibious Ready Group), включающая десантный вертолетоносец, десангно-веотолетный корабль-док, десантный транспорт-док, танкодесантный корабль и десантный грузовой транспорт. Корабли этой группы способны разместить и обеспечить высадку 1800-2000 морских пехотинцев () на берег с помощью морских десантно-высадочных средств или в глубь побережья с помощью транспортно-десантных вертолетов либо комбинированным способом.

Смена десантных кораблей дежурной группы производится через каждые шесть месяцев.

(морская пехота) представляет собой экспедиционный батальон (батальон морской пехоты с приданными ему танками, артиллерией и вертолетами). Комплектуется он, как правило, из состава 2-й дивизии морской пехоты США. Смена батальона осуществляется одновременно со сменой десантных кораблей дежурной группы, на которых они размещаются.

63-е оперативное соединение (силы обслуживания) решает задачи тылового обеспечения кораблей и авиации 6-го флота. Оно включает быстроходный транспорт комплексного снабжения, транспорты спецпру-жня и боеприпасов, танкеры, бензовоз, транспорт продовольствия, плавучую базу эскадренных миноносцев, океанский буксир, спасательное судно, плавучую мастерскую и другие вспомогательные суда.

Штаб соединения контролирует расход топлива и нефтепродуктов боевыми кораблями флота и обеспечивает их дозаправку. Американские танкеры на Средиземном море, по сообщениям иностранной печати, способны иметь на борту около 100 000 т горюче-смазочных материалов.

Почти все предметы магериально-тсхннчсского обеспечения для кораблей 6-ro флота доставляются из Соединенных Штатов. Ежемесячно из Норфолка на Средиземное море только для личного состава флота доставляется свыше 1550 т продовольствия и около 300 т основных расходных материалов. Свежие продукты закупаются в иностранных портах.

Отработке способов пополнения запасов кораблей непосредственно в море командование ВМС США значительное место отводит на учениях. Как сообщает американская печать. 63-е оперативное соединение в течение года проводит более 2500 операций по пополнению запасов кораблей в море и на ходу, причем в 10 проц. их участвуют транспортные вертолеты.

65-е оперативное соединение (временное) создается периодически для выполнения специальных задач. В 1966 году оно создавалось для поиска и подъема бомбардировщика В-52 и ядерных бомб, упавших вместе с ним в море в районе Поломарес (Испания), а в октябре - ноябре 1971 года - для проведения испытаний новых тралив и аппаратуры для траления с вертолетов акустических и магнитных мин. В его составе было подразделение минно-тральных сил, включающее штабную группу и четыре вертолета-тральщика СП-53А «Си Стэльен». Подразделение базировалось на авиабазе Суда (о. Крит).

66-е оперативное соединение (временное) предназначается для усиления противолодочной обороны авианосного соединения 6-го флота в случае осложнения обстановки в районе Средиземного моря.

67-е оперативное соединение (противолодочное) осуществляет поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки. В него входят самолеты базовой патрульной авиации , действующие с авиабаз ВМС США Сигонелла (о. Сицилия) и Суда (о. Крит), а также эскадрилья самолетов разведчиков, базирующихся на авиабазе ВМС США Рота (Испания).

69-е оперативное соединение (подводные силы) включает в свой состав несколько атомных подводных лодок, базирующихся на Ла-Маддалена (о. Сардиния).

Для базирования и захода кораблей флота используются ВМБ и порты Италии, Греции, Турции, Испании и на о-вах Мальта и Крит. Командование ВМС США прилагает неослабные усилия по превращению некоторых из этих портов в базы постоянной дислокации своего флота. По сообщениям зарубежной прессы, США уже добились согласия на оборудование н использование в качестве военно-морских баз итальянского порта Ла-Маддалена, а также испанских - Сеута и Чартахена. Продлен срок аренды передовой военно-морской базы Рота. Ведутся переговоры с правительством Израиля об аренде территории порта Хайфа для базирования американских кораблей.

Во время для обеспечения действий флота в восточной части Средиземного моря американцами была создана передовая операционная база в бухте Суда на о. Крит. Зцесь на плавучей базе эскадренных миноносцев производится текущий ремонт кораблей 6-го флота. Ремонтные работы осуществляются также на плавучей базе атомных ракетных подводных лодок, находящейся в передовой ВМБ Рота, и плавучей базе атомных подводных лодок в Ла-Маддалена.

Для обеспечения бесперебойного функционирования системы снабжения флота в Неаполе и Рота имеются специальные отделы по координации материально-технического обеспечения, которые используют для перевозки грузов самолеты 24-й транспортной эскадрильи авиации ВМС. Обычно эти самолеты вылетают с аэродромов Рота или Сигонелла и совершают рейсы по «специальным» маршрутам, определяемым фактическими потребностями в грузах. Ежемесячно палубными транспортными самолетами доставляется на авианосцы 6-го флота не менее 250 т различных грузов.

Боевая подготовка 6-го флота проводится в соответствии с планами его использования как в ограниченных (локальных) конфликтах, так и во всеобщей ядерной войне. Она направлена на повышение боевой готовности в первую очередь ударных сил флота - авианосных групп, а также поотиволодочных сил и сил морской пехоты. Как сообщалось в иностранной печати, корабли 6-го флота свыше 50 проц. времени находятся в море, участвуя в различных учениях. Более половины времени, отводимого на боевую подготовку, 6-й флот проводит в совместных учениях с ВМС других стран НАТО на Средиземном море (Италии, Греции, Турции, а также Великобритании и Франции). Авианосные группы в ходе этих учений отрабатывают задачи по нанесению ударов палубной авиацией по морским целям и наземным объектам, оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях Южно-Европейского ТВД, борьбе с надводными кораблями и подводными лодками противника, высадке морских десантов и по противовоздушной и противолодочной обороне корабельных соединений. Подобные же задачи решаются силами 6-го флота на учениях типа «Нэшнл уик», проводимых по национальным планам ВМС США дважды в течение года. Задачи по борьбе с надводными кораблями противника 6-и флот отрабатывает обычно на двусторонних учениях авианосных групп, в ходе которых каждая из этих групп, применяя средства маскировки и соблюдая полное радио- и радиотехническое молчание, маневрирует в заданном районе, пытаясь обнаружить и уничтожить «противника». В американской печати сообщается, что, как правило, такие учения заканчиваются успешно - «потоплением» одного из авианосцев и нескольких кораблей охранения.

По заявлениям руководителей Пентагона, 6-й флот, являясь «орудием устрашения», постоянно находится в высокой степени боевой готовности и уже в мирное время укомплектован по штатам военного времени. Являясь базой для формировання ударных ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, он может, как показывают события последних лет, действовать самостоятельно, обеспечивая проведение империалистической политики Соединенные Штатов в райоиь Средиземного мори, подчас абсолютно не согласовывая свою деятельность с партнерами по блоку НАТО.

Так, в ночь с 24 на 25 октября 1973 года (в период арабо-израильской войны) 6-й флот был переведен в состояние боевом готовности № 3 без уведомления своих союзников, а основные его силы (две авианосные группы и группа десантных кораблей с морскими пехотинцами на борту) сосредоточились в районе южнее о. Крит - в непосредственной близости от места боевых действий. Кроме того, в Средиземное море была введена третья авианосная группа (авианосец «Джон Ф. Кеннеди» с тремя кораблями охранения, направленный из Северного моря), а в Аравийское морс прибыл авианосец «Хэнкок» с кораблями охранения (из состава 7-го флота) для обеспечения американского присутствия южнее района конфликта.

Приведенные выше далеко не полные данные зарубежной печати о деятельности 6-го флота ВМС США свидетельствуют о том, что он является одним из основных инструментов экспансионистской политики империалистических кругов в бассейне Средиземного моря.

Капитан 1 ранга И. Kaремов

В ходе Второй мировой войны американцы ввели десятки кораблей на Средиземное море, а после войны вообще решили превратить его в собственное озеро. В конце 1946 г. Пентагон сформировал Средиземноморскую эскадру. В июне 1948 г. она была преобразована в 6-й оперативный флот, который с 1950 г. именуется 6-м флотом США. Американские корабли базируются в Испании, Франции, Италии, Греции и Турции. Несколько раз отряды кораблей 6-го флота, в составе которых были крейсера и даже линкоры, заходили в Константинополь.

6-й флот обычно комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты Атлантического флота США, прибывающими в Средиземное море на 6-8 месяцев. Флагманский ракетный крейсер находится там 2-3 года.

С середины 1960-х годов основой 6-го флота являлось оперативное соединение в составе двух многоцелевых авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Из 140-160 базировавшихся на двух авианосцах самолетов около половины способны нести ядерное оружие. 6-й флот также располагает подводными лодками и соединениями десантных кораблей с морской пехотой.

С 1964 г. в испанском порту Рота базировалась американская 16-я эскадра атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, а сейчас там базируются крейсера и эсминцы, оснащенные системой ПРО «Иджис-3».

Напомню, что 21 февраля 2008 г. ракетой SM-3, входящей в состав «Иджис-3», был разрушен вышедший из строя американский разведывательный спутник весом 5 т на высоте 247 км над поверхностью земли. Таким образом американцы продемонстрировали возможности системы «Иджис» сбивать баллистические ракеты не только на разгонном участке, но и на больших высотах. Вскоре морская и сухопутная (в странах Восточной Европы) американская система ПРО может представлять серьезную угрозу существующим межконтинентальным ракетам России.

В марте 2011 г. в Средиземное море вошел крейсер «Монтерей», оснащенный системой ПРО. А в настоящее время там базируются 4 корабля с системой «Иджис-3».

Каково же сейчас соотношение сил между Черноморским и 6-м американским флотами?

К августу 1991 г. Черноморский флот имел 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, 500 самолетов, более 100 кораблей, более 70 тысяч человек личного состава, в том числе 2 тысячи морских пехотинцев, и имел операционную зону, включавшую Черное, Азовское и Средиземное моря и часть Атлантического океана.

Увы, распад СССР и либеральные реформы в РФ привели к уменьшению боевой мощи Черноморского флота более чем на порядок. Ну а передача Украине Крыма сделала Черноморский флот условно боеспособным.

Раздел Черноморского флота привел не к упорядочиванию ситуации в Черном море и Крыму, а к какому-то неустойчивому равновесию или, как говорят физики, к метастабильному состоянию.

Исключительно нестабильным стало и базирование российского флота в Севастополе.

Все ведущие державы мира издавна содержали свои военно-морские базы на территории других стран. Причем, делалось это как с согласия этих стран, так и без оного. Характерный пример - Гибралтар, где Испания уже 200 лет пытается выставить англичан, и Гуантанамо, откуда кубинцы полвека мечтают изгнать янки. Но во всех случаях эти военно-морские базы представляют собой компактные куски побережья.

Собственно, также и хотели сделать наши военные в 1990-х годах при разделе Черноморского флота. Они хотели получить всю Большую Севастопольскую бухту. Замечу, что в Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них может разместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи.

Россия же кроме Севастополя не имеет ни одной ВМБ на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.

Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого флота. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т. д.

Сразу же после захвата Киева проамериканской хунтой украинские СМИ запестрели статьями, предсказывающими гибель Черноморского флота. С сарказмом рассматривались варианты, когда Россия будет умолять Соединенные Штаты разрешить ей сохранить Черноморский флот для поддержания престижа и т.д. Увы, авторы этих статей были совершенно правы.

Боевикам-западэнцам даже не потребовалось бы штурмовать военные объекты Черноморского флота. Им достаточно было перекрыть несколько улиц баррикадами и полностью парализовать функционирование российской военно-морской базы. Заранее ясно, что вторжение боевиков не дало бы увести российские корабли без крови. Но даже в случае фантастической удачи - согласия Киева на вывод российских судов в течение недели и даже месяца - вывести удалось бы менее трети кораблей Черноморского флота и до 20% вспомогательных судов.

К примеру, если крейсер «Москва» находился в полной боевой готовности, то второй по величине боевой корабль Черноморского флота БПК «Керчь» своим ходом может выйти лишь через несколько месяцев. То же можно сказать об огромном плавучем госпитале «Енисей» и десятках других судов.

Не стоит забывать о том, что значительная часть экипажей вспомогательных судов Черноморского флота имеют семьи и имущество в Севастополе. Они ненавидят майданщиков, но согласятся ли они бросать всё и уходить из Севастополя? А вообще, куда уходить Российскому флоту? - Некуда!

Не следует забывать и о том, что Киев как при Ющенко, так и при Януковиче своеобразно трактовал соглашение о базировании Черноморского флота в Севастополе. Так, РФ не могла вводить новые корабли в Севастополь, даже взамен сдаваемых на лом. Нельзя было даже проводить модернизацию кораблей или перевооружать их на новые типы оружия.

С 2002 года украинские власти не давали коридоры для испытаний корабельных ракет Черноморского флота: ПКР «Вулкан», «Раструб-Б», ЗУР «Форт», «Шторм» и др.

Россия тратила большие деньги на содержание ракетного полигона ВМФ «Песчаная балка» в районе Феодосии, но с 2002 года, когда украинская зенитная ракета С-200 сбила российский самолет Ту-154, пуски ПКР (не ЗУР!) Украиной запрещены, из-за чего, в частности, задержалось принятие на вооружение ПКР «Уран», который пришлось доводить уже у берегов Кавказа. А вот для своих ВМС, ВВС и ПВО Киев таких ограничений не ставил.

В Севастополь был запрещен вход российским кораблям со спецбоеприпасами на борту. В результате 9-й отдел ЧФ вынужден был перебазироваться из Севастополя на Кавказ.

Зато натовские корабли с середины 1990-х годов стали регулярно заходить в Севастополь. Почти в каждой моей краткосрочной поездке (5-12 дней) я видел натовские корабли в Севастопольской бухте, включая крейсера и эсминцы, оснащенный ракетами «Иджис» и «Томагавк». Замечу, что более полувека США никогда не объявляют о наличии или отсутствии на борту своих кораблей ядерного оружия. Но Киев и не спрашивал никогда. Американцам можно было ввозить в Севастополь ядерное оружие, а русским - нет.

Каждый визит натовских кораблей в Севастополь вызывал возмущение горожан. Их встречали толпы возмущенных людей с плакатами «Янки - гоу хоум» и куда более обидного содержания.

Я сам видел приход натовских кораблей. По бортам выстроились морпехи в бронежилетах с автоматами наизготовку. Обычно натовские корабли причаливали к стенке Морского пассажирского порта рядом с Графской пристанью. Территория порта огорожена высоким забором, и сотням милиционеров и агентов СБУ удавалось сдержать возмущенную толпу. В ряде случаев, как, например, в ходе Сирийского кризиса, толпа севастопольцев не давала пройти в город американцам. Тогда украинские власти переодевали их в штатское и выпускали небольшими группами под видом служащих пассажирского порта. Но разглядев среди них хотя бы одного негра, народ лез в драку, и милиция заводила «экскурсантов» обратно в порт.

Спору нет, подавляющее большинство жителей не ходили на эти митинги по принципу «плетью обуха не перешибешь». Но вот я, наглядевшись на американский эсминец в пассажирском порту, еду в переполненном городском автобусе. Сильно пьяный парень лет 25 кроет матом американских военных. Старушка начинает урезонивать его, мол, американцы плохие, но не надо матом ругаться. Сразу же половина автобуса ополчается на… бабусю: правильно, мол, парень говорит, и не надо замечание делать.

О «покорении Крыма» весной 2014 года скоро будут написаны увесистые тома. Я же скажу, что не случись это, уже сейчас не было бы Черноморского флота.

Воссоединение Крыма с Россией само по себе во много раз увеличило возможности Черноморского флота. Подобные случаи уже имели место в истории. Так, пока Норвегия оставалась нейтральной, возможности германского флота в Северном море и Атлантике были крайне ограничены. Чтобы заблокировать Германию, англичане и французы с конца сентября 1939 г. планировали оккупировать Норвегию. Причем, в начале апреля 1940 г. союзные войска уже погрузились на транспорты, направлявшиеся в Норвегию. Но тут выяснилось, что немцы уже там.

В результате ситуация в Северном море и Атлантике кардинально изменилась несмотря на то, что флоты союзников по-прежнему в несколько раз были сильнее германского.

С марта 2014 г. российский противокорабельный комплекс «Бастион», оснащенный ракетами «Оникс» с мыса Фиолент держит под прицелом большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины, включая Одесский порт.

По планам в конце 2014 г. ЧФ пополнят две новые подводные лодки проекта 636.3 «Б-261» «Новороссийск» и «Б-237» «Ростов-на-Дону», и еще четыре такие лодки будут введены в строй в 2015-2017 гг. В это же время планируется ввод в строй и новых фрегатов.

Однако и с введением в строй новых кораблей Черноморский флот по-прежнему будет уступать по тоннажу и по огневой мощи 6-му флоту как минимум на порядок. Но означает ли это, что американцы будут доминировать в Черном море и решатся проводить там какие-либо силовые акции?

На мой взгляд, это невозможно. Начнем с того, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в Черном море свыше 21 дня. А суммарный тоннаж таких кораблей не должен превышать 30 тыс. тонн. Причем, на одно государство не должно приходиться более 20 тыс. тонн.

Таким образом, янки могут одновременно держать в Черном море лишь два корабля класса крейсер или эсминец и не более трех недель. Замечу, что Турция, исходя из своих собственных стратегических интересов, будет всеми силами противодействовать любому нарушению конвенции Монтрё.

Соответственно, Конвенция лишает американцев возможности вводить в Черное море авианосцы. Поэтому в феврале-мае 2014 г. американский атомный авианосец «Джордж Буш» околачивался в Эгейском море. При этом Крым и южная часть Украины оказались в радиусе действия его самолетов.

В свою очередь многочисленные аэродромы Крыма позволяют существенно увеличить там авиационную группировку. Например, там срочно восстанавливается большой аэродром в Гвардейском, где до 1991 г. базировалась дальняя морская авиация. Теперь там ожидают Ту-22М3.

Стоит обратить внимание на инцидент 12 апреля 2014 г., когда у берегов Румынии российский истребитель-бомбардировщик Су-24 двенадцать раз в течение полутора часов пролетал на высоте 150 метров на расстоянии около километра от американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного системой ПРО «Иджис-3». Как известно, американские самолеты регулярно пролетали и пролетают над советскими и российскими кораблями, едва не касаясь верхушек мачт, и о таких рутинных делах в прессе не сообщается, ноты не посылаются.

Казалось бы, пролет старого самолета на расстоянии 1000 метров от эсминца - прекрасная тренировка для комплекса «Иджис» и комплекса ближней самообороны «Вулкан-Фаланкс». Янки должны были радоваться, а не психовать.

Тем не менее, Госдепартамент разразился истеричным заявлением о русской провокации, «непрофессиональных действиях русских летчиков» и т.д. Интересно, что янки не делают акцента о нахождении второго Су-24 в районе инцидента. Как утверждают бабушки на севастопольском центральном рынке, вторая машина была Су-24МП, оснащенная комплексом радиолокационной борьбы «Хибины» КС418Е. После включения оного комплекса все американские системы ПВО и ПРО потеряли цель и временно вышли из строя. Видимо, до янки дошло, что аборигены вполне могут слопать Кука.

На мой взгляд, при учете соотношений сил на Черном море надо учитывать и географический фактор. Наши адмиралы и профессора Военно-морской академии с 1950-х годов зациклились на сражениях 1941-1945 гг. на Тихом океане. Там линкоры и крейсера постоянно становились легкой добычей авианосцев. Но вот боевая служба 1967-1990 гг. на Средиземном море опровергла все положения кабинетных теоретиков.

Наши крейсера пр. 68бис во время слежения за авианосцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром. Предполагалось, что за несколько минут интенсивной стрельбы крейсер выведет авианосец из строя. Вспомним, как в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы сутками горели из-за случайного взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом собственного штурмовика.

В Средиземном море наши моряки считали оружием первого удара по кораблям не противокорабельные ракеты П-35, а ЗРК «Волна». Почему? У первой время реакции - 5 секунд, у второй - 40 секунд. И когда до супостата от 1 до 8 км, «Волна» куда эффективнее, а П-35 будет добивать уже горящую цель.

Но это все - элементы большой войны. А что бы ни делала Россия на Черном море и Украине, США никогда не решатся начать тотальную термоядерную войну. Локальная же ядерная война не страшна ни США, ни РФ. Так, взрыв 200-500 тактических ядерных боеприпасов в Черном и Средиземном морях оставят в пределах нормы радиационный фон как в Вашингтоне, так и в Москве. Но на локальную войну в Европе никогда не согласятся европейские державы. Так что на Черном море могут возникнуть лишь отдельные конфликтные ситуации.

Так, к примеру, американцы могут зайти в территориальные воды в районе Крыма. В этой ситуации можно обойтись без «Оникса» или «Москита». Достаточно «случайного» навала, а лучше тарана севастопольским буксиром американского крейсера, а корпуса у наших буксиров достаточно крепкие. В конце концов, стоимость буксира раз в 100 ниже стоимости крейсера.

Думаю, американским адмиралам следует хорошо подумать, прежде чем отправлять свои корабли «с дружественными визитами» в украинские порты. На Украине фактически идет гражданская война. Люди в униформе без опознавательных знаков жгут БМП и БТР, сбивают вертолеты. Явится крейсер янки в Одессу и попадет под обстрел крупнокалиберной снайперской винтовки, а лучше - из РПГ или переносного ПТУРСа. Так что почитали бы адмиралы 6-го флота Грибоедова: «Друзья, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок».

И вот сейчас, 14 мая 2014 г., в Черном море нет ни одного корабля янки. Фрегат «Тейлор» прошел Босфор 12 мая, и сейчас, видимо, уже в Эгейском море. И, между прочим, с 1 января 2014 г. ни один американский корабль не то что не зашел в украинский порт, но даже не приблизился к их территориальным водам. С чего бы?

Шестой флот США (англ. United States Sixth Fleet) - оперативное объединение американских военно-морских сил в Европе. Штаб-квартира располагается в Неаполе. Командующий (с августа 2008) - вице-адмирал Брюс Клинган (англ. Bruce Clingan). С 2004 года штаб Шестого флота действует как единая организация со штабом Американских морских сил в Европе. Командующий флотом одновременно является заместителем командующего Американскими морскими силами в Европе (англ. COMNAVEUR). Оба командующих занимают соответствующие посты в военной организации НАТО.

Флагман флота - десантный/комбинированный штабной корабль (LCC/JCC 20) Mount Whitney. Корабли, входящие в 6-й флот, меняются на ротационной основе. Зоной ответственности флота является Средиземное море и прилегающие воды Атлантики, особенно подходы к Гибралтару. Однако с 2005 года район действий флота расширен и включает также побережье Африки (особенно Гвинейский залив).

Военно-морские базы флота в Италии

Специя - ГВМБ Италии в Тирренском море. Здесь расположен объединенный противолодочный центр ВМС НАТО, а также полигоны противолодочного и минно-трального оружия. Подходы к военно-морской базе прикрываются семью батареями береговой артиллерии.

ВМБ Аугуста, расположенная на юго-восточном побережье о. Сицилия в гавани Мегаресе, является крупным пунктом снабжения ГСМ и объединенных ВМС НАТО, в первую очередь кораблей 6-го флота США.

В ВМБ Неаполь (является также передовым пунктом базирования военно-морских сил США) дислоцируются силы 6-го флота США и периодически корабли ВМС Италии. В районе этой базы размещены стационарный (защищенный) пункт управления главнокомандующего ОВС НАТО, штабы объединенных вооруженных сил, ВВС и ВМС НАТО на Европейском ТВД, объединенной базовой авиации и объединенных подводных сил НАТО на Средиземном море, а также штаб Нижне-Терренского морского округа.

Гаэта - передовой пункт базирования американских ВМС, в частности флагманского корабля 6-го флота США. Здесь же находятся штаб и береговой КП командующего 6-м флотом.

На передовом пункте базирования ВМС США Ла-Маддалена базируются плавбаза подводных лодок и одна-три американские многоцелевые ПЛА. Возможен заход кораблей США для тылового обслуживания, пополнения запасов топлива, воды, продовольствия и отдыха личного состава.

Организация командования ВМС и сил Тихоокеанского и Атлантического флота США

Командование сил флота США (USFFC - U.S. Fleet Force Command) - относительно новое в составе военно-морских сил страны, сформированное впервые в истории ВМС в 2001 году на волне только что объявленной командованием «трансформации» флота и национальных вооруженных сил в целом с учетом вызовов и угроз нового столетия. Первоначально по замыслу начальника штаба ВМС (в то время адмирала Вернера Кларка) оно предназначалось главным образом для «разгрузки» его аппарата от рутинных обязанностей по организации комплексного тылового обеспечения и централизованной координации подготовки сил флота (в масштабах Атлантического и Тихоокеанского флотов) к оперативному развертыванию. Командующим новым формированием был назначен по совместительству тогда еще ГК Атлантическим флотом (с октября 2002 года - командующий). До 2006 года новое командование, фактически не имевшее в своем составе (и подчинении) каких-либо штатных сил флота, играло малозаметную роль и имело чисто вспомогательное значение, дублируя, по существу, ряд функций штаба ВМС.


В мае 2006 года новый начальник штаба ВМС (адмирал Майкл Муллен) заметно повысил статус командования (до 2-го командного эшелона), придав ему силы Атлантического флота и трансформировав должность командующего этим флотом (COMLANTFLT) в должность командующего силами флота США (COMUSFLTFORCOM). При этом его полномочия были существенно расширены. Находясь в прямом подчинении и являясь главным советником НШ ВМС по вопросам комплектования личным составом, тылового обеспечения, оснащения и подготовки к оперативному развертыванию всех сил американского флота, командующий USFFC возглавил также формирования (компоненты) ВМС в составе объединенных вооруженных сил (USJFC - U. S. Joint Force Command), Североамериканского (U. S. Northern Command) и Стратегического (U. S. Strategic Command) командований ВС США. В настоящее время командующим USFFCOM является (с 29 сентября 2007 года) адмирал Джонатан Гринерт (штаб в ВМБ Норфолк, штат Виргиния).

Предназначение и основные функции командования сил флота США руководство ВМС обосновывает ссылками на следующие концептуальные документы:

  • «Скоординированная стратегия морской мощи XXI столетия» - новая Морская стратегия США, совместно разработанная в штабах ВМС, морской пехоты и Береговой охраны и окончательно принятая в октябре 2007 года.
  • «Директива начальника штаба ВМС (CNO Guidance) на 2007-2008 годы», предписывающая применение положений Морской стратегии для установления гарантированного преимущества американской морской мощи и доминирования на море в глобальном масштабе.
  • «Стратегический план ВМС» (Navy Strategic Plan), к настоящему времени полностью синхронизированный с положениями Морской стратегии и определяющий направления разработки программы развития будущих ВМС на период до 2020 года.
  • «Концепция оперативно-стратегического применения ВМС» (Naval Operations Concept), разработанная в 2006 году, приведенная к настоящему времени в полное соответствие с Морской стратегией и предписывающая будущий характер боевых действий флота и морской пехоты.
В соответствии с этими руководящими документами определены и основные функции (задачи) командования сил флота США.

Важнейшей функцией USFFC является подготовка боеготовых сил ВМС к развертыванию в состав зональных командований ВС США во взаимодействии с командующим Тихоокеанским флотом. Она включает:

  • организацию, комплектование, боевую подготовку и оснащение Атлантического флота и всех сил ВМС (в том числе Тихоокеанского флота);
  • разработку и исполнение «Плана экстренного развертывания флота» (FRP-Fleet Response Plan) путем соблюдения цикличности боевой подготовки сил флота, доктринальных концепций подготовки и проведения объединенных операций, в том числе с привлечением коалиционных сил, а также боевого применения информационных сетей;
  • скоординированное с зональными командованиями (2-го эшелона) слаживание сил так называемого глобального флота (Navy Global Force), участие в разработке и внедрении системы проведения объединенных операций с поэтапным развертыванием сил в состав ВМС США в зонах Тихого океана, Европы, ОЦК, Центральной и Южной Америки;
  • определение и Обобщение материально-технических потребностей ВМС для ведения операций, поддержания боевой готовности и проведения оперативно-тактической подготовки сил;
  • повышение общей боеготовности флота.
К другим задачам относятся:
  • представление начальнику штаба ВМС сводного отчета по материально-техническим потребностям флота на поддержание боеспособности и боеготовности сил (включая все компоненты ВМС в составе зональных командований ВС США) и разработка концепций операций флота (CONOPS);
  • планирование оперативного применения компонента ВМС в составе командования ОВС США (JFCOM) и сил флота, поддерживающих оборонительные возможности Североамериканского командования (NORTHCOM) и Стратегического командования ВС США (STRATCOM), в том числе в глобальных стратегических операциях, и организации объединенной ПРО континентальной части США, в информационных операциях и при ведении радиоэлектронной разведки;
  • исполнение предписанных начальником штаба ВМС обязанностей по борьбе с терроризмом и защите собственных сил (AT/FP - Anti-Terrorism/Force Protection), включая доведение стандартов и правил AT/FP до всех частей и кораблей ВМС.
Зоной ответственности командования является вся акватория Атлантического океана - от Северного полюса до Южного тропика и от побережья Соединенных Штатов до берегов Западной Европы.

Организационная структура и боевой состав командования сил флота США

В настоящее время кроме объединений однородных сил Атлантического флота в административное подчинение USFFC переданы штабом ВМС два крупных межфлотских (морских перевозок и минно-тральное/противолодочное) и пять береговых (разработки концепций боевого применения флота, боевого использования информационных систем, обеспечения экспедиционных сил флота, боеприпасов, метеорологии и океанографии) командований ВМС.

В соответствии с оперативной организацией на базе объединений однородных сил Атлантического флота формируются 2-й (развертывается в Северной Атлантике), 4-й (в Южной Атлантике, Карибском бассейне и юго-восточной части Тихого океана) и 6-й (в Средиземном море) флоты. При этом 2-й флот остается в прямом подчинении командующего силами флота США (представляет компонент ВМС в составе командования OBC/USJFC). При решении задач обороны Североамериканского континента (CONUS) со стороны моря 2-й флот может взаимодействовать с 4-м, который организационно представляет компонент ВМС в составе командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки. Командующий 3-м флотом (формируется в составе Тихоокеанского флота) координирует с командующим силами флота США цикличность боевой подготовки кораблей и частей, базирующихся на Западном побережье США.

В боевом составе объединенного стратегического командования США USFFC представлено стратегическими ракетными силами морского базирования - атомными ракетными подводными лодками типа «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-2» (из состава подводных сил флота).

2-й оперативный флот (штаб в ВМБ Норфолк, штат Виргиния), в зону ответственности которого до недавнего времени входил весь Атлантический океан (около 38 млн квадратных миль) - от Северного полюса до Южного и от берегов Северной и Южной Америки до Западного побережья Европы, включая также Западное побережье Центральной Америки - с формированием (к 1 июля 2008 года) 4-го флота, развертывается и отвечает за планирование и проведение военных операций практически только в Северной Атлантике. Под оперативным управлением командующего 2-м флотом (в настоящее время вице-адмирал Марти Чаник) осуществляются переходы корабельных соединений и групп через океан, проводятся учения ВМС, в том числе объединенных сил и комбинированные, а также другие специальные операции в целях повышения оперативной готовности сил флота США к проведению операций в зоне Атлантики.

Типовая организационная структура 2-го флота предусматривает формирование в его составе 20 оперативных соединений (TF - Task Force), в том числе:

  • 20 о. с. - боевые ударные силы (Battle Force),
  • 21 о. с. - патрульно-разведывательные силы,
  • 22 о. с. - амфибийные силы,
  • 23 о. с. - десантные силы,
  • 24 о. с. - силы ПЛО,
  • 25 о. с. - силы тылового обеспечения,
  • 27 о. с. - силы постоянной готовности.
В состав соединений входят оперативные группы (например, 20.1 АУГ), отряды (23.2.3) и элементы (25.5.3.2).

В кризисной обстановке, реальной или условной (при проведении крупных учений по урегулированию вооруженных конфликтов), 2-й флот принимает организацию 120-го объединенного оперативного соединения (JTF 120), формируемого наряду с другими объединенными соединениями в составе командования ОВС США (USJFCOM). Такое соединение может включать авианосные, экспедиционные и корабельные ударные группы Атлантического флота, армейские воздушно-десантные и воздушно-штурмовые части быстрого реагирования, части и подразделения ВВС, амфибийно-десантные силы МП и при необходимости патрульные корабли и подразделения БОХР США. В круг задач 120 о. о. с. входит усиление и оказание поддержки СВ во всей зоне ответственности командования ОВС США (Атлантический ТВД).

4-й оперативный флот, сформированный 1 июля 2008 года (командующий - контр-адмирал Джозеф Д. Кернан, штаб в ВМБ Мейпорт, штат Флорида), представляет ВМС в составе объединенного командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки и предназначен для развертывания и оперативного использования в этой зоне. Приняв на себя часть прежних функций 2-го флота в Карибском бассейне, он может с ним взаимодействовать при решении задач командования сил флота США по обороне территории Штатов (по крайней мере, с южных направлений). По данным американских информационных агентств, к настоящему времени сформированы 40, 41, 42 и 45-е оперативные соединения, а полное укомплектование 4-го флота должно завершиться к 2009 году. В кризисной обстановке на его основе предусматривается (по аналогии со 2-м флотом) формирование 140-го объединенного оперативного соединения (JTF 140).

Штатный боевой состав командования сил флота США определяется наличием боеготовых авианосцев, надводных кораблей, подводных лодок, авиационных соединений и эскадрилий объединений однородных сил Атлантического флота, а также судов вспомогательного флота командования морских перевозок (КМП) ВМС. Всего в составе Атлантического флота числится около 160 кораблей и судов, до 1 300 самолетов и вертолетов и 118 000 военнослужащих ВМС. Организационная структура и состав командований однородных сил флота рассматриваются ниже.

Командование надводных сил флота (COMNAVSURFOR) возглавляет по совместительству командующий надводными силами Тихоокеанского флота (COMNAVSURFPAC). Объединение надводных сил Атлантического флота (COMNAVSURFLANT) составляет костяк надводных сил флота и включает следующие соединения: надводных кораблей (2-я группа НК, группы надводных сил на Средиземном море и разработки боевых действий) и эскадренных миноносцев (2, 14, 22, 24, 26 и 28-я эскадры); амфибийных (2-я экспедиционная ударная группа, 2, 4, 6 и 8-я эскадры, 2-я группа плацдарма высадки десанта, 21-я и 22-я эскадрильи боевого управления авиацией) и минно-тральных сил (1-я с 11-м дивизионом, 2-я и 3-я с 31-м дивизионом эскадры МТК). При оперативном использовании МТС им придаются также 14-я и 15-я эскадрильи вертолетов-тральщиков из состава воздушных сил флота. Кроме того, к надводным силам причислены патрульные корабли (ПК) региональной поддержки.

Подводные силы флота (COMNAVSUBFOR) возглавляет командующий подводными силами Атлантического флота (COMSUBLANT). В их состав входят следующие соединения: 2-я группа подводных лодок (2, 4, 6 и 8-я эскадры атомных многоцелевых подводных лодок, 12-я опытовая эскадра ПЛА), 8- и 10-я (16-я и 20-я эскадры атомных ракетных подводных лодок) группы. В настоящее время подводные силы Атлантического флота объединяют до 40 подводных лодок и 15 000 человек личного состава, включая экипажи кораблей и обслуживающий персонал. Подводные лодки несут боевую службу в Атлантике, Арктике, в Тихом и Индийском океанах и на Средиземном море. Обслуживание лодок и их экипажей между походами осуществляется в двух центрах обеспечения (Naval Submarine Support Center) - в ВМБ Норфолк и Гротон.

Командование воздушных сил флота (COMNAVAIRFOR) возглавляет по совместительству командующий воздушными силами Тихоокеанского флота (COMNAVAIRPAC). Объединение воздушных сил Атлантического флота (COMNAVAIRLANT) включает: 2-ю авианосную ударную группу (АУГ) с АВМА «Теодор Рузвельт» (на борту 8 Акр), 8-ю АУГ с АВМА «Дуайт Эйзенхауэр» (на борту 7 Акр и командир 28-й эскадры эсминцев), 10-ю -АВМА «Гарри Трумэн» (3 Акр и командир 26-й эскадры эсминцев) и 12-ю - АВМА «Энтерпрайз» (1 Акр, командир 22-й эскадры эсминцев). По мере формирования АУГ с началом отработки цикла боевой подготовки перед очередным развертыванием на боевую службу они переходят в подчинение командующему 2-м оперативным флотом. (АВМА «Карл Винсон» до 2010 года проходит капитальный ремонт с перезарядкой реакторов на судоверфи в Ньюпорт-Ньюс.)

Авиационные соединения воздушных сил Атлантического флота, на основе которых формируются, в частности, авиакрылья (Акр) авианосной авиации, представлены в настоящее время (на начало августа 2008 года) шестью типовыми Акр (из них два вертолетных). В настоящее время это авиакрылья: истребителей-штурмовиков в составе 11, 15, 31, 32, 34, 37, 81, 82, 83, 86, 87, 103, 105, 106, 131, 136, 143, 211 и 213 ишаэ (VFA); боевого управления и тылового обеспечения - 120, 121, 123, 124, 125, 126 аэ ДРЛО (VAW) и 40 птаэ (VRC); 5-е (8, 10, 26 паэ - VP, 1-я специальная паэ - VPU) и 11-е (5,16,45 паэ, 1-я отдельная испытательная аэ VX, 1-я отдельная исследовательская аэ VX и 30-я отдельная учебно-боевая паэ) патрульно-разведывательные; ударных (40, 42 44, 46, 48 и 60 аэ лмв - HSL) и боевых вертолетов (6 смаэ - VC, 14 и 15 аэ втщ - НМ, 3,5, 7, 11, 15 аэ плв - HS, 2,4, 22, 26, 28 и 84 аэ бв - HSC).

Кроме того, к воздушным силам Атлантического флота причислено командование авиации флота на Средиземном море (COMFAIRMED) в составе: 4 аэ бв (Авб Сигонелла, Италия), 2 раэ (Авб Рота, Испания), центры тактической поддержки (TSC) на авиабазах Рота и Сигонелла.

Командование морских перевозок ВМС (штаб в г. Вашингтон), переданное начальником штаба ВМС (как межфлотское) под управление командующего силами флота США, решает в интересах американских военно-морских сил комплекс задач, связанных с обеспечением стратегической мобильности ВС страны и тыловым обеспечением группировок ВМС во всех районах их передового присутствия и развертывания. Командующий КМП (вице-адмирал) обеспечивает материально-техническую готовность судового состава командования к экстренной переброске войск и грузов в интересах как ВМС (по директивам командующего силами флота США и начальника штаба ВМС), так и министерства обороны (по указаниям командующего объединенным командованием стратегических перевозок ВС - ОКСП). При этом он оперирует штабом (в ВМБ Норфолк) подчиненного ему командования обеспечения флота морских перевозок (Military Sealift Fleet Support Command). Тыловое обеспечение ВМС в составе передовых группировок обеспечивают пять зональных командований КМП (Sealift Logistic Command). При этом непосредственно в интересах командования сил флота США действует командование морских перевозок тылового обеспечения на Атлантике (штаб в ВМБ Норфолк), которое обеспечивает транспортировку средств МТО и боеприпасов для ВС США в Западной Атлантике и Мексиканском заливе, а также отвечает за тыловое обслуживание сил 2-го и 4-го оперативных флотов.

Судовой состав КМП включает до 120 судов различного назначения, в том числе суда вспомогательного флота (категорий подвижного тылового обеспечения и тылового обслуживания, входят в численность корабельного состава ВМС); специального назначения; обеспечения стратегических перевозок, заблаговременного складирования ОВТ и запасов МТО и резерва КМП первой очереди. До 100 судов КМП всех категорий постоянно находятся в море, выполняя свои задачи в интересах обеспечения флота и ВС США в целом. (В состав Атлантического флота постоянно входят до 30 судов.)

Минно-тральное и противолодочное командование (NMAWC - Naval Mine and Anti-Submarine Warfare Command) было сформировано (как межфлотское объединило два отдельных командования) и вошло в состав командования сил флота США 1 октября 2006 года. Постоянных сил оно в своем составе не имеет - эскадры минно-тральных кораблей, эскадрильи вертолетов-тральщиков, разнородные силы противолодочной обороны по-прежнему административно входят в состав объединений однородных сил флотов и согласно оперативному планированию передаются в состав командовании ВМС (оперативных флотов) в передовых районах для несения боевой службы.

Командование NMAWC рассматривается главным образом как центр совершенствования боевых действий с применением противоминных и противолодочных сил и средств, координирующий все аспекты развития и боевого применения этих сил с командованиями и органами тактических и технических разработок ВМС. В компетенцию командования входит: продвижение новых технологий при создании новых образцов противоминного и противолодочного вооружения; определение требований к текущей и будущей боеготовности сил ПЛО и ПМО; совершенствование их боевой и квалификационной подготовки в интересах повышения эффективности действий на любом уровне, в том числе при обеспечении сертификационных учений оперативных соединений и групп перед развертыванием на боевую службу и непосредственно в составе передовых группировок.

Береговые командования, переданные в состав сил флота США (см. схему), играют важную роль в решении ряда специфических задач, поставленных командованию USFFC. Согласно их функциональному предназначению одно из них разрабатывает концепции боевого применения сил флота, другое - направления боевого применения информационных сетей, третье ведает вопросами обеспечения флота боеприпасами и вооружением, четвертое обрабатывает данные океанографических и гидрографических исследований, в том числе гидроакустической разведки, добываемые судами специального назначения КМП, пятое решает актуальные задачи боевого и тылового обеспечения экспедиционных сил ВМС.

Командование обеспечения экспедиционных сил ВМС (NECC - Navy Expeditionary Combat Command, штаб в ВМБ Литл-Крик, штат Виргиния) особо значимо в составе командования сил флота США, в силу своей специфики. Оно было сформировано решением начальника штаба ВМС в январе 2006 года и к настоящему времени имеет тщательно отработанную организационную структуру сил. Командование NECC координирует боеготовность, комплектование личным составом, подготовку и оснащение своих частей и подразделений (в общей сложности до 40 тыс. военнослужащих регулярных сил и резерва), дислоцирующихся в базах Восточного и Западного побережий США, а также за рубежом, и определяет порядок их боевого применения в составе передовых группировок ВМС. Мобильные подразделения сил поддержки и усиления экспедиционных и оперативных соединений флота из состава экспедиционных групп обеспечения безопасности, обезвреживания боеприпасов, прибрежных боевых действий, тылового обеспечения ВМС, групп речных патрульных катеров, инженерно-строительных частей и других подразделений командования постоянно развертываются в передовые районы, участвуют в операциях по обеспечению безопасности на море и в боевых действиях американских и коалиционных ВС (в Ираке, Афганистане, Персидском заливе и зоне Африканского Рога).

В результате масштабной реорганизации командования сил флота США, придания ему объединений Атлантического флота, КМП и ряда других значимых структур руководству ВМС удалось значительно повысить статус USFFCOM и выдвинуть его в разряд одного из ведущих в составе этого вида ВС. Командующий силами флота США по существу стал вторым лицом в руководстве военно-морских сил. Не случайно адмирал Гарри Ругхед, который занимал эту должность с мая по сентябрь 2007 года, был назначен на пост начальника штаба ВМС.

Типовая структура 6-го флота

  • 3.1 Task Force 60 Battle Force
  • 3.2 Task Force 61, Amphibious Assault Force
  • 3.3 Task Force 62, Landing Force (Marine Expeditionary Unit)
  • 3.4 Task Force 63 Logistics Force
  • 3.5 Task Force 64 Special Operations
  • 3.6 Task Force 67 Land-Based Maritime Patrol Aircraft
  • 3.7 Task Force 68, Maritime Force Protection Force
  • 3.8 Task Force 66/69 Submarine Warfare

В среду 7 декабря командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго заявил, что длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена до четырех месяцев: "Это зависит от того, станут ли вызовы в регионе более или менее срочными.

Очевидно, когда действия становятся более интенсивными, вы наблюдаете присутствие дополнительных кораблей".

Североатлантический альянс готов внести свою лепту в этот опасный процесс. 26-27 октября в Брюсселе министры обороны 28 стран-членов НАТО обсудили усиление присутствия в Черноморском регионе.

Реальность всегда сложнее и жестче, нежели представляют себе вашингтонские и брюссельские стратеги. Будет ли реализовано послание вице-адмирала Джеймса Фогго?

Очертания будущего

6-й (Средиземноморский) флот ВМС США — это шесть оперативных групп, серьезная сила. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля Mount Whitney, комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты, прибывающими в Средиземное море на срок 6 — 8 месяцев.

Корабли приходят и уходят, однако их количественный состав практически не меняется.

Основа 6-го флота — оперативное соединение в составе одного-двух авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Флот располагает подводными лодками, соединениями десантных кораблей с морской пехотой, а также значительным количеством военно-морских баз, пунктов материально-технического обеспечения (Гаэта, Неаполь, Ла-Маддалена, Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста, Рота) и авиабаз в Испании, Франции, Италии, Греции, Турции и других европейских странах НАТО.

Зона ответственности 6-го флота США — Средиземное и Черное моря, прилегающие воды Атлантики, побережье Африки (Гвинейский залив).

Для эффективного управления на этом широком географическом пространстве действиями ВМС и Корпуса морской пехоты имеется штабной корабль Mount Whitney, предельно насыщенный приемно-передающей и разведывательной аппаратурой.

Что делает в Черном море флагман 6-го флота США Маневры в Черном море флагманского корабля 6-го флота США Mount Whitney - это военная разведка, поощрение русофобии причерноморских государств, подрыв региональной стабильности, полагает Александр Хроленко.

Атомный авианосец — это 70-80 самолетов различного назначения, 1900 тонн боезапаса (включая ядерное оружие), современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, системы пожаротушения, гигантские хранилища и экипаж в пять тысяч человек.

Американские корабли с боевой информационной системой "Иджис" интегрированы в систему ПРО, и способны ослабить ответный ракетный удар со стороны России.

Как правило, вблизи российского Крыма "патрулируют" эсминцы типа "Арли Берк" с крылатыми ракетами "Томагавк" на борту.

Повторюсь: в рамках конвенции Монтрё корабли 6-го флота могут войти в Черное море строго на три недели (кроме авианосцев, которым нельзя зайти даже на один день). Однако американцы не раз нарушали временные , а российская сторона при этом лишь укоряла партнеров по линии МИД, не применяя военную силу в той или иной форме. Союзники по альянсу и другие причерноморские страны просто закрывали глаза.

Возможно, у вице-адмирала Фогго возникла и окрепла иллюзия полной безнаказанности, даже на случай четырехмесячного пребывания в акватории Черного моря группы кораблей 6-го флота США.

Горячий Джеймс

Эксперт об американских ВМС в Средиземноморье: ситуация для США критическая В Средиземное море вошли два американских десантных корабля. Военный эксперт Константин Сивков связывает это с наступлением сирийских войск в Алеппо и отсутствием успехов США во взятии иракского Мосула. Своим мнением он поделился с радио Sputnik.

Идеолог революционных перемен в Черноморском регионе — не первое лицо Пентагона, и все же человек серьезный. Уроженец штата Вирджиния Джеймс Фогго — выпускник Военно-морской академии США 1981 года , имеет степень магистра в области государственного управления Гарвардского университета (США) и диплом исследователя в области обороны (Diplôme d"Etudes Approfondies) Страсбургского университета (Франция). Успешно служил на подводном флоте, на ответственных командных и штабных должностях, а также в качестве специального помощника в Канцелярии заместителя министра обороны. Имеет множество наград.

Возможно, Фогго надеется "обойти Монтрё" посредством туманных рассуждений о "праве на свободное морское судоходство".

Черноморский флот России в своей зоне ответственности внимательно наблюдает за кораблями 6-го флота США. И не случайно в одном из интервью вице-адмирал Джеймс Фогго отметил, что американские корабли в Черном море "в девяти случаях из десяти поджидает российский военный корабль…

Это стратегическое послание, меня это всегда впечатляет. Незамедлительно отправить в море корабли не так ".

Россия оперативно встречает незваных гостей и над акваторией Черного моря, как это было в сентябре с самолетом-разведчиком США Р-8 Poseidon.

Наблюдая реконструкцию южной части "железного занавеса", Москва не стремится к конфронтации с Западом, и все же для обеспечения национальной безопасности принимает ответные меры. Черноморский флот и только в рамках одной федеральной программы до 2020 года более 86 млрд. рублей. С марта 2014 года российские противокорабельные комплексы "Бастион" с противокорабельными ракетами "Оникс" в Крыму держит под прицелом большую часть Черного моря до турецких берегов и всё побережье Украины. Вот в чем "стратегическое послание" России.

Если в Вашингтоне присутствует понимание серьезности российских намерений на Ближнем Востоке, там должны ясно представлять последствия неограниченного присутствия в черноморском регионе, непосредственно у российских границ кораблей 6-го флота США.

Надеясь на силу и ловкость в зоне между компромиссом и конфронтацией, Пентагон последовательно повышает опасность прямого военного столкновения с Россией.