Благовещенский собор московского кремля - древнейший памятник русской старины. Московский Кремль: Благовещенский собор Кто построил благовещенский собор на красной площади

Благовещенский собор Московского Кремля – один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.


Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Архитектура

Внешняя архитектура храма

Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.


Под куполами собора по окружности сделаны декоративные полукруглые нишки в стиле псковского зодчества. Фасад здания украшают пояски «бегунка» и «поребрика» из кирпича особой формы. В стиле московского зодчества сделаны ярусы кокошников и килевидных закомар, продолжающихся расчлененными лопатками. Основной объем храма дополняется с четырех сторон пристроенными приделами. Приделы возведены над углами галерей и представляют собой маленькие тонкостенные церковки, увенчанные золотым куполом. По историческим сведениям, приделы были построены в честь венчания русского царя Ивана Грозного. До постройки приделов Благовещенский собор ничем ни отличался от многих храмов Москвы, теперь же он обрел объемную красоту и величие, сравнимую только с Покровским собором.

Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.


Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.

Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.

Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.


Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.

Внутреннее убранство храма

Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.

Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.

Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.


Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.


Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Соборы Кремля - Благовещенский собор и Успенский - давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор - это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский - усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя - Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое - цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни - святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа - ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды - создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца - то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов - Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса - праотеческий и пророческий - были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор - типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади . Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Из истории Благовещенского собора Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова . Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади , из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма . Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение - нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части - нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза - в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого , куда он был доставлен из Византии.

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь .

Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга . В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет , который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия . А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году , а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году , во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году , собор становится девятиглавым .

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским , происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.


Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году .
В 1993 году , в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская , авторства Феофана Грека.

икона Божьей Матери Пименовская

чудотворная икона Божьей Матери Донская

Благовещенский собор Московского Кремля на фото


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.


Крупный план позолоченных куполов храма.

Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в комментариях.

Замечательный памятник истории и культуры XV в., Благовещенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был домовым храмом великих князей и царей русского государства.

История собора

Белоснежный и «златоверхий» собор Благовещения «на царских сенях» хранят память о многих значительных событиях в жизни великих князей и царей Руси. В течение столетий он был домовой церковью правителей страны. Здесь они совершали венчания, получали благословение на царствование, крестили детей, отмечали церковные праздники и прощались с близкими. Только здесь «сильные мира сего» в доверительных, уединённых беседах с личным духовником могли «излить свою душу». Вместе со страной храм пережил многочисленные московские пожары, войны, Смутное время, гибель старой династии и воцарение новой, революции ХХ века…

Среди историков нет единого мнения о времени возведения в первого храма, освящённого в честь светлого праздника Благовещения. Некоторые из них полагают, что деревянный собор был построен по повелению князя Андрея Александровича ещё в конце XIII в. На смену ему пришел храм 1367 года, возведенный по указу . Но большинство исследователей придерживаются точки зрения, что основателем домового храма стал . В 1397 г. был построен каменный собор, который простоял до 1484 г. Согласно свидетельству «Троицкой летописи» над его убранством в 1405 г. работали великие мастера древнерусской иконописи: , Прохор с Городца. В конце XV в. этот храм уже не соответствовал ни архитектурному облику обновлённого Кремля и , ни желаниям амбициозного князя . Собор был разобран до подклета и за пять лет возведён заново. За его перестройкой постоянно наблюдал духовник царя, для которого Иван III около стройки распорядился установить палатку. По повелению царя купола собора заблистали золотом. Новое здание домового собора было освящено митрополитом Геронтием в 1489 г.

При пожаре 1547 г. храм серьёзно пострадал. Восстановление его с существенным изменением архитектурного облика завершилось к 1566 г. Тогда он и обрёл узнаваемый пирамидальный вид. Первоначально здание имело три купола: центральный и ещё два на восточной стороне. В царствование на сводах опоясывающих храм галерей было устроено четыре придела: во имя Св. Николая Чудотворца, Св. блгв. князя , Входа Господня в Иерусалим, Архангела Михаила (переосвещён в 1584 г. в Собор Архангела Гавриила). Над каждым из них была сооружена своя глава. Ещё две было добавлено на основной объём и, таким образом, собор стал девятиглавым. Девятиглавье храма в русской культовой архитектуре символизирует образ пресвятой богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

В 1572 г. частью храма стало легендарное грозненское крыльцо, с которого Иван IV увидел в 1584 г. в небе комету, примету своей скорой смерти. После строительства Верхоспасского собора при теремном дворце в 1665 г. Благовещенский храм утратил своё значение как домовый храм русских царей. Однако вплоть до низложения последнего императора в 1917 г. его протопресвитер оставался духовником для многих членов императорской семьи. Каждое посещение императором подразумевало и обязательное посещение древнего храма. И после переезда двора в государи не забывали о домовом храме своих предков. В 1820 в нём был освещён придел Александра Невского, а в 1836 г.ещё один в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

Осенью 1917 г. храм сильно пострадал при обстреле Кремля. Артиллерийским снарядом было разрушено знаменитое грозненское крыльцо. В марте же месяце 1918 г., как и другие кремлёвские храмы, Благовещенский собор был закрыт. С того времени это один из музеев столицы. Только один раз в году, в день престольного праздника, в его стенах снова проходит патриаршее богослужение.

Архитектурное своеобразие

В облике храма заметно взаимопроникновение псковской архитектурной традиции и только формирующейся московской школы. Для псковских зодчих характерно применение квадратных столбов во внутреннем пространстве, высокие арки. В то же время присутствуют архитектурные детали, свойственные московскому стилю культовой архитектуры: килевидные формы порталов дверных проёмов, узорчатые пояса.

Строительство собора было доверено псковским зодчим Кривцову и Мышкину, и это одна из загадок храма. Дело в том, что в 1472 г. произошла ужасная катастрофа - , возводимый псковичами, неожиданно рухнул. Но зодчие были не только прощены, но и получили новый важный заказ. По мнению историков, есть несколько причин для такого неожиданного решения великого князя. Первая возможная причина этого состояла в нехватке умелых архитекторов, поэтому их не отстранили от дел. По другой версии, псковичам была предложена эта работа, чтобы не раздражать ревнителей русской традиции. Ведь главный храм страны, Успенский собор, построил не просто чужеземец, но ещё и католик - . В противовес этому строительство домового храма было поручено русским мастерам.

По базовым признакам Благовещенский собор - это классический четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами. Своими размерами, вероятно, он соответствует пропорциям более раннего разобранного собора.

Отличительной чертой собора стало устройство по его периметру галерей-папертей, одна из которых соединялась переходом с великокняжеским дворцом. Возможно, первоначально они были открытыми, так как строились приглашёнными мастерами из Италии в XVI в. Но уже на рисунках середины XVI в. видно, что они остеклены, вероятно, слюдой. Часть из них с восточной стороны позднее была разобрана в XIX в., вместе со сносом Казённой палаты.

На сохранившуюся южную паперть ведёт украшенное искусной резьбой крыльцо. По преданиям, именно здесь Иван Грозный слушал проповеди после того, как ему было временно запрещено посещать богослужения после четвёртого брака. В 1654 г. над парадным входом был сооружен придел архангела Михаила. Для усиления конструкции были подведены мощные столбы, а более лёгкие и изящные первоначальные колонны с резными капителями оказались утрачены.

Входы в храм выполнены в виде резных порталов. Северный вход предназначался для торжественных официальных церемоний: праздничных шествий, встреч послов других государств и т.п. Южные двери собора служили парадным выходом государя к народу. Повседневным был западный вход со стороны дворца. Совершенно необычен для православного храма вход с востока. Через него входили в храм участники торжеств на Соборной площади. В наши дни он является основным.

Над декором западного и северного входа работали итальянские мастера. Двери обрамлены отдельно стоящими колоннами в коринфском стиле с развитым антаблементом. Венчает конструкцию портала пышно украшенный резным декором архивольт. Поверхность камня плотно заполнена искусной резьбой в высоком рельефе. Резные изображения дельфинов, светильников, сфинксов и ваз были в числе любимых сюжетов итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Настоящим произведением искусства являются двустворчатые двери. Обитые медными листами, они украшены живописными библейскими сюжетами. Их, несколько неожиданно, дополняют изображения Диогена, Менандра, Гомера, Еврипида и других античных философов и поэтов.

Южный портал существенно отличается по стилю. Он был восстановлен только в 1846 г. Вход в храм оформлен по канонам раннемосковского зодчества. Его обрамляют лёгкие полуколонки с бусинками посредине и снопообразной капителью, чередующиеся с прямоугольными выступами. Килевидное завершение портала гармонично сочетается с аналогичным оформлением верхней части стен.

Интерьер храма

Конструктивное решение центрального пространства храма подчёркивает его устремлённость ввысь. Ступенчатые арки, коробовые своды рукавов креста, высокий барабан - все эти архитектурные конструкции придают помещению вертикальную динамику. Эффект движения усилен организацией освещения зала: его нижний уровень затемнён, а дневной свет проникает только сверху, через окошки барабана.

В западной части помещения расположены массивные и архаичные по конструкции хоры. Подняться на них было можно либо по винтовой лестнице в толще стены или непосредственно по галерее из княжеского дворца. Вероятно, ранее на хорах размещались дополнительные приделы, так как от основного объёма храма их отделяла двухметровая по высоте стена толщиной в два кирпича. Отличается оригинальностью устройство пола собора. Он выложен из небольших кремниевых плиток с вкраплениями агата и яшмы. По преданию этот пол был перевезён по указу Ивана IV из одного из храмов , куда некогда его привезли из Византии.

Самое древнее сохранившееся помещение - это квадратный подклет старого собора постройки начала XV в. Он сложен из блоков белого камня, тогда как новый собор возводился из кирпича. Центральный массивный столб поддерживает низкие арки, несущие коробовые своды помещения. В конце XV в. при перестройке собора его стены были дополнительно обложены белым камнем и кирпичом. Подклет вероятно изначально предназначался для сбережения царской казны.

Фресковая живопись в интерьере собора

Первоначальная роспись была выполнена Феодосием, сыном известного иконописца Дионисия, в 1508 г. Она сильно обгорела при пожаре в 1547 г., но была восстановлена по первоначальным образцам.

Роспись основной части собора выполнена в традиционной манере. В центральном куполе написан образ Христоса Вседержителя, обновлённый при реставрации в XIX в. В двух других куполах находятся изображения Богоматери Знамение и Саваофа. Чуть ниже изображены ангелы, праотцы и пророки. В парусах свода - святые евангелисты.

В качестве сюжетов для фресок сводов и стен использованы евангельские притчи, различные сцены из Нового Завета, изображения чудес Христа. Некоторые исследователи находят объяснение обилию сцен с чудесами широким распространением различных ересей в XV-XVI вв. Чудеса призваны доказать истину евангельских учений, оспаривавшихся еретиками.

Чрезвычайно редкий по иконографии образ Благовещения изображён на стене собора. Пресвятая дева изображена с кувшином воды в руках у источника в тот момент, когда к ней явился с благой вестью архангел Гавриил. Очень подробно иллюстрируется сюжет Апокалипсиса в центральной части южной, северной и западной стенах. Этот интерес объясняется тем, что 1492 г. от рождества Христова соответствовал роковому 7000 г. от сотворения мира по византийскому летоисчислению, и ожидался конец света.

Роспись на папертях-галереях

Над входом с Соборной площади, на стене восточной паперти, посетителей встречает образ Спаса Нерукотворного, выполненный рукой Симона Ушакова в 1661 г. Основной сюжет росписи стен и свода северной и части западной галерей - генеалогия Иисуса Христа. В монументальной фреске Древо Иесеево иконописец Фёдор Едикеев запечатлел около 200 персонажей. Первый образ, царя Давида, нанесён на стену при входе в северную галерею. Заканчивается фреска изображением Богоматери с младенцем напротив западного входа в собор. Все образы этого произведения объединяют переплетения виноградной лозы. Среди них привлекают внимание изображения Сократа, Аристотеля, Птолемея, Фукидида, Зенона, Платона и пророчиц Сивилл. Некоторые из них в руках держат свитки с цитатами из своих сочинений, согласующихся по смыслу с основными постулатами христианства. На рукописи у Сократа можно разобрать: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание» , у Платона - «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». По предположению многих искусствоведов, средствами живописи до сознания прихожан так доводилась мысль, что лучшие умы Античности уже придерживались протохристианских взглядов и веры. Но существуют и другие версии объяснения изображению язычников в христианском храме. По одной из них, это знак уважения к древней культуре родины первых русских митрополитов, многие из которых были греками.

Весьма оригинально для православия написаны образы древних поэтов: Гомера венчает лавровый венок, а Вергилий одет в мантию и широкополую красную шляпу. Фреска воспринимается как древо христианства. Она символизирует мировое родство всех людей во Христе, поэтому здесь уместны изображения русских князей Даниила Московского, Дмитрия Донского, Василия I и других правителей.

На южной стене северной галереи выполнена фреска «Чудо пророка Ионны». Этот ветхозаветный эпизод воспринимается христианами как пророчество о гибели и воскрешении Христа. Композиция была восстановлена Н. М. Сафоновым в конце XIX в. по старым контурам - графье. Стены западной галереи представляют собой своеобразную иллюстрацию подвига покаяния. Они покрыты изображениями маленьких фигурок в монашеских одеяниях, истязающих себя ради блаженства в раю. На внешней западной стене собора образ Троицы иллюстрирует Книгу Бытия. Изображённые здесь три ангела-путника принимают угощение в доме Авраама и Сарры.

Иконостас

Иконостас собора считается одним из древнейших. Расположенные на нём иконы написаны в самое разное время. Считается, что многие иконы, образующие основу иконостаса, написаны Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца в 1405 г. Долгое время было общепризнано, что они были утрачены в огне пожара 1547 г. Однако последние скрупулёзные исследования показали, что всё-таки эти образы были созданы именно в начале XV в. тремя различными иконописцами, причём один из них в совершенстве владел греческой манерой письма.

Первоначальный иконостас пришёл в негодность в 1812 г., когда наполеоновские солдаты устроили в соборе казарму. После изгнания французов, его заменил иконостас, обложенный бронзовыми чеканными пластинами. Царские врата были покрыты двухпудовым серебряным окладом с изображением евангелистов и Благовещения. В конце XIX в. иконостас снова был заменён. Обитый позолоченной латунью иконостас с эмалью «в древнем вкусе» был изготовлен по рисункам Н. В. Султанова. В качестве образца для него был выбран иконостас Успенского собора. Современное состояние иконостаса соответствует его виду в 1812 г. Тяжёлые серебряные оклады почти везде сняты, за исключением иконы Богоматери слева от царских врат. Живопись икон сильно пострадала. Перед каждым обновлением накануне коронации их поверхность обрабатывали пемзой, чтобы свежая краска на них лучше держалась.

Верхний ряд поясных икон образует праотеческий чин. В его центре изображён Бог-Отец. Ниже его расположен пророческий чин с иконами, изображающими пророков в полный рост в полупоклоне, обращённых к находящемуся в центре образу Богоматери с младенцем на руках. Это самый старинный чин подобного типа, дошедший до наших дней. Два верхних чина из 15 икон были написаны в середине XVI в., в царствование Ивана IV. Иконы праздничного чина по времени создания относятся к началу XV в. Ряд исследователей считают, что семь икон на левой стороне принадлежат кисти Андрея Рублёва, а семь образов справа написаны Прохором с Городца.

Крайне необычным считается деисусный чин иконостаса собора. Здесь традиционно представлены образы святых, молящиеся Господу о спасении земного мира. Во времена создания иконостаса каноническим числом икон в этом ряду равнялось семи, но в Благовещенском соборе их девять. Датируются они концом XIV в. и считается, что три центральные иконы с образом Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи написал Феофан Грек. Далее следуют образы архангелов Гавриила и Михаила, апостолы Пётр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. «В заворот» на стенах собора располагаются образы Св. Георгия и Св. Дмитрия, принадлежащие к деисусному ряду. Необычность деисусного ряда в том, что его дополняют образы святых покровителей московских князей.

Царские врата украшают утончённые изображения архангелов. На правой створке образ архангела Рафаила, почитающегося целителем. На левой створке изображен архангел Уриил, символизирующий беззаветную любовь к Богу.

Местный чин иконостаса

Самые ценные и почитаемые иконы по традиции расположены в нижнем, местном ряду. Правее царских врат находится чудотворная икона «Спас на престоле» (1337). Образ был написан во время правления Ивана Калиты. Первоначально она была передана в Новгород, но была возвращена в Москву после присоединения Новгородской республики к Московскому государству. С ней соседствует с правой стороны храмовая икона Благовещения Устюжского типа, поставленная здесь после событий 1612 г. На раме иконы размещены 24 клейма, иллюстрирующих Акафист Богоматери. Следующий образ в этом ряду один из самых интересных. Это патрональная икона «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек божий». На ней изображены небесные покровители , его брата и соправителя и их отца, царя . До XVIII в. существовала традиция: при венчании на царствование нового государя писалась икона его небесного покровителя и размещалась третьей справа от царских врат. После смерти правителя она переносилась в Кремля. Напротив неё находилось постоянное молельное место великого князя и царя. После переноса столицы в Санкт-Петербург традиция оказалась нарушена и последняя патрональная икона так и осталась на своём месте. Затем следует икона Спасителя с преклонёнными перед ним и Варлаамом Хутынским. В клеймах иконы представлены евангельские притчи.

На южной стене собора находится ещё одна необычная икона, размещённая «в заворот». Из-за ограниченного пространства ей не хватило места в иконостасе. Эта четырёхчастная икона, выполненная в несвойственном для православной традиции стиле. На одном поле в различных его частях здесь есть изображения Иисуса Христа в латах, сидящего верхом на кресте, чудовищных птиц, терзающих тела грешников, смерти с косой в руках, обнажённого Христа, прикрытого крыльями ангелов. В левом нижнем поле иконы изображен царь Иван Грозный в виде коленопреклонённого юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним можно рассмотреть изображение молодой женщины с ребёнком. Это портрет царицы с сыном. Причиной столь редкого изображения живых людей на иконах может быть стремление Ивана IV любыми средствами подтвердить свой статус божьего избранника. Известно, что он в своё время задал церковному Собору вопрос о возможности изображения живущих людей на иконах и получил утвердительный ответ. Изображение Ивана Грозного повторяется в Тихвинской иконе Богоматери как образ богато одетого молодого человека с молитвенно сложенными руками.

В левой части местного чина иконостаса также находится немало интересных икон. На наиболее почётном месте слева от царских врат, там, где со времён Ивана Грозного до начала XX в. находилась Донская икона богоматери, расположен образ Богоматери Шуйской-Смоленской. Её история начинается в середине XVI в. В то время в свирепствовала эпидемия моровой язвы. По совету набожного горожанина был сделан список со Смоленской иконы Божией Матери. Когда её внесли в главный храм города, болезнь стала отступать. В Благовещенском соборе икона вставлена в огромную раму, в клеймах которой изображены женские персонажи библейской истории: Сара, Ревекка, Юдифь, Эсфирь и другие. Заказала эту раму первоначально для Донской иконы царевна , желая подчеркнуть роль и способности женщины в истории, проявляющуюся под покровительством Богоматери. Внизу в центральной части рамы помещено изображение Сусанны, ставшей жертвой клеветы. Именно это имя избрала себе Софья, отрицавшая свою роль в стрелецком бунте, после пострижения в монахини . Продолжают местный чин образы Св. Николая чудотворца с житием и Предста царица.

Святыни Благовещенского собора

За свою долгую и сложную историю собор собрал в своих стенах множество значимых для православных христиан святынь и реликвий.

Одной из первых стала икона Божией матери Мироточащей, ранее находившаяся в алтарной части собора. В XIV в., во время правления князя Дмитрия Донского, она была привезена из Византии митрополитом Пименом. Икона особенно почиталась благодаря исцелению страждущих прихожан истекающим из неё миром. Особенно почитавшаяся москвичами Донская икона Божией Матери находилась в местном ряду иконостаса слева от Царских врат. По преданию этим образом благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. По другой легенде этот образ принесли на поле боя донские казаки. Иван Грозный брал её в свой поход против Казанского ханства в 1551 г., а после победы поместил в домовом соборе. Созданная кистью Феофана Грека, эта икона помогла защитить столицу от войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. В ознаменование этого события в городе был основан . Как и икона Божией матери Мироточащей, это святыня ныне хранится в собрании Третьяковской галереи.

За алтарём хранится одна из главных святынь - большая серебряная рака. Она была создана на средства старосты придворных соборов и промышленника П. А. Смирнова в XIX в. В раке хранится около 50 православных святынь: частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Златоуста, Василия Великого, апостола Андрея Первозванного, вкм. и целителя Пантелеймона. С XV в. эти святыни присылались в дар московским правителям из Византии. К концу XVII в. в храме скопилось 138 реликвий. Некоторые хранились столь небрежно, что патриарх благословил передать часть из них в другие приходы. В советское время значительная часть реликвий также была передана различным московским церквям.

Ещё одной драгоценной реликвией собора был ковчег Святых Страстей Христовых, доставленный из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в XIV в. В нём тщательно сберегались кусочки Креста, на котором был распят Христос, его терновый венец, Власы Христовы, камни от гроба Господня, части Ризы Пресвятой Богородицы и Ризы Господней.

Музейное собрание в стенах собора

В бывшем южном приделе во имя Св. Николая Чудотворца сейчас располагается музейная экспозиция, посвящённая древнерусским иконам XIV-XVI вв. В их числе список легендарной Смоленской иконы Богоматери, якобы написанный евангелистом Лукой. По преданию она защитила город от нашествия татар. Кроме икон, в этой части экспозиции, также представлена коллекция запрестольных крестов, которые выносили из кремлёвских храмов во время Крестных ходов.

В подклете собора сегодня размещается экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Её основу составляют предметы, найденные во время археологических исследований территории Кремля или связанные с историей сокровищниц русской аристократии и монастырей. Экспонаты датируются временным промежутком от XII в. до окончания XVII в. За этот период Москва прошла развитие от удельного центра до столицы крупного централизованного государства. Символическим является и само место размещения экспозиции - подклет некогда служил местом хранения государственной казны. До открытия экспозиции для посещений в течение 2005-2011 гг. сотрудниками института реставрации (ГосНИИР) проведены тщательные исследования и реконструкция помещения. Во время неё был воссоздан пол и ступени, расчищены от поздних наслоений стены подклета. В специальной витрине можно рассмотреть в деталях раскрытую старинную кладку стен. Особый интерес представляют процарапанные рисунки архитектурных деталей, сделанные зодчими, возводившими собор.

В марте 2012 г. в подклете состоялась презентация обновлённой археологической экспозиции. Более 1500 экспонатов всестороннее отображают состав скрытых в земле сокровищ.

Оружие и воинское снаряжение размещено в первой части выставки. Собранные здесь экспонаты раскрывают трагические страницы истории Московского Кремля. Среди них шлемы-шишаки, боевой топор, наконечники стрел, западноевропейский меч.

Самые ценные экспонаты находятся в ювелирном разделе. Произведения византийского, скандинавского и русского домонгольского декоративно-прикладного искусства помогают понять истоки формирования национальной культуры. Ядро экспозиции составляют серебряные украшения из кладов XII-XIII вв.

Обширный раздел посвящён нумизматике. В витринах представлены редкие денежные слитки-гривны, золотые и серебряные российские и западноевропейские монеты XIV-XVIII вв. Особое место среди них занимают голландский дукат 1598 г., квадратная монета из Швеции 1607 г., серебряные тайлеры и другие. Экспонаты музея дают чёткое представление об облике денег в разные века, их особом значении и торговых связях русского государства.

Посещение Благовещенского собора Кремля - это не только прекрасная возможность познакомится с особенностями русской культовой архитектуры, но и шанс ощутить ритм жизни прошлого, проникнуться богатой духовной атмосферой давно минувших веков, запечатлённой в сюжетах удивительных росписей стен храма.