Благовещенский супрасльский монастырь. Благовещенский Супрасльский монастырь (Польша) Из истории монастыря

СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Из истории монастыря

Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей.

Грудек в это время был довольно оживленным городом, к тому же близость к двору воеводы мешала монашеской жизни. Поэтому, получив разрешение на перенос монастыря, в 1500 г. братия переселилась на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест остановился напротив урочища Сухой Хруд.

Этим было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 г. была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супральской. В Благовещенском соборе находились два предела - св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм - Воскресения Христова – построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г. мастера иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы.

Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси.

Во второй полвине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая бибилиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645г. их число достигло 587. Между ними находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, “Космография” Космы Индикоплова.

Супрасльские монахи интересовались русской историей. Оригиналы рукописей получалиcь ими не только из других монастырей, но и от часных лиц. Одним из жертвователей была вдова Александра Ягелоньчика княгиня Елена. В монастыре находилась “Летопись Авраамки”, в которой описана история Великого княжества Литовского. Сознание культурно-исторического единства с восточно - славянскими народами находило различные проявления, одним из которых была популяризация жизнеописаний русских святых. В 1593 г. Иван Проскура написал в Супрасле житие св. Сергия Радонежского. В собраниях библиотеки хранились жизнеописания св. мчч. Виленских Антония, Иоанна и Ефстафия.

Дьякон Матфея из города Корца был создателем “Кодекса” 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. Супрасльские монахи собирали рукописи из различных источников, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью свв. Кирилла и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь св. Климента Охридского, жизнеописание св. Саввы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория Цамблака.

Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь стал носить название лавры, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево - Печерского монастыря.

Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI можно назвать: “ Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон”, “Послание к латиникам”, “Разговор христианина с иудеем о вере и иконах”, “На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере”. На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение “ Списание против лютров ”, написанное в 1570 г. супрасльским монахом Евстохием.

Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. Видя стойкость архимандрита Иллариона, митрополит Михаил (Рагоза) лично прибыл в монастырь и склонял монахов к принятию Брестской унии, но братия осталась верной Святому православию. Стойкость их так повлияла на митрополита Михаила, что он до самой своей смерти больше не поднимал этого вопроса. После кончины митр.Михаила в 1598 г., новый униатский митрополит Ипатий (Потей), прибыв в Супрасльский монастырь объявил братии о переходе обители в унию. Монахи воспротивились этому решению и, объявив митрополита Ипатия еретиком, отказались ему подчиняться. Вскоре архимандрит Илларион за непослушание епископу был вызван на церковный суд, а 19 января 1602 г. окружной грамотой короля Сигизмунда он был отстранен от управления монастырем. Новые обстоятельства заставили арх. Илариона оставить монастырь. Целых четыре года пришлось странствовать арх. Иллариону пока после ходатайства Иеронима Ходкевича король отменил свой указ, и он смог вернуться в родную обитель.

В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При арх. Герасиме в монастыре сохраняется православная традиция, но следующий наместник архим. Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

С 1645 по 1652 гг. были построены архимандричьи покои. В 1695 – 1697 гг. возведена колокольня. В 1702 г. она сгорела и построена снова в первой половине XVIII в. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 г., при монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг.

В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 г. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889 – 1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия.

В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм св. ап. Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. В 1935 г. часть зданий монастыря получили в аренду отцы салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.

Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая.В монастырском соборе была устроена механическая мастерскую, а в храме св. Иоанна Богослова начала работать кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме св. Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 г. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились отцы салезяне и школа. Католики отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона вместе с кладбищем. . В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище.В 1955 г. местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм св. Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась.

Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски).В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора.В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г.

В 1998 году решением Св. Собора ППЦ три насельника Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: арх. Мирон (Ходаковски) во епископа Гайновского, арх. Иаков (Костиучук) в епископа Супрасльского, а арх. Григорий (Харкевич) в епископа Бельского. В 1999 году епископ Иаков был назначен на Белостокско – Гданьскою кафедру, а наместником монастыря стал архимандрит Гавриил (Гиба).

С 1 июля 1999 г. по благословения епископа Белостокского и Гданьского Иакова в монастыре опять начала действовать типография

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На левом берегу реки Супрасль, в 14 километрах от уездного тогда города Белостока, располагался замечательный православный монастырь, процветавший в этих краях до появления печально знаменитой унии. Величественная церковь его свидетельствовала о благочестии древних литовско-русских бояр, которые в сооружении иноческих обителей не уступали князьям и боярам восточной Руси. На содержание таких обителей они завещали огромные суммы, которых хватило было на вечные времена.

Основание Супрасльскому монастырю положил в 1498 г. маршал (предводитель) Литовского княжества - Александр Иванович Ходкевич. Он устроил эту обитель в своем имении - в местности под названием «Городок», располагавшейся в 28 километрах от того места, где монастырь расположился впоследствии. Для устроения обители маршал вызвал монахов из Киево-Печерской лавры (по другой версии - из монастырей Афона). Вызванные иноки жили об образцу восточных скитов - в рассеянных по лесу кельях, располагавшихся вдали друг от друга. Только на молитву собирались они вместе в храме, возведенном А. И. Ходкевичем во имя Иоанна Богослова. Одновременно маршал начал строить замок для защиты монастыря и собственных владений от случайностей войны, которую он вел с великим князем московским Иваном III.

C возведением замка численность населения в этих краях увеличилось, что было очень тревожно для монастыря, поэтому по просьбе игумена Пафнутия и братии маршал согласился предоставить им другое место. Чтобы его выбрать из Городка по реке Супрасль пустили, по древнему благочестивому обычаю, деревянный крест. За ним по берегу реки шли иноки, следившие, в каком месте он пристанет к берегу. Крест остановился в местности, которая называлась «Сухий Грудъ» (Сухой Бугор) - при впадении в Супрасль в Блудовской пуще речек Березовка и Грабовка. Здесь и стал устраиваться монастырь, который от названия реки получил наименование Супрасльский.

Чтобы упрочить положение вновь создаваемой обители, А. И. Ходкевич и епископ Смоленский Иосиф Солтан записали в ее пользу земельные угодья в различных местах Гродненской губернии, дававшие монастырю ежегодно 30 000 рублей дохода. По уставу, данному Супрасльскому монастырю его основателями, обитель эта находилась в зависимости от Киевских митрополитов, которые, впрочем, без сношения с ктиторами Ходкевичами не могли вмешиваться в ее внутренние дела. Архимандрит избирался из числа братии и посвящался в сан митрополитом с ведома и согласия Ходкевичей.

На протяжении XVI в. число братии в монастыре колебалось от 70 до 100 человек. Многие из них прославились высокими иноческими подвигами; было среди них и несколько отшельников, которые жили в особом скиту. Подвизались в обители и ученые иноки, которые собирали книжные редкости, в результате чего в монастыре составилась обширная библиотека - главным образом, из святоотеческих писаний на разных языках (славянском, греческом, латинском и польском). Некоторые из ученых иноков оставили и собственные сочинения, написанные в XVI–XVII вв. и направленные на обличение заблуждений латинян и иудеев.

Значение Супрасльского монастыря было очень велико, и его стены видели не только простых богомольцев, но и многих бояр, князей и даже некоторых коронованных особ. Так, в 1543 г. обитель посетил король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд Казимирович, который приезжал (как сказано в монастырской летописи), «чтобы видеть церковь и местность и слышать молебное пение. Он был на богослужении, которое выслушал от начала до конца, входил в алтарь, осматривал кресты и евангелия. По обозрении церкви ходил по монастырю, был в трапезе; затем, по раздаче милостыни убогим, отбыл из монастыря в умилении».

При введении в Западной русской церкви унии настоятель Супрасльского монастыря архимандрит Илларион, присутствовавший в числе других православных владык на Брестском соборе 1596 г., написал осуждение на принявших унию. А в 1601 г. вместе с братией он провозгласил в церкви анафему на Киевского митрополита Ипатия Потея, принявшего унию, за что был осужден королевским указом на изгнание. Через 2 года иеромонах Герасим Великонтий, избранный в настоятели Супрасльского монастыря, дал обязательство быть в единстве с римской церковью. Но нравственные силы обители были так велики, а дух православного иночества настолько живуч, что, внешне состоя в унии, монастырь еще почти целое столетие сохранял все признаки веры истинной и славной. Униатский митрополит Киприан Жоховский в конце XVII в. приказал было своему наместнику стричь братии волосы и брить бороды, но иноки восстали против этого и пожаловались римскому папе за принуждение «совершать обряды по двум вероисповеданиям».

После введения унии и совращения ктиторов Ходкевичей в католичество монастырь (к тому времени уже имевший статус лавры), несмотря на свои большие средства, стал быстро приходить в упадок. Благочестие среди иноков убывало, число братии уменьшалось, и Киевский митрополит Петр Могила в письме к ректору Киевской духовной академии Кассиану Сасовичу (отступнику от веры православной) писал о монастыре:

«А ныне до чего он доведен? Где прежде, под управлением православных, было до ста или, по крайней мере, до семидесяти человек братии, там ныне живет едва несколько монахов. И что еще хуже - мирской господин обладает церковным богатством и селами и через своих рабов выделяет инокам жалованье, как захочет. Спроси только в том монастыре кого-нибудь, где те древние иконы, которые украшены были серебряными и позлащенными ризами? И узнаешь, что они обращены униатами на свои надобности; вместо же серебряных икон поставлены в церковь полотняные итальянские. Хорошо меняются с Богом: Ему - полотно писанное, а себе - серебро вызолоченое!».

Когда архимандритом Супрасльского монастыря стал Полоцкий архиепископ Гавриил Коленда, тот избрал монастырь своей резиденцией и часто устраивал в нем пиры для гостей. И обитель пришла в такую бедность, что часто не хватало вина для богослужений, а монахи не имели даже ряс и ходили в одних плащах, проделав в них дыры для рук. Когда же братия вынуждена была доложить обо всем архимандриту, тот пришел в такой гнев, что, уезжая в Полоцк, так «благословил» обитель: «Погодите, дождусь я того, что на этом месте будут жить и петь только воробьи».

Долго еще продолжались бедствия монастыря, но были у него и счастливые времена. Так, в конце XVII в. в обители открыли типографию, в которой печатались богослужебные книги на славянском языке. При типографии была и своя бумажная фабрика.

Супрасльские иноки даже в униатский период оставили по себе добрую память, переходящую из века в век. Многие при вступлении в монастырь вносили значительные пожертвования: так, алтарь соборного храма был расписан и украшен лепниной на вклад одного монаха. А расписывал его иеромонах Антонин Грушецкий - бывший живописцем при королевском дворе.

В 1807 г. Белостокский край был присоединен к Российской империи, но правительство Пруссии, под властью которой он находился долгое время, успело отобрать у монастыря все его имения. У обители оставалось только то, что находилось в ее ограде. Взамен имений монастырю было назначено пособие в размере 2220 талеров в год и 75 сажен дров. Монастырь пытался вернуть себе хотя бы часть отобранных имений, но безуспешно. Через несколько десятилетий из государственной казны монастырю выделили 92 десятины земли и 23 десятины сенокосов по реке Супрасль. Через 20 лет было отведено еще 150 десятин лесу вместо дров, до того отпускавшихся натурой.

В 1839 г. Супрасльский монастырь воссоединился с Православной церковью, в 1865 г. в его стенах расположилось духовное училище, которое находилось на содержании монастыря (кроме жалованья учителю). С сокращением монастырских средств сократился и состав братии, поэтому большая часть монастырских зданий была занята под госпиталь. Военное ведомство зданий не ремонтировало, и они постепенно приходили почти в полную негодность. Из-за этого монастырь вынужден был отдать много своих зданий в аренду под суконную фабрику немцу Захерту. Одновременно тот взял в аренду и монастырский фольварк с условием владения на все время, пока будет платить за аренду 450 рублей в год. А в отданных зданиях располагались монастырская библиотека, трапеза, кухня с кладовыми, помещение бывшей типографии, переплетная мастерская! Но так как условия контракта были невыгодными, в 1883 г. все отданные в аренду здания были проданы за более высокую цену - тому же Захерту…

Все каменные здания монастыря построены в XVIII в., но пожар 1895 г. уничтожил крыши на братских корпусах. После этой катастрофы над средним одноэтажным корпусом был надстроен второй этаж, потом построили новую трапезу с кухней, баню, прачечную и каменную ограду.

К концу XIX в. в монастыре существовала каменная однопрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально в ней были устроены два придела: один - в честь святых мучеников Бориса и Глеба, другой - в честь преподобных отцов Печерских Антония и Феодосия. С введением унии приделы эти были уничтожены; вместо них устроили по образцу римских алтари, поставленные при двух колоннах, поддерживающих средний купол храма. Алтарная живопись еще в конце XVIII в. была изменена в итальянском стиле, а нижняя часть стен внутри церкви по окна была заделана досками. Верхнюю часть и все остальное пространство из-за обветшавшей живописи забелили известью. Когда в 1887 г. известь сняли и изображения промыли водой, церковная живопись отчасти вернула себе первоначальный вид.

Из книги Святая Гора Афон. Путводитель автора Автор неизвестен

Монастырь Дионисиат Монастырь Дионисиат расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла (около часа пешего пути) и монастырем Григориат. Этот монастырь обнесенный кругом высокими стенами и крепкими бойницами,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Монастырь Симонопетр Монастырь находится на юго-западном склоне Святой Афонской Горы на одной из высоких скал, открытой с трех сторон и выглядит как бы парящим. Основал монастырь св. преп. Симон в XIII веке.Как повествует предание преподобному Симону было откровение

Из книги Нечаянная радость (сборник) автора Вознесенская Юлия

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ Михаил Дмитриевич (сер. 19 - нач. 20 вв.), рус. правосл. библеист. Род. в Тамбовской губ., в семье священника. В 1897 окончил КДА и защитил магистерскую дисс. «Книга Плач Иеремии. Опыт исследования исагогико–экзегетического» (К., 1899). Позднее Б. состоял

Из книги 33 лучших дыхательных упражнения из всех методик и практик автора Блаво Мишель

Монастырь Владлену снился сон, точнее сказать, и не сон, а самый настоящий кошмар. Снилось ему, что он опять на зоне, лежит на нижней шконке – маленькая, но привилегия! – и курит в кулак самую забористую, утреннюю закрутку махры.– Подъем! – кричит входящий в барак

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Монастырь-2 Солнце уже садилось за горизонт, когда нашим взорам предстал монастырь. Он был гораздо больше и, я бы сказал, значительнее, чем тот, в котором мы были ранее. Закатное солнце золотило крыши пагод и скульптуры животных возле монастырских

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Декабря 2 (15) Священномученик Димитрий (Благовещенский) Составитель священник Олег МитровСвященномученик Димитрий родился 22 октября 1879 года в селе Тимонино Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Феодора Благовещенского.По окончании духовной школы

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска).Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.Монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает святому благоверному князю

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы.Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в

Из книги автора

Монастырь Обитель древняя, убежище святыни, Как стало мне легко в стенах твоих! Как живо чувствую я ныне Всю суетность надежд и радостей земных! Здесь, здесь меня отрада ожидала, Здесь утешение спустилось свыше мне; Моленье теплое на время оторвало Печаль, таимую в

Из книги автора

«Вот, вот мой монастырь» Роспись Серапионовой палаты – места кельи преподобного Сергия, создание и реставрация икон для лаврских храмов, преподавание студентам иконописного кружка при Московской духовной академии – это особая страница в жизни Марии Николаевны.Мария

Из книги автора

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ Монастырь - устроение Божие…Обиталища сии<монастыри>- не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных отцев, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих (V, 3,

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ И МИР Монастырская жизнь более способствует видению своих немощей и страстей, нежели жизнь в мируСлава Богу, что вы поуспокоились в своем пребывании и возымели благое рассуждение, что можно и в мире живши спастися, - но в монастыре больше к оному можно иметь

- Гродненской губ., Белостокского уезда, основан новогрудским воеводою князем Александром Ходкевичем в 1498, первоначально в его имении Гродке, в 30 вер. выше по р. Супрасле, но в скором времени по желанию братии, а именно в 1500 г., перенесен на нынешнее местонахождение. Ранее всего воздвигнута была небольшая деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова и трапеза для братии, затем в 1505 г. иждивением А. Ходкевича начата постройка каменной церкви во имя Благовещения Пречистой Богоматери с приделами св. мученик. Бориса и Глеба и преподобных печерских угодников Антония и Феодосия. Монастырю пожаловано было Ходкевичем имение Хворощ со всеми угодьями между pp. Наревом, Супраслью, Белым Истоком, Хворощею и Роговкою; в 1529 г. взамен этих угодий с согласия короля Сигизмунда монастырю даны деревни - Хвосты, Поросль на р. Супрасле и Топилец, Бацюты и Пищев на р. Нареве. Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками. В начале XVI ст. монастырь попал в руки униатов, и с 1656 г. настоятелями монастыря являются высшие сановники униатского духовенства. В 1722 г. униатский митрополит Западной России и настоятель Супрасльского монастыря Лев Кишка сделал монастырь главным местом пребывания базилианского ордена и устроил здесь типографию. В этой типографии в течение XVIII ст. печатались книги не только духовные на церковно-славянском языке, но и польские. Впрочем, типография в Супрасле существовала еще и ранее, так как в 1695 напечатана была здесь "Общая Минея". В 1743 г. напечатана в Супрасле Библия на славянском языке и печатались для старообрядцев духовные книги. В 1741 по ходатайству графов А. и Ив. Ходкевичей последовала булла Папы Бенедикта XIV, дозволявшая избирать настоятеля монастыря из братии согласно 4 п. русского монастырского устава. В 1795 по третьему разделу Польши Белостокская область отошла к Пруссии, правительство которой все монастырские деревни обратило в казну, взамен их назначив монастырю на содержание 2333 тал. 45 пр. грошей и 75 саж. 4 воза дров; при монастыре осталась только занятая им усадьба с 2 садами и огородами, всего 5 дес. 1248 кв. саж. После присоединения Белостокской области к России в 1807 монастырю назначено содержание в 2110 р. 45 к. и 70 саж. дров. По возвращении униатов к православию настоятель монастыря переименован в архимандрита, а в 1842 Благовещенский Супрасльский монастырь причислен ко 2-му классу. В 1835 г. открыто в нем духовное училище, переведенное в 1853 в Гродно. Монастырская церковь Благовещения, однопрестольная, пятиглавая, имеет вид креста, иконостас очень красивый деревянный, резной, позолоченный, в 3 яруса, с 25 образами. На задних колоннах помещены писанные на холсте портреты основателей монастыря киевского митрополита Иосифа Салтана и воеводы Александра Ходкевича. В церкви замечательны иконы - Спасителя, величиною в 3 арш. 6 вершк., писанная на деревянной доске, риза и венец - серебряные, местами вызолоченные, весом в 20 ф., против этой иконы другая такой же величины с изображением Пресвятыя Богородицы с Младенцем Иисусом, с серебряной ризой в 20 ф.; оба образа украшены кроме того драгоценными каменьями. Первая икона закрывается изображением Распятия, а вторая - Успения Пресвятыя Богородицы, писанными на холсте; в ризнице хранится образ Пресвятыя Богородицы, подарок польской королевы Елисаветы, 5 серебряных крестов, один из них XVI века; несколько древних евангелий и много старинных церковных книг; по древности замечательно серебряное блюдо 1541 года весом в 4 фун. 28 лот., архиерейский жезл и 2 серебряных подсвечника 1628 г. Особо стоящая трехъярусная каменная колокольня с 5 большими колоколами, под нею ворота, украшенные каменными урнами и железною решеткою. Монастырские здания обширны, и часть их отдается в наем фабриканту Захерту; монастырь имеет свою усыпальницу, где покоится тело епископа Яворовского и многих настоятелей. Монастырь владеет, кроме 35 десят. усадебной и сенокосной земли, в м. Супрасле 135 дес. и в Васильковской ферме 103 дес., от казны монастырь ежегодно получает на содержание 2220 р., монашествующих по штату положено 16, но в 1888 г. их было только 8. Новая церковь выстроена и освящена 1890 г. Ист. П. Бобровский, "Материалы для геогр. и статистики России", 1863 г. "Памятная книжка Гродненской губ." (1880 и 1890).

Благовещенский Супрасльский монастырь, 1 класса, общежительный, на берегу реки Супрасля, в 20 верстах от города Белостока. Основан знаменитым западно-русским вельможей Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом (наименование выборного от шляхты председателя сеймиков) великого княжества Литовского, при участии Иосифа Солтана, епископа Смоленского, а впоследствии митрополита Киевского. Первоначально монастырь был заложен Ходкевичем в 1498 году в своем вотчинном имении, около нынешнего села Городка, Белостокского уезда, в 28 верстах от современного Супральского монастыря; но вскоре в 1500 году, был перенесен на настоящее место. Монастырский величественный трехпрестольный каменный храм весьма оригинальной архитектуры, начатый в 1505 году, был окончен и освящен через несколько лет (в 1510 — 1513 годах). Он доселе сохранился в своем первоначальном виде, почти без всяких изменений. Для обеспечения вновь возникшего монастыря его строители А.И.Ходкевич и Иосиф Солтан наделили его разными угодьями из близ лежащих своих владений, как-то: землею, лесом, рыбными ловлями и лугами, и испросили благословенную грамоту ему от Константинопольского патриарха Иоакима. В этой грамоте, данной в 1505 году, монастырю указано быть общежительным. Затем митрополит Иосиф даровал ему редкие и высокие права. От имени собора, бывшего в Вильне в начале XVI века, он выдал Супральскому монастырю грамоту, которою последний возводился на степень монастыря ставропигиального, т.е. независимого от чьего бы то ни было стороннего вмешательства в его внутреннюю жизнь и управление. Созданный на таких началах монастырь в течение первого же века своей жизни достиг цветущего состояния и большой известности. В конце первой половины XVI века часто называется уже честною лаврою, а настоятели ее носят сан архимандрита и на соборах подписываются после архимандрита Киево-Печерской лавры. При введении унии, монастырь остался тверд в родном православии. Присутствовавший на Брестском соборе в 1596 году Супральский архимандрит Иларион, князь Масальский, энергично протестовал против унии и, как представитель монастыря, лично от себя и от братии не подписал соборного акта о соединении с Римом. Но по вступлении на митрополичью кафедру Ипатия Поцея, монастырская братия под его влиянием около 1610 года приняла унию. С этого времени начинается период постепенного упадка монастыря во всех отношениях.

В 1795 году, по третьему разделу Польши, монастырь вместе с Белостокскою областью отошел к Пруссии и до 1807 года находился под ее владычеством. Прусское правительство отобрало от монастыря все его имения, оставив ему только церковь и монастырские здания. В русское подданство монастырь перешел с обветшалыми строениями и малым числом братии. Под русской Державой монастырь начал оправляться и постепенно оживать. В 1839 году, после посещения его епископом Иосифом Семашко, мирно совершился переход некогда православной обители в лоно Церкви. С 80-х годов монастырь начал усиленно благоустраиваться и перестраиваться. Главной монастырской святынью является чудотворная Супрасльская икона Божией Матери — Одигитрии. По монастырскому преданию, эта святая икона есть точная копия с Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (см. 28 июля). В монастырь она привезена епископом Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы перед нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве перед этой древней святыней обители. В настоящее время эта святая икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросе, у колонны. Кроме нее в монастыре есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта святая икона подарена митрополиту Иосифу Солтану для Супрасльского монастыря великой княгиней Литовской, Еленой Ивановной, дочерью князя Московского Иоанна 111-го супругою Литовского князя Александра. Драгоценной святыней монастыря также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 году папою при собой грамоте кости святого мученика Иустина. При монастыре школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 году, с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении.

Из книги С.В.Булгакова "Русские монастыри в 1913 году".



Следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам: в 1631 году монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 года в нем был принят новый устав. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас в стиле барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

В 1645-1652 годах были построены архимандричьи покои, а в 1695-1697 годах - колокольня, сгоревшая в 1702 году и вновь построеная в первой половине XVIII века. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 году при монастыре была открыта типография, расширененная в 1709-1728 годах, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке.

В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи.

Ко времени входа Супрасля в состав России, обитель находилась в разорении. В 1824 году Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно Православия, что и произошло после Полоцкого Собора в 1839 году. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 году со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889-1890 годах была построена церковь апостола Иоанна Богослова. В 1901 году устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого великомученика Георгия. В 1907 году настоятель монастыря определён епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии с пребыванием в обители.

В 1915 году, после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После войны возродилась самостоятельная Польша и в 1919 году местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 году монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать, а храм апостола Иоанна Богослова был отдан римо-католикам. В 1935 году часть зданий монастыря получили в аренду салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.

Обстановка не изменилась к лучшему и с началом Второй мировой войны. В 1939 году Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией и в церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви апостола Иоанна Богослова - кухня и столовая.

Лишь после прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме святого Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 году. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 года во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились салезияне и школа. Римо-католики также отобрали у православных храм великомученика Пантелеймона вместе с кладбищем. В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. В 1955 году местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм святого Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 году власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась.

Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокскую епархию возглавил владыка Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковский). В 1984 году было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 году епископ Белостокский Савва совершил закладку первого камня под строительство собора. В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был монашеский дом, который в 1989 году приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

В начале 1990-х годов Польская Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 года монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов римо-католиков реализация этого решения затянулась до 1996 года.

В 1998 году решением Собора Польской Православной Церкви три насельника Супрасльского монастыря, архимандриты Мирон (Ходаковский), Иаков (Костючук), и Григорий (Харкевич), были возведены в сан епископов. С 1 июля 1999 года по благословению епископа Белостокского Иакова в монастыре опять начала действовать типография.



У Супрасльской обители близ Белостока - самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она - древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр.

Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов.

Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль».

При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия».

Необычной была архитектура пятиглавого собора - углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

«Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками». Особенно знамениты были росписи, о которых уже в 1557 упоминает супрасльский архимандрит Сергий (Кимбарь) - это были в основном новозаветные сцены и изображения святых. Росписи, вероятно, исполнил о. Нектарий, афонский монах сербского происхождения, со своими учениками-помощниками с Балкан.

Расцвет монастыря относится к 1532-1557, когда он получил титул лавры. В нем подвизались от 70 до 100 иноков, в том числе схимники и отшельники, жившие в скиту. Поддерживались постоянные связи с Киевом, Москвой, Сербией, Болгарией, Грецией. Библиотека насчитывала 7 печатных и 200 рукописных книг (с 1876 она хранилась в Вильне). В частности, монастырю с 1582 принадлежал один из древнейших памятников кириллического письма - «Четья-минея», составленная в начале XI века на Балканах и получившая название «Супрасльского сборника». Здесь же находились самые знаменитые, наряду с Радзивилловской, белорусские летописи - Супрасльская и Волынская. В 1598-1601 местными иноками был создан «Ирмологион», уникальный памятник православного славянского нотного творчества.

Киево-Печерская и Супрасльская лавры являлись двумя крупнейшими центрами Православия на землях Великого Княжества Литовского. Архимандриты Супрасля пользовались уважением знати и польских Королей, некоторые из которых (например, Сигизмунд в 1543) посещали обитель. В 1589, при поставлении настоятелем архим. Илариона (в миру кн. Масальского), Константинопольский Патриарх Иеремия II вручил ему в супрасльском соборе драгоценную митру с 28 серебряными с финифтью вставками и даровал обители ставропигию. Архим. Иларион противился введению унии, и в обители имели хождение полемические антиуниатские сочинения, например, «На богомерзкую, на поганую латину…». На Брестском соборе 1596 Иларион подписал осуждение принявших унию Владык, отчего в 1602 униаты изгнали его из обители, и под их нажимом вся братия к 1621 перешла в унию.

С 1635 обитель жила по базилианскому уставу; с 1656 ее возглавляло высшее униатское духовенство. Униаты уничтожили в соборе приделы свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия и у каждой колонны построили католические алтари; заменили древние иконы в серебряных ризах «полотняными итальянскими», о чем с горечью писал знаменитый митрополит Петр Могила. Притесняли обитель и ставшие католиками Ходкевичи, ибо по-прежнему считали ее своей вотчиной.

В 1635-1643 или около 1664 резчиком Андреем Модзелевским был изготовлен в Данциге новый резной трехъярусный иконостас с 25 образами. В конце XVIII униатский алтарь века был расписан в «итальянском стиле». К 1645-1652 относится строительство в Супрасле митрополичьих палат, к 1695-1697 - надвратной трехъярусной колокольни «в виде триумфальных ворот» (мастер Маньковский). В 1702 эта колокольня сгорела, но к 1752 была восстановлена.

В 1722 Лев Кишка, униатский митрополит Западной России и настоятель монастыря, сделал его центром ордена базилиан и реорганизовал типографию, где печаталась преимущественно духовная литература на церковно-славянском языке. За время своего существования в 1695-1804 типография издала 456 книг.

По третьему разделу Польши Белостокская область вошла в составе Пруссии и земли монастыря были конфискованы в казну. В 1797 была учреждена униатская Супрасльская епархия и ее первым епископом стал архим. Феодосий (Вислоцкий).

Когда Белостокская область в 1807 отошла к России, униатская епархия через два года была упразднена и присоединена к Брестской. Монастырь стал получать из казны ежегодное содержание. Ему отводилась особая роль - противодействовать переходу местных униатов в католичество. Помимо книгоиздания, это делалось также посредством строгого хранения православных обрядов и богослужебного языка. При воссоединении униатов в 1839 с Православной Церковью обитель пребывала в упадке: собор стоял почти без кровли, в братии состояло всего пять человек. В 1835 в монастыре открылось Духовное училище, но в 1853 его перевели в Гродно. В 1860-е усердием литовских архиереев монастырь получил земельные угодья и щедрые пожертвования, позволившие со временем заняться его благоустройством.

С 1881 обителью управлял архим. Николай (Далматов), который возвел рядом с настоятельским корпусом церковь св. Иоанна Богослова. Ее освятил 26 сентября 1890 архиепископ Алексий (Лавров-Платонов). В 1893 на хорах собора был устроен Никольский придел. Архимандрит Николай был не только строителем, но и автором нескольких исторических описаний монастыря, основателем странноприимного дома (1888) и Благовещенского братства, которое насчитывало до 450 человек и содержало небольшой приют. С 1865 в монастыре действовала одноклассная школа и по воскресеньям велись внебогослужебные беседы.

Когда в 1907 было открыто Белостокское викариатство с центром в Супрасле, его епископом стал Владимир (Тихоницкий), впоследствии известный деятель русского церковного Зарубежья.

В начале ХХ века в Супрасле подвизались 10 монахов и 15 послушников. Главной святыней была написанная на полотне икона Божией Матери Одигитрии. Напротив нее был помещен образ Спасителя. Обе иконы украшали массивные серебряные оклады 1557 года с драгоценными камнями и многочисленными подвесками в благодарность за благодатную помощь. Великая Княгиня Литовская Елена, дочь Царя Иоанна III, пожертвовала монастырю древнюю икону Владимирской Богородицы. На колоннах висели портреты основателей Супрасля - киевского митрополита Иосифа (Солтана) и воеводы Александра Ходкевича.

В соборе хранились многие ценные предметы и святыни: дарохранительницы 1557 и 1645 годов; напрестольные крест и Евангелие в серебряном окладе XVII века; плащаница начала XVII века; кости сщмч. Иустина, присланные в 1750 римским папой; частицы мощей свв. мучеников Александра, Валентины, Аврелия, Викентия, Екатерины, Варвары, Кикилии, Агафии и Макрины; власы св. Тихона. В ризнице находились образ Богородицы, дар польской Королевы Елизаветы, несколько древних Евангелий, богослужебные сосуды XVII века, подаренные Ходкевичами, серебряное блюдо 1541 года, два серебряных подсвечника 1628 года, а также древняя монета - по преданию, один из 30 сребреников Иуды. В монастыре сохранялся также посох свт. Стефана Пермского, переданный в 1849 в Пермский кафедральный собор.

У обители было три кладбища. В соборе и у его стен находились наиболее почетные захоронения - в 1557 с юго-восточной стороны были устроены склепы для братии с нишами на 132 погребения. Над «катакомбами» еще ранее была возведена Воскресенская церковь, которую в 1860-х разобрали. Последним в усыпальнице похоронили епископа Яворовского (ум. 1833), «верного сына католической церкви». В склепе Благовещенского собора хоронили ктиторов - членов семьи Ходкевичей. С северной стороны находятся могилы униатских епископов: Феодосия Вислоцкого (ум. 1801) и Николая Духновского (ум. 1803), с южной - мраморный памятник над могилой сенатора Игнатия Антоновича Тейса, принимавшего в 1807 жителей Белостокской области в подданство Российской империи.

На старом кладбище монастыря в 1875-1878 возвели деревянную Пантелеимоновскую церковь с каменной башней при входе. На новом кладбище в 1901 на деньги Благовещенского братства была выстроена каменная Георгиевская церковь, которая ныне служит часовней.

Когда в 1915 русские войска оставили Польшу, в ней начались гонения на Православие. В 1917 монастырский комплекс перешел к государству и через два года собор был опечатан. В 1923 место православных иноков, заняли католические монахи-салезиане, устроившие в Иоанно-Богословской церкви спортзал, а Пантелеимоновскую церковь переделавшие в костел.

Приход в Супрасле был упразднен и только в 1930-е снова открыт в качестве филиального (приписного). В годы немецкой оккупации некоторым православным монахам удалось вернуться, и тогда в Иоанно-Богословской церкви службы возобновились. Отступая, немцы 21 июля 1944 взорвали замечательный собор обители. Коммунистические власти в 1950 изгнали салезиан, а кельи приспособили под машинно-тракторную станцию. В 1955 у прихожан была отобрана Иоанно-Богословская церковь, и через два года началась ее разборка. Только в результате резких протестов храм 15 января 1958 вернули приходу. После повторного открытия были восстановлены внутреннее убранство храма и могила архим. Николая (Далматова).

В 1984 началось воссоздание по сохранившимся обмерам взорванного собора (в 1998 восстановлены купола) и в следующем году, по благословению архиепископа Белостокского и Гданьского Саввы, в Супрасле возобновилось монашеское житие. В июле 1990 претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 - католическая митрополичья курия. После сложного судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 были переданы Православной Церкви, однако, лишь 28 февраля 1996 Совет министров Польши вынес окончательное решение.

В 1997 в обители жили 12 монахов, трое из них в следующем году были рукоположены в викарных епископов: наместник архим. Мирон - во епископа Гайновского, игумен Иаков - во епископа Супрасльского, игумен Григорий - во епископа Бельского. Престольные праздники монастыря - Благовещение (25 марта) и память св. Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября). Каждое лето в монастыре работают международные Богословские молодежные курсы. Наместник - архим. Гавриил.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288840.html