Черные списки оффшоров в россии и в мире. Что такое оффшорная зона? Оффшорные экономические зоны: перечень

23.11.2017

Большинство развитых стран принимают собственные списки оффшорных юрисдикций, операции с которыми хотя и не запрещаются, но подпадают под особый контроль и/или режим налогообложения. В национальных списках оффшорных юрисдикций, как правило, содержится большинство традиционных оффшоров, таких как Каймановы острова, Багамы, BVI, Маршалловы острова, Панама, Сейшелы, Белиз и другие.

В России существует несколько списков оффшорных зон, утвержденных ведомственными актами. Однако в настоящее время обсуждается создание единого списка офшорных зон.

1. На сегодняшний день основной российский список оффшорных зон содержится в Приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (в ред. от 2 октября 2014 г.) .

В Перечень входят следующие государства и территории:

1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
(15). Утратил силу с 1 января 2013 года (Республика Кипр была исключена из перечня офшорных зон Приказом Минфина России от 21.08.2012 № 115н);
16. Китайская Народная Республика:

Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Союз Коморы:
остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия:
остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
(23). Утратил силу с 1 января 2015 года. (Республика Мальта была исключена из перечня офшорных зон Приказом Минфина России от 02.10.2014 N 111н);
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Нидерландские Антилы;
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Олдерни);
42. Республика Сейшельские острова.

Во-первых, данный Перечень имеет значение, когда речь идет о возможности применения нулевой ставки налога на прибыль при получении дивидендов российскими организациями.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ к доходам в виде дивидендов применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что российская организация-получатель дивидендов владеет не менее 365 дней не менее чем 50 процентами долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, указанная нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень офшорных зон.

В случае, если нулевая ставка налога на прибыль не применяется, доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций, облагается по ставке 13% (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ).

Во-вторых, статья 105.14 НК РФ приравнивает к сделкам между взаимозависимыми лицами (то есть автоматически относит к категории «контролируемых сделок» для целей раздела V.1 НК РФ) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в указанный Перечень офшорных зон.

2. Другой список оффшорных зон содержится в Приложении 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)». Однако, он применяется лишь в области банковского регулирования и относится только к банкам.

Список ЦБ делит оффшорные зоны на три группы, для которых предусматривается различный порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками соответствующих стран.

Первая группа – наиболее престижные юрисдикции. К ним относятся: Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк), Остров Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория, Лихтенштейн.

Вторая группа включает большое число «классических» оффшоров, в частности Белиз, Британские Виргинские острова, Багамы, Сейшелы, а также США (штаты Делавэр и Вайоминг) и ряд других.

Третья группа – наименее надежные (с точки зрения ЦБ РФ) оффшорные юрисдикции. К ним относятся Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Маршалловы острова, Науру.


В связи с увеличением количества проходящих мимо государственной казны целых капиталов через оффшорные зоны, многими государствами был составлен черный список оффшоров. Все финансовые операции, связанные с компаниями на этих территориях, проверяются и контролируются особо жестко.

Виды списков черных оффшоров

В российской законодательной базе нет существенных ограничений, которые могли бы помешать работе предприятий, связанных с оффшорными компаниями. Самыми известными списками черных оффшорных зон и интересными для России являются данные:

  • Министерства финансов;
  • Центрального банка России;
  • Министерства налогов;
  • ФАТФ;
  • ОЭСР.

Черный список оффшоров больше, чем белый. Потому работы у финансовых структур много. Каждая страна по своему решает, как бороться с такими экономическими преступлениями: кто ужесточает последствия найденных коррупционных схем, а кто-то снижает налоги в своей стране. Некоторые государства, наоборот, повышают.

Черные списки оффшорных зон российских органов власти

Самым интересным и весомым документом, который содержит информацию о количестве стран, предоставляющих большие льготы по налогам для иностранных компаний и непредусматривающих возможности открытия данных, связанных с проведением финансовых операций, является черный список оффшоров министерства финансов/ В него входит 42 страны и некоторые административные единицы, которые признаны неблагонадежными. В то числе княжества: Андорра, Лихтенштейн, Монако; республики: Сан-Марино, Палау, Самоа, Панама, Ниуэ, Науру, Маршалловы острова, Мальдивы, Мальта, Маврикий, Либерия, Кипр, Вануату; содружества: Багамы, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, а также: королевство Бахрейн, отдельные административные районы КНР, ОАЭ; острова: Мэн, Нормандские, Теркс и Кайнос, Кайман, Кука, Лабуан, Анжуан. В список вошли также государства: Ангилья, Белиз, Антигуа и Барбуда, Бруней-Даруссалам, Британская Виргиния, Монтсеррат, Гибралтар, Нидерландские Антилы, Гренада, Сент-Люсия.

Список оффшоров Центробанка РФ создан с целью установки правильного регулирования отношений между банками России и теми финансовыми учреждениями, которые находятся на территории перечисленных государств. В банковском перечне проблемные страны делятся на три группы: оншоры, обычные «оффшоры» и тяжелые юрисдикции. К оншорам относятся:

  • Нормандия;
  • Черногория;
  • Ирландия;
  • Мальта;
  • Сингапур;
  • Гонконг;

В список обычных оффшорных зон внесены все государства из документа министерства финансов, кроме нескольких, которые относятся к самым неблагоприятным: Аруба, Анжуан, Андорра, Либерия, Науру, Лихтенштейн, Вануату и Маршалловы острова.

В черном списке МНС находятся данные о государствах, где не подписано соглашение по налогообложению. Список состоит из 25 стран, но на сегодня эта информация недействительна.

Всемирные списки оффшорных территорий

Фактически перечень ФАТФ не конкретизирует себя именно черным списком. В нем находятся данные о государствах, в которых недостаточный уровень законодательной базы в борьбе с отмыванием финансов. А также возможность финансирования террористических групп. Все это, по мнению Международной организации, может нанести вред мировой экономике. Территории неблагонадежных государств поделили на четыре категории:

Сама ОЭСР была создана для того, чтобы все входящие в нее страны могли обмениваться любой информацией, касающейся финансов. Самым важным моментом было — открытие главной особи коррупционных схем, а не ее подставных лиц. Список оффшоров ОЭСР входят страны, которые не приняли требования по раскрытию налоговых данных, опираясь на банковскую тайну, защиту личных данных и своего налогового законодательства. Группируются эти страны согласно стандартов на три категории.

По итогу оказывается, что именно российская база законов не учитывает возможность конкретных санкций для защиты экономики от отмывания денег, сравнительно с международными органами власти. Единый правовой режим с установленными нормами налогообложения одинаков для всех зарубежных компаний, вне зависимости от расположения.

  • те, которые соответствуют всем критериям ФАТФ;
  • те, которые имеют недостатки в этой сфере законодательства;
  • те, где имеются большие недоработки в противостоянии проплате терроризма и отмывания оборотных средств, которые рушат безопасность всех государств;
  • те, где уже установлены санкции.

Присутствие офшора в черном списке является критерием, важным для владельца компании, которая зарегистрирована в данном офшоре: ему придется применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК согласно законодательству должны включать результаты от деятельности этих компаний (в том числе за рубежом) в финансовую отчетность, подаваемую в России, а значит, платить с этих доходов налоги в российский бюджет. «Для российских владельцев компаний, зарегистрированных в странах либо на территориях, включаемых в так называемый черный список ФНС, возникает вероятность подпасть под требования, предъявляемые к КИК», — сообщил РБК начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач.

Таким образом, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.

Но одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Например, в ситуации, если офшорная компания ведет бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары используют эту компанию как транзитную с последующим перечислением денежных средств в черный офшор. Узнав реальных владельцев компаний из белых офшоров, налоговые органы достаточно легко выявляют их аффилированность с российским контрагентом, что влечет доначисление налогов.

История вопроса

Поводом для исключения BVI из черного списка стало полное «обеление» этого офшора в текущем году. Для повышения прозрачности бизнеса власти BVI предприняли целый ряд мер. Ключевая из них — в июле 2017 года в BVI начал действовать централизованный реестр собственников бизнеса Система безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS). В реестр заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур, включая имя, дату рождения и гражданство владельца.

Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же они будут предоставлять и информацию по запросам российских налоговиков.

BVI стали первой офшорной юрисдикцией, создавшей государственную базу данных о бенефициарах. Создание подобных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. В базах данных должна содержаться информация о реальном владельце — бенефициаре компании, даже если тот контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как, например, СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.

Согласно российскому законодательству бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании (такое определение приведено в законе о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Обмен информацией

После вступления в силу приказа ФНС об исключении BVI из черного списка офшоров обмен информацией о реальных владельцах компаний, зарегистрированных на островах, между налоговыми ведомствами России и BVI будет регулярно происходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2017-м обмен происходил в тестовом режиме, а с 2018-го, после исключения BVI из черного списка офшоров, станет регулярным, а главное — довольно оперативным, пояснили РБК в ФНС. «В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца)», — пояснил РБК Дмитрий Вольвач.

Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам. Если действовать через Интерпол, как это происходит в случае с офшорами из черного списка, получение нужных сведений займет гораздо больше времени, указывают опрошенные РБК эксперты. «У налоговых органов существует возможность запросить информацию в любом офшоре через Интерпол. Но, во-первых, Интерпол может и отказать в запросе, а если даже и не откажет, то ответа придется ждать примерно год. Во-вторых, в Интерпол налоговая служба обращается не напрямую, а через МВД, что не упрощает процедуру», — поясняет старший советник юридической компании «Хилл Консалтинг» Сергей Нестеренко.

ФНС России также планирует отвечать на запросы коллег с BVI, если таковые последуют.

Возможные последствия

Мнения юристов о том, снизится ли из-за нововведений популярность BVI в России, и если да, то насколько, разделились.

«BVI всегда были очень популярным офшором. Бизнес привлекали простота регистрационных процедур и понятное законодательство, основанное на английском праве», — делится опытом руководитель отдела международного корпоративного права GSL Law & Consulting Сергей Панушко.

«BVI являются одним из лидеров по прямым инвестициям в РФ среди офшорных юрисдикций: в частности, объем инвестиций в прошлом году составил $1 млрд», — сообщил РБК управляющий партнер компании «Гестион» Алексей Гайдов. На BVI зарегистрировано порядка 700 тыс. компаний, то есть около 40% всех мировых офшорных компаний, добавил он.

«Конечно, риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет», — прогнозирует Сергей Нестеренко. Следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения, отмечают эксперты.

Суды, рассматривая такие дела, применяют модельную конвенцию по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития — она вводит концепцию бенефициарного собственника. Эта концепция основана на принципе, согласно которому операции подлежат налоговому учету исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы.

Характерным в этом отношении является «дело ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (ПАО «ВЭК»)». По мнению налоговой инспекции, акционерное общество реализовало схему с целью занижения налога на прибыль с вовлечением в цепочку расчетов компаний, зарегистрированных в Республике Кипр и на Британских Виргинских островах.

Суть схемы, по мнению судей, состояла в следующем: ПАО «ВЭК», будучи конечным бенефициаром офшорной компании на BVI, оформило покупку 100% акций аффилированной с ней организацией «Энергосервис» на эту компанию. Но в качестве технического покупателя (созданного только для перевода средств по сделке) использовало фирму, зарегистрированную на Кипре. Это дало возможность ПАО «ВЭК» применить льготу по налогу на прибыль, поскольку с Кипром у России подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. В результате налог составил 5% от суммы полученного по сделке, в то время как при продаже акций напрямую «дочке» с BVI пришлось бы удержать и уплатить налог в размере 20% от суммы сделки. Выявить реального покупателя (компанию на BVI) стало возможно в результате информации, полученной от кипрских коллег.

ПАО «ВЭК» подало в суд, но суды первой и второй инстанций поддержали налоговую инспекцию. Кассационная инстанция — Арбитражный суд Волго-Вятского округа — постановлением от 7 августа 2017 года оставила решения нижестоящих судов без изменений (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»).

Если бы обмен информацией с BVI действовал на тот момент, схема была бы раскрыта быстрее.

Бегство от риска

По мнению юристов, ряд компаний, не желающих раскрытия, может поменять юрисдикцию.

Так, компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, сегодня выбирают, например, Багамы или американские особые территории, Пуэрто-Рико и американские Виргинские острова, рассказывает Сергей Нестеренко. Во-первых, поясняет он, эти территории не подписали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а следовательно, прямой обмен информацией с ними невозможен. Во-вторых, они не относятся к заморским территориям Великобритании и не входят в Британское Содружество наций — объединение независимых государств, куда входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов.

Многие богатые россияне владеют активами в странах и на территориях, входящих в Британское Содружество. Владение активами, как правило, оформляется через трасты и фонды, а управление осуществляется через доверителей (трасти), поясняет Сергей Нестеренко. Бенефициары трастов и фондов, зарегистрированных в странах либо на территориях Содружества, могут быть раскрыты по требованию английского суда, добавляет он.

Собственно, эти риски и реализовались в отношении новозеландских трастов (Новая Зеландия входит в Британское Содружество) Сергея Пугачева, бенефициара Межпромбанка (крупнейшего российского банка-банкрота). По приказу английского суда доверитель траста раскрыл информацию о его активах. Таким образом была установлена связь между банкиром и активами, записанными на траст. Это, как , и дало возможность Агентству по страхованию вкладов обратиться в Высокий суд Лондона с требованием признать Пугачева бенефициаром новозеландских трастов.

Гарантий нет

Впрочем, по мнению юриста компании BGP Litigation Анастасии Берман, переход в черный офшор сам по себе ничего не гарантирует. Суть активно применяемой судами концепции бенефициарного собственника подразумевает, что любые налоговые выгоды, предусмотренные международными соглашениями, могут применяться только к фактическим собственникам, реальным владельцам компаний. А практика по делам об оспаривании статуса бенефициарного собственника преимущественно негативная для налогоплательщика, добавляет юрист.

Впрочем, иногда и компаниям из таких юрисдикций удается выигрывать у налоговиков в суде. Например, в августе 2017 года Арбитражный суд Калининградской области поддержал налогоплательщика в споре с налоговой службой (решение суда имеется в распоряжении РБК).

Организация взяла заем у компаний, зарегистрированных в Гонконге и на Кипре. Налоговая инспекция выяснила, что контроль над всеми компаниями, участвующими в сделке, осуществляется через фирму, зарегистрированную на Джерси — штат, который входит как раз в черный список ФНС. Налоговики сочли, что в этом случае расходы на проценты по займу не могут учитываться для целей налогообложения прибыли согласно законодательству о КИК.

В этом деле компания смогла доказать, что средства группы компаний использовались на текущую деятельность, а не переводились в виде дивидендов либо займов конечному бенефициару на Джерси, рассказывает Анастасия Берман.

Впрочем, если смена юрисдикции и поможет, то лишь на время, считает ведущий юрисконсульт департамента правового консалтинга и налоговой практики «КСК групп» Станислав Ляпцев. «Практика все равно будет развиваться в сторону раскрытия иностранных транзитных компаний и нахождения фактического бенефициарного собственника, этому способствует и соответствующая директива ЕС», — говорит он.

Ряд экспертов все же считают, что оттока бизнеса с BVI во избежание возможных претензий от налоговиков не последует. Власти островов всегда учитывали рекомендации ФАТФ и ОЭСР, а банки охотно работают с юрисдикциями, следующими в разумном русле международных тенденций. «Мы не ожидаем снижения интереса к BVI в России», — отмечает Сергей Панушко. Кроме того, добавляет он, на BVI зарегистрировано несколько сот тысяч компаний и оперативно предоставить информацию по всем компаниям ​власти этой юрисдикции просто физически не смогут.​​

Руководителям компаний и юристам будет интересно узнать, что налоговая служба утвердила обновленный перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией по налогам граждан и организаций с Российской Федерацией. Из прежнего списка налоговики исключили одну страну - Южную Корею и одну территорию.

Что случилось?

Федеральная налоговая служба издала приказ от 01.09.2017 № ММВ-7-17/ , которым внесла поправки в перечень стран (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с РФ. Этот список налоговики обновляют ежегодно. До сих пор действовал приказ от 30.09.2016 N ММВ-7-17/ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" изменяющий приказ, которым утвержден список офшорных зон или стран, власти которых не обмениваются информацией об имуществе и доходах, полученных на их территории. В этот перечень входят 109 стран и 19 территорий. Как уточняют налоговики, список необходим для «определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ для российских налогоплательщиков в отношении контролируемых ими иностранных компаний».

Список "непрозрачных стран"

Согласно тексту документа, в обновленный список стран, которые будут признаны офшорами, попали 108 государств и 18 территории. Наиболее известные из них - Бразилия, Доминикана, Лихтеншейн, Эквадор. При этом Великобританию, Швейцарию, Австрию, Кипр, Люксембург и Нидерланды налоговики посчитали прозрачными в плане налогообложения государствами, а значит, предприниматели, которые ведут бизнес в этих странах, смогут уплачивать налог по прежним правилам. В новой версии перечня из офшоров удалили Южную Корею, страну с которой у российских бизнесменов на востоке России развиты деловые отношения. Кроме того, из перечня исключили Британские Виргинские острова. Других изменений в списке нет.

Еще в прошлом году из перечня собирались исключить Гонконг, который прошел все процедуры, необходимые для вступления в силу международного договора с Россией об избежании двойного налогообложения. Но хотя, целый ряд государств и территорий продемонстрировали готовность осуществлять с Россией полноценный обмен налоговой информацией на основании положений конвенции Совета Европы и ОЭСР, дальше намерений дело не пошло.

Бизнесу нужно следить за обновлением списков

Ежегодно до 1 октября список офшоров будет пересматриваться. Если за год переговоры о налаживании информационного обмена со какой-либо страной завершатся, ее исключат из перечня «подозрительных юрисдикций». Напомним, согласно правилам налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) (глава 3.4 ) налог на прибыль и в России, и в стране получения дохода платят юридические и физические лица, признанные контролирующими. При этом большинство экспертов полагало, что перечень стран, в которых ставка налога на прибыль составит 0%, совпадет со списком офшоров, ранее составленным Минфином для определения пользователей нулевой ставки по дивидендам. Приказ, а вместе с ним и новый список офшоров, начнет действовать с 1 января 2018 года, он уже зарегистрирован Минюстом.

Черный список офшорных зон Минфина (офшоры, офшорные зоны) - так называют Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н (см. ).

Слово офшор произошло от английского offshore - «вне берега», так как основные офшоры расположены на небольших островных государствах.

Так называемый черный список оффшорных зон был утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н и вступил в силу с 1 января 2008 года. Взаимодействие с компаниями, зарегистрированными в государствах, указанных в списке, в некоторых случаях влечет неблагоприятные налоговые последствия для российских налогоплательщиков:

Так, российская организация, получающая дивиденды , в ряде случаев имеет возможность применить ставку 0% (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса). Но это правило не применяется, если дивиденды получены от организации, зарегистрированной в государстве из черного списка Минфина.

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Сделки с компаниями, зарегистрированными в государстве из черного списка Минфина, признаются контролируемыми (см. ), что влечет право на контроль цен сделок со стороны налоговых органов и обязанность налогоплательщика декларировать такие сделки (в случае превышения установленной Налоговым кодексом суммы сделок за год) – пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса России.

Следует отметить, что Минфин регулярно вносит изменения в указанный список, исключая «исправившиеся» государства или добавляя новые оффшорные зоны.

С 1 января 2018 года из этого списка исключен Специальный административный район Гонконг (Сянган) (№ 16, Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н)

С 1 января 2015 года из этого списка исключена Республика Мальта (№ 23, Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н);

С 1 января 2013 года из этого списка исключена Республика Кипр (№ 15, Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н);

С 17 марта 2009 года в список добавлена Республика Сейшельские Острова (№ 42, Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н).

Значение Черного списка офшоров

В НК РФ Черный список офшоров упоминается в следующих нормах:

Контролируемые сделки

В сделках с компаниями из государств, указанных в Черном списке офшоров, установлен более низкий порог для признания сделок контролируемыми - 60 млн. рублей (пп. 3 п. 1 ст. 105.14, п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Причем для признания таких сделок контролирумыми не требуется взаимозависимость лиц (достаточно достижения установленного п. 7 ст. 105.14 НК РФ суммового порога 60 млн. рублей за календарный год) (см. ).

Дивиденды

Ставка дивидендов 0% не применяется, если выплачивающая дивиденды сторона находится в государстве, включенном в черный список Минфина (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Льгота при безвозмездном получении имущества

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Контролируемые иностранные компании

Если российское лицо владеет прямо или косвенно компанией из Черного списка Минфина, то такое лицо, в большинстве случаев, признается контролируемым лицом, а компания из иностранного государства - . Так прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Для компаний из стран Черного списка офшоров Минфина эти требования, как правило, не выполняются.

Другие Черные списки офшоров

Помимо Черного списка офшоров Минфина РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н есть и иные, аналогичные списки, составленные для других целей.

Так, ФНС России составляет Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (). Составление такого списка предусмотрено пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ и, прежде всего, применяется для целей определения контролирующих лиц и .

Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" определяет перечень офшоров и делит их на три категории. В зависимости от категории офшора устанавливается величина резерва. Максимальный резерв устанавливается для офшоров третьей категории.