Гражданские подводные лодки. Самые необычные подводные лодки. Тип «Осётр» - подводные лодки

Субмарина конфедератов - первая в мире подводная лодка, успешно примененная в бою. February 8th, 2015

Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в штате Южная Каролина затонувшую подводную лодку. Судно пошло ко дну в далеком 1864 году. Субмарина является уникальным устройством, так как это была первая в мире подводная лодка, успешно примененная в боевых действиях.

150 лет назад состоялась первая в истории успешная атака подводной лодки на боевой корабль. Во время Гражданской войны в США, 17 февраля 1864 года, субмарина конфедератов «Ханли», приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, пустила на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян «Хаусатоник». Сообщив успешной атаке, «Ханли» домой так и не вернулась. Таким образом, она стала и первой подводной лодкой, погибшей в сражении.

Давайте вспомним про это подробнее …

О причинах ее гибели спорят до сих пор, а организованная в 2000 году операция по подъему «Ханли» только добавила масла в огонь этих споров. Как гласят исторические первоисточники, H. L. Hunley, подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки, была построена в 1863 году во время гражданской войны на средства частных предпринимателей и изобретателей Хораса Л. Ханли (его имя она и носила), Джеймса Мак Клинтока и Бакстера Уотсона. Вот как это было:

Первые достоверные сведения о субмаринах относятся к 1578 году, когда англичанин Уильям Боури опубликовал проект лодки, которую он собирался изготовить из кожи и дерева. Однако до дела руки у него так и не дошли. Так что его опередил обосновавшийся в Англии голландец Корнелиус ван Дреббель, который в 1620-1624 годах сконструировал и испытал три погружающихся судна собственной конструкции.

Во время войны американских колоний за независимость студент Иельского колледжа Дэвид Бушнелл построил одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»). На ней была предпринята попытка атаковать 64-пушечный английский корабль «Игл». Однако она закончилась неудачей - мину под корабль установить так и не удалось…

Проект субмарины Вильгельма Бауэра

В 1796 году уже известный нам Роберт Фултон представил свой проект субмарины «Наутилус», длиной более 6 м, оснащенной полым килем, который служил и балластной цистерной. Под водой лодка двигалась с помощью ручного привода на гребной винт, а в надводном положении могла использовать парус, который поднимался на складной мачте. Но его идеей никто так и не заинтересовался…

Удачливее оказался немец Вильгельм Бауэр. В 1848 году он построил и испытал стальную субмарину, длиной 7,5 м, с экипажем из двух человек, вручную вращавших винт. Но дальше экспериментов, входе которых была совершена сотня погружений, в том числе на рекордную тогда глубину 45 м, дело не пошло.

На практике подлодки попробовали использовать опять-таки американцы. Во время Гражданской войны между Севером и Югом порты южан были блокированы флотом северян. Южанам предстояло срочно найти какое-то средство, с помощью которого можно было бы пробить брешь в кольце блокады.

С этой целью инженеры из Нью-Орлеана Бакстер Вотсон и Джеймс Макклинток в 1862 году построили подводную лодку «Пайонир», длиной около Юм. Ее испытания проводили на озере Понтчарт-рейн, но довести до конца не успели. Когда войска северян приблизились к Нью-Орлеану, «Пайонир» пришлось просто затопить.

Новую субмарину, «Американский ныряльщик», пытались построить в Мобиле, куда перебрались оба инженера и финансист Г. Ханли. Их поддержал комендант города, генерал Маури, прикомандировав к ним инженеров из 21 -го Алабамского пехотного полка - Уильяма Александера и Джорджа Диксона. Однако и эта лодка утонула при испытаниях в результате протечки корпуса.

После гибели «Американского водолаза» Хорасу Ханли недоставало средств для строительства новой подводной лодки. Но тут появился некий мистер Сингер, фабрикант швейных машинок. На его деньги была учреждена каперская компания «Singer Submarine Corporation».

Мак-Клинток незамедлительно построил третью лодку. Чтобы облегчить и ускорить ее создание, он воспользовался старым паровым котлом. У него обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности. Размерения новой подводной лодки были таковы:

  • длина 40 футов (12,2 м)
  • ширина 3 фута 10 дюймов (I,I6 м)
  • высота 4 фута (1,22 метра, вместе с башенками 1,75 м
  • водоизмещение около 2 тонн

Называлась субмарина поначалу «Пионер-3″ («Пионер-2″, это «Американский ныряльщик»).

Лодку снабдили двумя входными люками. В носу и в корме разместили по одной балластной цистерне с наружными кранами. Цистерны сверху не закрывались, чтобы экипаж мог визуально следить за уровнем воды в них. Заполнялись они самотеком, после открытия забортных клапанов, осушались ручными помпами. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 футов (18,3 м).

Семь или восемь человек вращали длинный коленчатый вал, занимавший три четверти длины корпуса, и через сальниковое уплотнение связанный с трехлопастным гребным винтом в корме. Максимальная скорость на испытаниях составила 2,5 узла (4,63 км/час). Литой съемный киль можно было отсоединить в случае необходимости (например, для аварийного всплытия).

Экипаж состоял из командира, семи — восьми «гребцов» и второго офицера, который заполнял либо опорожнял кормовую цистерну, а также вместе с матросами работал на гребном валу. Командир выполнял сразу три обязанности: через иллюминаторы в носовой башенке наблюдал за обстановкой и искал цель, управлял горизонтальными и вертикальными рулями, заливал и осушал носовую балластную цистерну. Второй офицер, располагавшийся возле кормовой башенки, по команде командира обслуживал кормовую балластную цистерну.

Для обеспечения экипажа свежим воздухом в подводном положении имелись два воздухозаборника высотой 4 фута (1,22 м), размещенные вплотную друг к другу, однако незначительный диаметр труб (1,5 дюйма, т.е. 3,78 см) и отсутствие принудительной вентиляции делали эти устройства почти бесполезными. Запас сжатого воздуха позволял находиться под водой в течение двух, двух с половиной часов. Теснота в лодке была невероятная, в случае аварии шансы моряков на спасения являлись минимальными.

Лодку закончили постройкой в начале июля. Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона Пайна, а экипаж набрали из добровольцев. Они начали осваивать технику. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Буксируемой плавучей миной (90 фунтов черного пороха, т.е. 40,8 кг) удалось взорвать старую угольную шаланду.

Испытания показали, что для успешного применения такой мины требовалось перейти из позиционного положения в подводное не далее, чем в 200 ярдах (183 м) от цели, а глубина воды должна быть такой, чтобы субмарина могла пройти под килем атакуемого судна, буксируя мину на канате длиной 150 футов (45,7 м). Через 5-6 минут лодка всплывала за целью и в этот момент мина ударяла в днище атакуемого корабля. Но даже столь близкое расстояние не гарантировало успеха, т.к. канат имел свойство провисать под собственной тяжестью. Поэтому позже от этого оружия отказались. Вместо него к носу лодки прикрепили шест длиной 6 метров с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями. Тем временем северяне усилили морскую блокаду Чарлстуона. Поэтому конфедераты 12 августа доставили туда на двух железнодорожных платформах подводную лодку, укрытую от посторонних глаз брезентом и спустили на воду.

Но 29 августа 1863 г., после одного из учений, лодка внезапно затонула в тот момент, когда она возвращалась к причальной стенке форта Джонсон. По одной версии, проходивший мимо пароход развел волну, захлестнувшую открытый люк. По другой версии — командир, стоя в люке, случайно нажал рычаг заполнения балластной цистерны, в результате чего лодка ушла под воду с открытым люком. Спастись удалось лейтенанту Пайну, находившемуся в тот момент в переднем люке, и двум матросам. Пять человек погибли.

Лодку подняли через две недели (14 сентября) с глубины 42 фута (12,8 м) и привели в порядок. Тем временем Ханли, узнав о катастрофе, решил взять дело в свои руки. Он сам приехал в Чарлстуон, чтобы возглавить новый экипаж. Поднятая и отремонтированная субмарина.

11 октября под его командованием успешно имитировала на реке Купер атаку стоявшего на якоре парохода «Indian Chief» (Индейский вождь) Но спустя 4 дня вновь произошла катастрофа. Утром 15 октября во время очередного погружения лодка затонула. В 9.25 она отошла от причальной стенки и в 9.35 начала погружаться. Расстояние от причала оставляло всего лишь 500 ярдов (457 м).

Хорас Ханли находился на своем посту под закрытым передним люком. Второй офицер Томас Парк (сын совладельца завода, где построили эту лодку) находился под задним люком. Судя по материалам расследования, Парк не успел заполнить водой кормовую балластную цистерну одновременно с носовой, которую наполнял Ханли (возможно, что командир слишком поздно приказал Парку сделать это). В результате субмарина, продолжавшая двигаться вперед, внезапно получила значительный дифферент на нос и стремительно пошла вниз. Со всего размаха она вон­зилась носом в дно под углом 35 градусов. Попытки экипажа всплыть оказались безуспешными. Вода из передней балластной цистерны разлилась в носовой части корпуса, а задняя цистерна не успела наполниться водой, так что откачивать было нечего. Мощность «живого мотора» являлась недостаточной для того, чтобы вытащить лодку из грунта задним ходом. Отвернуть заржавевшие болты, державшие съемный киль, обезумевшей от ужаса команде тоже не удалось.

Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м).

Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.

Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард.

Позднее он вспоминал:

«Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча» .

В конце ноября третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон. Перед ним стояли две трудные задачи. Во-первых, набрать новый экипаж лодки, получившей широкую известность как «плавучий фоб» и «убивающая машина». Во-вторых, научиться управлять этой посудиной таким образом, чтобы она могла не только плавать, но и воевать. Что касается первой проблемы, решить ее помогли деньги.

Бизнес в Чарлстоуоне и его окрестностях погибал из-за блокады федерального флота. Поэтому местные предприниматели учредили солидный призовой фонд. Так, 100 тысяч долларов (2,5 миллиона по нынешнему курсу!) гарантировались экипажу миноносца («Давида» или «Ханли») за потопление броненосца »Новый Железнобокий» («New Ironsides»). Алчность победила страх. Желание стать подводниками выразили пять матросов парохода » Индейский Вождь» («Indian Chief»), еще три добровольца прибыли из Мобайла.

Со второй проблемой Диксон справился путем тщательного изучения на практике технических и эксплуатационных особенностей субмарины. Он тренировал экипаж на мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов. Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.

  1. Выйти на рубеж атаки в темное время суток, в позиционном положении.
  2. Избрать целью корабль, стоящий на якоре.
  3. Взять курс, перпендикулярный центральной части его борта, закрепить руль и погрузиться тогда, когда до него останется не более 300 ярдов (274 м).
  4. Бросить все силы людей на то, чтобы преодолеть это пространство одним рывком. Ударить шестовой миной в подводную часть корабля и немедленно дать задний ход.

Разумеется, вероятность того, что лодка погибнет вместе с жертвой, была велика, но ни на что другое столь примитивная субмарина просто не годилась. В начале февраля 1864 г. экипаж был готов к бою.

Лодке дали имя «Х. Л. Ханли» в честь погибшего капитана Ханли. Вечером 17 февраля 1864 г. субмарина наконец-то отправилась в свой первый боевой поход.

Приказ гласил:

«Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится».

Увлекаемая отливом, она проскользнула между островами Салливан и Палм. В двух с половиной милях от берега стоял на якоре паровой корвет федералов «Хьюсатоник» водоизмещением 1964 тонны. Он дежурил у входа в канал, что ведет в Чарлстоунскую бухту. Глубина в этом месте составляла 28 футов (8.5 м). Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 метров, а вооружение - 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных.

Дальнейшие события очевидец описал следующим образом:

Борт «Канандагуа» («Canandaigua»),

Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Хьюсатоник» флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца.

Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект.приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт.

Б ольшая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с »Канандагуа». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна, помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса, канониров Томаса Паркера и Джона Уолша, которые погибли вместе с затонувшим кораблем.

Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.

С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант.

Марек Сарба. «Ханли перед отплытием». Холст, масло. 2010

Скорее всего все было так: вскоре после заката вечером 17 февраля 1864 года в доке недалеко от острова Салливанс восемь нанятых моряков забрались в лодку и отправились на задание. К носу лодки была пристроена шестиметровая стальная пика с закрепленным на ней пороховым зарядом. Возглавлял атаку лейтенант Джордж Диксон, за ним на деревянной скамье сидели семеро матросов, чьи мышцы приводили в движение ручной гребной винт подлодки.

Помещение для экипажа было всего лишь четыре фута в высоту и три с половиной фута в ширину. Двигательная установка «Ханли» состояла из коленчатого вала, проворачиваемого семью людьми и посредством цепи связанного с винтом. Большой маховик увеличивал КПД: пока экипаж работал, момент силы маховика помогал поддерживать скорость.

Когда команда начала вращать тяжелый железный коленвал, Диксон сверился с компасом и взял курс на паровой шлюп «Хаузатоник», стоявший на якоре в четырех милях от берега. План повстанцев состоял в том, чтобы подплыть в шести футах от поверхности к участнику блокады. Но для того, чтобы окончательно направить судно, Диксон должен был поднять его на поверхность ровно настолько, чтобы выглянуть через маленький передний иллюминатор - перископов как таковых тогда еще не было.

С борта «Хаузатоника» заметили у поверхности воды что-то странное, была объявлена боевая тревога. Со шлюпа открыли огонь, но лодка-торпеда была уже в так называемой мертвой зоне, слишком близко от шлюпа. Через две минуты субмарина «Ханли» вонзила свою пику в штирборт «Хаузатоника», прямо под ватерлинией. Когда подлодка дала задний ход, спусковой шнур заставил детонировать 135-фунтлвую пороховую бомбу, взорвав всю кормовую часть парового шлюпа. Дав задний ход, лодка отошла от шлюпа…

Корвет затонул. «Ханли» тоже не вернулась домой. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем. Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о жертве, погубившей своего убийцу, более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени.

Конечно, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны. Однако оно сыграло очень важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне возможно. «Впервые в истории подводная лодка смогла потопить вражеский корабль, - писал не так давно в американской прессе Роберт Нейланд, глава отдела подводной археологии ВМС США. - «Ханли» для подводной войны - то же, что и самолет братьев Райт для авиации. Она изменила ход истории флота». Ну что ж, это правда.

Как правда и то, что после первой в истории победной подводной атаки «Ханли» пропала, и, как выяснилось через много лет, погибла. Подводники успели дать наблюдателям на берег условный сигнал фонарем. А потом пропали вместе с субмариной… Ее судьба и стала более чем на столетие одной из величайших загадок Гражданской войны в США.

Лишь в 1979 г. специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер начали целенаправленные поиски. Изучив ряд документов, они пришли к выводу, что подводная лодка после успешной атаки направилась назад на базу и даже обменялась световыми сигналами с одним из фортов конфедератов. Однако по неизвестной причине после этого она потонула со всем экипажем, поэтому её и нет на месте гибели «Хьюсатоник». Искать лодку следует на пути, ведущем домой. Для поиска пропавшей субмарины были использованы магнитометр и гидролокатор. Предположение Невелла и Касслера оказалось верным, 13 августа 1994 г. экспедиция обнаружила аномалию в проливе Маффит, ведущем в гавань Чарлстоуона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб «Хьюсатоник».. При дальнейшем обследовании она оказалась искомым объектом. «Ханли» лежала на фунте, на правом борту с креном 20-25 градусов, корпус был покрыт толстым слоем ракушек и водорослей. Песчаные наносы сыграли роль консерванта, благодаря чему лодка неплохо сохранилась.

В течение пяти лет после этого открытия команда археологов и инженеров составляла план подъема и сохранения подлодки. Поднимал субмарину Гражданской войны в другое столетие баржевый кран «Карлисса Б».

Подъем лодки в 2000 году потребовал героических усилий и 2,7 миллиона долларов. Девятнадцать водолазов трудились три месяца под водой, настолько мутной, что работать приходилось больше на ощупь, чем с помощью зрения. Используя ручные всасывающие драги, водолазы осторожно отсосали 25 тысяч кубических футов песка и ила - эквивалент 115 груженых самосвалов. Планируя подъем, инженеры разработали даже математическую модель корпуса и сил, которым он подвергнется.

«Ханли» лежит на морском дне

Поисковики, вообще-то, ожидали найти погибших подводников с признаками паники, сгрудившимися под люками, пытающимися выбраться, но этого не было. Каждый член экипажа был по-прежнему на своем посту…

По последним сведениям историкам наконец-то удалось раскрыть тайну исчезновения первой в мире подводной лодки, потопившей вражеский корабль во время боя. Вероятно, это было первое и последнее для неё сражение.

Полтора столетия спустя, после того, как корпус «Ханли» коснулся дна Атлантики у берегов Южной Каролины и 15 лет после подъёма остова из морской пучины, археологи завершили его всестороннее исследование.

Эксперты после подъема надеются разгадать тайну того, почему подводная лодка, приводимая в движение с помощью механической установки на мускульном приводе пошла ко дну 17 февраля 1864 года. Это было бурное время, полное человеческих трагедий. Шли последние годы Гражданской войны в США.

Это как разворачивать рождественский подарок после 15 лет томительного ожидания, — говорит Пол Мардикьян (Paul Mardikian), главный реставратор Общества друзей Ханли (Friends of the Hunley).

Долгое время место гибели лодки считалось неизвестным, пока в 1995 году её не обнаружила одна из экспедиций, предпринимавшихся на протяжении всех последних десятилетий. «Ханли» лежала на боку под слоем ила неподалёку от места потопления своей жертвы — «Хаусатоника».

Во многом это способствовало тому, что её стальной корпус, изготовленный из паровозного котла недурно сохранился. Годы пощадили подводного охотника. В 2000 году её подняли со дна и начался долгий процесс исследования, реставрации и последующей консервации этого археологического памятника.

За десятилетия пребывания в морской воде, весь остов и конструктивные элементы судна покрылись слоем песка, минеральных частиц, ила и наростами ржавчины, которые археологи называют конкрециями.

В мае прошлого года «Ханли» наконец-то была готова принять водные процедуры в растворе гидроксида натрия, дабы удалить все сторонние наросты и наслоения. Затем, в августе она прошла кропотливо проведённую вакуумную чистку.

К настоящему времени около 70% внешнего корпуса прошли такую обработку. Необработанными остались только те зоны, которые представляются интересными для антропологов. Это те места, где были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи.

Среди них были: шёлковые платки, которые повязывались вместо галстука; ботинки; монетки; форменные пуговицы; золотые часы и перстень с гравировкой, принадлежавшие капитану корабля; остатки трубки для курения, всё ещё набитой табаком; бутылки, латунная керосиновая лампа (фонарь); компас и ещё много чего другого.

Общество друзей «Ханли» — это общественная некоммерческая организация, главная цель которой, реставрация и сохранение этого исторического судна. В ходе своей работы, команда реставраторов из Клемсонского университета (Clemson University) уже успела сделать ряд интересных открытий. Так, например, после очистки одного из участков корпуса они нашли там клеймо «C.N». Как полагают эксперты, это может быть аббревиатура одного из сталелитейных заводов, на котором были изготовлены материалы корпуса.

Кроме того, как добавляет Пол Мардикьян, они нашли ещё ряд интересных вещей, которые могут пролить свет на тайну гибели подводного корабля.

Я бы соврал, если бы сказал, что все её тайны уже раскрыты. Думаю, что ещё слишком рано об этом говорить. Перед нами субмарина, которая зачаровывает. Она словно Энигма, полная секретов.

Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей 41 кг чёрного пороха, и прикреплённой на длинный деревянный шест, установленный в носовой части судна.

Как говорит Пол, учёные постепенно будут собирать воедино все элементы большого пазла, чтобы в конце концов выяснить все обстоятельства того, что именно произошло с двенадцатиметровой подлодкой в ту роковую ночь.

По пришествию нескольких лет исследований, учёные пришли к выводу, что экипаж, вероятно, мог потерять сознание от воздействия гидроудара, когда заряд пороха сдетонировал где-то вдали от «Ханли». Среди прочих версий произошедшего, у экипажа мог закончится воздух до того, как лодка успела всплыть на поверхность или то, что она могла утонуть из-за плохо задраенного люка.

Вскоре после того как её подняли, археологи нашли первые останки членов экипажа, а также некоторые из их личных вещей. Прежде чем достать их оттуда, учёные должны были извлечь информацию из материальных следов, оставшихся на месте человеческой трагедии и которые представляют большой интерес для историков. Для этого они провели 3D-сканирование всех артефактов внутри субмарины.

В апреле 2004 года тысячи людей, многие из которых были одеты в серые мундиры армии Конфедерации, а некоторые в синюю форму армии северян прошли похоронным маршем от старой береговой батареи Чарльстона до кладбища Магнолия, отдавая дань павшим героям давно минувших дней.

Уже потом это назовут последним днём Конфедерации.


источники

http://www.clemson.edu/glimpse/wp-content/uploads/2012/10/Glimpse_fall2012lr.pdf

http://www.qwrt.ru/news/2763

http://www.anchich.narod.ru/podvodnie_lodki/hunley.htm

http://navycollection.narod.ru/battles/Civil_war_USA/Hunley/article.html

http://www.seapeace.ru/submarines/first/362.html

Давайте я вам еще что нибудь напомню про историю подводного флота: вот например и например . Вот вам . А вот знаменитый и , ну и знаменитые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Подборка фото АПЛ РФ различных проектов Северного и Тихоокеанских флотов в различных погодных условиях

Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.

Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».

АПКР К-18 "Карелия" - атомный подводный ракетный крейсер

После вступления в строй лодка входила в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ, а с сентября 2000 г. - в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ. Корабль до момента постановки в средний ремонт (в августе 2004 г.) предпринял двенадцать автономных походов на боевую службу, 26 раз нес боевое дежурство в пунктах базирования и выполнил четырнадцать практических пусков ракет Р-29РМ. В июле-августе 1994 г. К-18 под командованием капитана 1-го ранга Ю.И. Юрченко (старший на борту контр-адмирал А.А. Берзин) в охранении АПЛ Б-414 (пр. 671РТМК) предприняла поход в воды Арктики с всплытием в районе Северного полюса.

«Дельфин» - первая российская подводная лодка

"Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917 г. Проект был разработан специальной комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК.

Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок проект 633 (по классификации NATO тип «Ромео») в г. Горьком, как усовершенствованных лодок проекта 613 совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводная лодка "Фельдмаршал Граф Шереметьев" тип "Касатка"

Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.

Немецкие U-Boat - подводные лодки Второй мировой войны

Цветной фильм про немецкие подводные лодки второй мировой войны, которые торпедируют корабли союзников, в основном американские. Видео очень качественное и в цвете, что редкость для того времени.

Кета - подводная лодка

Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.

Тип «Сом» - подводные лодки 1904 - 1906 годов

12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.

Форель - подводная лодка

Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.

Тип «Осётр» - подводные лодки

Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр"

Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.

Подводные лодки тип «Карп»

24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е" ПЛ «Карп», ПЛ Камбала, ПЛ «Карась». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года.

Гражданскую АПЛ планируют использовать для поиска полезные ископаемые подо льдами Арктики.
"Подводный комплекс сейсморазведки разработан ЦКБ "Рубин". Это гражданская атомная подводная лодка, только вместо пусковых установок у нее шахты с роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые обеспечивают сейсморазведку, поиск любых полезных ископаемых", — объяснил Литвиненко на форуме "Арктика — территория диалога".
.

Считаю, не лишним будет напомнить интересующимся темой применения атомных подводных лодкок на просторах Арктики в мирных целях, о следующем:
Переоборудовать боевые АПЛ в транспортые ЦКБ "Рубин" пытался еще в 1999г.

Точнее, на полном серьезе, по проекту велось следуюеес:
- проектно-конструкторские проработки по определению архитектурно-конструктивного облика транспортной АПЛ, кнструкции грузовых трюмов и способов грузовых операций;
- научно-исследовательские изысканияпо определению ледовой проходимости АПЛ, ледовой и навигационной обстановки на маршрутах перехода АПЛ, способов движения и конструктивов АПЛ для повышения эффективности преодоления ледовых полей;
- технико-экономические проработки и обоснование экономической эффективности морской транспортной системы с применением АПЛ.

Основная задача проекта и пути ее достижения в части ледовой проходимости и ледового плавания наглядно продемонстрированы ниже на сканах отдельных страниц:
1. Основная задача


2.Обеспечение эффективности ледового плавания транспортной АПЛ и способы преодоления ледовых полей...
.

3.


4.


5.


Изложено красиво, "а куда деть глубину?" - доносится голос уважаемого эксперта по Арктике из далекого 2000 года...

“Можно плавать подо льдами, если глубины большие”, - считает начальник штаба морских операций западного района Арктики Николай Бабич. Однако он сомневается в том, что лодки смогут легко маневрировать в мелководных северных морях у побережья.

Чукотское море. Глубины 50-60 метров. При этом надо учитывать осадку льда, подторосы или кили торосов опускаются в глубину до 15-20 метров. Остается просвет между льдами и морским дном местами также метров 20. А подводный корабль типа “Тайфун” (который так понравился РАО “Норильский никель”, очевидно из-за названия), теоретически наиболее приемлемый для грузовых перевозок, т.к. самый вместительный, имеет высоту 30 метров.

Море Лаптевых. Глубины в 20 метров простираются на север местами на сотни миль. В устье реки Лена глубина всего 8 метров. Лодка встанет в 70 милях от берега, т.к. даже по воде не сможет подойти к берегу. Как передавать груз? Наверное, вертолетами, которые «рубиновцы» разместят на палубе лодки.

Порт Певек. В него не зайти, т.к. там глубина 10 метров на входном створе. А даже у небольшой лодки осадка 9 метров. Если вдруг прижмет льдом, то лодка упрется в дно как бревно - “топляк”.

В Дудинке тоже глубина 10 метров, и в Обскую губу не зайти по той же причине.

Вообще все причалы по всей линии СМП не приспособлены для принятия лодок. Их пришлось бы реконструировать, что крайне дорого. А при объеме перевозок в 3 тысячи тонн - реконструкция и лодок и пути не окупиться никогда, считает Николай Бабич.

6.Положительные выводы проекта конечно же не заставили себя долго ждать



Размещать в посте остальные скрины листов проекта, не относящиеся к ледовому плаванию, также с указанием подписантов, исполнителей и руководителей сего проекта, думаю, будет не уместно. История и так знает своих героев. Данный проект остался только в памяти немногих и на бумаге (которая, как известно, все стерпит), ну и слава богу. Предполагаю, дело не дошло даже до отправки обращения в Правительство РФ с приложением проекта, как замышлялось...
Желаю успехов всем так или иначе задействованным участникам в достижении поставленных задач по теме поста!

Воды мирового океана бороздят уже около ста частных подводных лодок. Маленькие и быстрые, снующие, словно «Феррари «, и великаны с фитнес-залами и винными погребами на борту.

Моду на подводные лодки как обязательный имиджевый предмет роскоши завели арабские шейхи. Именно поэтому в ОАЭ разместилась первая в мире компания производитель частных подлодок — «Эксамос «. Основал ее бывший французский морской пехотинец Эрве Жобер . В 1995 году он построил первую личную подводную лодку и, сменив автомат на отвертку, теперь обеспечивает современными «Наутилусами» всех желающих. Себя новый капитан Немо именует «поэтом, строящим подводные лодки для богачей».

«Поэт» предлагает покупателям 14 люксовых моделей субмарин. С 2005 года он и 170 его сотрудников в Дубае спустили со стапелей 18 подлодок. По словам Жобера, сейчас у него организовалась очередь из 26 миллиардеров, желающих скрыться от людских глаз на морском дне.

Самые популярные в списке — две модели подлодок: маленькая и быстрая «Стингрей » и шикарная 20 -метровая «Протеус «.


Конкурентом француза на сегодня выступает «U.S. Submarine » Брюса Джонса военно-морской инженер из США, который клепает своих «Наутилусов» в американском Портленде. Самые раскупаемые его подлодки — «Феникс-1000» и «Сиэттл-1000». Их цена — от 25 до 150 млн. долларов.

«Феникс «, высотой с четырехэтажный дом и длиной 65 метров — «помесь» туристской и военной субмарины. Лодка может плавать в погруженном состоянии неделю. Утверждают, что именно эту модель получил Роман Абрамович .

Если вы найдете подлодку, принадлежащую мне, то она ваша , — с улыбкой ответил Роман Абрамович , когда его спросили о покупке субмарины «Феникс-1000» стоимостью более $100 миллионов . 65 -метровый плавучий дворец с фитнес-залом, винным погребом, бассейном и кинотеатром и наблюдательным пунктом размером 9 на 5 метров сошел со стапелей компании «U.S. Submarine » в июле и скрылся от любопытных глаз в морской пучине.

Одной из причин увлечения олигарха подводным флотом называют боязнь глобальных катаклизмов и ядерной войны. Ничего смешного в этом нет. Фирма гарантирует — переждать ядерный удар на глубине 300 метров посреди Мирового океана гораздо безопаснее, чем в бункере , будь он в Барвихе или окрестностях Лондона. В случае войны Абрамович погрузит семью на «Феникс » и нырнет, как и другие миллиардеры в глубину.

Технические характеристики «Феникс-1000»:

Глубина погружения — 305 м.

Команда — 3 человека.

Длина — 65 м.

Ширина — 8 м.

Водоизмещение — 1500 т.

Максимальная скорость на поверхности — 18 узлов.

Скорость под водой — 10 узлов.

Запас кислорода — 30 дней.

Дальность автономного плавания — 3000 морских миль


Имена своих заказчиков Джонс скрывает. Но одного владельца детища Джонса журналисты все-таки нашли. Это миллиардер Пол Ален , основавший вместе с Биллом Гейтсом «Майкрософт». Заказчик, большой почитатель творчества «Битлз», велел выкрасить ее в желтый цвет. Большой друг Абрамовича, Пол Аллен два дня шнырял на своей желтой подводной лодке вокруг саудовских нефтяных платформ. Когда при всплытии его задержала береговая охрана, он объяснил, что рассматривал рыбок. Все возможности для этого у него имелись. Его лодка может находиться под водой в течение недели. Пять ванных, две кухни, спортзал, винный погреб и наблюдательный портал 9 на 5 метров позволяют не задумываться о том, что творится на поверхности.

Столь экзотическая мода не обошла и Россию. Инженеры Санкт-Петербургского морского университета разработали туристический подводный аппарат с мускульным приводом — своего рода подводный велосипед. Два человека, сидя в прозрачной кабине, крутят педали, как на катамаране. Подлодка может погружаться на глубину до 30 метров. Автономность ее ограничена только запасом кислорода в баллонах. По словам руководителя проекта Владимира Тарадонова, цена серийного варианта — 25 тысяч долларов.

Однако, по словам экспертов, растущий флот частных «Наутилусов» подстерегает серьезная опасность. Ведь подлодки, особенно миниатюрные и скоростные, по своим характеристикам весьма напоминают торпеды. И вполне могут быть по ошибке уничтожены кораблями ВМС ведущих морских держав.

Есть и другая опасность, исходящая от различных террористических группировок. Потому частыми гостями верфей Жобера и Джонса бывают сотрудники спецслужб, которые хотят убедиться, что на частных субмаринах нет торпедных аппаратов или другого оружия.

Военные заявляют, что владельцы частных подлодок обязаны ставить в известность соответствующие органы о маршрутах и времени своих прогулок. Но миллиардеры зачастую этого не делают, считая, что законы писаны не для них. В итоге могут произойти весьма опасные инциденты: неизвестный подводный аппарат, зашедший в чужие территориальные воды, могут просто утопить.

Для увеличивающегося подводного флота уже начали строить инфраструктуру. Первый субмарин-клуб начали строить на Таити. Прозрачные воды Французской Полинезии идеально подходят для кратковременных развлекательных прогулок на дно.

Подводные лодки - страшное и скрытное оружие, которое первоначально находилось на вооружении военных. Однако со временем оказалось, что не только они нуждаются в скрытном средстве для перемещения. Достаточно только вспомнить капитана Немо и его Наутилус. Его субмарина заметно выделялась из всего того, что мог на тот момент предложить научно-технический прогресс.

И если у военных форма подводных лодок уже традиционна, выполняя вполне определенные задачи, но гражданские могут позволить себе пофантазировать. Именно мирным целям и служат самые необычные субмарины. Одни аппараты проводят уникальные исследования, а другие просто служат способом развлечься. Расскажем ниже о десяти самых необычных подводных лодках.

Hyper-Sub. В своем надводном положении эта субмарина быстро трансформируется в скоростной катер. Казалось, что раньше такие устройства были доступны только супер-шпионам, наподобие Джеймса Бонда. Думается, и он бы не отказался в одной из своих миссий использовать этот быстрый катер, способный к тому же плавать под водой. Такой аппарат стоимостью в 3,5 миллиона долларов выпустила компания Marion Hyper-Submersible Powerboat Design. Чтобы разработать, а затем и создать свое творение инженеры потратили целый 31 год! Зато, поступив в продажу, он буквально перевернул представление о том, что вообще должны уметь персональные субмарины. В качестве катера Hyper-Sub разгоняется до 40 узлов, а погрузившись под воду аппарат может достичь глубины в 80 метров.

Желтая подводная лодка. Это устройство знаменито само по себе, будучи воспетым легендарными "Биттлз". Едва ли они представляли, что поют о такой подводной лодке. Она вмещает всего двух человек, зато может погружаться на глубину до трехсот метров. Исследователям морского ландшафта внутри субмарины хватит воздуха на шесть часов. Лодка оснащена по последнему слову техники - есть там и галогенные лампы, высокочастотный радиопередатчик, GPS-навигатор. А внутри округлой стеклянной сферы установлен климат-контроль, чтобы сделать подводное путешествие максимально комфортным. Лодка кажется миниатюрной, но заплатить за "игрушку" придется целых 2 миллиона долларов.

EGO. Эта подводная лодка с технической лодкой таковой не совсем и является. Тем не менее на этой компактной лодке-катамаране можно путешествовать под водой. Кабина устройства всегда находится в подводном положении, а вот верхняя часть, принадлежащая катамарану всегда над водной гладью. Такая конструкция заметно снижает риски при осуществлении подводных путешествий, да и управлять устройством совсем не сложно. Создала такое устройство компания Raonhaie, которая говорит, что с ее катамараном можно изучать подводный мир, даже не умея плавать. Чтобы полностью обеспечить безопасность, все стекла в подводном блоке выполнены из крепкого акрилового стекла. Лобовое стекло очень большое, как и боковые иллюминаторы. Таким образом у пассажиров есть отличная возможность рассмотреть рыб и кораллы, оставаясь сухими. Самое место такой субмарине - в Красном море, с его красивейшим подводным миром.

Seabreacher X. Это вторая лодка в серии персональных продуктов данного производителя. Если первая за основу своей формы взяла игривых дельфинов, то вторая предпочла использовать силуэты стремительных акул. Субмарина в подводном положении разгоняется до 25 миль в час, а в надводном может плыть в 2 раза быстрее. При этом она еще и выпрыгивает над водой на 4 метра. С технической точки зрения лодка обеспечена по последнему слову техники. В ее перископ встроена видеокамера. Она может передавать изображение на мониторы внутри субмарины. Естественно, есть тут и GPS навигатор, чтобы отображать местоположение, а также бортовая аудиосистема. Производитель выпустил всего 10 таких "хищных" подводных лодок. Учитывая интерес к ним, стоит ожидать, что их всем не хватит.

Super Falcon. Кто сказал, что подводная лодка должна быть стандартно вила. Морской инженер Грэм Хоукс создал свое творение, сделав его похожим на самолет. Естественно, лодка персональная, мало кто способен выложить за нее 1,5 миллиона долларов. А работает она от электрических батарей. У субмарины есть заднеприводной винт, который больше напоминает обычный вентилятор. Именно он и обеспечивает ход лодки. Батарея дает питание в 48 Вольт. Super Falcon может принять на борт двух пассажиров. Только вот скорость перемещения до обидного мала - всего 3,5 метра в минуту.

Scubster. Французский инженер Стефан Роусон посчитал, что лодке вообще не нужны какие-либо двигатели. Ее движение должен обеспечивать сам хозяин, используя для этого педальную тягу. Сама же субмарина сделана из углеродного волокна. Ее задача - участие в международных гонках субмарин такого класса. Непрерывное кручение пилотом педалей способно разогнать подводную лодку до шести миль в час, а опускаться она под воду может на глубину не более шести метров. Пускай лодка и необычная, зато она уж точно самая экологичная. Ведь никакого топлива ей и не требуется. Да и вращение педалей способно добавить здоровья какому-нибудь заплывшему жиром миллионеру.

Лодка-корыто. И эта персональная лодка двигается с помощью педальной тяги. Только вот ее создатель не заканчивал университетов и не получал специального образования. Конструктором разработки выступил 14-летний швейцарский подросток Арок Краер. Начав строить собственную лодку в 10 лет, через 4 года он завершил проект. Для создания субмарины применялись весьма необычные части - железные корыта, из которых ранее кормили свиней.

Немо-100. Лодку с таким названием создала немецкая компания Nemo Tauchtouristik. Ее продукт является персональным. Предполагается, что Немо должен перевозить 2-3 туриста. Здесь применяется целая система обеспечения воздухом, которая позволяет находиться под водой целые сути. Чтобы люди могли наилучшим образом рассмотреть панораму подводного мира, используются выпуклые стеклянные окна. Создатели говорят, что в такой лодке туристы могут представить, что чувствовал капитан Немо.

Наутилус. И эта лодка связана с героем Жюля Верна. Однако в такой персональной субмарине и почувствовать себя Немо сможет далеко не каждый. Наутилус является аппаратом люксового уровня, его запускают с яхт такого же недостижимого для обычного туриста класса. При проектировании конструкции инженеры советовались с военными консультантами. Теперь пилот знает, что если его лодка вдруг окажется в зоне обстрела, внутри ему ничего не угрожает. А чтобы скоротать время в подводном мире, Наутилус оснащен минибаром и качественной стереосистемой.

Нимфа. Пожалуй, нет ничего удивительного, что миллиардеры создают себе подводные лодки по своему вкусу. Там и произошло с Ричардом Бренсоном. У него есть свои собственные авиалинии, он развивает космический туризм, приобрел в личное пользование еще и свой остров. Богач славен своей любовью к экстремальным путешествиям, можно упомянуть хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре. Теперь он купил себе еще и персональную подводную лодку. Ее базой является личный остров Бренсона - Некер. А называется субмарина - "Нимфа". Автором проекта выступил уже упомянутый Грэм Хоукс из компании Океанические технологии Хоукса. "Нимфа" может нырять на глубину до 30 метров. Но сам миллиардер разрешает покататься на ней всем желающим. Для этого надо приехать на его остров Некер в Карибском море и заплатить за аренду 25 тысяч долларов. Это даст возможность изучить прибрежный подводный мир.