Итальянские сады боболи. Сады Боболи. Giardino di Boboli Сады флоренции

Могущественная семья Медичи создала удивительные Сады Боболи в шестнадцатом столетии. Красивые итальянские сады со множеством статуй и фонтанов раскинулись вокруг Дворца Питти, формируя единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.

Дворец Питти перешел во владение Медичи в 1549, когда Элеонора ди Толедо выкупила его у обанкротившихся владельцев. Её муж, дюк Козимо I нанял самых прославленных архитекторов и ландшафтных дизайнеров для создания большого сада позади дворца. В результате, появился элегантный сад в стиле итальянского Ренессанса с геометрической планировкой. В последующие годы территория Садов Боболи несколько раз расширялась, добавлялись многочисленные статуи и фонтаны, а в 1776 году территория была открыта для посетителей. Некоторые части парка были созданы искусственно с соблюдением идеальных геометрических пропорций, в то время как другие являются естественными.


Благодаря продуманной топографии, Сады Боболи открывают лучшие виды Флоренции с любой из своих многочисленных террас. Из нескольких входов в парк наиболее популярный расположен на площади Питти и Пьяццале Порта Романа в восточной части парка. Вы можете купить билет отдельно в Сады Боболи, либо же комбинированный пропуск в Дворец Питти и парк. Учитывайте, что часы работы одного из красивейших садов Италии могут разниться в зависимости от времени года.


Входя со стороны Пьяцца Питти вы пройдете вдоль Фонтана Бахуса - одного из самых выдающихся фонтанов в парке. Рядом расположены две римских статуи, украшавшие прежний вход Садов. С левой стороны комплекса находится искусственный грот, известный как Гротто Гранде, или Гротто дель Буонталенти в честь дизайнера этой богато украшенной пещеры. Грот был реконструирован в период между 1583 и 1588 годами, включая три связанных между собой зала с коллекцией скульптур.

Здесь можно увидеть копии статуй Четырех Рабов - незаконченное творение Микеланджело для гробницы Папы Римского Джулиуса II. Кажется, будто рабы ожили и пытаются вырваться на свободу из блока мрамора - настолько реалистично мастер смог передать свой замысел. Оригиналы скульптур находятся в Галерее Академии. Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси "Парис и Елена", созданная в 1560 году. В других залах также можно встретить множество впечатляющих предметов истории. К сожалению, Грот часто закрыт для посетителей. К северу от Гротто Гранде расположились террасные сады, ведущие к Кофейному Домику. Элегантный павильон в стиле Рококо был построен в 1775 году и используется по назначению по сей день. В центре сада рядом с Кофейным Домиком находится небольшой фонтан, изображающий древнегреческого героя Ганимеда, оседлавшего орла.


Амфитатр Садов Боболи можно увидеть прямо позади Дворца Питти. В его нишах установлены многочисленные классические статуи и урны. Египетский обелиск посреди амфитеатра принадлежал фараону Рамзесу II. Он был доставлен в Рим из Гелиополя, а затем транспортирован во Флоренцию. За амфитеатром расположен небольшой пруд с фонтаном Нептуна по центру. Фонтан был создан в 1565-1568 годах мастером Стольдо Лоренци. Выше по склону раскинулся небольшой розарий с фонтаном в центре, известный как Сад Рыцарей. С его террасы открывается один из лучших видов на Флоренцию и ее достопримечательности. В небольшом здании рядом с розарием расположился музей Фарфора.


В западной части Садов Боболи торжествует дикая природа с зарослями и лесами. Сквозь эти территории проходит центральная аллея Виоттолоне. Аллея кипарисов со статуями ведет к озеру с маленьким островом Изолотто и симпатичным фонтаном, созданным Джамболоньй в 1576 году. Скульптуры загадочных мифологических существ со всех сторон охраняют проходы к острову.




Адрес: Сады Боболи, Площадь Питти, 1, 50125 Флоренция, Италия. Добраться сюда можно любым общественным видом транспорта.

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.

Находятся сады на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи.

Сады Боболи по праву считаются одним из лучших образцов садово-паркового искусства эпохи Возрождения в Италии и входят в десятку самых красивых садов мира, стоя в этом рейтинге рядом со знаменитым Версалем.

Этот восхитительно красивый парк благодаря расположению на холме возвышается над Флоренцией и шедевром садово-паркового искусства Италии XVI века. Дорожки, усыпанные шуршащим гравием, напоминают лабиринты, кое-где увитые плющом, затененные высоченными дубами и изящными кипарисами.

В разные времена по парку гуляли члены королевских семей Медичи и Лотаринги, герцоги, аристократы.... Этот прекрасный парк стал свидетелем завершения Фёдором Достоевским своего романа «Идиот».

Именно здесь жила чета Достоевских в 1868-1869 годах. Супруга писателя, Анна, была беременна, и ей был приписан свежий воздух. Позже, Анна Достоевская не раз будет вспоминать прогулки с мужем по парку, в котором уже в январе зацветали розы.

История создания Садов Боболи началась в 1550 году с приобретения Элеонорой Толедской, супругой герцога Казимо I Медичи, дворца Пити, позже ставшего семейной резиденцией.

Создание будущего шедевра садово-паркового искусства было поручено архитектору Никколо Периколи, а после его смерти работу над комплексом продолжили скульптур Бартоломео Амманати, архитекторы Джорджо Вазари, Бернардо Буонталенти и другие.

В настоящее время Сады Боболи занимают территорию в 4,5 га, и простирается от холма позади дворца Питти вплоть до Порта Романа. Современные очертания парк приобрёл в 1612 году, когда было решено расширить занимаемое пространство за пределы бастионов и создать кипарисовую аллею.

Долгое время территория Садов была частной, и только с 1766 года доступ сюда был открыт.

Примечательно, что Сады Боболи не только прекрасный парк, созданный в лучших традициях Итальянского садово-паркового искусства, но и уникальный музей садовой скульптуры под открытым небом, в котором представлены как памятки античности, так и работы известных мастеров XVI и XVII веков.

Тут можно увидеть Рабов Микеланджело (правда, сейчас в парке установлена копия скульптуры, оригинал находится в Accademia Gallery).

Нептун с наядами и тритонами работы Столдо Лоренци.

Мраморная статуя Изобилие, созданная Джамболонья при помощи Пьетро Такка и Себастьяно Сальвини, статуи Диониса и Цереры работы Баччио Бандинелли и многие другие.

Именно в этом парке находится амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли в мире. В центре амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи и относящийся ко времени правления Рамсеса II (1279-1212 гг. до н.э.)

Грот Буонталенти

Очень ценен Боболи и с точки зрения ландшафтного дизайна - аллеи из кипарисов и падубов, гармонично разделяющие пространство; живые изгороди из самшита, лужайки и цветы, придающие ему исключительный интерес и необычайную привлекательность; контейнеры с цитрусовыми, образующие сад-остров Изолотто.

Сады Боболи входят в единый музейный комплекс Дворца Питти.

На территории парка и в самом дворце расположены музеи.

Эпоха Итальянского Возрождения породила не только произведения сказочного искусства и архитектуры, но и уникальный парковый ландшафтный дизайн.

Зеленые пространства, симметрично организованные и украшенные фонтанами искр, скульптурами и гротами, вошли в моду в период 15-го века.

Возвышающиеся позади Дворца Питти, неповторимые Сады Боболи, изначально были спроектированы для семьи Медичи и являются одним из самых ранних примеров садового итальянского дизайна, который позже вдохновил многих европейских ландшафтных архитекторов.

Поместье, превращенное впоследствии в великолепный сад, было получено семьей Медичи в 1549 году, когда Элеонора ди Толедо приобрела Палаццо Питти. Муж Элеоноры, герцог Козимо I, нанял самых известных архитекторов того времени для создания огромного парка на наклонной местности позади дворца.

В результате, Италия получила настоящий шедевр паркового искусства - Сады Боболи (Giardino di Boboli), которые являются одними из самых больших парков во Флоренции (45 000 кв. м) и представляют собой один из лучших примеров идеального ландшафтного дизайна.

Парковая территория прошла через несколько этапов работ по расширению и реорганизации. Она увеличивалась в несколько раз на протяжении многих лет, были добавлены многочисленные фонтаны и статуи. Полностью Сады Боболи открыты были для широкой публики в 1776 году и представляли настоящий музей под открытым небом.

Первый этапом развития руководил Никколо Триболо, после его скоропостижной смерти в 1550 году проектирование продолжил Бартоломео Амманати при участии с Джорджо Вазари, который выложил гроты и скульптором Бернардо Буонталенти.

На территории не хватало природных водных источников, поэтому для полива насаждений был проведен трубопровод из близлежащей реки Арно и построена сложная ирригационная система.

Посетить территорию можно используя несколько входов. Наиболее популярные из них находятся на площади Piazza dei Pitti и Piazzale della Porta Romana в восточной оконечности парка.

Прямо за фасадом Палаццо Питти, рядом с фонтаном Артишоков и чудесным небольшим садиком, расположен амфитеатр по образцу римских цирков.

Сегодня мы видим в середине гранит бассейна от римской термы Каракаллы и Египетский обелиск из Луксора Рамзеса II, но в 1589 году это было сооружение, в котором проходил прием в честь бракосочетания Фердинандо де Медичи и Кристины из Лотарингии. Там же берет начало главная осевая дорога, которая ведет вас вдоль дубов и кипарисов.

Кипарисовая аллея ведет прямо к Изолотто (Isolotto) - маленькому острову посреди водоема с золотыми рыбками. Сам островок превращен в чудесный сад из маленьких цитрусовых деревьев, растущих в горшках.

В центре находится фонтан Океан (L"Oceano), который был создан в 1576 скульптором Джамболонья. В композицию фонтана входят статуи Нептуна и других богов, олицетворяющих такие реки, как, Ганг, Нил и Евфрат. Изваяния странных мифических существ расположены на аллеях, ведущих к острову.

Гуляя по аллеям и дорожкам в обрамлении больших живых изгородей, которые также являются важными элементами садовой архитектуры, можно найти Лужайку Колонн, которую окружают величественные платаны. По обе стороны лужайки находятся колонны, а в нишах из зеленой изгороди расположены бюсты богов античности.

Работам Бернардо Буонталенти характерна едкая ирония, типичная для флорентийцев и воплотившаяся в таких скульптурах, как Фонтан Вакх и Нептун.

Если войти в парк от площади Piazza dei Pitti, вы сразу увидите Фонтан Бахуса, один из самых необычных и гротескный скульптурных стилей. Он изображает Пьетро Барбино - придворного шута герцога Козимо I.

Этот, страдающий ожирением карлик изображен голым и пьющим вино, сидя на черепахе. Фонтан расположен в непосредственной близости к Дворцу Питти, у входа в Коридор Вазари.

А Фонтан «Нептун», созданный в 1565-1568 гг, флорентийцы иронически называли Fontana della forchetta (Фонтан Вилки), из-за трезубца Бога моря.

Во флорентийских садах Боболи встречается большое количество скульптурных произведений на тему Римской мифологии. В окружении зелени можно полюбоваться прекрасными беседками и террасами.

На одной из них расположен небольшой розовый сад, известный как Giardano del Cavaliere или Сад Рыцарей. Небольшой скульптурный фонтан установлен в его центре. С террасы открывается великолепная панорама окрестностей. А поднявшись на вершину холма, вам откроется захватывающий вид на Флоренцию.

Нельзя не вспомнить про самый знаменитый Грот-Гранде, который также называется Грот-дель-Буонталенти, по имени одного из создавших его архитекторов.

Грот был искусственно создан между 1583 и 1588 годами и представляет собой сообщающиеся друг с другом пещеры, которые украшены скульптурами, фальшивыми сталактитами, а также точно воспроизводят естественные элементы в игривом стиле Маньеризма.

В западной части парковой территории можно побродить по лесу. Центральная широкая дорога, известная как Il Viottolone, пересекает эту область.

Этот великолепный парк в самом сердце Флоренции захватывает дух и показывает прошлое великолепие жизни великих герцогов тосканских. Сады Боболи во Флоренции - роскошное место, где культура, история и развлечения переплетены и где разум и душа находятся в гармонии.

Центр Флоренция весной, летом и ранней осенью –это толпы (и часто еще и жара), готовьтесь к этому. Около Уффици – толкучка, собор Санта-Мария дель Фьоре очередь обвивает несколько раз, на Понте-Векьо – людей как в метро в час пик.

В этом случае, есть смысл отправиться в места, где царит спокойствие и относительное уединение. Кроме того, в этом материале вы найдете и несколько рекомендаций, где перекусить в городе вкусно и дешево.

Итак, идем путем флорентийских аристократов в сады Боболи . Боболи – крупный парк рядом с дворцом Питти, такой обширный, что гуляющие не сильно мешают друг другу. Раньше вход был бесплатным, но теперь для туристов билет стоит от 7 до 10 евро.

Боболи представляет собой классический итальянский парк со скульптурами, гротами, розариями, павильонами, фонтанами и аллеями. Сады начали разбивать на землях, принадлежащих Козимо Медичи, еще в середине 16 века.

На фото: скульптуры в садах Боболи

Создателем главного плана выступил архитектор Николо Триболо. Часть построек спроектированы Джоржио Вазари и Бернардо Буонталенти, которые занимались также архитектурой галереи Уффици и дворца Питти. Боболи постепенно увеличивали и совершенствовали на протяжении 17-19 веков.

К нашему времени часть построек существенно обветшала, некоторые скульптуры отправлены на реставрацию или заменены копиями. Присматривайтесь к деталям. Многие скульптуры имеют символическое значение.

Например, лестница-фонтан Fontana dei Mostaccini 17 века (“Фонтан маленьких уродливых лиц”) – напоминание об охоте на птиц, которую любил Лоренцо Медичи. Тогда из каменных масок брызгала вода для привлечения внимания пернатых, как только они подлетали ближе, на них накидывали сетки.

На фото: фонтан «маленьких уродливых лиц»

Сейчас парк находится в процессе бесконечной реновации. Но все равно, есть, где прогуляться. Площадь – обширна, имеется множество тенистых уголков, а со смотровой площадки открывается недурный вид на город.

На фото: фонтан Тритона в садах Боболи

Из других садов Флоренции стоит побывать также в Бардини, они находятся неподалеку. Теперь несколько советов, как можно поесть в городе, чтобы почувствовать себя флорентийцем. Мы уже писали про замечательное место , где можно отведать специалитет лампредотто (бутерброд с потрохами).

На фото: кафе Da Nerbone на центральном рынке Флоренции

Это типичная флорентийская быстрая еда, известная с времен Cредневековья. Подобные булки с мясной начинкой можно встретить в киосках в самом городе, например, на площади Сант-Амброджо.

На фото: бутерброд лампредотто из Da Nerbone

Кроме того, примечайте в центре маленькие магазинчики с деликатесами. Как правило, там могут сделать бутерброд со всем, что продается – колбасами, сырами, прошутто и вялеными томатами.

Например, в двух шагах от галереи Уффици (узкая улочка под аркой) мы заметили в продуктовой лавке флорентийцев, с удовольствием поедающих хлеб с финичионой – тосканской колбасой.

На фото: магазинчик рядом с Уфицци, у продавца бутерброд с финичионой

В магазине стоит маленький столик, за которым можно съесть бутерброд и выпить стаканчик вина, который добродушный хозяин наполняет из бочонка. Все удовольствие – около 5 евро.

На фото: Il Cernacchino, бутерброт с прошутто, моцареллой и вялеными томатами

Также было найдено кафе Il Cernacchino (Via della Condotta 38R) . Крошечное кафе, которое держит семья флорентиек. Внутри узкие стойки для посетителей и прилавок с колбасами, сырами и кростини – маленькими сэндвичами на поджаренном хлебе (за 1 евро!) с баклажанами, колбасой или помидорами с сыром. В кафе яблоку негде упасть, понятно почему.


В садах Боболи
Немало боли.

Тема сада –
Схема ада.

В туалете трансвестит
Вас приятно удивит.

Столько слышала про сады Боболи, что специально приехала их посмотреть. (кстати, никто не знает, что значит "Боболи"?)
Находится они за рекой, за дворцом Питти – резиденцией Медичи. Заложила парк жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская (1522-1562). Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари.

Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

С 17 века вход в сад стал доступным для горожан. Сегодня туда надо покупать билет, который включает еще посещение павильона с фарфором и музея костюмов.
Сады Боболи – огромный парк со сложным рельефом. Ходить приходится то вверх, то вниз, и по жаре, кажется, что слово «сад» сходно со словом «садизм», или что правильнее будет отбросить от него первую букву.

Обойти весь сад тяжело, у меня не получилось. В целом он кажется не слишком ухоженным. За формой деревьев садовники еще ухаживают, за остальным не очень. Газоны бы обновить, фонтаны починить, скамеек побольше поставить, питьевых фонтанчиков наделать.
Цветов там практически нет, фонтанов мало. Сад ценен ландшафтом и скульптурой.
Но виды сверху – красивые и всякие там кипарисовые аллеи...

При входе в сад открывается вид на лестницу, ведущую вверх. Заметен египетский обелиск. Почему-то они в Италии очень любимы еще со времен древних римлян.

Можно было пойти сразу вверх, но мы пошли по боковой дорожке. Говорят, что то, как человек проходит сад Боболи, символизирует его жизненный путь, а скульптуры являются подсказками.

Это первая высокая точка, с которой видна Флоренция.


Центр парка - фонтан "Нептун".
Но вначале - тот же вид на лестницу, но теперь сверху вниз. Виден дворец Питти.

Далее путь к верхней точке, с которой тоже открывается вид как на Флоренцию, так и на окрестности. Нужно подниматься вправо. Если же пройти еще выше и влево, то будут остатки крепости, которая стояла здесь до садов, и с нее вид еще лучше. Но я туда не пошла.

Выходим на обзорную площадку с фонтаном. Он тоже выключен.

Обезьянки - прелесть.

Тоскана. Эти виды считаются образцовыми.

Наверху есть галерея фарфора, а в ней - великолепная венецианская люстра. После подъемов мне было уже не до фарфора. Думала, что в помещении есть кондиционер - фиг вам.

Кипарисовая аллея ведет вниз.

Как можно обмануться, если не видеть картину со всех сторон (см. снимок ниже)!

С середины аллеи мы свернули вбок. Дорожки посыпаны уж слишком вязким гравием - идти тяжело.

Спустились вниз, а там - место, которое называется "Остров".

Здесь растят в кадках лимоны. На остров можно бы пройти, но вход закрыт на замок. Видимо, берегут урожай.

На воротах - козы или кто-то в этом роде. Довольно необычно для классического стиля. Наверное, парк все же понимался как немного шуточный.

Завершает парк грот с искусственными сталактитами. Итак, в парке 2 грота: в начале и в конце. Может быть, их нужно понимать, как рождение и смерть?

В каждом углу есть что-то свое.

Мне понравилась эта скульптура со спины: будто бы мальчик подглядывает.

Классическая скульптура.

А эти скульптуры застыли в вычурных позах, которые что-то обозначают. Жаль, что не было у нас экскурсовода.

Лучший друг человека выполнен со всей реалистичностью.

Единственный фонтан, который работал (из тех, что я видела).

Можно изучать по скульптурам одежду 16 века: как видите, мальчикам лет 5-ти штаны были рано носить.

Это Пегас на горе. Рядом - ванна из римских терм. Их много по всему парку. Такие же ванный встречаются и в разных местах Рима. Думали ли мывшиеся в них римляне, что это - предметы высокого искусства?

Говорят, что это любимый карлик Козимо Медичи. Эту небольшую скульптуру часто показывают, как визитную карточку сада Боболи, а она находится на самом выходе, у стены – не сразу и заметишь.

Цапля села на фонтан Нептуна. Его зовут "Нептун с вилкой". Фонтан почему-то без воды.

Педофилия в чистом виде

Квадратные стволы деревьев

Современная скульптура призвана окончательно украсить сад.
Это - трехногая женщина

Это, видимо, собаки. Или овечки?