Огромный фотоотчет о путешествии по северной корее. Что нужно знать о корейском кризисе Отношение к рынкам и частному бизнесу

1 января. КНДР в 2017 году завершила создание своих ядерных сил. Об этом в понедельник заявил лидер страны Ким Чен Ын .

"Мы завершили создание национальных ядерных сил нашей страны", - подчеркнул Ким Чен Ын в новогоднем обращении, которое транслировало Центральное телевидение КНДР . Он также высоко оценил достижения, сделанные в прошлом году в деле развития национальной ракетной программы.

"Ядерная кнопка лежит на моем рабочем столе", - отметил Ким Чен Ын, добавив, что благодаря наличию у Пхеньяна ядерных сил сдерживания "США не смогут начать войну" против КНДР. Он также подчеркнул, что "вся территория США окажется в зоне поражения" в случае принятия КНДР решения о нанесении потенциального ядерного удара.

"Мы вошли в финальную стадию подготовки к испытательному пуску МБР", - отметил лидер, не уточнив, однако, о каком именно испытательном пуске может идти речь. Ранее южнокорейские и японские специалисты отмечали, что КНДР может провести испытание МБР с ядерным зарядом.

Ким Чен Ын в своем обращении к нации также высоко оценил достигнутые в прошлом году успехи в деле развития национальной ракетной программы и подчеркнул, что давление на его страну со стороны "США и их приспешников достигло экстремального уровня".

Лидер призвал к началу массового производства межконтинентальных баллистических ракет.

"Мы должны начать массовое производство межконтинентальных баллистических ракет", - подчеркнул Ким Чен Ын, добавив, что такие ракеты должны быть полностью готовы к развертыванию "в условиях реальной войны".

Инфографика

В 2017 году КНДР продолжала успешно проводить экономические реформы, способствующие ещё большему росту популярности лидера страны Ким Чен Ына, пишет эксперт клуба «Валдай» Андрей Ланьков. Но в центре внимания мира остаётся ракетно-ядерная программа Северной Кореи. В результате успехов северокорейских ракетчиков мы впервые за несколько десятилетий имеем дело с вполне реальной, пусть и небольшой, угрозой войны, инициатором которой могут стать США.

Минувший 2017 год был для Северной Кореи годом неожиданных удач, хотя не исключено, что некоторые из этих удач в ближайшие годы принесут и стране, и её руководству немало проблем.

Главные задачи, которые пытается решить Высший Руководитель, Маршал Ким Чен Ын, вполне очевидны и мало отличаются от тех задач, которые стояли перед руководителями самых разных стран в самые разные эпохи. Ему и его окружению необходимо, во-первых, сохранить власть, а, во-вторых, вывести страну из того экономического тупика, в котором она находится уже не первое десятилетие. Обе эти задачи молодой северокорейский лидер и решает – причём весьма успешно.

В своих попытках сохранить стабильность Ким Чен Ыну приходится иметь дело с тремя главными угрозами. Во-первых, это угроза элитного заговора, в первую очередь – среди военных. Во-вторых, это угроза массовых беспорядков и даже революции. В-третьих, это угроза извне, в первую очередь, но не исключительно, со стороны США. Именно борьбе с этими потенциальными угрозами – равно как и усилиям по выправлению экономической ситуации – и была посвящена политика КНДР в 2017 году.

В феврале 2017 года северокорейской разведке в ходе блестящей операции в Куала-Лумпуре удалось ликвидировать Ким Чен Нама, брата Ким Чен Ира по отцу, который жил за границей уже более двух десятилетий и временами выказывал признаки крайне независимого, отчасти даже вызывающего, политического поведения. Устранение Ким Чен Нама означает, что в настоящий момент в клане Кимов не осталось ни одного человека, который воспринимался бы как самостоятельный игрок, способный, хотя бы теоретически, бросить вызов Ким Чен Ыну (другой излишне самостоятельный представитель клана Чан Сон Тхэк, был арестован и казнён в 2013 году).

Одновременно с этим Ким Чен Ын продолжал регулярно тасовать людей, занимавших высшие посты в военной иерархии. В частности, в конце 2017 года неожиданно исчез начальник Главпура Хван Бён Со, последнее время считавшийся наиболее влиятельной фигурой в руководстве вооружённых сил. Это отражает другую особенность поведения Ким Чен Ына – склонность к частой смене фигур, занимающих ключевые позиции в силовых органах. Кстати, исчезновение генералов и маршалов не всегда означает их гибель: в некоторых случаях исчезнувший военный со временем появлялся на публике. Однако главного принципа это не отменяет: силовикам засиживаться не дают, не позволяя им таким образом обрастать связями.

В отличие от силового блока, состав финансового-экономического блока правительства отличается стабильностью. Это и не удивительно: минфин или госкомстат переворота устроить не могут, а со своими обязанностями их руководство справляется великолепно.

С 2012 года правительство Ким Чен Ына проводит радикальные рыночные экономические реформы, стараясь при этом не привлекать излишнего внимания к этому обстоятельству и даже всячески отрицая сам факт того, что происходящие перемены вообще следует описывать как реформы. Это замалчивание необходимо для того, чтобы сохранять в стране политическую стабильность и не вводить в искушение простонародье.

Реформы Ким Чен Ына очень похожи на те преобразования, которые проводил с конца 1970-х годов в Китае Дэн Сяопин. С 2012 г. начался перевод сельского хозяйства на семейный подряд, который привёл к значительному улучшению продовольственной ситуации в стране. С 2015 года началась промышленная реформа, в ходе которой руководство государственных предприятий получило небывалую по былым временам самостоятельность. Вдобавок северокорейское руководство полностью прекратило кампании, направленные против частного бизнеса, который, вопреки распространённым убеждениям, не только существует в Северной Корее, но и играет в её экономике заметную роль.

В 2017 году завершился перевод северокорейского сельского хозяйства на семейный подряд. Крестьянским хозяйствам выданы в многолетнее пользование участки, которые они обрабатывают, сдавая государству долю урожая, то есть фактически выплачивая натуральный налог. С переходом на новую систему, урожаи резко выросли, и Северная Корея почти достигла уровня самообеспечения продовольствием. Хотя очаги эпизодического недоедания в депрессивных регионах пока сохраняются, голода в КНДР нет, и продовольственная ситуация быстро улучшается.

Относится это, впрочем, и к экономической ситуации в целом. В условиях полной засекреченности статистики трудно говорить об экономическом росте, но, судя по всему, в 2017 году он составил 4-5%. Экономический рост приводит и к заметному повышению уровня жизни, что является одной из причин, по которой и сам Ким Чен Ын, и его правительство пользуются большой популярностью в стране (другая причина – гордость, которую испытывает большинство населения в связи с успехами ядерной программы). Понятно, что в такой ситуации вероятность волнений снижается.

Однако ядерные проблемы, а не дерзкие убийства и продуманные реформы привлекают сейчас к КНДР внимание мира. Северокорейское руководство стало задумываться о создании ядерного оружия ещё в 1960-е годы, а в 2006 году страна произвела первые ядерные испытания. Однако с приходом Ким Чен Ына к власти ядерщики и ракетчики стали трудиться с небывалой интенсивностью, ибо новый руководитель поставил перед собой новые стратегические задачи. Его отец был удовлетворён наличием у КНДР небольшого потенциала сдерживания, а Ким Чен Ын стремится резко увеличить ядерный арсенал и обзавестись средствами доставки, способными нанести удар по континентальной территории Соединённых Штатов.

Именно на этом направлении северокорейские ракетчики добились в 2017 году впечатляющих успехов. В этом году они испытали первый полноценный термоядерный заряд, а также произвели успешные запуски новых ракет Хвасон-14 и Хвасон-15. Речь идёт о межконтинентальных баллистических ракетах, способных достигнуть большей части территории континентальных Соединённых Штатов. Некоторые специалисты выражают сомнение в том, что эти ракеты способны доставить до цели ядерную боеголовку, но даже если сомнения эти обоснованы, ясно: в этом году КНДР приблизилась к своей главной цели, которой является создание межконтинентальной ракеты, способной нанести ядерный удар по любому американскому городу.

Итак, Северная Корея то ли уже превратилась, то ли вот-вот превратится в третью страну мира, способную нанести удар по территории Соединённых Штатов. Для американского руководства, равно как и для американской общественности в целом, эта ситуация представляется неприемлемой, в том числе и потому, что за Северной Кореей репутация непредсказуемой и иррациональной страны, руководство которой способной на самые безумные действия.

Таким образом, успехи северокорейских ракетчиков привели к возникновению в Северо-Восточной Азии опасной ситуации. Впервые за несколько десятилетий мы имеем дело не с дипломатической симуляцией кризиса, а с вполне реальной, пусть и небольшой, угрозой войны, инициатором которой могут стать США.

На протяжении 2017 г. американская сторона регулярно делала намёки на возможность применения военной силы для решения северокорейской ядерной проблемы. Вдобавок, США стали оказывать давление как на своих союзников, так и на третьи страны, добиваясь от них максимально жёсткой позиции по отношению к Пхеньяну.

Судя по всему, свою позицию по КНДР решил ужесточить Китай. Видимо, это связано с тем, что в Пекине всерьёз обеспокоены вероятностью войны на Корейском полуострове и готовы пойти на жёсткие экономические санкции, которые, как хорошо понимают в Китае, могут подорвать начавшееся возрождение северокорейской экономики и даже спровоцировать революционную ситуацию. Китай, заинтересованный в сохранении статус-кво, всегда был готов поддерживать КНДР на плаву, в том числе и денежными вливаниями. Однако сейчас возможный кризис в КНДР, скорее всего, воспринимается Пекином как меньшее зло по сравнению с вероятностью полноценного военного конфликта.

В результате, в конце 2017 г. Китай, действуя в унисон с США, ввёл беспрецедентные по своей жёсткости экономические санкции против Пхеньяна. Пока не понятно, как новые санкции повлияют на ситуацию в КНДР. Однако нет сомнений в том, что никакие санкции, пусть и самые жёсткие, не заставят северокорейское руководство отказаться от ядерного оружия. В Пхеньяне хорошо помнят о том, что случилось с Муаммаром Каддафи, который когда-то согласился свернуть свою ядерную программу в обмен на обещание экономической помощи и отмены санкций. Не забыли там и о печальной судьбе Саддама Хусейна.

У руководства Северной Кореи есть основания считать, что ядерное оружие является залогом сохранения как нынешнего режима, так и северокорейской государственности. Даже в том случае, если новые санкции спровоцируют жесточайший экономический кризис, и страна опять, как это было в 1990-е годы, столкнётся с голодом, КНДР останется ядерной державой.

Итак, 2017 год был в КНДР годом успешным и для разведчиков, и для экономистов, и для ракетчиков, в то время как для большинства населения он стал очередным годом экономического роста. Однако уже в первые месяцы 2018 г. Северной Корее придётся столкнуться с очень серьёзными экономическими и политическими проблемами, включая угрозу военного конфликта. Ситуация вокруг КНДР остаётся нестабильной даже по меркам нынешнего нестабильного мира.

КНДР или Северная Корея по праву считается одним из наиболее закрытых государств в мире, о котором крайне сложно найти достоверную информацию в 2018-2019 году. Связано это с тем, что эта страна не передает статистические данные в мировой банк информации, а все снимки или видеозаписи, которые удается сделать западным туристам, подвергаются жесткой цензуре.

Попасть в это государство иностранцам довольно трудно, так как для посещения страны действуют определенные правила. В последние годы они заметно смягчились для ряда соседних держав, с которыми Северная Корея поддерживает партнерские отношения. Местная политическая система самобытна, однако, имеет все признаки тоталитарного режима, что объясняет отсутствие каких-либо сведений о жизни в Северной Корее.

Одной из особенностей, затрудняющей сбор объективной информации в этой стране туристами, является необходимость согласования маршрута передвижения путешественника по территории государства, а также обязательное сопровождение со стороны официального гида. Любое отклонение от маршрута чревато серьезными проблемами для туриста.

Для путешествия в КНДР является обязательным согласование маршрута передвижения туриста по территории государства

Во время Второй мировой войны, территории Северной и Южной Кореи входили в состав Японии в качестве колоний. После поражения Страны восходящего солнца, Корея стала спорной территорией, которую желали контролировать Советский Союз и Соединённые Штаты Америки.

В результате раздела, в северной части полуострова была образована Корейской Народно-Демократической Республикой. Основной политической силой в государстве является Трудовая партия. стала независимой страной, находившейся под протекторатом США и её союзников.

В 1950 году КНДР развязала военный конфликт, пытаясь включить в состав страны южную часть полуострова. Её активно поддерживала Поднебесная и Советский Союз, в то время как на стороне Южной Кореи выступила Великобритания, США и несколько других стран–членов ООН.

ВВП на душу населения в Северной и Южной Корее (долл.США)

Конфликт приобрел катастрофические масштабы, и за 3 года военных действий, число погибших превысило 1 млн. Потерпев неудачу в попытке объединения Кореи в единую страну, КНДР сфокусировала свои силы на внутренней политике. Пока Южная Корея стремилась развиваться в демократическом направлении, её северный сосед стремился к изоляции и тотальному контролю.

В результате в государстве стала действовать жесточайшая цензура, был установлен культ личности, а экономика пришла в упадок. Всё это привело к серьезному снижению уровня жизни населения и появлению серьезных экономических проблем, решить которые не удается до сих пор.

Так обстоит ситуация с темпами роста ВВП в Северной Корее

Идеология КНДР

Чтобы понять, как выглядит жизнь в Северной Корее глазами простых людей, целесообразно изучить её идеологическую основу. Она была сформирована в начале XX века лидером страны Ким Ир Сеном, а за её основу были взяты коммунистические идеи с учетом местной специфики.

Нынешний лидер Северной Кореи Ким Чен Ын в окружении детей

У неё есть целый ряд особенностей, которые необходимо упомянуть:

  • Официальная идеология государства чучхе не предусматривает возможность какой-либо критики по отношению к Трудовой партии. Подобные проявления считаются святотатством, что делает данную идеологию больше похожей на религию.
  • Основной идеей является самобытность страны и её жителей, что привело к полной изоляции по отношению ко всему остальному миру.
  • Государственная пропаганда стремится внушить местным жителям, что их уровень жизни гораздо выше, нежели у соседних стран, а экономика активно развивается.
  • В КНДР действует собственное, уникальное летосчисление, которое берет свое начало в 1912 году. Эта дата выбрана не случайно - Ким Ир Сен, прозванный «отцом нации», родился в этом году, что и послужило началом отсчета лет.
  • Чучхе предусматривает, что гражданину КНДР возбраняется «низкопоклонство» перед другими государствами. Это приводит к тому, что местные жители наотрез отказываются общаться с туристами, так как это чревато серьезными проблемами со стороны закона.

Ярким проявлением идеологии, действующей в северной части полуострова, является сильный голод, причиной которого стала политика изоляционизма. Проблемы с продовольствием начались в девяностых годах и ситуация до сих пор остается критической. При этом местные власти длительное время отрицали наличие каких-либо проблем.

Смотрите документальный фильм о жизни в Северной Корее:

Туризм в КНДР

Несмотря на замкнутость и жесткую тоталитарную политику, некоторым туристам удается попасть в Северную Корею. Это связано с некоторой либерализацией, которую можно наблюдать после смерти Ким Чен Ира. Возможность первыми увидеть самую закрытую страну мира смогли китайские путешественники, что обусловлено партнерскими отношениями двух стран.

Импорт КНДР в 2017 году составил 3532 млн долларов США

Одной из особенностей Северной Кореи является создание специальных туристических зон для встречи её граждан с родственниками, проживающими на южной территории полуострова. Там они могут встретиться, передать продукты, одежду и другие вещи первой необходимости.

Страну ежегодно посещают свыше 5 тысяч туристов, однако, российским гражданам попасть на её территорию будет довольно сложно. Единственным городом, в котором можно приобрести билеты до Пхеньяна, является Владивосток. Именно оттуда следуют рейсы до столицы Северной Кореи.

Однако купить тур в самое закрытое государство мира, представляется весьма непростой задачей. Это связано с тем, что имеющиеся на рынке РФ туристические агентства не осуществляют продажу подобных поездок. Они доступны исключительно в официальном агентстве Северной Кореи, которое планирует начать свою деятельность на территории Российской Федерации.

Смотрите видео: Что предлагает туристам Северная Корея.

Какие существуют ограничения

Прежде чем отправляться в КНДР, туристу необходимо соответствующим образом подготовиться и учесть правила посещения страны. Ведь будучи самой закрытой страной мира, КНДР весьма негостеприимно относится к иностранцам и пытается сформировать у них иллюзорное впечатление о благосостоянии страны и её населения.

Ранее, при въезде в Северную Корею, путешественники были обязаны сдавать сотовые телефоны, во избежание несанкционированной фото и видеосъемки. Однако на данный момент, подобное правило не действует.

У приезжего иностранца изымают паспорт на время пребывания в стране.

Обычный интернет недоступен для использования, так как на территории государства её заменяет национальный аналог - интранет. Он содержит крайне мало информации, которая подлежит жесткой цензуре, а число пользователей с трудом превышает 80 тысяч.

В основном местный интернет используется местными же компаниями и предназначен для рекламы товаров и услуг. При этом большую часть сегмента занимают новостные издания, которые подают информацию в соответствии с идеологической линией партии.

По инициативе правительства КНДР в 2000 году была создана национальная сеть Кванмен, которая больше походит на электронную библиотеку

Телевидение и радиовещание полностью контролируется государством, а радиоприемники пломбируются для того, чтобы гарантировать отсутствие доступа к свободной информации. При поездке следует помнить:

  • Отклонение от установленного маршрута чревато серьезными проблемами и всячески пресекается со стороны местных властей.
  • Находясь на территории страны, турист не имеет права владеть национальной валютой, а также пытаться получить её в результате обмена. Обменные пункты отсутствуют.
  • При въезде в страну, все туристы должны поклониться статуям местных вождей.
  • Для посещения доступны магазины и отели, расположенные на специальной территории, предназначенной исключительно для туристов.

При этом в подобных заведениях действуют европейские расценки, что ярко контрастирует с реальными ценами в Северной Корее. Важно отказаться от общения с местными жителями, так как это может привести к непредсказуемым последствиям, как для них, так и для самого туриста. На территории страны действует специальная полиция, которая осуществляет наблюдение за иностранцами и местным населением в штатской одежде.

Смотрите видео: Как вести себя туристу в Северной Корее.

Обзоры
внешней торговли России

Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г.

Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России
на основе данных Федеральной таможенной службы России

Отчёт о внешней торговле между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика.

Товарооборот России с КНДР (Северной Кореей)

В 2017 году товарооборот России с КНДР (Северной Кореей) составил 77 877 124 долл. США, увеличившись на 1,34% (1 030 847 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Экспорт России в КНДР (Северную Корею) в 2017 году составил 74 210 288 долл. США, увеличившись на 9,05% (6 159 661 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Импорт России из КНДР (Северной Кореи) в 2017 году составил 3 666 836 долл. США, уменьшившись на 58,31% (5 128 814 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Сальдо торгового баланса России с КНДР (Северной Кореей) в 2017 году сложилось положительное в размере 70 543 452 долл. США. По сравнению с 2016 годом положительное сальдо увеличилось на 19,05% (11 288 475 долл. США).

Доля КНДР (Северной Кореи) во внешнеторговом обороте России в 2017 году составила 0,0133% против 0,0164% в 2016 году. По доле в российском товарообороте в 2017 году КНДР (Северная Корея) заняла 119 место (в 2016 году – 113 место).

Доля КНДР (Северной Кореи) в экспорте России в 2017 году составила 0,0208% против 0,0238% в 2016 году. По доле в российском экспорте в 2017 году КНДР (Северная Корея) заняла 103 место (в 2016 году – 102 место).

Доля КНДР (Северной Кореи) в импорте России в 2017 году составила 0,0016% против 0,0048% в 2016 году. По доле в российском импорте в 2017 году КНДР (Северная Корея) заняла 132 место (в 2016 году – 119 место).

Экспорт России в КНДР (Северную Корею)

В структуре экспорта России в КНДР (Северную Корею) в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

  • Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) - 83,39% от всего объема экспорта России в КНДР (Северную Корею) (в 2016 году – 84,84%);
  • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) - 11,81% от всего объема экспорта России в КНДР (Северную Корею) (в 2016 году – 9,39%);
  • Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) - 1,80% от всего объема экспорта России в КНДР (Северную Корею) (в 2016 году – 4,15%);
  • Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) - 1,39% от всего объема экспорта России в КНДР (Северную Корею) (в 2016 году – 0,42%);
  • Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) - 1,17% от всего объема экспорта России в КНДР (Северную Корею) (в 2016 году – 0,83%).

Наибольший прирост экспорта России в КНДР (Северную Корею) в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

  • Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) - рост на 4 091 612 долл. США;
  • Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (код ТН ВЭД 15) - рост на 2 558 538 долл. США;
  • Черные металлы (код ТН ВЭД 72) - рост на 919 283 долл. США;
  • Фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30) - рост на 495 300 долл. США;
  • Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные​ (код ТН ВЭД 03) - рост на 323 180 долл. США;
  • Разные пищевые продукты (код ТН ВЭД 21) - рост на 301 810 долл. США.

Наибольшее сокращение экспорта России в КНДР (Северную Корею) в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

  • Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (код ТН ВЭД 87) - сокращение на 1 084 717 долл. США;
  • Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина (код ТН ВЭД 11) - сокращение на 1 046 665 долл. США;
  • Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ (код ТН ВЭД 84) - сокращение на 482 035 долл. США;
  • Прочие химические продукты (код ТН ВЭД 38) - сокращение на 262 163 долл. США.
Экспорт России в КНДР (Северную Корею) в 2017 году по товарным группам
Код
ТН ВЭД
Наименование товарной группы Экспорт в 2017 г.,
долл. США
Доля в общем экс- порте,
%
Экспорт в 2016 г.,
долл. США
Изменения в
2017 г.
относительно
2016 г.,
%
01 Живые животные 0 0,00 17 005 -100,00
03 2 433 309 3,28 2 110 129 15,32
04 Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные 22 817 0,03 10 431 118,74
07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды​ 0 0,00 40 862 -100,00
09 1 336 0,00 0
10 Злаки 358 269 0,48 264 138 35,64
11 Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 2 338 435 3,15 3 385 100 -30,92
12 Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж 10 500 0,01 51 015 -79,42
15 Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения 2 970 565 4,00 412 027 620,96
16 Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных 47 135 0,06 0
17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 126 898 0,17 24 575 416,37
18 Какао и продукты из него 45 598 0,06 0
19 Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия 25 553 0,03 18 347 39,28
20 Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений 7 769 0,01 0
21 Разные пищевые продукты 309 056 0,42 7 246 4 165,19
22 Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 65 168 0,09 51 911 25,54
25 242 412 0,33 181 352 33,67
27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 61 644 079 83,07 57 552 467 7,11
28 3 407 0,00 5 628 -39,46
29 Органические химические соединения 14 318 0,02 0
30 Фармацевтическая продукция 589 404 0,79 94 104 526,33
31 Удобрения 94 050 0,13 0
32 Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь 2 562 0,00 2 144 19,50
33 373 0,00 13 2 769,23
34 72 029 0,10 15 977 350,83
35 121 0,00 271 -55,35
38 Прочие химические продукты 16 670 0,02 278 833 -94,02
39 16 022 0,02 108 126 -85,18
40 60 389 0,08 62 692 -3,67
42 493 0,00 256 92,58
44 Древесина и изделия из нее; древесный уголь​ 200 902 0,27 10 453 1 821,96
47 Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) 0 0,00 141 930 -100,00
48 21 085 0,03 11 768 79,17
49 19 0,00 15 203 -99,88
52 Хлопок 540 0,00 0
54 3 174 0,00 0
56 7 159 0,01 234 2 959,40
57 Ковры и прочие текстильные напольные покрытия 152 0,00 0
59 5 728 0,01 572 901,40
61 31 0,00 21 084 -99,85
62 9 129 0,01 6 079 50,17
63 15 130 0,02 15 892 -4,79
64 6 400 0,01 1 520 321,05
65 Головные уборы и их части 373 0,00 84 344,05
68 3 099 0,00 13 132 -76,40
69 Керамические изделия 5 943 0,01 0
70 Стекло и изделия из него​ 3 402 0,00 0
72 Черные металлы 930 759 1,25 11 476 8 010,48
73 Изделия из черных металлов 72 628 0,10 240 739 -69,83
74 Медь и изделия из нее 13 542 0,02 420 3 124,29
75 Никель и изделия из него 0 0,00 335 -100,00
76 Алюминий и изделия из него 5 799 0,01 2 495 132,42
81 Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них 0 0,00 26 -100,00
82 6 900 0,01 31 864 -78,35
83 3 209 0,00 460 597,61
84 766 377 1,03 1 248 412 -38,61
85 207 623 0,28 89 954 130,81
86 Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов 8 874 0,01 37 118 -76,09
87 327 895 0,44 1 412 612 -76,79
90 22 531 0,03 38 117 -40,89
91 Часы всех видов и их части​ 339 0,00 0
92 100 0,00 0
94 18 683 0,03 1 226 1 423,90
95 6 0,00 0
96 Разные готовые изделия 2 143 0,00 2 773 -22,72
SS Секретный код 21 877 0,03 0

Импорт России из КНДР (Северной Кореи)

В структуре импорта России из КНДР (Северной Кореи) в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

  • Текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50-67) - 37,43% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 16,70%);
  • Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) - 16,13% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 3,94%);
  • Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) - 11,04% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 33,31%);
  • Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) - 6,22% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 1,14%);
  • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) - 1,21% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 0,00%);
  • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) - 0,00% от всего объема импорта России из КНДР (Северной Кореи) (в 2016 году – 32,03%).

Наибольший прирост импорта России из КНДР (Северной Кореи) в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

  • Прочие химические продукты (код ТН ВЭД 38) - рост на 222 471 долл. США;
  • Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73) - рост на 148 581 долл. США;
  • Пластмассы и изделия из них​​ (код ТН ВЭД 39) - рост на 53 546 долл. США;
  • Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона​ (код ТН ВЭД 48) - рост на 44 341 долл. США;
  • Черные металлы (код ТН ВЭД 72) - рост на 42 962 долл. США;
  • Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент (код ТН ВЭД 25) - рост на 36 522 долл. США;
  • Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания​​ (код ТН ВЭД 61) - рост на 32 277 долл. США;
  • Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ (код ТН ВЭД 84) - рост на 13 936 долл. США.

Наибольшее сокращение импорта России из КНДР (Северной Кореи) в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

  • Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные​ (код ТН ВЭД 03) - сокращение на 2 817 360 долл. США;
  • Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (код ТН ВЭД 87) - сокращение на 1 811 426 долл. США;
  • Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (код ТН ВЭД 85) - сокращение на 642 226 долл. США;
  • Инструменты музыкальные; их части и принадлежности (код ТН ВЭД 92) - сокращение на 114 783 долл. США;
  • Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (код ТН ВЭД 90) - сокращение на 85 043 долл. США;
  • Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания (код ТН ВЭД 62) - сокращение на 72 947 долл. США;
  • Цинк и изделия из него (код ТН ВЭД 79) - сокращение на 60 887 долл. США;
  • Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов (код ТН ВЭД 28) - сокращение на 36 920 долл. США;
  • Химические волокна (код ТН ВЭД 55) - сокращение на 35 751 долл. США;
  • Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции (код ТН ВЭД 94) - сокращение на 22 336 долл. США;
  • Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения (код ТН ВЭД 59) - сокращение на 15 906 долл. США.
Импорт России из КНДР (Северной Кореи) в 2017 году по товарным группам
Код
ТН ВЭД
Наименование товарной группы Импорт в 2017 г.,
долл. США
Доля в общем им- порте,
%
Импорт в 2016 г.,
долл. США
Изменения в
2017 г.
относительно
2016 г.,
%
03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные​ 0 0,00 2 817 360 -100,00
09 Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности 64 0,00 0
25 Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент 36 522 1,00 0
28 Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 0 0,00 36 920 -100,00
33 Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства 8 066 0,22 9 041 -10,78
34 Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, "зубоврачебный воск" и зубоврачебные составы на основе гипса 964 0,03 0
35 Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты 4 809 0,13 8 700 -44,72
37 Фото- и кинотовары 62 0,00 0
38 Прочие химические продукты 358 060 9,76 135 589 164,08
39 Пластмассы и изделия из них​​ 209 822 5,72 156 276 34,26
40 Каучук, резина и изделия из них 9 540 0,26 334 2 756,29
42 Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда) 1 205 0,03 635 89,76
48 Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона​ 44 465 1,21 124 35 758,87
49 Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы 0 0,00 140 -100,00
54 Химические нити; плоские и аналогичные нити из химических текстильных материалов 168 0,00 3 248 -94,83
55 Химические волокна 387 0,01 36 138 -98,93
56 Вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них 237 0,01 131 80,92
58 Специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки 0 0,00 9 -100,00
59 Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения 7 0,00 15 913 -99,96
60 Трикотажные полотна машинного или ручного вязания 1 613 0,04 0
61 Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания​​ 193 808 5,29 161 531 19,98
62 Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 1 174 496 32,03 1 247 443 -5,85
63 Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье 614 0,02 4 699 -86,93
64 Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали 1 207 0,03 0
65 Головные уборы и их части 6 0,00 162 -96,30
68 Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 3 097 0,08 1 430 116,57
69 Керамические изделия 420 0,01 0
70 Стекло и изделия из него​ 0 0,00 7 -100,00
71 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты 0 0,00 2 327 -100,00
72 Черные металлы 42 962 1,17 0
73 Изделия из черных металлов 184 117 5,02 35 536 418,11
74 Медь и изделия из нее 754 0,02 0
76 Алюминий и изделия из него 0 0,00 841 -100,00
79 Цинк и изделия из него 0 0,00 60 887 -100,00
82 Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов 221 0,01 2 644 -91,64
83 Прочие изделия из недрагоценных металлов 70 0,00 116 -39,66
84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ 40 522 1,11 26 586 52,42
85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 179 201 4,89 821 427 -78,18
87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 171 934 4,69 1 983 360 -91,33
90 Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 13 061 0,36 98 104 -86,69
92 Инструменты музыкальные; их части и принадлежности 981 315 26,76 1 096 098 -10,47
94 Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции 0 0,00 22 336 -100,00
95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 2 210 0,06 877 152,00
96 Разные готовые изделия 830 0,02 8 681 -90,44

Статистика внешней торговли России
Федеральная таможенная служба России

1 января 2017 года миллионы жителей Северной Кореи прослушали очередную новогоднюю речь, с которой, как и полагалось, выступал наследственный глава северокорейского государства, или, если пользоваться его официальными титулами, Первый Председатель, Высший Руководитель, Маршал Ким Чен Ын. Надо сказать, что на экранах своих телевизоров они увидели картину, по северокорейским меркам, весьма необычную. Ким Чен Ын вступал не в традиционном полувоенном френче, а в костюме западного образца, и, что самое главное, на лацкане его костюма отсутствовал значок с изображением его деда Генералиссимуса Ким Ир Сена и его отца Генералиссимуса Ким Чен Ира – несмотря на то, что ношение таких значков стало в Корее обязательным для всех граждан с начала 1970-х годов. Правда, в последние годы без значка разрешили ходить беспартийным, но появление самого Высшего Руководителя в таком виде вызвало немалое удивление.

Означает ли это, что в Северной Корее начинается перестройка? Отчасти да, но надо помнить, что северокорейские реформы, которые, вообще-то, идут уже пятый год, во многом отличаются даже от китайских реформ времён Дэн Сяопина, не говоря уж о советской перестройке времен Горбачева. По сути, их можно кратко определить формулой, которую в разговоре с автором этих строк как-то предложила успешная северокорейская предпринимательница: «То, что нашей стране действительно необходимо, – это реформы без открытости». Северокорейская бизнесвумен намекала на хорошо известную всем корейцам официальную китайскую формулировку, которая описывала происходящие после смерти Мао Цзядуна перемены, как «политику реформ и открытости».

Под открытостью она здесь имела в виду, конечно же, не столько открытость внешнему миру, сколько внутриполитическую либерализацию. Кажется, что именно эта политическая формула – проведение экономических реформ при сохранении жёсткости во внутренней политике – и является основой нового курса Ким Чен Ына. Надо сказать, что, если относиться к политике здраво и цинично, то именно эта политическая линия наилучшим образом соответствует интересам северокорейской элиты – как старой, так и новой.

ВРЕМЕНА ИСПЫТАНИЙ

Для Северной Кореи последние 25 лет были очень непростым временем. Ещё в конце правления Ким Ир Сена, деда нынешнего Великого Руководителя, который руководил страной в 1946-1994 гг., Северная Корея столкнулась с резким замедлением темпов экономического роста. Причиной стагнации стали, скорее всего, крайняя милитаризация экономики, а также использование советской модели в её жесткой, порою чуть ли не карикатурной форме (достаточно вспомнить, например, полный переход на карточную систему и запрет на возделывание приусадебных участков с площадью большей, чем одна сотка). На практике, несмотря на постоянные разговоры о «революционном духе опоры на собственные силы» и частые выпады против Советского Союза и Китая, страна крайне зависела от иностранной, в первую очередь советской, экономической помощи, причём зависимость эта с течением времени возрастала.

Объём промышленного производства за 1990-2000 гг. сократился почти в два раза. Значительная часть заводов закрылась – точнее, прекратила производство, так как об их формальном закрытии никто не объявлял, и от рабочих по-прежнему требовалось, чтобы они продолжали ходить на работу. При этом им перестали платить зарплату, и что гораздо хуже, прекратили отоваривать продовольственные карточки. В стране, где ещё с 1960-х годов карточная система стала тотальной и где большинство товаров в принципе не подлежали свободной продаже, паралич карточной системы означал паралич всей системы снабжения населения продовольствием и базовыми потребительскими товарами. В 1996 г. в КНДР начался голод, который продолжался до 1999 г. и унёс более полумиллиона жизней.

Простые северокорейцы стали искать выход из катастрофического положения, вооружившись тем самым «революционным духом опоры на собственные силы». В стране возникло и стало стремительно расти частное мелкотоварное производство, до этого полностью там отсутствовавшее. Крестьяне, спустя рукава отработав несколько часов на полях сельскохозяйственных кооперативов, отправлялись в горы, где они создавали собственные нелегальные или полулегальные поля на крутых горных склонах. Рабочие использовали оборудование остановившихся заводов, чтобы производить ширпотреб для продажи на рынках, а во многих случаях воровали всё, что только можно, дабы сбыть это в качестве металлолома в Китай. Значительная часть населения – в отельные моменты до 200 тысяч человек – находилась в качестве гастарбайтеров в Китае, граница с которым тогда особо не охранялась. Стали стремительно расти рынки, которые вообще-то существовали в Северной Корее и до этого, но играли незначительную роль. К концу 1990-х именно рынки превратились в основные центры экономической жизни.

Поскольку официальные государственные законы и инструкции не предусматривают самой возможности существования частных структур, в большинстве случаев северокорейские предприниматели стали вступать в соглашения с чиновничеством, договариваясь о том, что им разрешат открывать то или иное предприятие, которое будет формально считаться государственным, а фактически будет управляться ими. Подобное соглашение предусматривает, что какая-то фиксированная сумма будет выплачиваться фактическим владельцем такого предприятия в государственный бюджет, а вот остальными доходами он (или зачастую она – значительная часть предпринимателей являются женщинами) сможет распоряжаться по своему усмотрению.

В последние годы стали появляться частные предприятия и в сфере промышленного производства, в основном, но не исключительно, среди предприятий легкой промышленности.

При этом северокорейское руководство в лице Великого Руководителя Полководца Ким Чен Ира (именно так полагается именовать его в печати) было в целом в курсе происходящего. Однако, в отличие от руководства китайского, оно стало признавать происходившие в стране стихийные перемены. Отношение Ким Чен Ира и его окружения к стихийной приватизации и росту рыночной экономики с течением времени менялось, но в большинстве случаев их подход заключался в том, что государство не мешало росту рынков, но и не способствовало ему. Более того, в течение 2005-2009 годов северокорейское руководство пыталось искоренить рынки и по возможности вернуть экономику страны на старые рельсы (эти попытки, впрочем, окончились полной неудачей).

В политической жизни северокорейская идеология по-прежнему ориентировалась на идеи чучхе, которые представляют собой своеобразный сплав трёх элементов: советской идеологии начала пятидесятых, маоизма и корейского национализма.

Явное нежелание Ким Чен Ира признать происходящие перемены и осуществлять реформы многим казалось иррациональным, причём такое мнение часто высказывали не только западные, но и китайские чиновники. Однако при более внимательном взгляде на то, как устроена КНДР, становится ясно, что политика Ким Чен Ира была вполне разумной и соответствовала как интересам самого Ким Чен Ира, так и тогдашней элиты – к тому времени уже давно ставшей наследственной по своему характеру (большинство ключевых постов в правительстве и ЦК уже полвека занимают выходцы из примерно 100-120 семейств, потомки партизан, которые в свое время воевали под командованием Ким Ир Сена в Маньчжурии).

Главная проблема Северной Кореи – это необходимость сохранять политическую стабильность в очень непростых условиях. Северная Корея соседствует с Кореей Южной, которая на протяжении последнего полувека постоянно била мировые рекорды по темпам экономического роста. Возникла ситуация, при которой уровень жизни и доходов в Южной и Северной Корее стал различаться самым радикальным образом. Оценки этого разрыва существуют самые различные, но даже самые закоренелые оптимисты считают, что уровень душевого дохода в Северной Корее примерно в 14 раз ниже, чем в Корее Южной. Это означает, что разрыв по этому показателю между двумя корейскими государствами больше, чем между другой парой государств, имеющей общую сухопутную границу (напоминаю, что речь идёт о самой оптимистической оценке, ибо разрыв, скорее всего, не 14-кратный, а существенно больший).

Существование такого разрыва создает крайне неприятную ситуацию. В том случае, если контроль за населением – как административно-полицейский, так и идеологический – резко снизится, то возникнет большая вероятность того, что северные корейцы поведут себя так же, как повели себя восточные немцы в конце 1980-х годов.

Во многом необходимостью удержать население Северной Кореи в максимальной изоляции от внешнего мира вызваны и те беспрецедентные меры по изоляции страны, которые осуществлялись в КНДР на протяжении десятилетий. С 1960-х годов в КНДР владение радиоприёмником со свободной настройкой является уголовно наказуемым преступлением. Практически вся нетехническая иностранная литература, включая и издания других социалистических стран, с начала 1960-х гг. поступает в спецхран (в 1968-1970 гг. в стране даже проводилась массовая кампания по изъятию и уничтожению «ревизионистских», то есть советских, и «реакционных», то есть западных и японских, изданий из домашних библиотек). Поездки за границу в частном порядке были практически запрещены до начала 2000-х годов, да и сейчас остаются редкостью, а любой продолжительный разговор на улице с иностранцем является поводом для расследования со стороны компетентных органов – хотя, вопреки слухам, такое расследование редко заканчивается арестом.

Постоянная угроза поглощения Севера богатым Югом означает, что для северокорейской элиты невозможной является даже та сделка, на которую пошла советская и восточно-европейская номенклатура в конце 1980-х годов. В СССР и других странах социалистического лагеря (равно как и в Китае – хотя там эта сделка приобрела другие формы) номенклатура фактически отказалась от старой государственно-социалистической системы, сохранив при этом руководящие позиции в новой системе рыночной экономики.

Напротив, представители наследственной северокорейской верхушки полагают, что в случае падения нынешней системы и объединения страны на южнокорейских условиях их ждут репрессии и расправы, а в самом лучшем случае – полное отстранение от рычагов политической и экономической власти, которая при таком раскладе будет целиком принадлежать победителям-южанам. Эти страхи, возможно, несколько преувеличены, но в целом, скорее всего, обоснованы, так что северокорейская элита и при Ким Чен Ире, и при Ким Чен Ыне чувствует себя загнанной в угол и ведёт себя соответствующим образом.

НОВЫЙ ЛИДЕР, СТАРЫЙ ЛИДЕР

С приходом к власти Ким Чен Ына стало ясно, однако, что молодой руководитель собирается отказаться от той линии, которую проводил его отец и что он намерен начать реформы. Это решение представляется весьма логичным – точно так же, как было логичным и решение его отца реформ не проводить. Дело в том, что между Ким Чен Ыном и Ким Чен Иром есть одно существенное различие, и различие это заключается в их возрасте.

Ким Чен Ир в 1990-е годы отлично знал, что система, созданная его отцом Ким Ир Сеном, постепенно распадается, но он также понимал, что при соблюдении определённой политической осторожности, запасов прочности, заложенных ещё во времена Ким Ир Сена, должно хватить на пару десятилетий. Для Ким Чен Ира, которому в начале 2000-х было около шестидесяти, пара десятилетий казались вечностью. Он, вероятно, понимал, что в долгосрочной перспективе радикальные перемены неизбежны, однако он также знал, что перемены могут как спасти систему, так и ускорить её разрушение. Поэтому, будучи человеком пожилым, он предпочел ничего не менять и дожить до своей естественной смерти, которая, как известно, благополучно воспоследовала в декабре 2011 года.

Ким Чен Ир унаследовал власть возрасте 52 лет, а вот его сыну Ким Чен Ыну в тот момент, когда он оказался во главе северокорейского государства, было всего 28 лет – то есть почти в два раза меньше. Одно это обстоятельство заставляет его смотреть на вещи по-иному.

Ким Чен Ын, являющийся выпускником элитарной швейцарской школы, понимает, что рост рыночной экономики и распространение информации о внешнем мире (в первую очередь, благодаря распространению в КНДР компьютеров и видеомагнитофонов) постепенно снижает шансы на сохранение стабильности. Нет у него и идеологической преданности социалистической модели, которая (в сочетании с крайним национализмом) была характерна для его деда Ким Ир Сена, и в остаточной форме существовала и у его отца Ким Чен Ира.

Ким Чен Ыну нужно дожить до глубокой старости и умереть в собственном дворце, окруженным почестями и находясь у власти (или же сдав эту власть в организованном порядке, без неприятных последствий для себя). Это обстоятельство вынуждало Ким Чен Ына всерьёз задумываться о реформах. В то же время было понятно, что проведение реформ по китайскому образцу представляет крайнюю опасность для Северной Кореи. Поэтому нужны были свои варианты, и эти варианты появились.

НОМЕНКЛАТУРА И БУРЖУАЗИЯ: В ОДНОЙ ЛОДКЕ?

Лучше всего, пожалуй, политика Ким Чен Ына может быть описана уже процитированной фразой: «реформы без открытости», и неслучайно, что фразу эту я услышал от северокорейской предпринимательницы. Действительно, новая северокорейская буржуазия парадоксальным образом заинтересована в сохранении существующего строя ничуть не меньше, чем старая номенклатура.

Связано это с тем, что в силу своей политической и экономической слабости, новая буржуазия, сформировавшаяся в последние 20 лет, не имеет шансов на то, чтобы выдержать конкуренцию со своими южнокорейскими братьями по классу в том случае, если дело действительно дойдёт до объединения страны. Понятно, что нынешние северокорейские бизнесмены, в лучшем случае – владельцы десятка старых китайских грузовиков, пары сейнеров или даже нескольких угольных шахт, не имеют никаких шансов выжить и уж тем более преуспеть на едином корейском рынке, в котором будут доминировать гигантские южнокорейские концерны-чэболь. Многие из северокорейских бизнесменов, как мне удалось убедиться в этом при личных контактах с ними в третьих странах, отлично понимают это обстоятельство.

Сохранение не просто жесткого, а исключительно жестокого режима, является необходимым условием сохранения политической стабильности и, если называть вещи своими именами, условием выживания северокорейского государства как такового. Если северокорейское руководство позволит хотя бы такую степень свобод, которые существовали, скажем, в Советском Союзе 1970-х годов, не говоря уж о тех вольностях, которые допускаются в современном Китае, то результатом, скорее всего, в самое ближайшее время станет политический кризис и падение режима, которого, как уже говорилось, и в старой, номенклатурной, и в новой буржуазной элите не хочет никто.

Именно этими обстоятельствами и определена нынешняя политика Ким Чен Ына – политики «реформ без открытости».

РЕФОРМЫ КИМ ЧЕН ЫНА: ЗЕМЛЯ – КРЕСТЬЯНАМ, ФАБРИКИ – ДИРЕКТОРАМ!

Сельское хозяйство

28 июня 2012 года Ким Чен Ын утвердил так называемые «Инструкции от 28 июня», которые предусматривали радикальные перемены в структуре сельского хозяйства КНДР. Инструкции эти не подлежали публикации, но содержание их довели до нескольких миллионов человек, так что секретность в данном случае была чисто символической. Дополнительные изменения в сельскохозяйственную политику были введены в мае 2014 года, когда ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли так называемые «Меры от 30 мая».

В соответствии с новой системой, крестьяне работают в составе хозрасчётных звеньев (пунчжо), каждое из которых состоит из 5-7 человек. Подразумевается, что обычно в состав звена входит одно или, реже, два соседних домохозяйства. Каждому звену (то есть фактически крестьянской семье) выделены свои поля, которые, как обещают крестьянам, семейные «звенья» будут обрабатывать на протяжении многих лет – таким образом, создается заинтересованность в надлежащем уходе за почвой.

В соответствии с новой системой, крестьяне больше не получают зерно по фиксированным нормам, которые на протяжении многих десятилетий составляли 650-700 граммов за трудодень. Вместо этого осенью они выплачивают сельхозкооперативу, который сейчас стал, скорее, формальной управленческой единицей, натуральный налог, а остальной урожай оставляют себе. Размер этого налога зависит от качества закрепленного за данным звеном поля и составляет от 35% для самых урожайных полей до 10% для неудобий.

Теоретически предполагается, что кооператив будет бесплатно предоставлять крестьянам удобрения и технику в соответствии с установленными нормами, но на практике эти нормы недостаточны, так что и за удобрения, и за использование тракторов, крестьянским хозяйствам приходится платить в частном порядке, из своего кармана (благо, полулегальный рынок удобрений в Северной Корее существует уже около 20 лет).

Всё это сильно напоминает перемены, начавшиеся в Китае в конце семидесятых, хотя в КНДР стремятся представить переход к семейному мелкотоварному земледелию как некую административную реформу в рамках старой (по сути колхозной) модели. Именно этим, скорее всего, вызвано то обстоятельство, что крестьянские домохозяйства должны зарегистрироваться как хозрасчётные звенья. Тем не менее, новая схема работает и предсказуемо даёт результаты.

Годовой объем производства зерновых, который в 2005-2010 гг. колебался на уровне от 4 до 4,5 миллионов тонн, в годы новой системы приблизился к отметке в 5 миллионов тонн или даже слегка превзошел её. В прошлом, 2016 г., сбор зерновых вырос на 7% по сравнению с 2015 г., а сбор риса – даже на 23%.

Промышленность

Как уже упоминалось, в 2014 году ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли закрытое постановление, известное как «Меры по 30 мая». Это постановление, которое стало осуществляться с конца 2015 года, предусматривает резкое расширение прав государственных предприятий и в особенности их директоров. Помимо всего прочего, им разрешено закупать сырьё и комплектующие на рынке и платить за них по рыночным ценам, а также продавать на рынке часть произведённой продукции. Директора также получили право устанавливать размер зарплаты персонала – хотя платить дополнительные зарплаты можно только за счёт заработанных на рынке средств (способ не допустить инфляции). Реформы также предусматривают дальнейшую либерализацию внешней торговли, которой сейчас предприятия могут заниматься напрямую.

В результате существенно выросла заработная плата, и на наиболее успешных частных предприятиях рабочие получают зарплаты, эквивалентные 50-70 долларам США в месяц. Для того, чтобы понять масштаб перемен, следует вспомнить, что до введения новой системы среднемесячная зарплата в Северной Корее составляла примерно один доллар США.

Отношение к рынкам и частному бизнесу

Пожалуй, наименее заметным, но, возможно, наиболее важным аспектом «новой экономической политики» Ким Чен Ына являются радикальные изменения в отношении к рыночной экономике. Как уже говорилось, во времена Ким Чен Ира официальная позиция в отношении рынков была крайне непоследовательной: периоды относительной терпимости и «закрывания глаз» чередовались с антирыночными кампаниями. Ким Чен Ын, напротив, однозначно взял курс на поддержку частного капитала и новой буржуазии, которая сейчас в КНДР известна как «тончжу», то есть «хозяева денег».

Последние статистические данные показывают, что после прихода Ким Чен Ына к власти численность рынков в Северной Корее резко выросла. По данным спутниковой съемки, к концу 2015 года в Северной Корее действовало 406 средних и крупных постоянных рынков, в то время как в 2010 году, незадолго до смерти Ким Чен Ира, их было не более 200.

При Ким Чен Ыне стало поощряться сотрудничество между официальными государственными и рыночными структурами: государственные структуры обеспечивают решение формальных вопросов, а частные предоставляют капитал. Характерно, например, что государственные строительные компании активно привлекают капиталы частных инвесторов, а построенные таким образом дома продаются за наличность (цена хорошей квартиры в Пхеньяне составляет 80-100 тысяч долларов).

ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ?

Хотя о КНДР часто думают как о стране, балансирующей на грани голода, такое представление давно уже устарело. При том, что КНДР относится к числу беднейших стран Восточной Азии, с душевым доходом, который, по разным оценкам, составляет от 1000 до 2000 долларов в год, о голоде речи нет. Улучшение ситуации наметилось ещё в последние годы правления Ким Чен Ына, а с началом сельскохозяйственных реформ это улучшение стало набирать темпы.

Сложнее обстоят дела с такими макроэкономическими показателями, как рост ВВП. Точный темп роста экономики Северной Кореи не может быть измерен из-за почти полного отсутствия статистических данных, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена с начала шестидесятых. По оценкам Банка Кореи, то есть центрального банка Южной Кореи, ВВП Северной Кореи в период с 2012 по 2014 год увеличивался на уровне от 1,1-1,3% в год, однако большинство специалистов – как южнокорейских, так и российских, китайских и западных, считает эти оценки заниженными и полагает, что рост, скорее, составляет 3-4%.

В любом случае, улучшение ситуации заметно даже визуально – по облику корейских городов. Города лучше освещены, на улицах появилось немало машин, а по вечерам непросто заказать место в одном из многочисленных ресторанов и кафе. Косвенным показателем перемен является и бум недвижимости – при том, что формально частная собственность на недвижимость в КНДР не признаётся, на практике это правило, как и многие иные времён Ким Ир Сена, давно уже игнорируется. Северокорейцы активно продают и покупают жильё, хотя с формальной точки зрения речь идёт лишь о передаче ордеров на право проживания, а не несуществующих документов на право собственности.

НИКАКИХ СВОБОД

При этом, однако, экономическая либерализация в КНДР не сопровождается либерализацией политической. Скорее, дело обстоит ровно наоборот: давая послабления в сфере экономики, Высший Руководитель усиливает политический контроль.

В западных СМИ правление Ким Чен Ына часто называют «временем террора». Это, бесспорно, преувеличение – или, скорее, взгляд на ситуацию с определённых классовых позиций. Действительно, после прихода к власти Ким Чен Ына в высшем руководстве КНДР развернулись чистки такого масштаба, которого там не видели со времен ликвидации просоветской и прокитайской фракций в конце 1950-х годов. Фактически за пять лет правления произошла замена большей части высших руководителей в силовых ведомствах (хотя показательно, что репрессии коснулись только силовиков, в то время как руководителей экономики почти не трогали). При этом многие из снятых с постов чиновников исчезли бесследно, а упоминания о них задним число удалили из старой кинохроники и переиздаваемых исторических документов – верный признак того, что исчезнувшие сановники были репрессированы.

Однако надо иметь в виду, что усиление репрессий коснулось лишь верхушки режима. Ким Чен Ын, скорее всего, стремится показать высшему государственному аппарату, что его следует воспринимать всерьёз, несмотря на возраст, и именно поэтому он ликвидировал тех, кого считал потенциальными сторонниками оппозиции. Если же говорить о подавляющем большинстве населения страны, то для них шансы на арест по политическим причинам остались очень высокими, но, в целом, такими же, как и раньше. По сравнению с той ситуацией, что существовала в 2000 или 1990 гг., ни о каком увеличении массовой репрессивности режима речи не идёт – напротив, данные аэрокосмической съемки показывают, что размеры лагерей для политзаключённых сокращаются. Иначе говоря, сейчас в Корее стало много опаснее быть генералом, но не слесарем и, тем более, не владельцем кустарной мастерской или шахты (все предприниматели говорят, что при Ким Чен Ыне гонения на частный бизнес, который формально остаётся незаконным, совершенно прекратились).

В последние 10-15 лет в связи с распространением видеопроигрывателей едва ли не большинство жителей КНДР стало время от времени смотреть южнокорейские фильмы, которые контрабандно ввозят в страну китайские торговцы. Ким Чен Ын, однако, резко ужесточил наказания за просмотр, копирование и распространение иностранной видеопродукции.

Куда строже стали охранять и границы страны. Времена, когда китайская граница была фактически открыта и не охранялась, закончились в 2011-2012 годах, то есть как раз тогда, когда к власти пришёл Высший Руководитель. В последние годы резко усилена пограничная охрана, оборудованы многочисленные посты вдоль пограничных рек, активно идёт работа с населением. Именно при Ким Чен Ыне удалось дипломатическими методами добиться того, что границу оборудовали и с китайской стороны, устроив вдоль китайского берега пограничных рек на всём их протяжении проволочную ограду.

Причины подобных мер понятны – для сохранения стабильности крайне важно не допускать распространения в стране не одобренной официально информации о внешнем мире. Поскольку в Корее главными источниками такой информации являются видеофильмы и рассказы гастрабайтеров-нелегалов, то с этими явлениями в первую очередь и ведётся борьба.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Итак, Ким Чен Ын решился на то, на что так и не решился его престарелый отец – он начал в КНДР рыночные реформы, нацеленные на то, чтобы превратить страну в очередной вариант «диктатуры развития». Иначе говоря, их цель – повторение китайского пути: построение рыночной, но регулируемой государством, экономики в условиях авторитарного политического режима. Понятно, что в условиях КНДР во главе такого режима останутся те же семейства, которые правят страной уже более полувека.

Конечно, перед ним стоят непростые задачи. Страну надо развивать в условиях крайне сложной международной обстановки, сохраняя внутриполитическую стабильность, несмотря на существование по соседству другого, куда более богатого, но говорящего на том же языке государства. Политические сложности означают невозможность резких идеологических поворотов: дабы не вводить народ в смущение, Ким Чен Ын и его окружение, даже осуществляя реформы на практике, пока опасаются говорить о реформах открыто и уж тем более как-то оформлять эту новую экономическую политику на законодательном уровне.

Тем не менее, учитывая единство северокорейского правящего класса (как старого, так и нового), высокую степень административно-полицейского контроля над населением и заинтересованность основных геополитических игроков (в особенности Китая) в сохранении статус-кво, можно считать, что у Ким Чен Ына есть шансы на успех. Остаётся только пожелать ему удачи: старается Высший Руководитель, третий из рода Кимов, конечно, в основном для себя и своих братьев по классу, но в конечном итоге от его усилий выиграет, пусть и в разной степени, и подавляющее большинство населения Северной Кореи.

Андрей Ланьков