Петропавловский собор снаружи и внутри. Петропавловская крепость. Собор святых апостолов Петра и Павла (начало) Петропавловский собор самый высокий

Любимейшее место Санкт-Петербурга - Петропавловская крепость и в ней Петропавловский собор!

Петропавловский собор является одним из самых старых петербургских храмов. Ещё в 1703 году при строительстве Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини в связи с переносом столицы в Санкт-Петербург начал возводить новый большой каменный храм. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года проведена церковная служба освящения будущего храма.

Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Во-первых, она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Во-вторых, колокольня должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.
Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717-1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне.

Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

Зал Петропавловского собора















В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.


Иконостас Петропавловского собора

Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини.

Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре - царские врата со скульптурами апостолов.
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.
В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").



Место захоронения семьи Николая II

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.
Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.
В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.

Шпиль и колокольня Петропавловского собора

Ботик Петра I


Костюмы для прогулки по Петропавловской крепости!!


Монетный двор печатает деньги и медали

Петропавловская крепость . Барокко

Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

Пам. арх. (федеральн.)

1712-1733 - арх. Трезини Доменико

см. Петропавловская крепость ( продолжение )

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

    Деревянная церковь св. апп.
    Петра и Павла.
    Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

    Собор св. апп. Петра
    и Павла. 1841 г.
    Литогр. А.Дюрана.

    Подъем П. Телушкина
    на шпиль колокольни.
    С гравюры нач. 1830-х гг.

    Фото -
    С. М. Прокудин-Горский,
    нач. XX в.

    Вид Петропавловского
    собора до перестройки 1858 г.
    Добавил - .

    План собора.

    Новый колокол для собора
    св.апостолов Петра и Павла.
    1905г.

    Поднятие колокола
    на колокольню
    Петропавловского
    собора,1905.

    Снятие
    маскировочного
    чехла с купола.
    1944 г.
    Добавил - .

В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

(по материалам , , )

Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость

), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.


1. Вид в сторону Васильевского острова

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.


Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.


2. Кадр вниз


После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.


3. В сторону Троицого моста


16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх.
Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.


4.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI.


По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.


5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.


За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.


6.


Если говорить о самом соборе в современности:

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.


7. Начинаем спускаться вниз


Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г

В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.


8.


В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.


9. За окнами циферблат со стрелками


10. Часовой механизм


На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам.

Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.


11.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.


В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.


14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)


На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.


21.


Спасибо за внимание.

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Петропавловский кафедральный собор - самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева. Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I. Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, - Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет - только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 - его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.