Порты Прибалтики: список, описание, расположение, грузооборот. Морской транспорт Прогнозируется дальнейший рост контейнерного трафика

Современный морской транспорт - важная составная часть транс­портной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопровод­ному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном об­служивании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико зна­чение морского транспорта во внешней торговле России. На него при­ходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в между­народном сообщении. Во внутренних морских транспортировках пре­обладает малый каботаж.

По многим технико-экономическим показателям морской транс­порт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъ­емность, практически неограниченная пропускная способность мор­ских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, не­большая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложно­го портового хозяйства, ограниченное использование в прямых мор­ских сообщениях.

Научно-технический прогресс на морском транспорте существен­но влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и при­чалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассей­нов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Бал­тийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потреб­ности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России мор­ские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки посту­пающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия ис­пользует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хо­зяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажир­ские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходит­ся на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов - зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и обо­рудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.

Благодаря курортному положению бассейна большое развитие по­лучили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее зна­чительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В струк­туре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправ­ляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торго­вый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В ос­новном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обес­печенность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый кабо­таж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит боль­шой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Пере­возки пассажиров в малом каботаже не получили значительного рас­пространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.

Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт - Санкт-Петербург, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В гру­зообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные пе­ревозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химичес­кие грузы, металл, а в прибытии - зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт - один из крупнейших на Балтике пас­сажирских портов, обслуживающий в основном иностранных турис­тов. Годовой пассажиропоток - 100 тыс чел.

Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна - Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материа­лы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Че­рез порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудо­вания. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов - 35 млн т.

Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнетор­говые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают неболь­шую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают кабо­тажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефте­продукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда сме­шанного («река - море») плавания. Главные российские порты - Аст­рахань, Махачкала.

В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы мор­ских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйст­венное значение для развития экономических связей приморских рай­онов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Бе­рингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северно­го морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

Главная особенность Дальневосточного бассейна - многочислен­ные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках - около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Примо­рья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные гру­зы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Саха­лина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различ­ные порты Дальнего Востока.

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок при­ходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.

Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химичес­кие грузы, машины и оборудование.

Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по пе­ревозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выде­ляются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Влади­восток - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Вла­дивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь - порт Провидения. Осо­бое место занимают международные пассажирские линии: Находка - Япония, Находка - Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская же­лезнодорожная переправа Ванино - Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахали­ном и материковой частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, На­ходка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снаб­жения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сек­тора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют кабо­тажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, про­довольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтя­ные грузы, в импорте - зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

Находка - торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экс­портно-импортные перевозки составляют 2 / 3 грузооборота. Вывоз гру­зов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, кра­бовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с по­следующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы по­бережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на па­ромную переправу Ванино - Холмск.

Холмск - крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перера­батывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот пор­та - 4,5 млн т.

Магадан - порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомо­бильного транспорта дальние районы Магаданской области и Респуб­лики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефте­продукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленно­сти, машины, металл, продовольственные товары.

Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бух­те Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопо­ток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в ос­новном рыбопродукты.

Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого - 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импорт­ные грузы.

В бассейне имеются материковые порты - Посьет, Советская Га­вань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты - Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

Северный бассейн - район наиболее быстрого роста морских пере­возок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледо­витого океана. На морской флот Северного бассейна возложены зада­чи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, аркти­ческих островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осу­ществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строи­тельные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.

Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бас­сейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортиру­ют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.

Важнейший порт бассейна - Мурманск. Это незамерзающий за­падный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мур­манска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта - более 7 млн т.

Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта - свыше 5 млн т. По каботажным линиям от­правляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, про­довольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируют­ся в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим разви­тием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибир­ские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что поз­воляет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Даль­нем Востоке - до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупно­масштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной сис­темы перевозок.

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы.

Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов, развития и использования транзитного потенциала России. В морских портах реализуется национальная морская, таможенная и пограничная политика, осуществляется государственный портовый контроль. Российская Федерация располагает самой протяженной в мире береговой линией морского побережья. Морские порты являются стратегическими объектами государства, это определяет необходимость их совершенствования.

По итогам 2013 года производственная мощность российских портов составила 876,2 млн. тонн, что в 1,5 раза больше чем в 2007 году. Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощность Российских портов согласно базовому варианту вырастет до 1400,7 млн. тонн в год а, согласно экспертному варианту до 1659,3 млн. тонн в год.

Рисунок 1 - Состояние мощностей морских портов России, данные на начало года

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, ФГУП «РОСМОРПОРТ», ОАО «Союзморниипроект», аналитика АКГ ЮИКЦ

Рост перевалочных мощностей портов способствует росту перевалки грузов, но темпы прироста грузооборота не успевают за темпами прироста перегрузочных комплексов, что способствует снижению процента загрузки портов.

Рисунок 2 – Динамики загрузки перегрузочных мощностей морских портов России

За последние семь лет объем перевалки грузов вырос на 30,6% или на 138 млн. тонн, из них 69,1 млн. тонн сухих грузов, а 68,9 млн. тонн – наливные.

Только за 2010-2013 гг. перевалка угля выросла на 47,2%, грузов в контейнерах на 34,9%, зерна на 34,3%, руды на 33,9% и минеральных удобрений на 1,3%.

Но так же прослеживается и нисходящая тенденция, она касается лесных грузов (сокращение на 33,2%) и черных металлов (сокращение на 20,1%).

Рисунок 3 - Динамика перевалки грузов морскими портами РФ

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, аналитика АКГ ЮИКЦ

В среднем отношение наливных и сухих грузов в структуре морской перевалки составляет 58 на 42. Львиную долю наливных грузов (около 62%) занимает сырая нефть, на долю нефтепродуктов приходится порядка 38% (от 36% до 40% в зависимости от года).

Рисунок 4 - Структура переваливаемых грузов, в разрезе сухих и наливных

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, аналитика АКГ ЮИКЦ

Что касается структуры сухих грузов, то из года в год больше всего переваливается угля, грузов в контейнерах и черных металлов. В среднем на эти три груза приходится от 60,6%-65,5% перевозимых по морю сухих грузов.

Рисунок 5 - Структура грузооборота сухих грузов морскими портами России

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, аналитика АКГ ЮИКЦ

В 2013 году экспортных грузов перегружено 460,1 млн. т, что на 2,8% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 48,4 млн. т (+7,3%), транзитных – 44,5 млн. т (+4,6%), каботажных – 36,0 млн. т (+13,2%). Ежегодно экспортное направление перевалки является доминирующим в морских перевозках.

Рисунок 6 –Структура грузооборота морских портов в разрезе направлений

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, аналитика АКГ ЮИКЦ

Характеристика грузооборота бассейнов

Наибольший вклад в прирост перевалки грузов внес Дальневосточный бассейн +65,8 млн. тонн, далее следует Балтийский бассейн +41,7 млн. тонн. Вклад Азово-Черноморского бассейна составляет 25,2 млн. тонн, а Арктического 10 млн. тонн и лишь у Каспийского бассейна зафиксирована отрицательная динамика -4,9 млн. тонн.

Основными причинами сложившейся ситуации является:

  • Дальневосточные бассейн – запуск комплекса «Пригородное», развитие портов Восточный, Ванино, Находка и Владивосток;
  • Балтийский бассейн – развитие многоцелевого морского торгового порта Усть-Луга (пропускная способность к 2018 году составит 180 млн. тонн различных грузов в год);
  • Азово-Черноморский бассейн – развитие портов Азов, Тамань, Новороссийск и Ростов;
  • Каспийский бассейн - нестабильность показателей связывают с внешнеэкономическими проблемами, в частности в связи с ситуацией в Иране, который является основным потребителем грузов, идущих через порты.

Рисунок 7 - Структура грузооборота морских портов в разрезе бассейнов

Источник: Ассоциация Морских Торговых Портов, аналитика

За период 2007-2013 гг. наибольший удельный вес в перевалке грузов составил Балтийский бассейн, далее следует Азово-Черноморский, Дальневосточный, Арктический и Каспийский.

Поскольку порты каждого из бассейнов имеют определенную специализацию по типам грузов и различную географию экспортно-импортных перевозок, они не конкурируют между собой напрямую. Например, по итогам 2013 года, в портах Балтийского бассейна переваливаются преимущественно грузы в контейнерах и нефть/нефтепродукты. По грузообороту данных видов грузов Балтийский бассейн по праву занимает ведущие позиции на отечественном рынке стивидорных услуг, обеспечивая 42% от общего объема перевалки нефтяных грузов и 57,6% - контейнеров. В свою очередь, практически весь объем зерна (92,1%) и треть грузопотока нефти и нефтепродуктов переваливается через порты Азово-Черноморского бассейна.

Особенностями морских портов Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов является то, что они работают в условиях конкуренции с портами Украины и стран Балтии (Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии).

Балтийский бассейн

Как было отмечено, по суммарному объёму переваливаемых грузов порты Балтийского бассейна занимают первое место среди портов других морских бассейнов. Они сохранят лидерство и в перспективе до 2030 г. Близость к наиболее развитым промышленным районам России и одновременно к европейским странам способствует тому, что через эти порты проходят потоки всей номенклатуры грузов. На бассейне расположены семь российских морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Калининград и Пассажирский порт Санкт-Петербург. Балтийские порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют чуть более 1% в их грузообороте.

Рисунок 8 - Структура грузооборота Балтийского бассейна в разрезе портов

По итогам 2013 года грузооборот морских портов Балтийского бассейна вырос на 4,2% и составил 216,1 млн. тонн. Из них объём перевалки сухих грузов составил 82,2 млн. тонн (+8,8%), наливных грузов – 133,9 млн. тонн (+1,6%).

Объём перевалки сухих грузов вырос в основном за счёт грузов в контейнерах на 1,1%, угля на 21,0%, минеральных удобрений на 29,6%, рефрижераторных грузов на 8,2% и зерна на 21,2%. В то же время перевалка чёрных металлов снизилась на 19,7% и металлолома на 6,8%.

Перевалка наливных грузов выросла в основном за счёт нефтепродуктов на 14,2%, в тоже время перевалка сырой нефти снизилась на 5,7%.

Анализ грузооборота по направлениям показывает, что основная доля перегрузки грузов приходится на экспорт – 86,4%. На импорт приходится 11,8%, каботаж и транзит составляют лишь 1,4% и 0,4% соответственно.

Рисунок 9 - Динамика грузооборота Балтийского бассейна

По данным компании ЗАО «Морцентр-ТЭК» в Балтийском бассейне увеличение объёмов погрузочно-разгрузочных работ отмечено в портах Усть-Луга, грузооборот которого составил 62,9 млн. т (+34,3%), Высоцк –16,2 млн. тонн (+18,5%), Калининград – 13,7 млн. тонн (+7,5%). Снизился объём перевалки грузов в порту Приморск до 63,8 млн. тонн (-14,6%). Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург остался практически на уровне 2012 года и составил 58,0 млн. тонн (+0,3%).

Порт Усть-Луга

Перевалка нефти в порту Усть-Луга в 2013 году выросла на 63%, а перевалка других нефтепродуктов – на 30%. Увеличилась перевалка навалочных грузов, лесных грузов и значительно возросли перевозка и обработка контейнерных грузов. Сократились объемы перевалки генеральных грузов и паромных. Усть-Луга имеет активного инвестора в лице «Газпрома», а так как основными продуктами перевалки у обоих портов является сырая нефть и газ, то Усть-Луга постепенно отбирает рынок, в первую очередь, у порта Приморск. К тому же, не так давно построенные терминалы начали выходить на свои проектные мощности.

В 2012 г. через Усть-Лугу было отгружено 46,81 млн. тонн грузов. Из них 26,9 млн. тонн пришлось на нефтепродукты на терминале Роснефтьбункера и нефть на терминале Невской трубопроводной компании, основным владельцем которых является нефтетрейдерская компания Gunvor Геннадия Тимченко. Если на нефтяные отгрузки порта Усть-Луга в 2012 году пришлось 14,3 млн. тонн нефти, то по итогам 2013 года было перевалено но экспорт 23,3 млн.тонн нефти, что на 63% больше, чем в предыдущем году. Нефть поступает в порт по трубопроводнеой системе «БТС-2», введенной в эксплуатацию в марте 2012 года. Перевалка нефтепродуктов через порт Усть-Луга в 2013 году также возросла на 30% до 16,4 млн. тонн.

При этом отгрузки нефти по трубопроводной системе Транснефти через Спецморнефтепорт Приморск постепенно снижаются. В 2012 году было отгружено 68,2 млн. тонн нефти, а уже в 2013 году - 54,5 млн. тонн, что на 20% меньше показателя за предыдущий период. К декабрю 2013 года объем поставки еще сократился до 4,1 млн. тонн/месяц, а планом поставки на январь предусмотрена отгрузка нефти в объеме 3,7 млн. тонн/месяц. Такая статистика может привести к заметному сокращению объема поставок через Приморский порт еще на 19% к концу 2014 года. Спецморнефтепорт Приморск осуществляет также и управление терминалом по вывозу дизельного топлива (после реализации мероприятий по интеграции активов Транснефти и Транснефтепродукта). В прошедшем 2013 году Спецморнефтепорт Приморск осуществил перевалку дизельного топлива на уровне 9,3 млн. тонн, что выше показателя предыдущего года на 43%.

Следует отметить, что порт Усть-Луга располагает уникальной многофункциональной структурой. Помимо комплекса наливных грузов нефти и нефтепродуктов, порт включает также лесной и угольный терминал, комплекс «Юг-2», универсальный перегрузочный комплекс, комплекс перегрузки технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс.

В июне 2013 года компания СИБУР ввела в эксплуатацию в порту Усть-Луга терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа и светлых нефтепродуктов. Грузооборот комплекса позволяет ежегодно переваливать до 1,5 млн. тонн сжиженного углеводородного газа и до 2,5 млн. тонн светлых нефтепродуктов. Поставки сжиженного газа также увеличили грузооборот порта в 2013 году.

Порт Высоцк

Порт Высоцк в 2013 году увеличил перевалку грузов на 18,5% по сравнению с показателем 2012 года - до 16, 157 млн. тонн. В частности, перевалено 11,25 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, что на 8,8% больше, чем годом ранее. Перевалка угля возросла на 48,8% - до 4,905 млн. тонн.

В порту работают две стивидорные компании - «Порт Высоцкий» и РПК «Высоцк-ЛУКОЙЛ-II». Ранее компания «Порт Высоцкий» провела серьезную модернизацию терминала, позволяющую принимать суда более крупного водоизмещения, что повысило привлекательность и конкурентоспособность терминала для экспортеров угля. Более того, российскому предприятию удалось забрать на себя часть грузопотока, который ранее шел через иностранные порты - Вентспилс и Ригу (по оценкам, это 1,5-2 млн. тонн угля в год). К 2015 году компания намерена довести этот показатель до 7 млн. тонн в год. С этой целью разработана инвестиционная программа на общую сумму примерно $40 млн.

РПК «Высоцк-ЛУКОЙЛ-II» наращивает перевалку нефтепродуктов, поступающих как железнодорожным, так и речным транспортом. Кроме того, есть планы строительства трубопровода от Приморска в Высоцк, что также позволит увеличить грузооборот терминала.

Порт Приморск

В порту Приморск в 2013 году перевалка грузов сократилась до 63,8 млн. тонн – на 14,6% по сравнению с 2012 годом. Перевалка нефти сократилась до 54,5 млн. тонн – на 20%, а перевалка дизельного топлива напротив, увеличилась на 42,5% до 9,3 млн. тонн.

Сокращение объемов перевалки нефти из Приморска объясняется общим сокращением экспортных поставок нефти в 2013 году из России с одновременным перераспределением потоков на восточное направление, т.е. в Усть-Лугу.

  • ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» – на 22,2% за счёт увеличения перевалки грузов в контейнерах;
  • ЗАО «Нева-Металл» – на 11,5% за счёт увеличения перевалки грузов в контейнерах;
  • ОАО «Балтийский балкерный терминал» - на 22,5% за счёт увеличения объёмов перевалки минеральных удобрений;
  • ООО «Порт Высоцкий» – в 1,5 раза за счёт увеличения перевалки угля;
  • ООО «РПК-Высоцк-Лукойл-II» – на 8,8% за счёт увеличения объёмов перевалки нефтепродуктов;
  • ОАО «Ростерминалуголь» – на 7,0% за счёт увеличения перевалки угля;
  • ООО «Европейский серный терминал» – в 1,8 раза за счёт увеличения перевалки серы;
  • ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» – на 19,3% за счёт увеличения перевалки угля;
  • ООО «Невская трубопроводная компания» – в 1,6 раза за счёт увеличения объёмов перевалки сырой нефти;
  • ЗАО «Содружество Соя» – в 1,7 раза за счёт увеличения перегрузки комбикормов и зерна;
  • ОАО «Калининградский МТП» – на 22,3% за счёт увеличения перегрузки строительных грузов, угля и металлов.
  • ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – на 11,2% за счёт уменьшения перевалки чёрных металлов, в то же время увеличилась перевалка минеральных удобрений;
  • ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» – на 2,4% за счёт уменьшения перевалки нефтепродуктов;
  • ОАО «Петролеспорт» – на 10,8% за счёт уменьшения перевалки грузов в контейнерах;
  • ООО «Лукойл-Комплексный нефтяной терминал» – на 17,6% за счёт уменьшения перевалки нефтепродуктов;
  • ООО «Приморский торговый порт» – на 14,6% за счёт уменьшения перевалки сырой нефти.

Порты Балтийского бассейна являются конечными пунктами российских участков международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В случае если по этим коридорам будет обеспечен перспективный грузооборот международного транзита (это будут преимущественно грузы в контейнерах), суммарный грузооборот этих портов значительно возрастёт. Уже в краткосрочной перспективе основные грузопотоки пойдут в порты Усть-Луга (преимущественно сухие грузы и частично наливные) и Приморск (наливные грузы).

Между тем, крупнейший порт Балтийского бассейна Санкт-Петербург ограничен городскими постройками и магистралями и не имеет возможности расширять свою территорию. Поэтому развитие порта Санкт-Петербург осуществляется за счёт аванпортов (Бронка, Ломоносов, о. Котлин).

Особенностью Балтийского бассейна также является наличие анклавной Калининградской области, связь с которой осуществляется с помощью морской железнодорожной переправы Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.

Азово-Черноморский бассейн

По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место (29,6% переваленных грузов по итогам 2013 года) после Балтийского. В рамках бассейна расположены двенадцать российских морских перегрузочных комплексов. Порты Азово-Черноморского бассейна являются конечными пунктами российского участка международного транспортного коридора «Север-Юг».

Портовая инфраструктура бассейна переваливает грузы всей номенклатуры (наливные, навалочные, генеральные). «Морские ворота» Азово-Черноморский бассейна заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют порядка 1,3 % в их грузообороте.

Порты бассейна разделяются на три не равные группы. К первой относятся перегрузочные комплексы, расположенные на черноморском побережье, незамерзающие, способные принимать крупнотоннажные морские суда и имеющие потенциал для дальнейшего развития. Ко второй группе относятся порты Азовского моря. Замерзающие, мелководные, как правило, расположенные в городах и не имеющие перспектив развития, связанного с увеличением грузооборота. Третью группу составляют порты, расположенные в черноморских городах-курортах.

Рисунок 10 - Структура грузооборота Азово-Черноморского бассейна в разрезе портов

Источник: АМТП, Центр ЕСИМО Минтранса России, аналитика АКГ ЮИКЦ

По итогам 2013 года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна уменьшился по сравнению с 2012 годом на 1,3% и составил 174,4 млн. тонн. Из них объём перевалки сухогрузов составил 62,5 млн. тонн (-9,6%), наливных – 111,9 млн. тонн (+4,0%).

Снижение перевалки сухогрузов произошло в основном за счёт зерна на 25,1%. В то же время увеличился объем перевалки чёрных металлов на 5,2%, угля на 3,1% и руды на 10,6%. Перевалка наливных грузов увеличилась за счёт нефтепродуктов на 9,9% и химических грузов на 28,6%.

Анализ грузооборота по направлениям показал, что доля экспорта составляет 68,3%, импорта – 6,2%, транзита – 24,3%, и каботажа – 1,3%.

Снизился грузооборот портов Новороссийск на 4,1% и составил 112,6 млн. тонн, Туапсе – на 0,4% до 17,7 млн. тонн, Ростов-на-Дону – на 1,8% до 10,8 млн. тонн, Кавказ – на 15,7% до 7,9 млн. тонн, Азов – на 0,6% до 5,0 млн. тонн и Таганрог – на 18,2% до 2,8 млн. тонн. Вырос грузооборот портов Тамань в 2,6 раза до 9,5 млн. тонн и Ейск – на 8,9% до 3,9 млн. тонн.

Рисунок 11 - Динамика грузооборота Азово-Черноморского бассейна

Источник: АМТП, аналитика АКГ ЮИКЦ

Если рассматривать отдельные компании, то грузооборот вырос у следующих операторов морских терминалов:

  • ЗАО «КТК-Р» – на 6,9% за счёт увеличения перевалки сырой нефти;
  • ООО «Туапсинский балкерный терминал» – на 16,1% за счёт увеличения перевалки минеральных удобрений;
  • ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» – на 26,2% за счёт увеличения перевалки нефтепродуктов;
  • ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» – в 1,7 раза за счёт увеличения перевалки зерна.
  • ЗАО «Таманьнефтегаз» – в 4,8 раза за счёт увеличения перевалки нефти и нефтепродуктов;
  • ОАО «Анроскрым» – на 20,4% за счёт увеличения перевозок грузов на паромах;
  • ООО «Промэкспедиция» – на 24,6% за счёт увеличения перевалки зерна;
  • ОАО «Ейский морской порт» – на 11,7% за счёт увеличения перевалки угля и зерна.

Сократились показатели объемов перевалки грузов у следующих операторов морских терминалов:

  • ОАО «Новороссийский МТП» – на 9,0% за счёт уменьшения перевалки зерна, грузов в контейнерах, сырой нефти и пищевых грузов наливом, в то же время увеличилась перевалка руды, угля и нефтепродуктов;
  • ОАО «Новороссийский СРЗ» – на 9,8% за счёт уменьшения перевалки чёрных металлов;
  • ОАО «Туапсинский МТП» – на 25,4% за счёт уменьшения объёмов перевалки зерна, угля и нефтепродуктов;
  • ОАО «Таганрогский МТП» – на 6,5% за счёт уменьшения перевалки угля и зерна;
  • ООО «Ростовский универсальный порт» - на 6,7% за счет уменьшения перевалки металлолома;
  • ЗАО «Юг Руси» – на 28,5% за счёт уменьшения перевалки зерна;
  • ООО «Югнефтехимтранзит» – на 18,9% за счёт уменьшения перевалки серы и нефтепродуктов.

Особенностью портов Арктического и Дальневосточного морских бассейнов является перевалка больших, по сравнению с портами других бассейнов объёмов каботажных грузов.

Дальневосточный бассейн

В границах бассейна расположены двадцать два российских морских порта. Порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и каботажных грузов. Каботажные грузы составляют 12,1 % в их грузообороте.

По итогам 2013 года грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна увеличился по сравнению с 2012 годом на 7,8% и составил 144,8 млн. тонн. Из них объём перевалки сухогрузов составил 83,4 млн. тонн (+6,1%) и наливных грузов – 61,4 млн. тонн (+10,1%).

Объем перевалки сухогрузов вырос за счёт угля на 13,0%, грузов в контейнерах на 16,4% и металлолома на 24,4%, в то же время снизилась перевалка чёрных металлов на 17,5% и лесных грузов на 18,3%. Объем перегрузки наливных грузов вырос в основном за счёт сырой нефти на 16,7%.

В грузообороте Дальневосточного бассейна доли по видам перевозок составляют: экспорт – 81,6%, импорт – 5,8%, транзит – 0,3%, каботаж – 12,3%.

В Дальневосточном бассейне увеличение объёмов перевалки груза отмечено в портах: Восточный на 13,5% до 48,3 млн. тонн, Ванино – на 16,8% до 23,8 млн. тонн, Находка – на 8,1% до 18,4 млн. тонн, Владивосток – на 9,9% до 14,6 млн. тонн и Шахтёрск – на 19,0% до 2,1 млн. тонн.

Снизился грузооборот в портах Пригородное на 0,8% до 16,3 млн.т, Де-Кастри – на 4,9% до 7,0 млн. тонн, Посьет – на 3,0% до 5,6 млн. тонн и Петропавловск-Камчатский – на 35,8% до 1,6 млн. тонн.

Рисунок 12 - Структура грузооборота Дальневосточного бассейна в разрезе портов

Источник: АМТП, Центр ЕСИМО Минтранса России, аналитика АКГ ЮИКЦ

Если рассматривать отдельные компании, то грузооборот вырос у следующих операторов морских терминалов:

  • ЗАО «Дальтрансуголь» – на 13,8% за счёт увеличения перевалки угля;
  • ОАО «ЕВРАЗ Находкинский МТП» – на 8,1% за увеличения объёмов перевалки угля, в то же время сократилась перевалка металлов;
  • ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» – на 20,7% за счёт увеличения объёмов перевалки угля и грузов в контейнерах;
  • ОАО «Приморнефтепродукт» – на 30,1% за счёт увеличения объёмов перевалки нефтепродуктов;
  • ООО «Восточная стивидорная компания» – на 12,3% за счёт увеличения объёмов перевалки грузов в контейнерах;
  • ООО «СМНП Козьмино» – на 30,6% за счёт увеличения объёмов перевалки сырой нефти;
  • ОАО «Терминал Астафьева» – на 39,8% за счёт увеличения объёмов перевалки угля;
  • ОАО «Ванинский МТП» – на 32,0% за счёт увеличения объёмов перевалки угля и чёрных металлов, в то же время сократилась перевалка руды.

Сократились показатели объемов перевалки грузов у следующих операторов морских терминалов:

  • ОАО «Восточный порт» – на 1,5% за счёт уменьшения объёмов перевалки угля;
  • ОАО «Владивостокский МТП» – на 12,2% за счёт уменьшения перевалки чёрных металлов и кокса, в то же время увеличилась перевалка грузов в контейнерах;
  • ОАО «Торговый порт Посьет» - на 9,3% за счёт уменьшения объёмов перевалки угля;
  • ООО «Стивидорная компания Малый порт» – на 11,6% за счёт уменьшения объёмов перевалки угля;
  • EXXON NEFTEGAS Ltd – на 1,1% за счёт уменьшения объёмов перевалки сырой нефти.

Порты бассейна можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка и Посьет, связанные с транспортной системой страны железнодорожными подходами или трубопроводами. Пять этих портов переваливают более 70%, проходящих через бассейн. Ко второй – порты, связанные трубопроводами с шельфовыми месторождениями Сахалина – Пригородное, Де-Кастри, и обслуживающие потребности одной компании. Их грузооборот составляет более 20 % от грузооборота портов бассейна. К третьей группе относятся остальные 15 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые в настоящее время обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены, с ближайшими окрестностями. Их пропускная способность используется на 10-50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет. Особняком стоит порт Зарубино, который имеет железнодорожные и автомобильные подходы, удачное расположение, возможности для развития и практически полностью не загруженные мощности.

Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают перевалку грузов, необходимых населению обширных территорий, в том числе и труднодоступных, российского Дальнего Востока, а также вывоз товаров из этого региона и поступающих из других регионов России на внутренний и внешний рынки.

Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

В порту Санкт-Петербург строятся контейнерный терминал мощностью 1,5 млн.т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн.т нефтепродуктов. С завершением работ терминал будет перегружать до 5,5 млн.т нефтепродуктов в год.

Но на Балтийском море есть и другие российские порты, кроме Санкт-Петербурга. Конечно, они не такие крупные, но их развитие поможет не только увеличить объем морских перевозок России, но и значительно снизить нагрузку на петербургский порт.

Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.

Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.

Однако самыми крупными объектами на Балтийском бассейне являются 3 новых порта на побережье Финского залива - это порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн.т).

Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный грузооборот 7,5 млн.т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт представляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5 - 40 тыс.т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс.м 3 .

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн.т в год.

Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса входят причал длиной 268 м, подходной канал, вагоноопрокладыватели, складские площади, перегрузочные механизмы и др.

В настоящее время ведутся работы по образованию территории, дноуглублению, забивке шпунтовой стенки. Одновременно прорабатываются проекты последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.

Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга. Разработано технико-экономическое обоснование первой очереди строительства: намечается построить комплекс по перегрузке нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.т за счет средств российских и иностранных инвесторов. Ввод объекта предусмотрен в 1999 году.

Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса. То есть принят южный вариант транспортировки нефти с Тимано-Печорских месторождений.

Северный вариант транспортировки нефти и строительства порта в арктическом регионе с транспортировкой морскими судами непосредственно из районов этих месторождений находится в стадии исследования.

Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы в направлении Усть-Луга - Калининград - порты Европы. Однако из-за отсутствия средств на проектные работы дальнейшие разработки приостановлены.

После распада СССР петербургский порт стал очень перегружен, так как остался единственным портом России на Балтийском море. Поэтому порт не справляется с возложенными на него задачами. Чтобы снять нагрузку с петербургского порта, а также развить торговлю со странами Европы, на Балтийском море строятся и развиваются новые порты. Но пока они не такие крупные, как Санкт-Петербург, и не могут полностью снять нагрузку с этого порта.

  • 3. Функции транспорта в системе государства
  • 4. Основные задачи, принципы, организация управления транспортной системой в условиях ранка.
  • 1.2. Общественное производство и транспорт.
  • 1. Влияние транспорта на размещение производительных сил.
  • 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производства
  • Лекция 2
  • 1.3 Транспортная система рф: основные понятия, структура, показатели, проблемы и перспективы развития
  • Лекция 3
  • II. Технико-экономические особенности различных видов транспорта.
  • 2.1. Автомобильный транспорт
  • 1. Роль и место автомобильного транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Важнейшие автомагистрали и автодорожные узлы
  • 3. Основные элементы технического оснащения
  • 6. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта.
  • 2.2 Железнодорожный транспорт
  • Лекция 4
  • 2.3. Морской транспорт
  • 1. Место и роль морского транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.
  • 3. Техническое оснащение на морском транспорте.
  • 4. Технология, организация и управление на морском транспорте.
  • 5. Показатели работы, проблемы и перспективы развития морского транспорта.
  • Лекция 5
  • 2.5. Трубопроводный транспорт
  • 1. Место и роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны.
  • 2. Виды трубопроводного транспорта и их характеристика.
  • 3. Основные трубопроводы страны.
  • 4. Проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта
  • 2.6 Воздушный транспорт
  • Лекция 6
  • 2.7. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта.
  • 1. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта: понятие, виды и их особенности.
  • 2. Проблемы и современные направления развития новых видов транспорта.
  • Лекция 7
  • 2.9. Планирование перевозок на транспорте
  • 1. Особенности планирования перевозок в условиях рынка.
  • 2. Специфика планирования грузовых перевозок по видам транспорта.
  • 3. Особенности планирования пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2.10. Экономические показатели и их особенности на различных видах транспорта.
  • 1. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта.
  • 2. Капвложения по видам транспорта.
  • 3. Производительность труда на различных видах транспорта.
  • Лекция 8
  • 2.11. Транспортные издержки и тарифы по видам транспорта.
  • 1. Принципы построения транспортных тарифов в условиях рыночной экономики
  • 2. Особенности формирования грузовых тарифов по видам транспорта.
  • 3. Формирование пассажирских тарифов.
  • Лекция 9
  • III. Развитие, взаимодействие и конкуренция основных видов транспорта.
  • 3.1. Рациональное распределение перевозок между основными видами транспорта.
  • 1. Анализ сложившегося распределения грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2. Нерациональные перевозки: их сущность и виды.
  • 3.2 Комплексное развитие, пути повышения эффективности и конкурентоспособности магистральных видов транспорта.
  • 1.Сопоставительный анализ достоинств и недостатков магистральных видов транспорта. Сферы экономически целесообразного применения различных видов транспорта.
  • 2. Современные принципы, критерии и методы выбора вида транспорта для перевозки грузов и пассажиров.
  • 3. Области взаимодействия различных видов транспорта.
  • 4. Виды сообщений: прямое, смешанное, прямое-смешанное (мультимодальное).
  • 5. Интермодальные (бесперегрузочные) технологии: виды и эффективность их использования.
  • 6. Транспортные коридоры: сущность и значение в развитии экономики страны.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.

    Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.

    Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:

    Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);

    Балтийский (Балтийское море);

    Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);

    Каспийский (Каспийское море);

    Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).

    К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.

    Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.

    Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.

    Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.

    Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.

    Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.

    Каспийский бассейн . Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.

    К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.

    Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.

    Черноморско-Азовский бассейн . Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.

    Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.

    В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.

    За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.

    В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.

    Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты - собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

    Москва, 10 октября - "Вести.Экономика". "Транснефть" выкупила долю "Суммы" в СП, контролирующем Новороссийский морской торговый порт. Как , компания увеличила свою долю в группе НМТП до 60,62%.

    Новороссийский морской торговый порт является одним из крупнейших морских портов России.

    "Совет директоров был проинформирован об исполнении ранее принятого им решения по увеличению принадлежащего ПАО "Транснефть" пакета акций группы НМТП до 60,62%. Закрытие сделки было осуществлено путем приобретения 100% акций в совместном предприятии Novoport Holding, принадлежавшем на паритетных условиях ПАО "Транснефть" и группе "Сумма" и контролировавшем 50,1% НМТП", - говорится в сообщении на сайте ПАО "Транснефть", опубликованном по итогам заседания совета директоров.

    Ниже мы расскажем о 10 крупнейших морских портах России.

    1. Новороссийск

    Грузооборот в 2017 г. : 147,4 млн тонн

    Новороссийский морской порт - один из крупнейших портов Черного моря и крупнейший порт Краснодарского края.

    Рекордсмен портов России по протяженности причальной линии, достигающей в длину 8,3 км.

    Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской или Цемесской бухте.

    Навигация в порту длится круглый год, хотя и может прерываться в зимний период.

    2. Усть-Луга

    Грузооборот в 2017 г.: 10,3,3 млн тонн

    Усть-Луга - морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи поселка Усть-Луга.

    Начал работу с открытия в декабре 2001 г. угольного терминала, существующий лесной терминал в устье реки Луга был включен в состав порта.

    Условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять практически круглогодичную эксплуатацию порта с коротким периодом ледовой проводки (продолжительность навигации без использования ледоколов в Лужской губе доходит до 326 дней в году).

    3. Порт Восточный

    Грузооборот в 2017 г. : 69,2 млн тонн

    Порт Восточный - российский морской порт федерального значения в бухте Врангеля залива Находка Японского моря.

    В 1968 г. на месте будущего морского порта были начаты проектно-изыскательские работы. Строительство началось 16 декабря 1970 г., в апреле 1971 г. было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, находилось под контролем ЦК КПСС.

    Планировалось возвести 64 причала протяженностью 15 км, для рабочих нового порта планировалось построить город-спутник на 50 тыс. жителей, грузооборот порта должен был составить 40 млн тонн.

    Государственный контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Восточный", возглавляемое капитаном порта Восточный.

    4. Приморск

    Грузооборот в 2017 г. : 57,6 млн тонн

    Порт Приморск - крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря, в 5 км юго-восточнее города Приморск.

    Порт предназначен для обслуживания танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн, длиной до 307 м, шириной 55 м и осадкой 15,5 м, то есть судов с близкой к максимальной осадке кораблей, способных заходить из океана в Балтийское море.

    На территории порта находятся 18 резервуаров для хранения нефти емкостью по 50 тыс. тонн, емкости для хранения светлых нефтепродуктов и несколько резервуаров аварийного сброса.

    5. "Большой порт Санкт-Петербург"

    Грузооборот в 2017 г. : 53,6 млн тонн

    "Большой порт Санкт-Петербург" - крупный морской порт на Северо-Западе России. Площадь акватории порта составляет 164,6 кв. км, протяженность причальной линии - 31 км.

    Порт "Санкт-Петербург" расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря.

    "Большой порт Санкт-Петербург" включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка.

    6. Мурманск

    Грузооборот в 2017 г. : 51,7 млн тонн

    Мурманский морской торговый порт - морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

    Мурманский порт состоит из трех частей: "Рыбный порт", "Торговый порт" и "Пассажирский".

    В последние годы наблюдается тенденция вытеснения "Торговым портом" всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приема и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру.

    Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку ее стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны. В сентябре 2015 г. в ходе празднования 100-летия предприятия открыт музей порта.

    7. "Порт-Кавказ"

    Грузооборот в 2017 г : 35,3 млн тонн

    Порт является одним из крупнейших пассажирских портов России за счет паромной переправы в Крым с пропускной способностью около 400 тыс. пассажиров в год.

    Порт позволяет принимать железнодорожные паромы, которые, кроме Керчи, курсируют между портом и Варной в Болгарии.

    Порт расположен на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.

    8. Ванино

    Грузооборот в 2017 г : 29,2 млн тонн

    Порт Ванино - российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванина, крупнейший в Хабаровском крае.

    Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

    Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт работает круглосуточно.

    В торговом порту имеется 22 грузовых причала и пирса общей протяженностью более 3 км. Они входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала

    9. Туапсе

    Грузооборот в 2017 г. : 26,6 млн тонн

    Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

    В настоящее время морской порт Туапсе - это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.

    10. Находка

    Грузооборот в 2017 г : 24,2 млн тонн

    Порт Находка - российский морской порт федерального значения в заливе Находка и на северо-западном побережье Японского моря.

    Входит в крупнейший портово-транспортный узел России на Тихом океане "Восточный - Находка".

    Включает морские универсальные и нефтяные терминалы в заливе Находка, а также рыбные терминалы в бухтах Андреева, Подъяпольского, Южно-Морская, Гайдамак, Преображения, Моряк-Рыболов, Назимова, Пяти Охотников, Соколовская, а также в устье реки Опричнинка.

    Номенклатура грузов: уголь, нефтепродукты, контейнеры, рефгрузы.