Россия получит уникальный легкий авианосец. Лёгкие авианосцы франции

Легкий авианосец «Инвинсибл»

После окончания Второй мировой войны могучий флот Великобритании начал постепенно сокращаться. Крушение колониальной империи уменьшило надобность в больших военно-морских силах, членство в НАТО позволяло разделить бремя ответственности за многие военно-политические решения с партнерами, а далеко не блестящее финансовое положение страны вызывало стремление к сокращению расходов.

В конце 1960 х гг. стало очевидным, что британская палубная авиация устаревает и быстро теряет былую мощь, а после того как в 1979 г. из состава флота вывели авианосцы «Булварк» и «Арк Ройял», в составе флота не осталось ни одного корабля этого класса. Уцелел лишь бывший авианосец «Гермес», в 1977 г. переклассифицированный в противолодочный вертолетоносец.

Однако в 1973 г. началось строительство принципиально нового авианесущего корабля, призванного воплотить в жизнь новейшие тенденции развития военной мысли. Дело в том, что в 1969 г. на вооружении британской авиации был принят многоцелевой самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» GR.1, разработанный фирмой «Бритиш Аэроспейс». Они могли подниматься в воздух с совсем небольших площадок, и просторные палубы для этого прекрасно подходили. Моряки по достоинству оценили преимущества новой машины, и в 1975 г. последовало решение оснастить флот ее морским вариантом – «Си Харриер» FRS.1. Первый прототип истребителя-штурмовика был облетан летом 1978 г., а с марта 1978 г. начались поставки серийных машин.

В это время полным ходом шло строительство новых необычных кораблей, специально строившихся как носители СВВП. Контракт на постройку «Инвинсибла» (R-05 «Invicible»), головного в серии легких авианосцев, был подписан в апреле 1973 г., а заложили его на верфи «Виккерс» в Барроу-ин-Фёрнесс 20 июля 1973 г. Кстати, по сугубо политическим соображениям легкие авианосцы до 1980 г. классифицировали как крейсера-вертолетоносцы: находившиеся у власти лейбористы всеми силами демонстрировали, что выступают против строительства авианосцев. Спуск «Инвинсибла» на воду состоялся 8 мая 1975 г., корабль официально вступил в строй 11 июля 1980 г. Он имел следующие характеристики: водоизмещение стандартное – 16 000 т, полное – 19 810 т, длина – 206,6 м, ширина – 31,9 м, осадка – 7,9 м. Энергетическая установка газотурбинная, четыре турбины общей мощностью 112 000 л.с. Корабль имел два гребных винта. Наибольшая скорость – 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 7000 миль. Экипаж – 1000 человек (на апрель 1982 г. – 725 членов экипажа корабля и 365 человек в составе авиагруппы). Первоначально вооружение состояло из одной пусковой установки зенитных ракет «Си Дарт», но, учитывая опыт Фолклендской войны, его довооружили двумя 20 мм зенитными автоматами, а затем к ним добавились три 30 мм автомата «Голкипер».

«Инвинсибл»

В марте 1982 г. аргентинцы – пропаганда называла их рабочими, прибывшими для разборки на металл старых китобойных судов, – подняли национальный флаг на расположенном в южной части Атлантического океана острове Южная Георгия. Затем последовала высадка на этот остров и Фолклендский архипелаг десанта, оказать которому серьезного сопротивления малочисленные и не имевшие тяжелой техники британские гарнизоны не могли. Но возглавляемое премьер-министром Маргарет Тэтчер правительство консерваторов отказалось признать захват островов и решило силой восстановить над ними суверенитет Соединенного Королевства. В Южную Атлантику были направлены подводные лодки, надводные корабли, а также многочисленные вспомогательные и транспортные суда с войсками и самыми различными грузами на борту. Основу 317 го оперативного соединения составили легкие авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес» (ставший носителем СВВП в 1981 г.).

«Инвинсибл», которым командовал кэптен Дж.Дж. Блэк, вошел в зону конфликта 25 апреля 1982 г. В это время на нем базировались восемь самолетов «Си Харриер» из состава 801 й эскадрильи и 11 вертолетов «Си Кинг» 820 й эскадрильи. Оба авианосца с кораблями охранения в период боевых действий старались маневрировать на пределе дальности аргентинской авиации.

В первый же день начавшегося воздушно-морского сражения – 1 мая, аргентинцы понесли серьезные потери, не добившись никаких успехов. Летчики 801 й эскадрильи записали на свой счет истребитель «Мираж» и бомбардировщик «Канберра», еще три самолета они повредили (один из них по ошибке добили аргентинские зенитчики). Собственные потери – один слегка поврежденный «Си Харриер». Всего за время конфликта действовавшие с «Инвинсибла» истребители сбили восемь вражеских самолетов (например, 21 мая – три истребителя-бомбардировщика «Даггер» и штурмовик «Пукара»), а один вертолет «завалили» совместно с пилотами базировавшейся на «Гермесе» 800 й эскадрильи. Собственные потери составили четыре СВВП, причем всего один «Си Харриер» стал жертвой аргентинского зенитного огня, а три – несчастных случаев. И это неудивительно: в Южном полушарии заканчивалась осень, действовать приходилось в сложной метеорологической обстановке, при низкой облачности и отвратительной видимости.

Действия британских авианосцев произвели такое впечатление на аргентинское командование, что оно решило: потопление или серьезное повреждение одного из них может привести к прекращению всей операции! Естественно, что аргентинская авиация предпринимала попытки атаковать столь важные цели. По утверждениям пилотов, им удалось добиться двух бомбовых попаданий в «Инвинсибл» во время атаки 30 мая, но никаких достоверных подтверждений этому не существует.

На «Инвинсибл» 17-20 мая для 801 й эскадрильи доставили четыре «Си Харриера» из состава 809 й эскадрильи, пополнялся и состав вертолетной группировки. Боевые действия фактически завершились после капитуляции аргентинских войск на островах 14 июня, победа британцев была полной и безоговорочной. После того как боевые действия закончились, авианосец вернулся в Портсмут 19 октября 1982 г.

В последующие годы корабль совершил немало дальних походов, участвовал в различных учениях и операциях как Ройял Нэви, так и НАТО. Довелось «Инвинсиблу» и повоевать: в 1995 г. его самолеты участвовали в нанесении ударов по позициям боснийских сербов, в 1998 г. – действовали над Южным Ираком, в 1999 г. – против Югославии. Впрочем, во время крупномасштабных операций значение сравнительно небольшой авиагруппы (18 «Си Харриер» GR.7/9 и четыре вертолета) оказывалось далеко не столь существенным, как во время Фолклендской войны. Очередные сокращения затрат на оборону и постепенное устаревание вынудили командование вывести корабль в резерв в августе 2005 г.

«Инвинсибл» шесть лет стоял на приколе, на нем демонтировали вооружение и часть оборудования. Корабль служил источником запасных частей для однотипных «Илластриеса» и «Арк Ройяла». Лишь в марте 2011 г. его на буксире увели в Турцию, где в городе Алиага недалеко от Измира расположено предприятие по разделке кораблей на металл. В том же месяце из состава флота был исключен «Арк Ройял», а служба «Илластриеса» должна завершиться в 2014 г.

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Легкий танк Т-26 28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И. А. Халепским - начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой Vickers на производство для СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E mod.A.

Из книги Техника и вооружение 1993 01 автора

Легкий танк БТ Колесно-гусеничный танк БТ-2 был разработан в 1931 году специальным КБ ХПЗ под руководством военинженера 2-го ранга М. Н. Тоскина, а затем А. О. Фирсова. В качестве прототипа использовался американский танк М.1940 конструктора Джона Уолтера Кристи. Приказом

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26 Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2013 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

ЛЕГКИЙ ТАНК LT vz.35

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть I автора Мужеников Валерий Борисович

ЛЕГКИЙ ТАНК Pz.38 (t) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба,

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Т-26 - легкий танк Наиболее массовым танком 30-х годов был легкий танк сопровождения пехоты Т-26, прототипом для которого послужил английский легкий танк «виккерс». В то время, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще

Из книги автора

Из книги автора

Легкий крейсер "Нюрнберг" Проектирование и модернизации После выдачи заказа на постройку "Лейпцига" в строительстве легких крейсеров наступила почти пятилетняя пауза. Она была вызвана проходившими дискуссиями о том, какие крейсера нужны Германии. Обсуждалось

Где-то во френд-ленте видел отголоски замшелого уже холивара о перспективах легких авианосцев с акцентом на "УДК без док-камеры" . Насколько я понимаю, тогда все затихло в связи с отсутствием возможности проверить на практике результаты мысленных экспериментов. Прошлогодний поход "Кузи" в Средиземку ни на роль подтверждения, ни опровержения не подходит в силу известных причин. Но тут вдруг сами американцы собрались подбросить дровишек в топку приутихшей было дискуссии.

Лично для меня тема представляет интерес чисто академический, но кому-то может быть интересна. Одна беда – текст голый совсем, без картинок. Ни рендеров, ни компьютерных анимаций почему-то нарисовать еще не успели, хотя вроде бы времени вполне хватало. Так что придется читателям терпеть многабукафф, а в качестве единственной иллюстрации пусть будет первое попавшееся, что более-менее подходит:

Звено F-35B "Лайтнинг-2" над УДК "Америка" © Photo: Andy Wolfe / US Navy

Вопрос об окончательном выборе количества кораблей в серии атомных авианосцев (АВМА) типа "Форд", которые планируются к постройке для ВМС США, в настоящее время остаётся открытым. Во многом это обусловлено запредельно высокой стоимостью строительства и эксплуатации каждого нового корабля, в связи с чем, вся программа подвергается резкой критике. Идут дебаты в конгрессе, министерстве обороны и ВМС США, вплоть до появившихся предложений разработать более дешевый легкий авианосец LAC (Light Aircraft Carrier) для замены или в дополнение к тяжелым, к каковым относят все корабли этого класаа, водоизмещением более 70 тыс. тонн.

Утверждается, что LAC смогут решать задачи, которые не требуют полного использования возможностей тяжелого авианосца и его авиагруппы (охрана заданного района, воздушная поддержка операций низкой интенсивности, усиление амфибийно-десантных и крейсерско-миноносных групп, конвойные действия, проецирование силы и демонстрация военного присутствия). В повседневных условиях это позволит экономить драгоценный ресурс тяжелых авианосцев для его использования в военное время. В случае войны лёгкие авианосцы могут также придаваться для усиления авианосных ударных групп тяжелых авианосцев.

Принципиально это соответствует концепции "Распределенного ударного потенциала" (Distributed Lethality - DL), которая с 2017 года официально является составной частью доктрины использования надводного флота ВМС США. Согласно её положениям, использование бóльшего числа корабельных групп должно повысить оперативную доступность надводных сил.

Большим сторонником нового подхода оказался председатель комитета по обороне верхней палаты конгресса США небезызвестный сенатор Джон МАККЕЙН. В январе 2017-го в своем специальном докладе он заявил, что в течение следующих пяти лет американские ВМС должны начать переход от закупки универсальных десантных кораблей (УДК) к строительству лёгких авианосцев в качестве дополнения к имеющимся тяжелым. По его мнению, передача флоту первого такого корабля должна состояться не позднее середины 2030-х годов.

В том же январе 2017-го в докладе "Восстановление американской морской мощи" (Restoring American Seapower) НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) рекомендовал строить легкие авианосцы водоизмещением 40-60 тыс. тонн с обычной энергетической установкой. Его основные характеристики будут почти вдвое меньше соответствующих характеристик АВМА типа "Нимиц"/"Форд" (водоизмещение 100/110 тыс. т, длина 330/340 м, 80 самолётов, включая 48 ударных) и примерно соответствуют характеристикам французского атомного авианосца "Шарль де Голь" (43тыс. т, 283 м, 28-40 самолётов) или нового английского "Куин Элизабет" (65 тыс. т, 283 м, до 36 F-35), которые, кстати, у себя дома никто легкими не считает.

Заданным параметрам также соответствуют американские УДК, которые в ходе последних конфликтов фактически уже многократно использовались в роли легких авианосцев за счет вооружения самолётами с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) AV-8B "Харриер". После снятия их с вооружения с аналогичными целями планируется использовать СВВП F-35В "Лайтнинг-2". Следовательно, новые УДК типа "Америка" (45 тыс. т, 257 м, 20 самолётов) могут рассматриваться как основа для разработки проекта легкого авианосца, если решение о его создании всё-таки будет принято.

Кроме того, очевидно, что будут рассмотрены и другие концепции. Так, в июне 2017 года некто Бредли МАРТИН (Bradley Martin) в сотрудничестве с Майклом МАКМЕХОНОМ (Michael E. McMahon) под брендом корпорации "РЭНД" опубликовали доклад "Варианты будущего авианосцев" (Future Aircraft Carrier Options), в котором анализируются четыре возможных альтернативы продолжению строительства АВМА типа "Форд", включая:

1) тот же авианосец "Форд", но с более дешевыми и экономичными системами;

2) атомный авианосец водоизмещением 70 тыс. тонн с авиагруппой, аналогичной по составу авиакрылу АВМА типа "Форд";

3) вариант на основе проекта УДК типа "Америка";

4) чисто легкий авианосец водоизмещением около 20 тыс. тонн с авиагруппой из десяти СВВП.

Сторонники концепции легких авианосцев считают, что они получатся намного дешевле тяжелых. В частности, в долгосрочной перспективе расходы на закупку новых авианосцев типа "Форд" оцениваются в 11,4 млрд. долл. за один корабль, тогда как новый УДК типа "Америка" стоит "всего" 3,4 млрд., а стоимость разработанного на его базе лёгкого авианосца якобы не должна превысить 5 млрд. долларов.

Впрочем, совершенство таких расчётов обоснованно оспаривается. Если легкие авианосцы пойдут в дополнение к тяжелым , а не вместо них, то это потребует соответствующего сокращения, если не остановки программы строительства УДК. Статьи закупок военного бюджета и так чрезвычайно перегружены, поэтому средства для строительства новых крупных боевых кораблей могут быть получены только за счёт сокращения других программ. А ведь командование морской пехоты несколько лет кряду жалуется, что количество кораблей амфибийно-десантных сил в боевом составе флота уже сейчас не обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед корпусом задач.

Если же легкие авианосцы будут вместо тяжёлых , это однозначно приведет к снижению ударной мощи флота. В частности, легкий авианосец на основе проекта УДК типа "Америка" из-за своей короткой полётной палубы будет способен нести лишь СВВП. Это приведёт к уменьшению радиуса действия его авиагруппы в сравнении с самолетами классической схемы взлёта-посадки. Также веским аргументом противников концепции является то, что в настоящее время нет СВВП ДРЛО и РЭБ, аналогичных E-2D "Эдвансед Хокай" и F/A-18G "Гроулер", без которых воевать считается немыслимым.

В среднесрочной перспективе эти недостатки частично можно устранить внесением изменений в конструкцию УДК типа "Америка" с удлинением его полетной палубы, установкой носовой рампы и стартовых катапульт или разработкой полностью нового корабля водоизмещением 60-70 тыс. тонн. Но это, в свою очередь, приведет к существенному удорожанию проекта, что, по меньшей мере, ставит под сомнение экономические преимущества новой программы в сравнении с продолжением строительства тяжелых авианосцев.

Так, согласно расчетам в докладе "РЭНД", постройка авианосца водоизмещением 70 тыс. тонн будет всего на 25% меньше стоимости постройки АВМА типа "Форд", однако он будет значительно уступать последнему в боевой эффективности, обеспечивая на 50% меньше самолётовылетов в сутки. Также у легкого авианосца меньше автономность, дальность плавания и живучесть. Последние факторы особенно актуальны для двух последних из четырех альтернативных вариантов в докладе.

В заключение специалисты "РЭНД" делают вывод, что легкий авианосец водоизмещением 20 тыс. тонн сможет использоваться только в кризисных ситуациях низкой интенсивности или для сопровождения тяжелого авианосца в составе АУГ. На основании этого рекомендуется продолжить строительство серии АВМА типа "Форд", не исключая в случае необходимости разработку для них менее затратного в производстве и эксплуатации атомного реактора.

В самих американских ВМС особой радости от возможных перспектив не испытывают. По мнению командования, только использование тяжелых авианосцев обеспечивает сочетание высоких наступательных (ударных) возможностей, требуемых темпов ведения операций и длительного участия в военных конфликтах средней и высокой интенсивности. Понимая, что такие высокие материи мало волнуют политиков, выражаются опасения, что количество атомных авианосцев в боевом составе ВМС США придется сократить до 6-9 единиц только для того, чтобы высвободить личный состав на формирование экипажей новых кораблей и комплектование летно-техническим персоналом авиагрупп легких авианосцев.

Как бы то ни было, но в том же в июне 2017-го бюджетное управлением Конгресса США (Congressional Budget Office – CBO) внесло поправку в проект военного бюджета на 2018 год, предусмотрев выделение 30 млн. долларов на разработку первоначальной концепции легкого авианосца. В рамках принятия окончательного решения об их строительстве для американских ВМС в Сенате планируют рассмотреть важнейшие технологические вопросы, обосновывающие оперативную и экономическую целесообразность такого решения. Старый авианосник и палубник МАККЕЙН радостно потирает руки – уж теперь он им всем там покажет!

А напоследок хотел бы обратить внимание коллеги

Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники),

средствами управления и обеспечения полётов.

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.

Развитие новых видов морского вооружения постепенно изменило взгляды на роль военных авианосцев. Долгие годы она была приоритетной: вплоть до 1960 г., то есть до появления атомных субмарин с ракетами на борту ни одно судно, кроме авианосца, не могло похвастаться своей принадлежностью к ВМС стратегического назначения. Со временем авианесущие корабли начали делить на несколько основных классов: тяжелые ударные авианосцы (водоизмещением более 70 000 т), легкие авианосцы (водоизмещением 13 000-35 000 т) и крейсера-вертолетоносцы.

Ударные авианосцы , чаще всего с ядерными энергетическими установками и тяжелыми штурмовиками на борту, способны решать широчайший круг задач борьбы с крупными группировками противника. Для базирования самолетов необходима длинная полетная палуба (до 330 м), вместительный ангар на 90-100 самолетов, мощные катапульты и самолетоподъёмники. По своему архитектурному облику тяжелый авианосец - гладкопалубный корабль с высокими бортами и небольшой «островной» надстройкой в средней части корпуса, как правило, смещенной к правому борту. Верхняя палуба специально расширена за счет угловой полетной палубы. Длина взлетных полос достигает 90 м.

На судах этого типа обычно установлено 2-4 катапульты, которые позволяют самолетам покидать палубу корабля с интервалом не более 30 секунд. Вкратце о принципе действия паровой катапульты. Самолет крепится к гаку (крюку) челнока, жестко связанного с поршнями двух паровых цилиндров, размещенных под полетной палубой. Перемещение поршней цилиндров и разгон челнока с самолетом до необходимой скорости в 250 км/ч производятся давлением пара. После разгона самолет автоматически отцепляется от гака челнока и взлетает.

Приземление самолета на палубу было бы невозможно без аэрофинишеров, аварийных барьеров, индикаторов посадки и других специальных систем. Аэрофинишер, сокращающий длину пробега самолета при посадке, представляет собой систему тросов, расположенных поперек посадочной палубы и соединенных с находящимися под ней тормозными механизмами. Идущий на посадку самолет выпускает специальный хвостовой гак и, цепляясь им за тросы, плавно тормозит. На случай, если самолет не сможет выпустить гак, предусмотрен аварийный барьер в виде натянутой между двумя стойками нейлоновой сети.

Легкие авианосцы - так называемые «корабли контроля моря» - не столь универсальны, как тяжелые, и, как правило, служат для противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и конвоев. На них базируются легкие штурмовики, истребители и вертолеты. Большинству легких авианосцев, несущих самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, не нужны ни катапульты, ни аэрофинишеры.

Крейсера-вертолетоносцы - лучшее средство для противолодочной обороны и поддержки высадки десанта. Такие корабли не имеют сплошной полетной палубы. Носовой частью они напоминают крейсер и только в корме - авианосец. Первыми ударными авианосцами послевоенной постройки были американские корабли типа «Форрестол», спущенные на воду в 1954-1958 гг. и способные нести 90 тяжелых палубных бомбардировщиков взлетным весом до 35 т.
В состав этой серии вошли четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс», полное водоизмещение которых находилось в пределах 79 250-81 160 т, а длина достигала 318 м. Разработчики этих кораблей, «переварившие» опыт войны, обратили особое внимание на схему бронирования, непотопляемость и защиту судна от подводных взрывов.
Кроме пусковых установок ракет на авианосцы установили артиллерийское вооружение, состоящее из четырех 127-мм универсальных артустановок. Авианосцы были способны разогнаться до 34 узлов. Экипаж одного корабля составил 5500 человек, из которых 2480 приходились на летно-технический состав.

«Форрестолы» недолго находились в гордом одиночестве - в скором времени у них появились последователи. Ими стали, с одной стороны, первый атомный авианосец «Энтерпрайз»,построенный в 1961 г., а с другой - четыре корабля типа «Китти Хок» (1961-1968 гг.) с котлотурбинными установками.

Сначала США планировали создать только 1 ядерные авианосцы, но из-за их большой стоимости все же решили строить корабли типа «Китти Хок» с обычной энергетической установкой. Но многолетняя эксплуатация «Энтерпрайза» показала, что, вопреки ожиданиям, современные атомные авианосцы обходятся государству не намного дороже, чем обычные.

Начиная с 1975 г. в США строят атомные авианосцы типа «Нимитц». В эту серию, кроме головного судна, вошли еще пять авианосцев: «Эйзенхауэр» (1977 г.), «Винсон» (1982 г.), «Рузвельт» (1986 г.), «Линкольн» (1990 г.) и «Вашингтон» (1992 г.). Это самые большие ударные авианосцы из когда-либо строившихся. Их полное водоизмещение - ни много ни мало 91 500 т, длина по ватерлинии 317 м, ширина корпуса 40,8 м, а габариты угловой взлетной палубы 23Т,7 х 76,8 м. Максимальная скорость этих кораблей достигает 36 узлов, а дальность плавания 800 000-1 000 000 миль.

При этом авианосцы очень слабо вооружены: всего три спаренные ракетные установки и четыре 20-мм автомата на каждом. Наверняка в этом виновата принятая в ВМС США концепция, согласно которой за противовоздушную и противокорабельную защиту авианосца должны целиком отвечать корабли его охранения. Зато на нем легко умещаются 90 самолетов.

В 1990 г., тогда еще в СССР, вступил в строй тяжелый авианесущий крейсер типа «Рига» полным водоизмещением 70 500 т. Традиционные катапульты на крейсере заменили самолетным трамплином. «Рига» стала первым советским кораблем, иа котором предусмотрено базирование реактивных самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой. А вот крейсеру-авианосцу «Ульяновск» с полноценной атомной энергетикой так и не суждено было появиться на свет. Этот большой корабль водоизмещением 75 000 т с полетной палубой 72-метровой ширины строили целых три года, после чего он был неожиданно исключен из списков флота и разрезан на металл.

Непобедимые гиганты, подобные «Нимитцу», казалось, должны были занять почетное место во всех военных флотах. Но большинство стран предпочло им легкие многоцелевые авианосцы. Пример таких кораблей - суда типа «Инвинсибл» (Англия), авианосцы «Дж. Гарибальди» (Италия), «Прииц Астурийский» (Испания), два французских корабля типа «Клемансо», новый атомный авианосец «Ришелье» (тоже французский), советские (теперь российские) авианесущие крейсера типа «Киев» и ряд устаревших авианосцев Аргентины, Бразилии и Индии.

Все эти, на первый взгляд не очень похожие суда легко разделить на две группы: легкие авианосцы водоизмещением 28 000-40 000 т, которые несут 20-80 самолетов и вертолетов с взлетной массой до 20 т, и новые авианосцы - корабли контроля над морем водоизмещением 13 000-20 000 т, несущие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.

Легкий многоцелевой авианосец «Инвиисибл» , вошедший в состав английского флота в 1980 г., положил начало серии из трех кораблей. Полное водоизмещение судов этого типа составляет 19 500 т при максимальной длине 209 м и ширине 31,9 м. Их максимальная скорость хода - 28 узлов, а дальность плавания - 5000 миль. Авианосцы типа «Инвиисибл» относятся к новому поколению кораблей - носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, не требующих вспомогательного оборудования. На них базируется 8 самолетов и 12 вертолетов. Помимо авиации, вооружение этих кораблей включает зенитно-ракетный комплекс и две 20-мм артиллерийские установки ближней обороны.

Французские легкие авианосцы «Клемансо» и «Фош» имеют полное водоизмещение 32 780 т, длину 215 м и ширину 31,7 м. Максимальная скорость хода достигает 32 узлов, а дальность плавания - 7500 миль. На каждом авианосце базируется до 40 самолетов и вертолетов. «Ришелье», спущенный на воду в 1996 г., вскоре должен будет заменить эти корабли. Это судно имеет классическую архитектуру авианосца с небольшой надстройкой, сильно сдвинутой в нос.
Максимальная длина судна составляет 261,5 м, ширина по ватерлинии - 31,8 м, а ширина полетной палубы - 61 м; ядерная энергетическая установка мощностью 82 000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 28 узлов. Вооружение корабля, кроме 40 самолетов и вертолетов составляют 5 пусковых установок зенитно-ракетных комплексов и 20-мм автоматические пушки. «Ришелье» не позабыли оснастить радиоэлектронным оборудованием, системой постановки помех и гидроакустической станцией, расположенной в носовом бульбообразном обтекателе. Жилые помещения рассчитаны на 1850 человек, включая летчиков и десантников.

Италия тоже обзавелась легким авианосцем. Им стал построенный в 1985 г. корабль «Дж. Гарибальди». Его водоизмещение равно 13 850 т, наибольшая длина 180,2 м, ширина корпуса 23,4 м, а полетной палубы - 30,4 м.

Две мощные турбины обеспечивают судну скорость 30 узлов, а запасы топлива - дальность плавания 7000 миль. В отличие от обычного авианосца «Дж. Гарибальдн» несет мощное универсальное ракетное оружие - четыре противокорабельные установки и два зенитио-ракетных комплекса. Вооружение авианосца дополняют три спаренные артиллерийские установки и два трехтрубных торпедных аппарата для борьбы с подводными лодками. На корабле базируются 16 противолодочных вертолетов типа «Си Книг», хотя оптимальным признан вариант размещения шести вертолетов и восьми самолетов. Подсчитано, что это позволит обеспечить перехват воздушных целей на удалении до 800 км, воздушное патрулирование в зоне до 200 км и нанесение ударов авиацией на расстоянии до 370 км.

Для замены устаревшего авианосца «Дедало» постройки еще 1943 г. в 1988 г. испанцы ввели в строй легкий многоцелевой авианосец «Прииц Астурийский», настоящий корабль контроля над морем. Это судно в еще большей степени, чем «Иивиисибл» и «Дж. Гарибальди», приспособлено для базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. «Принц» имеет водоизмещение 16 200 т и длину 175 м. Он способен принять на борт 20 самолетов и вертолетов. Для ближней самообороны на нем установлены четыре 20-мм зенитные артустановки. Скорость хода этого авианосца - 26 узлов.

В 1975 г. советский ВМФ получил первый из трех крейсеров типа «Киев» (длина 273,1 м, водоизмещение 43 220 т, экипаж 1300 человек), на котором базировалась эскадрилья противолодочных вертолетов и самолеты вертикального взлета и посадки. Ни один из этих боевых кораблей не дожил до сегодняшнего дня: в 1993-1994 гг. все они были расформированы, а затем демонтированы, как того требовала очередная программа разоружения.

Развитие вертолетостроения и успешное применение этих боевых машин для борьбы с подводными лодками привели к появлению нового класса авианесущих кораблей - крейсеров-вертолетоносцев. В 1964 г. практически одновременно вступили в строй сразу три таких корабля: французский «Жанна д’Арк» и два корабля типа «Аидреа Дориа» в Италии.

Крейсер-вертолетоносец «Жаниа д’Арк » является типичным представителем своего класса кораблей с развитой надстройкой и довольно большой взлетно-посадочной площадкой, занимающей около половины длины судна. На вооружении крейсера состоят восемь противолодочных вертолетов Линке», пусковая установка противокорабельных ракет «Экзосет» и четыре 100-мм универсальные артустановки.

Итальянские корабли «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» водоизмещением 6500 т - обычные гладкопалубиые крейсера с расширенной в кормовой части верхней палубой, где расположена взлетно-посадочная площадка. Здесь же, на верхней палубе, находится и анrap для четырех вертолетов. Вооружение дополняют два трехтрубных торпедных аппарата, спаренная пусковая установка зенитных ракет и восемь 76-мм артустановок.

Противолодочный Крейсер «Кайо Дуилио» типа «Андреа Дориа»

Энергичные итальянцы не остановились на достигнутом и пополнили свой авианосный, вернее сказать, вертолетоносный флот новым кораблем: в 1969 г. вступил в строй многоцелевой крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето». Он стал дальнейшим развитием кораблей типа «Андреа Дориа», отличаясь от них более сильным противолодочным вооружением и гораздо большим числом вертолетов. На корабле их девять. Помимо них крейсер вооружен спаренной пусковой установкой зенитных ракет «Терьер», ракетным противолодочным комплексом «Асрок», восемью 76-мм универсальными артустановками и двумя торпедными аппаратами. Водоизмещение корабля 8850 т, турбина мощностью 73000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 32 узла и дальность плавания 5000 миль. Экипаж корабля состоит из 550 человек.

Англичане решили не строить новые вертолетоносцы, а переоборудовать в них три крейсера типа «Тайгер». Но модернизация первого корабля затянулась до 1971 г., к тому же затраты были очень большими, а толку оказалось мало. В итоге, переоборудовав два корабля, третий решили не переделывать. Новоявленные вертолетоносцы прослужили в английском флоте до 1984 г.

В 1967 г. советский флот получил первый из двух противолодочных крейсеров типа «Москва» (длина 189,1 м, водоизмещение 14 900 т, максимальная скорость хода 30 узлов, экипаж 850 человек), на котором базировалась эскадрилья из 14 противолодочных вертолетов. Крейсер «Москва» и по сей день входит в состав Черноморского флота, а его собрат «Ленинград» в 1991 г. был расформирован, а затем демонтирован.

Крейсера-вертолетоносцы не получили дальнейшего развития. За последние 20 лет на воду не было спущено ни одного нового корабля этого класса. Более того, судостроительные программы не предусматривают их создание и в ближайшие годы. Эти корабли окончательно вытеснены легкими многоцелевыми авианосцами, самым лучшим воплощением концепции корабля для контроля над морем.

В течение 15 лет после принятия на вооружение авианосца «Джузеппе Гарибальди» командование ВМФ Италии рассматривало различные проекты нового авианосца. И было принято решение построить более крупный боевой корабль с расширенными возможностями.
Легкий авианосец С550 «Cavour» ВМС Италии был заложен 17 июля 2001 года на судоверфи в Riva Trigoso корпорации «Fincantieri» и был спущен на воду 20 июля 2004 года, а официально передан ВМС 27 марта 2007 г.
В начале 2009 года авианосец «Cavour» стал флагманом итальянского флота и был приписан к новой базе Мар-Гранде в Таранто.


Корабль назван в честь одного наиболее видных государственных деятелей Италии ХIХ века - министра Кавура, который много сделал для объединения страны, а в 1861 году принял решение об организации Королевского флота.
Авианосец «Cavour» рассчитан на 16-20 истребителей Harrier или F-35B, или 18 вертолетов EH101, NH 90 или SH-3D. Длина авианосца составляет 244 метра, ширина - 39 метров. Он способен взять на борт 1210 военнослужащих, более 27 тысяч тонн груза.

Верхняя палуба имеет носовую и кормовые площадки для стоянки авиатехники на 4 и 8 единиц соответственно. Взлетная площадка для самолетов имеет размер 184 х 14,2 м и оснащена 12° рампой. За ней расположены площадки для одновременного взлета 6 EH-101 или 4 CH-47. Взлет и посадка обеспечиваются при волнении моря до 6 баллов, максимальная интенсивность полетов может достигать 60 самолето-вылетов в сутки.
Ангар для авиатехники размерами 134х21х7,2 м. Для подъёма на лётную палубу имеется шесть подъёмников: два для летательных аппаратов (грузоподъёмностью 30 т), два для боеприпасов (грузоподъёмностью 15 т) и два служебных (грузоподъёмностью 7 т).


Легкий авианосец «Cavour» одновременно может использоваться в качестве универсального десантного корабля, для чего он оборудован помещениями для 400 морских пехотинцев и 60 единиц бронетехники, выгружаемой своим ходом.
В случае необходимости в ангарной палубе может размещаться колесная или гусеничная техника массой до 60 тонн. Для ее перемещения корабль оснащен кормовой и бортовой рампами максимальной грузоподъемностью 60 тонн. Кроме того, корабль может нести 4 десантных катера LCVP.

Электронное оборудование авианосца «Cavour» включает в себя:
— многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой;
— трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия;
— РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия;
— 2 х РЛС управления огнём 76-мм артустановок;
— РЛС управления авиацией, навигационную РЛС;
— ГАС для обеспечения плавания и обнаружения мин;
— инфракрасная система освещения обстановки;
— инфракрасная система кругового обзора;
— система посадки летательных аппаратов на палубу.


Также имеется две пусковые установки помех и две системы противоторпедной защиты типа SLAT.
Легкий авианосец «Cavour» может находиться в автономном плавании 18 дней и пройти 7000 морских миль. Например, он способен дойти до Персидского залива, при этом использовав всего половину своего топлива. Его максимальная скорость составляет 28 узлов.

Основные характеристики авианосца «Cavour»:
Водоизмещение, т: стандартное - 27 910, полное - более 35000;
Длина, м: 244;
Ширина, м: 39;
Осадка, м: 8,7:
Двигатели: 4 газотурбинных двигателя LM2500;
Мощность: 118 000 л. с. (86,8 МВт);
Скорость хода, уз.: 30 (55,56 км/ч);
Дальность плавания, миль: 7000 на скорости 16 узлов;
Экипаж, чел: 528, в том числе 203 - лётно-технический состав авиагруппы (помимо них на корабле может быть размещён штаб численностью до 145 человек);
Вооружение: 2 х 76-мм АУ «Супер Рапид», 3 х 25-мм АУ «OTO Мелара», 4 х 8 УВП «Сильвер» A43 (ЗУР «Астер-15»);
Авиационная группа: 20-24 самолета (AV-8B«Харриер-2» и F-35B) и вертолета (ЕН-101, NH-90 или SH-3D)


4. Классификация авианосцев
5. Стратегия и тактика боевого применения
6. Список кораблей

Исторические классы

Легкий авианосец - авианосец, рассчитанный на ношение 20-50 летательных аппаратов.

Эскортный авианосец - подкласс легкого авианосца, представляющий собой легкий авианосец построенный на базе и по технологиям гражданского кораблестроения. Часто перестраивались из торговых судов или танкеров. Отличием от легкого авианосца была низкая скорость, малая живучесть и сравнительно небольшая авиагруппа.

Тяжелый авианосец - авианосец, рассчитанный на ношение 70-100 летательных аппаратов. После Второй Мировой слился с классами "линейный авианосец" и "быстроходный авианосец" в единую группу суперавианосцев.

Быстроходный авианосец - выделяемый военно-морскими теоретиками 1930-1940 класс авианосцев, обладающих скоростью, сравнимой со скоростью крейсеров и предназначенный для совместного оперирования с быстроходными соединениями. К Второй Мировой Войне практически все не-эскортные авианосцы, за редкими исключениями относились к быстроходным. В связи с полным исчезновением из флотов не-быстроходных авианосцев класс с окончания Второй Мировой не применялся.

Линейный авианосец - выделяемый некоторыми историками подкласс авианосцев, обладавших высокой живучестью, и приспособленных к активному выдерживанию атак противника. К линейным авианосцам относятся британские авианосцы с бронированой полетной палубой класса "Иластриес" и японский "Тайхо". С повышением живучести авианосцев как таковых, класс слился с обычными авианосцами.

Вспомогательный авианосец - класс кораблей, предназначавшихся для вспомогательных функций - доставки на передовую запасных самолетов, обучения экипажей. К таким относятся британский "Уникорн" и японский "Синано"

Учебный авианосец - специфический класс кораблей, используемых для обучения летчиков морской авиации. Устаревшие авианосцы часто переводились в разряд учебных. Известны только два авианосца, построенных специально как учебные - американские "Росомаха" и "Сейбл", перестроенные в 1942 году из колесных паромов на Великих Озерах. Эти авианосцы претендуют также на звания единственных в истории колесных авианосцев и единственных в истории пресноводных авианосцев.

Катапультный корабль - специфический класс в ВМВ авианосцев, рассчитанных только на взлет колесных самолетов. Посадка предполагалась на береговые аэродромы, либо на воду. Создавались как примитивная форма эскортных авианосцев, способная решить проблему отражения самолетов-разведчиков от конвоев. Применялись в ВМФ Великобритании. В ВМФ Италии и Японии делались попытки переоснащения крейсеров в крупные катапультные корабли для решения проблемы недостаточной дальности истребителей берегового базирования.

Торговый авианосец - специфический класс в ВМФ Великобритании торговых кораблей, оснащенных полетной палубой для ношения летательных аппаратов прикрытия. Использовался примерно в той же роли, что и эскортный авианосец, но в отличие от него предназначался для перевозки грузов.

Десантный авианосец - специфический класс авианосцев японской армии, создававшихся для проведения и прикрытия десантных операций. Представляли собой авианосцы, предназначенные для старта армейских самолетов. Являлись результатом глубоких противоречий армии и флота, не позволявших надеяться на содействие флотских авианосцев в армейских десантных операциях. Представляют собой в определенном смысле подкласс CAM-кораблей.

Современные классы

Суперавианосец он же ударный авианосец - условное название крупных авианосцев водоизмещением 50000-100000 тонн с атомной или обычной силовой установкой и большим количеством базирующихся на них летательных аппаратов горизонтального взлета и посадки. Все современные авианосцы США относятся к суперавианосцам.

Многоцелевой авианосец - авианосец водоизмещением около 30000-50000 тонн, с атомной или обычной силовой установкой и способностью принимать самолеты горизонтального взлета и посадки. Авианосцы такого класса имеют сходные функции с суперавианосцами, но обычно уступают им по численности авиагруппы, запасам авиатоплива, боевой живучести и автономности, или по спектру выполняемых функций. На данный момент к этому классу относятся французский атомный "Шарль де Голль", российский ТАВКР "Адмирал Кузнецов" и бразильский "Сао-Пауло". В этот класс также попадает строящийся для Индии авианосец "Викрамадитья"

Легкий авианосец, он же авианосец СВВП - авианосец небольших размеров, приспособленный исключительно к использованию самолетов вертикального взлета и посадки. Такие авианосцы обладают весьма ограниченным военным потенциалом, но из-за сравнительной дешевизны используются разными странами, не способными содержать тяжелые или многоцелевые авианосцы. Примером подобных являются английские авианосцы класса "Инвинсибл", испанский "Принсипе де Астуриас", индийский "Викрант", итальянский "Джузеппе Гарибальди" и тайский "Чакри Нарубет"

Универсальные десантные корабли - десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. Такие корабли имеют водоизмещение около 20000-45000 тонн, и возможности, сравнимые с легкими авианосцами, но имеют более расширенный список десантных функций в ущерб авиационным. Примерами таких кораблей являются УДК класса "Уосп", "Тарава", "Америка" ВМС США, класс "Оушен" Великобритании, класс "Докдо" Республики Корея и класс "Хиуга" ВМС Японии.

Авианесущий крейсер Авианосная ударная группа >>>