Станция новослободская кольцевая. Станция метро «Новослободская. Достопримечательности и учреждения вблизи станции

Ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы . Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в 1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра.
Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ.
Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК.
В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75.
В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Это
напольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты.
Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

Дата открытия:

Тверской

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

А. Н. Душкин, А. Стрелков

Инженеры-конструкторы:

Б.М. Прикот, А. И. Семёнов

Станцию возвело:

Строительство №20 (СМУ-3) Мосметростроя (руководитель Т. Фёдорова)

Выход к улицам:

Селезнёвская улица, Новослободская улица

Переходы на станции:

Серпуховско-Тимирязевская линия Менделеевская

Наземный транспорт:

Тб 3, 15, 47 Тм 7, 19

Работающие операторы сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Соседние станции:

Белорусская и Проспект Мира

Станционные залы

Расположение

Станция в культуре

«Новослободская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями«Белорусская» и «Проспект Мира». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская». Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название - по одноимённой улице, в самом начале которой расположена станция. С 1988 г. имеет переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, став последней станцией КЛ, получившей пересадку.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо»,«Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» - «Ботанический сад» был установлен рекорд - 150 метров тоннеля за месяц.

Проект станции выбирался на конкурсной основе. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР А. Н. Душкин, уже имевший опыт сооружения станций московского метро и награждённый за эту работу двумя Сталинскими премиями, предложил начинающему архитектору А. Ф. Стрелкову совместно разработать проект станции. Уже тогда у Душкина появилась идея сделать «что-то сказочное, декоративное». После победы на конкурсе Стрелков в течение двух месяцев дорабатывал проект, а Душкин контролировал. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков - прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь.

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия станции «Савёловская» в 1988 году станция «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом.

Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.

За входом расположен прямоугольный аванзал с кассами и выходом в боковой стене. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна - на Селезнёвскую. Аванзал отделён от дугообразного коридора колоннадой из круглых колонн, которые являются уменьшенными копиями уличных. В противоположных концах дугообразного коридора находятся широкие и глубокие арки для входа и выхода в эскалаторный зал. На внутренней стене коридора между арками напротив колоннады находятся декоративные колонны.

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. Белый купол зала пересечён частыми узкими невысокими нервюрами. В вершине купола расположена лепная розетка со звездой. По подкупольному барабану идёт широкий фриз с парадным орнаментом из рельефной лепнины. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году.

Станционные залы

Конструкция станции - пилонная глубокого заложения (глубина - 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина. По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленин предложил при строительстве «Добрынинской» (тогда «Серпуховской»), - чередование больших и малых арочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона. Но так как современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневной свет. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Душкин предлагал сделать витражи из уранового стекла. Оба архитектора хотели сделать витражи рельефными, а также, чтобы их сделала В. И. Мухина, работавшая над стеклянными скульптурами. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Переход на станцию «Менделеевская»

Из восточного конца зала можно осуществить пересадку на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии (переход открыт в 1992 году). Переход начинается с лестницы на мостик через платформу в сторону «Белорусской». Далее расположены переходная камера и короткий эскалатор вниз. Из длинного широкого сводчатого коридора можно выйти к четырём сводчатым проходам, которые выводят на мостики и лестницы над платформой в сторону «Бульвара Дмитрия Донского».

Станция в цифрах

  • Код станции - 068.
  • Пикет ПК145+84,5.
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 62,7 тыс. человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров - 5 часов 30 минут, время закрытия - в 1 час ночи.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Расположение

Станция метро «Новослободская» Кольцевой линии расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Наземный вестибюль имеет выход на Селезнёвскую и Новослободскую улицы. Адрес вестибюля: Новослободская улица, дом 2.

Наземный общественный транспорт

Станция «Новослободская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (все остановки носят название Метро «Новослободская» ):

  • В конце Долгоруковской улицы имеется троллейбусная остановка. На ней останавливаются автобусы 3, 3к, 47;
  • На Сущёвской улице остановка маршрутных автобусов. На ней останавливаются маршрутные автобусы 8м, 65м, 70м, 72м, 123м, 594м, 595м;
  • На углу Краснопролетарской улицы и Нововоротниковского переулка находится троллейбусная остановка, на которой останавливаются троллейбусы 15, 69;

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2011 год):

Следует к станциям метро

Конечный пункт 1

Конечный пункт 2

«Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная»

Улица Милашенкова

Трубная площадь

трол. № 47

«Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская»

Бескудниковский переулок

Самотечная площадь

трол. № 69

«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

ВВЦ (южный выход)

Петровские ворота

трол. № 15

«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Арбатская», «Кропоткинская»

ВВЦ (южный выход)

Лужнецкий проезд

«Бульвар Рокоссовского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»

Ст. метро «Бульвар Рокоссовского»

Ст. метро «Новослободская»

трам. № 19

«Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»

Каланчёвская улица

Ст. метро «Новослободская»

Достопримечательности и учреждения вблизи станции

  • Российский государственный гуманитарный университет - крупный учебно-научный центр в Москве, созданный в марте 1991 года на базе МГИАИ. Находится в здании университета Шанявского, являющегося памятником архитектуры. Адрес: Миусская площадь, дом 6.
  • Московский государственный университет путей сообщения - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации. Крупнейший транспортный вуз Европы и один из старейших технических вузов России, с самой большой площадью среди образовательных учреждений. Основан в 1896 году. Адрес: улица Образцова, дом 9.

Станция в культуре

  • В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».
  • Одна из сцен фильма «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» была снята на станции «Новослободская». Приблизительно на сороковой минуте комендант Эрик Лассард выходит из вагона поезда в сопровождении русского «родственника». Кроме того, на станции были сняты эпизоды фильмов «Москва слезам не верит», «Астенический синдром», «Президент и его внучка».
  • Станцию «Новослободская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Станция открылась 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская» Кольцевой линии. Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Руководила строительством легендарная метростроевка - Татьяна Викторовна Федорова . Она первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя.

На тему транспорта хочу добавить, что обязательно на Эхе. Он руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Рассказывает об общественном транспорте, о парковках, о выделенных полосах для ОТ, о едином билете и о многом другом.

Парковки, выделенные полосы, мегаштрафы - это хорошо и нужно. Но мы не должны забывать о том, что проезд в общественном транспорте должен быть комфортным и удобным. Кондиционер, удобные средства оплаты не должны быть нечто из области фантастики. Самый большой фейл в этой области - это разные проездные билеты на метро и наземный ОТ. Билет должен быть един на все виды транспорта, включая электричку. Должны быть суточные билеты, билеты выходного дня и много других видов, чтобы платить за проезд было удобно и комфортно. Увы, пока этого нет.

Кстати, а что вам не хватает в метро, что бы вы изменили?

Ну а пока вернемся к Новослободской. Обои традиционно в комплекте.

1. В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно было удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

2. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков (соавтор проекта) - прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь. Но внутри вестибюль все равно круглый:)

3. Помимо традиционного затвора еще установлен дополнительный наверху.

4. Вентиляционная решетка.

5. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна - на Селезнёвскую.

6. Н. Губанков был тогда начальником Метростроя, а Татьяна Викторовна руководила шахтой.

7. Ремонт эскалатора.

8. Конструкция станции - пилонная глубокого заложения (глубина - 40 метров, типовой проект сталинской пилонной) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

9. Центральный зал, как у подавляющего большинства станций кольцевой линии, короткий, что способствует очень неравномерной заполняемости вагонов.

10. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами.

11. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов, с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

12. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

13. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

14. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина.

15. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Он предлагал сделать витражи из уранового стекла.

16. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

17. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

18. Оформление дверцы в кабельный канал на путевой стене.

19. Мотовоз.

20. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом. Это вызвало большой скандал в архитектурной среде, но все осталось как есть. Также при монтаже витражей была нарушена их герметичность, и они все очень быстро покрылись внутри пылью.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

23. При сооружении перехода произошла одна из самых крупных аварий на строительстве метрополитена. При проходе фурнели снизу вверх проходчики наткнулись на линзу с водой, которая хлынула в выработки. На поверхности возникла угроза осадки почвы, разрушения дома и прорыва газопровода. Но обошлось.

24. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия «Савёловской» в 1988 году «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

25. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Станция "Новослободская" открыта 30 января 1952 года. Является последней работой архитектора А. Н. Душкина. Названа по одноимённой улице, в самом начале которой расположена. Имеет переход на станцию "Менделеевская" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Станция имеет один наземный вестибюль. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.


Фотография с сайта pastvu.com

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Конструкция станции — пилонная, трехсводчатая, глубина заложения — 40 метров. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверхняя часть шире, чем нижняя. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина. Сами витражи также были изготовлены латвийскими мастерами, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки. Внутри пилонов установлены лампы, имитирующие дневной свет для подсветки витражей.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной.

При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Путевые стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором с тёмными включениями. Пол выложен серыми гранитными плитами,

Вентиляционные решетки оформлены в советском стиле.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Проспект мира" .

Вконтакте

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская». Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

История

Проект станции выбирался на конкурсной основе. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР А. Н. Душкин, уже имевший опыт сооружения станций московского метро и награждённый за эту работу двумя Сталинскими премиями, предложил начинающему архитектору А. Ф. Стрелкову совместно разработать проект станции. Уже тогда у Душкина появилась идея сделать «что-то сказочное, декоративное».

Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

После победы на конкурсе Стрелков в течение двух месяцев дорабатывал проект, а Душкин контролировал. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков - прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь.

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия станции «Савёловская» в 1988 году станция «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом.

Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые.

Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.

За входом расположен прямоугольный аванзал с кассами и выходом в боковой стене. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна - на Селезнёвскую. Аванзал отделён от дугообразного коридора колоннадой из круглых колонн, которые являются уменьшенными копиями уличных. В противоположных концах дугообразного коридора находятся широкие и глубокие арки для входа и выхода в эскалаторный зал. На внутренней стене коридора между арками напротив колоннады находятся декоративные колонны.

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. Белый купол зала пересечён частыми узкими невысокими нервюрами. В вершине купола расположена лепная розетка со звездой. По подкупольному барабану идёт широкий фриз с парадным орнаментом из рельефной лепнины. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году.

Станционные залы

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.


Isik5 , GNU 1.2

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни.

На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина.

По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленин предложил при строительстве «Добрынинской» (тогда «Серпуховской»), - чередование больших и малых арочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона. Но так как современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневной свет. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны.

Душкин предлагал сделать витражи из уранового стекла. Оба архитектора хотели сделать витражи рельефными, а также, чтобы их сделала В. И. Мухина, работавшая над стеклянными скульптурами. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Переход на станцию «Менделеевская»

Из восточного конца зала можно осуществить пересадку на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии (переход открыт в 1992 году). Переход начинается с лестницы на мостик через платформу в сторону «Белорусской». Далее расположены переходная камера и короткий эскалатор вниз. Из длинного широкого сводчатого коридора можно выйти к четырём сводчатым проходам, которые выводят на мостики и лестницы над платформой в сторону «Бульвара Дмитрия Донского».

Станция в цифрах

  • Код станции - 068.
  • Пикет ПК145+84,5.
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 62,7 тыс. человек.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Наземный общественный транспорт

Станция «Новослободская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (все остановки носят название Метро «Новослободская» ):

  • В конце Долгоруковской улицы имеется троллейбусная остановка. На ней останавливаются автобусы 3, 3к, 47;
  • На Сущёвской улице остановка маршрутных автобусов. На ней останавливаются маршрутные автобусы 8м, 65м, 70м, 72м, 123м, 594м, 595м;
  • На углу Краснопролетарской улицы и Нововоротниковского переулка находится троллейбусная остановка, на которой останавливаются троллейбусы 15, 69;

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2011 год)

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
трол. № 3 «Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная» Улица Милашенкова Трубная площадь
трол. № 47 «Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская» Бескудниковский переулок Самотечная площадь
трол. № 69 «ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская» ВВЦ (южный выход) Петровские ворота
трол. № 15 «ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Арбатская», «Кропоткинская» ВВЦ (южный выход) Лужнецкий проезд
трам. № 7 «Бульвар Рокоссовского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская» Ст. метро «Бульвар Рокоссовского» Ст. метро «Новослободская»
трам. № 19 «Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская», Каланчёвская улица Ст. метро «Новослободская»

Фотогалерея








Полезная информация

Новослобо́дская
Названа по одноимённой улице, в самом начале которой расположена станция. С 1988 г. имеет переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, став последней станцией КЛ, получившей пересадку.

Часы работы

  • 5:30-1:00

Расположение

Между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Наземный вестибюль имеет выход на Селезнёвскую и Новослободскую улицы.

Выход к улицам:

Селезнёвская улица, Новослободская улица.

Тип

Станция трёхсводчатая пилонная глубокого заложения (40 м).

Архитекторы

А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков.

В культуре

  • В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».
  • Одна из сцен фильма «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» была снята на станции «Новослободская». Приблизительно на сороковой минуте комендант Эрик Лассард выходит из вагона поезда в сопровождении русского «родственника». Кроме того, на станции были сняты эпизоды фильмов «Москва слезам не верит», «Астенический синдром», «Президент и его внучка».
  • Станцию «Новослободская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Достопримечательности и учреждения вблизи станции

  • Российский государственный гуманитарный университет - крупный учебно-научный центр в Москве, созданный в марте 1991 года на базе МГИАИ. Находится в здании университета Шанявского, являющегося памятником архитектуры. Адрес: Миусская площадь, дом 6.
  • Московский государственный университет путей сообщения - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации. Крупнейший транспортный вуз Европы и один из старейших технических вузов России, с самой большой площадью среди образовательных учреждений. Основан в 1896 году. Адрес: улица Образцова, дом 9.