Свято троицкий монастырь сухум. Храмы сухуми. История строительства храма и ее святителей

Храм в селе Дранда расположен в Абхазии, недалеко от города Сухум. Это наиболее древнее сооружение Кавказа, сделанное в византийском стиле VI века. В 1885 году здесь был открыт мужской монастырь. Также при монастыре было школа на 50 детей, кузница, мельница, плотницкая мастерская. В наше время храм действует, в нем расположена тюрьма.

Построен он из кирпичей и булыжника, выдержан в византийском стиле VI века. В средние века храм был резиденцией епископов. Но в 1634 году он был разрушен после набега турок.В 1885 году храм восстановили монахи из Нового Афона и при нем открыли мужской монастырь. Первоначальный вид монастыря немного изменился. Купол подняли и перестроили,стены покрыли штукатуркой.

В 1917 году на территории монастыря стал располагаться Собор Успения Божьей матери, также книжная лавка, усыпальница, типография, гостиница, больница, баня, вокруг монастыря был шикарный сад. А в 1928 году монастырь закрыли, затем разграбили.В наше время действует Собор Успенской Божьей Матери, а в помещениях монастыря находится тюрьма.

Каманский храм

Каманский храм находится в Абхазии, недалеко от города Сухум, в селе Каман. Однозальное каменное здание без выступающей аспиды - старейшая постройка в монастыре. После разрушения храма, его восстановили, присоединили два придела и колокольню в три этажа. Когда строили колокольню, нашли саркофаг из глыбы известняка. По преданию, это была гробница Иоанна Златоуста.

Храм стоит в долине реки Гумиста. Построен из камня в XI веке, без выступающий аспиды. В старые времена церковь была окружена стеной из камня.В 1884 году здесь побывал археолог Врисис из Греции и он связал старое название Гумма с городом Каманы, в котором похоронен святой Иоанн Златоуст. С тех пор село стало популярным у паломников.

После того, как храм разрушили, его вновь восстановили, пристроили еще два придела и трехэтажную колокольню.Сейчас храм является действующим, к нему проложена дорога по живописным местам.

Материал из Азбука паломники

Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) - спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город Сухум .

Населённые пункты Абхазии

Православие в Абхазии

Православие в Абхазии - история и современное положение православия в Абхазии.

По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».

История

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них - Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один - в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

IV-VI век

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта - Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

VI-VIII век

В VI-VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI-VII веков, дошедшими до нашего времени являются - Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода - Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

VIII-X век

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь - в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

X-XVIII век

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV - нач. XV), Иоаким (1470-1474), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе) (1519-1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533-1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543-1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578-1605), Малахия II (Гуриели) (1605-1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629-1639), Максим I (Мачутадзе) (1639-1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657-1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659-1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669-1673), Давид (Немсадзе) (1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696-1742), Герман (Цулукидзе) (1742-1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751-1769), Иосиф (Багратиони) (1769-1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век - нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской» . Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851-1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856-1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857-1859), Александр (Окропиридзе) (1862-1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876-1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской» . В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886-1889), Александр (Хованский) (1889-1891), Агафодор (Преображенский) (1891-1893), Петр (Другов) (1893-1895), Арсений (Изотов) (1895-1905), Серафим (Чичагов) (1905-1906), - Кирион (Садзагелов) (1906-1907), Димитрий (Сперовский) (1907-1911), Андрей (Ухтомский) (1911-1913), Сергий (Петров) (1913-1919).

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924-1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952-1956), Леонид (Жвания) (1957-1964), Роман (Петриашвили) (1964-1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977), Николай (Махарадзе) (1977-1983), Давид (Чкадуа) (1983-1992), Даниил (Датуашвили) (1992-1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Современность

В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии - священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.

В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.

Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.

В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви .
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви - с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе - патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание - абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

Святыни

Икона Божией Матери «Избавительница» со святыми апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном

  • Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.

Монастыри

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь - мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии.

Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.

С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь

Телефон: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26

Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого - православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

Адрес: Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы).

Телефон: (+7-840 442) 7-25-04.

Храмы

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю - Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI-VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки "Дранда" (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.
  • В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

    После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

    В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» - «Златосфера».

    До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины - в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

    10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

    Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

    Главные достопримечательности

    Анакопийская крепость

    Анакопи́йская кре́пость - оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.

    Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется - «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.

    Фото

      Транспортная доступность

      Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20-30 минут, до Пицунды - 40 минут, до Афона - 1 час, а до Сухума - 1 час 40 минут.

      В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи - Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон) .

История строительства храма и ее святителей

Если проехать на север от Сухума, то на расстоянии пятнадцати километров можно увидеть село Каман, в котором по преданию похоронен был Святой Мученик Василиск. Затем, при прошествии еще ста лет в селе погребли знаменитого отца Церкви Иоанна Златоуста, который является одним из трех Вселенских Святителей. Иоанн Златоуст в свое время работал Патриархом Константинопольским. Императрица Евдоксия, которая на то время являлась женой императора Аркадия приняла решение о конфискации имущества у одной вдовы опального вельможи, но встретила сопротивление и порицание со стороны Иоанна Златоуста - святой встал им на защиту. Внешне дело было прекращено, но внутри гордая императрица затаила злость и гнев на Патриарха, которые усилили подопечные Евдоксии, донесшие ей о том, что святитель вел поучения о суетных женщинах, имея в виду ее саму. Властью императрицы была собрана судебная коллегия из иерархов, которых Златоуст постоянно старался обличить, постановившая за оскорбление императрицы предать его казни, но по решению императора Аркадия казнь заменили изгнанием. Но с постановлением суда и императора был не согласен простой народ, который решил защищать пастыря.

Изгнание Вселенского Святителя

Однако защита местных жителей не помогла святителю, который ради избегания волнений, самостоятельно отдал себя властям. В эту же ночь в Константинополе случилось землетрясение, сильно испугавшее Евдоксию. Императрица стала умолять мужа вернуть святителя, послала письмо пастырю с мольбой о возвращении. По прошествии всего двух месяцев недоброжелатели сделали новый донос, пробудивший в Евдоксии еще больший гнев. Иоанн снова был изгнан неправедным собором. Его изгнание вновь повлекло страшную кару, спустившуюся с Неба на землю - столицу охватил большой пожар, превративший здание сената в обугленные головешки, за которым последовали набеги варваров и смерть самой императрицы. Даже язычники считали, что эти события связаны с изгнанием святого, с Небесным наказанием за такое осуждение угодника Божия. Святитель Иоанн, сосланный архиереями-еретиками писал своим соратникам-епископам из Азии, Африки и Европы, старался поддержать своих друзей в Константинополе, утешая страдающих, наставляя и поддерживая своих приверженцев. Через пару лет Иоанна подкосила болезнь, не позволяющая ему даже вставать с кровати. Но его врагов это только раззадорило, пришел приказ о его переводе в глухой в то время Питиус - современная Пицунда в Абхазии. Святитель Иоанн, истощенный болезнями под конвоем, в течении трех месяцев, при любой погоде, совершал свой переход, который для него оказался последним. Достигнув Каман, святитель около склепа святого Василиска причастился Святыми Таинами и отошел к Господу.

Главная историческая достопримечательность села Каман

По словам его современника и друга Палладия, занимавшего должность епископа Еленопольского, солдаты, которые сопровождали Златоуста получили установку о том, что в случае его смерти по дороге в Питиус от изнеможения, они получат больше денег. Из-за этого конвой вел Златоуста в течении 3 месяцев под проливными дождями и палящим солнцем. Пройдя город Каманы, конвоиры с подопечным остановились в храме муч. Василиска. Который ночью явился к Иоанну Златоусту, чтобы сообщить новость об окончании его мучений, и к пресвитеру местной церкви, повелев ему «для брата Иоанна подготовить место». В пять утра конвойные подняли святителя для продолжения пути, не обращая внимания на просьбы пресвитера остаться до вечера. Но не успели они пройти и 30 стадий, как самочувствие Златоуста резко ухудшилось, конвой решил быстро возвратиться, и вскоре со словами «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ» Иоанн отошел к Господу. Это событие дотируется 14 сентябрем 407 г., Иоанну Златоусту тогда было 52 года. Его останки поместили в мартирии в Каманах, неподалеку от могилы мученика Василиска.

Показать больше

Паломники из г. Чаплыгина на этот раз отправились в дальнее и продолжительное путешествие. Целью поездки стала Абхазия. Отправились мы туда на поезде, который доставил нашу группу в столицу Абхазского государства - Сухум. Сам город, да и вся страна, которую мы наблюдали из окон вагона, говорили о той войне, которая закончилась почти два десятка лет назад. Обстрелянные, разрушенные и опустевшие жилые дома, многоэтажки и хозяйственные постройки безмолвно виднелись на фоне величественных гор. В противоположных окнах мы видели манящее море. Два дома, в которых мы разместились, располагались неподалеку от побережья, которое в этих местах необычайно чистое и красивое.



Утром следующего дня мы отправились в монастырь, который носит название Новый Афон. Монастырь был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона со святой горы Афон. Главный храм монастырского комплекса, расположенного на 75 метровой высоте над уровнем моря - Пантелеймоновский собор, построенный в ново-византийском стиле в 1888-1900 годах. На сегодняшний день это самый крупный собор Абхазии.

Новый Афон был построен у древнего храма (который на данный момент закрыт на реконструкцию) одного из 12 апостолов - Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Он первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Поднимаясь в пещеру, мы узрели камень, на котором св. Симон проповедовал Христа, а чуть дальше находится лобное место, где апостол принял мученическую кончину. В пещерной келье мы прочли канон св. Симону Кананиту.




После обеда нас ожидал подъем на высокую Иверскую гору, высота которой составляет 344 метра над уровнем моря. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, остатки хорошо укрепленного городища Анакопия VI веке н.э.. Крепость стояла на самой вершине горы. Есть храм зального типа, построенный, вероятно, в VI-VII веках.



Храм издавна знаменит тем, что в нем на протяжении многих веков, начиная с VII века, хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. Новоафонскими иноками в 1913 г. была построена ныне разрушенная часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято - Пантелеимонова монастыря - Старый Афон, Греция. В честь иконы гора названа Иверской. Дорога в гору занимает около часа и для более легкого восхождения устроена серпантином с 12-ю коленами. По благочестивой традиции на каждом из колен читается кондак и икос из акафиста Божией Матери. Наше восхождение завершилось на башне Анакопийской крепости общим пением «Взбранной Воеводе Победительная».


Каманы - село находящееся неподалеку от Сухума и стертое с лица земли во время Грузино-Абхазского конфликта. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки - Питиунт (ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождьи в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу.



А в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя - Иоанна Претечи. После второго обретения честная глава была перенесена в Константинополь, а во время иконоборческой ереси привезена в Каманы и скрыта там, в земных недрах до времени царствования св. Феодоры (ок. 867). После восстановления Православия святителю Игнатию, патриархуКонстантинопольскому, было открыто в видении место, где скрыта святыня. Честная глава Предтечи была в третий раз обретена в указанном месте около 850 г. Сейчас к месту обретения главы великого пророка и крестителя Господня Иоанна ведет металлическая лестница, сваренная из арматуры и насчитывающая около 700 ступеней.


В Каманах расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь. Когда-то здесь проживали более ста насельниц, на средства обители содержались больница и школа для абхазских девочек-сирот. В 2001 году, после долгого перерыва, монашеская жизнь возобновилась, теперь это мужской монастырь Иоанна Златоуста с немногочисленными насельниками. Главная монастырская святыня - каменная гробница великого святителя, в которой его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь.


Крутая горная тропа ведет к храму IV века св. Василиска Каманского. До нашего времени дошли только фрагменты стен этой древней базилики. Но недавно рядом с тем местом появилась миниатюрная церковь. Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона. Он был отправлен в Каманы, где содержался в темнице и готовился к предстоящему мученическому подвигу. Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Святому Василиску отсекли голову, а тело его бросили в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли.


Отдохнув день на море, мы поехали в Илор - селение неподалеку от границы с Грузией. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменит местный храм во имя св. Георгия Победоносца тем, что был построен в XI веке на месте, где по благочестивому преданию стоял шатер св. Георгия. В храме уникальный каменный престол, около 12 - ти обильно мироточивших икон, а образ Пресвятой Богородицы в иконостасе кровоточит. Кровь исходит из руки Божией Матери. Поклонились и св. мученику Евстафию Апсилийскому. Он стал первым абхазом, святость которого была признана всей Христианской Церковью. В храме нами был прочитан акафист великомученику Георгию Победоносцу. Испив прохладной воды из святого колодца, паломники устремились в обратный путь.


В субботний вечер и воскресное утро Чаплыгинцы молились за всенощным бдением и Божественной литургией в Благовещенском Кафедральном соборе г. Сухум.


В один из последних дней нашего пребывания в Абхазии мы посетили Гагры и Пицунду. В Гаграх мы помолились в храме Ипатия Гагрского. Определить время жизни этого абхазского святого, подвизавшегося в Гаграх, представляется практически невозможным. Судя по тому, что имя этого святого связано с Гагринским храмом, можно допустить, что этот храм был построен на месте погребения св. Ипатия, или же, скорее всего, перестроен в его честь. Видимо, мощи св. Ипатия также покоились в этом храме.

В Пицунде мы встретились с православной писательницей Натальей Сухининой, которая вот уже много лет подряд проводит теплое время года в своем доме на побережье. Гостеприимно приняв нас всех, Наталья Евгеньевна рассказывает о традициях Абхазии, показывает домовой храм и угощает спелым арбузом с собственной бахчи. Сердечно поблагодарив Наталью за теплый прием, мы оказываемся на песчаном пляже Пицунды, и конечно же не можем упустить возможность отдохнуть в этом прекрасном месте. В Сухум возвращаемся уже затемно.


В последний день с некоторой грустью собираем чемоданы и покидаем страну души. Эта прекрасная земля по-абхазски называется Апсны, что в переводе как раз таки означает - страна души.



Монахини из Бирцхи

В старинном горном селении Бирцхи никогда не было храма… - вступает в разговор матушка Елена. - Стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно… В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель. На такой подвиг мордовских монахинь благословили духовник Троице-Сергиевской Лавры Архимандрит Кирилл (Павлов) и санаксарский старец схиигумен Иероним (Верендякин † 2001 г.). Двадцать пять сестер - и молодые, и почтенного возраста - приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную.С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…

/самарский священник Сергий Жихарев/