Усадьба марфино официальный. Усадьба Марфино (санаторий) - достопримечательности и история, происхождение названия. Усадьба Марфино – название

Старинная дворянская усадьба Марфино находится в 20 км от Москвы. Шикарный парк, живописные озера, роскошный готический дворец, грифоны на пристани… Это малая толика того, что можно увидеть на территории бывшей усадьбы сегодня. К тому же Марфино расположено близко от Москвы, так что совершать подвиги и ехать сотни километров не придется.

На территории усадьбы Марфино сейчас расположен военный санаторий, поэтому вход для самостоятельных путешественников туда закрыт. Варианты попасть на территорию Марфино, конечно, есть: например найти дырку в заборе, разными способами уговорить охрану, однако я решила выбрать цивилизованный путь и отправилась на осмотр Марфино с экскурсионной группой.

Заранее организаторы попросили нас предоставить паспортные данные для групповой заявки - оно и понятно, ведь это территория военного ведомства.

Ранним субботним утром мы отправились в усадьбу. В Марфино нам надо было быть строго к 12 часам (военные - не хухры-мухры).

Наша машина подъехала к воротам одна из первых.

Ворота к санаторию Марфино

Мне удалось побродить немного, пофотографировать и полюбоваться видом на дворец из-за озера. Даже удивительно, как такую красоту удалось сохранить! Но глядя на аварийное состояние старинного моста, промелькнула мысль, что скоро мы можем лишиться этого.


Вид на усадьбу Марфино


Фигурный мост

Когда все были в сборе, мы отправились к центральному входу в санаторий, где находился заранее заказанный групповой пропуск. От санаторных ворот, где стояли наши машины, до центрального входа идти минут 7.

Первое, что мы увидели, нырнув в санаторские ворота - это вид на зеркальную гладь пруда и мост. Маленькая лодочка, нарисовавшаяся на пруду, дополняла эту безмятежную картину. Вся группа, которая была здесь впервые, ахнула от красоты.


Старый мост в Марфино

Перейдя по навесному мостику через озеро, мы увидели две церкви, ранее принадлежащие усадьбе, но остановиться рядом с ними решили на обратном пути. Бегом, бегом, скоро часы пробьют 12 (и пропуск может превратиться в тыкву).

Путь к усадебным постройкам проходил по живописной местности: полянки, заросшие одуванчиками, холмы. Кстати, застройщики успели и здесь наследить - по пути мы также встретили несколько новеньких жилых домов.

На проходной проблем не было. Хотя также как и у молодой пары, которая шла буквально за нами. Ребята на грозный вопрос «вы куда» ответили «мы просто погулять», и их безо всякого пустили (так что, может и вам повезет).

Современные корпуса санатория выглядят очень по-советски, и надо сказать портят ансамбль. Так, если вспомнить Архангельское, где санаторные корпуса искусно вписались в общий усадебный ансамбль. Здесь этого не произошло.


Современные корпуса санатория Марфино

Мы быстро шли в тень, чтобы послушать экскурсию, пробегая мимо двух симметрично построенных зданий в классическом стиле. Которые, по рассказу экскурсовода, оказались псарнями. Да, неплохо тут собачкам жилось.


Псарни в Марфино

Итак, вернемся ненадолго в прошлое.

История усадьбы Марфино

Почему сейчас эта усадьба называется именно так, точно неизвестно. Как и то, почему ранее у нее было имя Шибрино. Однако исторические факты успешно заменяются легендами. Если верить им, то усадьба Марфино приобрела свое название в 18 веке при Борисе Голицыне, у которого Марфой звали то ли жену, то ли утонувшую в пруду дочь. Историки это не подтверждают, напоминая, что имя жены Голицына звучало как Мария, и вовсе не является аналогом Марфы. Они же утверждают, что при князе это местечко называлось Богородское.

История усадьбы известна с 15 века. В это время Московское княжество активно расширяло свои пределы. Государственные устои нуждались в законодательном оформлении. В 1497 году появляется Судебник, содержание которого до сих пор в обязательном порядке изучают студенты юрфака. В нем были собраны все законы русского княжества, что способствовало объединению всех собранных земель. В разработке этого документа активно участвовал некий Щибрин - знаток русских правовых обычаев и римского права, тесно связанный с православной церковью. За свою работу он получил щедрый земельный надел на берегу речки Учи. Располагался он в селе с небольшой церковью на 10-15 дворов. По одной из версий историков, именно поэтому усадьба первоначально называлась Щибрино. По-своему историки отвечают и на вопрос о происхождении названия Марфино. Они предполагают, оно образовалось от имени одной из сестер-христианок, упомянутых в Евангелие. Со временем Св. Марфа стала покровительницей этого села.

Хозяева имения часто менялись, пока, наконец, ее владельцем не стал Борис Голицын. Воспитатель Петра I был прекрасно образован, но плохо воспитан. Современников он неприятно удивлял жестокостью, грубостью и склонностью к пьянству. Став владельцем усадьбы, он тут же занялся ее переустройством. Здесь появился французский парк, новый дом, каменный храм Рождества Богородицы, который мы и увидели на входе в усадьбу.


Каменный храм Рождества Богородицы в Марфино

Строительство церкви Голицын доверил крепостному архитектору Владимиру Белозерову. Несмотря на свое социальное положение, он обучался зодчеству во Франции. Однако в своей работе придерживался русских традиций, которые тщательно учитывались им при строительстве храма. Увы, участь зодчего была плачевной. Построенная им церковь не понравилась князю Голицыну. Но еще хуже было то, что Священный Синод не разрешил ее освящать, так как рассмотрел в творении мастера влияние католицизма. Крепостной зодчий был жестоко наказан. Князь велел его высечь розгами. Под их ударами архитектор скончался. Его похоронили недалеко от построенной им церкви.

В 1729 году усадьба вновь сменила хозяина. Им стал граф Петр Салтыков. Он был искусным полководцем, военная карьера которого началась еще при Петре I. Он начал службу в армии солдатом императорской гвардии, а во время Прусской войны уже был назначен главнокомандующим армии. Поначалу это назначение вызвало в обществе некоторое недоумение, графа многие считали простачком, «сущей курочкой». Однако на поле боя он проявил талант военного стратега, показал знание солдатской психологии, продемонстрировал твердость, смелость и здравый смысл.

Поселившись в марфинском имении, граф взялся за его переустройство. По его воле тут появился каменный дворец, в два этажа и с двумя флигелями. Рядом с ним был разбит прекрасный парк, оранжереи и зверинец. Из южных стран сюда привозились диковинные растения, в парке росли лимоны, апельсины, сливы. Однако строительные работы скоро пришлось завершить. Граф Салтыков впал в немилость Екатерины II, и в 1771 году был отстранен от службы. Императрица посчитала нераспорядительностью недолгое оставление графом Москвы в период чумного бунта. Салтыков тяжело переживал опалу и в 1772 году скончался.

Усадьба по наследству перешла к сыну графа, Ивану Петровичу Салтыкову. Следуя моде, он распорядился возвести в имении несколько классических построек. В Марфино появились беседки, павильоны, конный двор, зимняя церковь. Необычны были построенные псарни. Они напоминали античные храмы и совершенно не походили на хозяйственные постройки. Между жилищами псарей располагалась башня для хранения снаряжения охотников. Кроме того, новый хозяин организовал на территории усадьбы музей птиц и зверей. Многие из этих строений сохранились до наших дней.

Иван Петрович очень любил парк. Для ухода за ним были наняты многочисленные садовники. Орудуя ножницами и другими инструментами, они превращали кусты и деревья в шары или остроконечные пирамиды. Их руками создавались зеленые шпалеры. Тенистые аллеи украшались мраморными скульптурами. Убегая вглубь парка, дорожки походили на вычурные анфилады, а сам парк выглядел как огромный парадный зал, раскинувшийся под небесным сводом.

Хозяин усадьбы среди своих крепостных содержал рыбака. В парке было много чистых прудов, из которых на господский стол вылавливалась свежая рыба. В этих водах жители Марфино не имели права купаться или стирать белье. Да и рыбалка для простых смертных здесь запрещалась. Тем, кто не хотел быть наказанным за ослушание, приходилось спускаться вниз по течению и лишь там удовлетворять свои нужды.


Пруды в Марфино

Расцвет усадьбы Марфино пришелся на конец 18-го столетия. Тут гостили многие знаменитые писатели, композиторы, звучал орган, ставились спектакли. Культурная жизнь владельцев имения была очень насыщенной. И, конечно, русская душа требовала веселья. Для участия в летних забавах приглашались сотни гостей. Кроме лодочных катаний, здесь устраивались карусели, различные игры. Иван Петрович Салтыков любил народные песни, танцы и охотно привлекал к участию в празднествах крепостных крестьян. В честь гостей затевался салют, в парке играл оркестр и пел 80-голосый хор. Хозяин усадьбы с удовольствие ходил на охоту, после которой утомленные, но довольные гости охотно рассаживались за обильный стол.

Когда в 1805 году Иван Петрович умер, усадьба погрузилась в тишину и опустение. Так продолжалось до тех пор, пока после войны с французами имение не перешло к Софье Паниной. Новая помещица занялась реконструкцией усадьбы. Именно она повелела построить здесь великолепный дворец. Окруженный деревьями и водой, он до сих пор радует глаз туриста и напоминает древний, заброшенный замок.


Замок в Марфино

Этот дворец еще не был достроен, а владелица усадьбы уже поселилась в нем. Красота усадьбы ее восхищала, о чем она не раз упоминала в своих письмах. В оформлении дворцовых интерьеров преобладала классика. Лишь в своей спальне и двух молельнях графиня разрешила использовать готический декор. Во дворце было 24 комнаты. Стены многих из них украшались портретами представителей рода Паниных. Очень красив и спуск, ведущий от дворца к пруду. Он представляет собой величественную лестницу с расположенными не ней террасами. В рисунок чугунных решеток вплетена буква S - это именной вензель графини Паниной. В настоящий момент во дворце идет обширный ремонт. Кто знает, может скоро можно будет попасть туда и осмотреть восстановленные интерьеры?


Дворец в Марфино


Фрагменты дворца Марфино

Фасад Марфино

После революции новая власть национализировало усадьбу Марфино. Государство взяло имение под охрану и поселило сюда студентов сельскохозяйственной академии. Будущие аграрии жили в усадьбе во время прохождения производственной практики. Затем их места в Марфино заняли бывшие беспризорники, воспитанники детской колонии, пристанищем которых стала усадьба. Просуществовав несколько лет, колония уступила место кооператорам. Они поправляли тут свое здоровье, восстанавливаясь после тяжелых трудовых будней. А с 1930 года в Марфинской усадьбе организовали Дом отдыха для летчиков.

В годы Отечественной войны гражданам СССР было не до отдыха. Под Москвой шли ожесточенные бои, но до Марфино враг не дошел. Возможно, это уберегло усадьбу от уничтожения. Спустя несколько мирных лет на территории бывшего имения открылся санаторий для военных. Он функционировал до начала перестройки. Сейчас, как я уже писала выше, в Марфино тоже лечатся и отдыхают военные.

Прогулка по парку в Марфино

История-это конечно хорошо. Но истинное удовольствие мы получили от прогулки по парку.

Марфинский замок хорош со всех сторон. Справа от дворца расположены ворота, похожие на рыцарские. Проход к ним был закрыт, так что пришлось довольствоваться малым.

Проездные ворота в усадьбу

В первую очередь мы спустились от главного дворца к пристани, к двум волшебным грифонам. Отсюда же открывался прекрасный вид на дворец.


Грифоны на пристани в Марфино


Вид на дворец Марфино и фонтан

Грифоны на усадебной пристани. Подмосковная усадьба Марфино. Сегодня здесь находится действующий Санаторий. #марфино #грифоны #подмосковье #усадьбы #путешествиепороссии #travel #travelling

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Дек 1 2016 в 5:19 PST

Кроме дворца и грифонов, со времен Салтыковых в парке сохранилось две беседки. Дойдя до конца аллеи, можно заметить музыкальный павильон, имеющий полуциркульные очертания.


Полукруглый музыкальный павильон

Второе сооружение имеет вид ротонды-парнаса. Она сооружена на холме, неподалеку от спуска, ведущего к нижнему пруду. В центре ротонды - скульптура Апполона.

Беседка со скульптурой Аполлона

В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Из скопившегося грунта они выложили дорожки. А чтобы не привозить кирпич для обустройства парка издалека, в усадьбе построили маленький кирпичный завод.


В парке Марфино

На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». Есть здесь и лодочная пристань, с которой хозяева имения и приглашенные ими гости рассаживались по лодкам и отправлялись в приятное путешествие под звуки музыки.

В современное время была сооружена смотровая площадка, откуда открывается очень красивый вид на пруды и фигурный мост.


Лодочная станция в Марфино

Прямо перед смотровой площадкой установлен небольшой, но трогательный памятник ротвеллеру. На памятнике можно увидеть подпись «Любимой собаке графини Паниной».

Памятник любимой собаке графини Паниной

Какие фильмы снимались в Марфино

Усадьба Марфино запечатлелась во многих советских и российских фильмах. Здесь снимались такие известные киноленты как «Мастер и Маргарита», «Стакан воды», «Дворянское гнездо». Интерьеры и пейзажи имения помогали создать на экране особую атмосферу того времени, передать дух богатых дворян. Прочувствовать ее можно и в реальности, посетив усадьбу в качестве туриста. Прогуливаясь вдоль воды под шелест листьев, можно представить себя вальяжной графиней, спустившейся на прогулку перед завтраком.

Как добраться до Марфино из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

Тем, кто не желает пролезать через дырку, нужно будет заказать пропуск. Иначе на территорию усадьбы его просто не пустят.

На автомобиле

по Дмитровскому шоссе 40 км, до указателя на Санаторий "Марфинский". После указателя ехать еще примерно 3 км.

Общественным транспортом:

От Савеловского вокзала сюда ходит автобус № 37

От ст. м. "Алтуфьево" автобус № 519, остановка у магазина "Перекресток" с 6:00 до 21:00 с интервалом 1 час 10 минут;

От ст. Лобня, маршрут №60.

Доехать электричкой до станции "Катуар", оттуда - автобусом № 37 и 73 c 6.00 до 21.30 с интервалом 20 - 30 минут

Вот кстати расписание автобусов из Марфино, сфотографировала на остановке около санатория.

Расписание маршрутов

В целом, поездка мне очень понравилось. Очень жаль, что эта усадьба не находится в свободном доступе, как Архангельское. Я очень надеюсь, что когда-нибудь Марфино сделают музейный комплекс, восстановят интерьеры и будут проводить различные мероприятия для туристов. Все-таки, люди не должны лазить через дырки, чтобы посмотреть на столь интересный исторический объект.

В конце XVII – начале XVIII века, когда усадьба принадлежала Голицыным, при них была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту архитектора В. И. Белозерова. С середины XVIII века владельцами стали Салтыковы, тогда и был создан блестящий архитектурный ансамбль. В усадьбе проходили пышные празднества, устраивались выезды на охоту. При Петре Семёновиче Салтыкове действовал домашний театр, на спектакли которого съезжались со всей Москвы.

В 1812 году французы не пощадили великолепное Марфино, усадьба подверглась разграблению. В пожаре сильно пострадал дом П. С. Салтыкова.

В начале 20-х годов XIX века усадьбу приобрел В. Г. Орлов. При нем был заново отстроен господский дом в стиле ампир, восстановлен регулярный парк. После смерти В. Г. Орлова имение перешло его дочери – С. В. Паниной, которая реконструировала дворцово-парковый ансамбль.

В 30-40-е годы XIX века, под руководством новой хозяйки, усадьба перестраивается в стиле псевдоготики архитектором Быковским, учеником Жилярди. Работы были закончены в 1846 году, в таком виде усадебный дом с готическими формами сохранился до нашего времени.

Михаил Быковский в Марфино

Архитектор создал ансамбль напоминающий средневековый замок. Историк Евгения Кириченко пишет: «Так или иначе, но в России творцом новой идеальной схемы усадебного комплекса, пришедшей на смену созданной в эпоху классицизма, был крупнейший московский зодчий второй трети XIX века Михаил Доримедонтович Быковский. Созданную этим зодчим пространственно-планировочную систему усадебного ансамбля следует называть романтической, поскольку она рождена эстетикой романтизма».

Михаил Быковский полностью поменял существовавшее ранее архитектурное решение, сформировав пространство согласно осевой композиции. Он обновил весь комплекс, сделав его современным и созвучным своему времени.

В усадьбе появились: двухарочный мост через пруд, въездные ворота, террасы, ведущие к лодочной станции.

Усадьба в XX веке

Во владении Паниных Марфино оставалось до 1917 года. После революции в усадьбе расположился военный санаторий, что во многом спасло её от разрушения. Однако была нарушена композиция дворцово-паркового ансамбля: для нужд санатория построили дополнительные корпуса. Некоторое время в парке размещался совхоз. Только в 1950-х ХХ века годах были проведены первые реставрационные работы.

Усадьба Марфино сегодня

Из сохранившихся построек интерес представляют усадебный дом и два флигеля; конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы, построенная в 1701-1707 годах; Петропавловская церковь 1770-х годов постройки; мост через пруд в стиле поздней псевдоготики, который украшен ажурной белокаменной колоннадой. В парке сохранились две беседки, одна из которых служила музыкальным павильоном. У пруда можно увидеть белокаменную пристань, на которой высятся парные фигуры грифонов.

На территории усадьбы проходили съемки многих российских кинофильмов, среди них: «Дворянское гнездо», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита» и др.

Усадьба Марфино расположена в живописном месте на берегу реки Уча в Мытищинском районе Московской области. Этот уголок Подмосковья прославился своим дворцово-парковым ансамблем, созданным талантливыми русскими зодчими. Усадьба в Марфино находится к северу от столицы, в 25 км от МКАД. В настоящее время, на территории Дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Марфино», расположен Марфинский центральный военный клинический санаторий

Усадьба Марфино (санаторий) - как добраться из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

На электричке ехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, время в пути – около 50 минут, затем на автобусе №37, интервал его движения – 20-30 минут
От метро Алтуфьево ехать на маршрутном такси № 419 или № 420 до остановки Марфино.
На автомобиле следовать по Дмитровскому шоссе (39км), затем по указателю «Марфино, Катуар» повернуть направо и ехать до входа в санаторий. Машину можно оставить рядом с автобусной остановкой.


Своё знакомство с усадьбой Марфина начинаем от конечной автобусной остановки "Дом отдыха "Марфино" . Приехали мы сюда не на автобусе или машине, а на велосипедах.

Вначале переходим по мостику между Верхним Марфинским прудом и Нижним (Большим) Марфинским прудом


Красивейший мост между двух прудов


На мост можно подняться, хоть территория и огорожена, но в заборе здоровая дыра.

Вот мы и на мосту...тут установлены строительные леса, видно хотели отреставрировать...но леса на столько древние, что о реставрации можно забыть:(


Спустившись с моста, попадаем к некогда центральному входу в усадьбу Марфино. Перед этим "входом" находится площадь с конечной остановкой общественного транспорта


Как видно, арка моста разрушена...жаль, что мост в таком плачевном состоянии


Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.


Колоннада очень красивая, но находится также в плачевном состоянии


Тут "отдыхает" местная молодёжь, которая и разрисовала памятник архитектуры

тут срочно нужно проводить реставрационные работы

Декор на фасаде башенки


Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.


Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект.


Как оказалось далее, проход на территорию самой усадьбы тут закрыт и чтобы попасть нужно выписать пропуск в комендатуре. Очень странно, что сама усадьба отреставрирована и её поддерживают, а вот мост ведущий к усадьбе как бы и не относится к усадьбе и развален


По пути от моста к комендатуре построена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.
Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.


Напротив Церкви Рождества Пресвятой Богородицы построена Церковь Петра и Павла (В 1777 г. при И.П. Салтыкове в Марфине была возведена зимняя церковь в честь апостолов Петра и Павла, принадлежавшая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном".)


За церковью установлен памятный знак "Здесь на территории санатория в ноябре - декабре 1941г. находился штаб 64-ой отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота


За памятным знаком и находится здание комендатуры. На первом этаже, говорите охране, что хотите прогуляться по территории усадьбы Марфино (Марфинского центрального военного клинического санатория). Даёте паспорт и вам выписывают пропуск (если Вас двое, то достаточного одного документа. Ещё нас предупредили, что с велосипедами на территорию не пустят, но их можно будет оставить на КПП)

Центральное КПП, где мы оставили свои велосипеды и пошли гулять по усадьбе


Корпус марфинского центрального военного клинического санатория. Размещение отдыхающих осуществляется в одно- и двухместных однокомнатных номерах, а также двухкомнатных типа «люкс»

Внешне чем-то напомнил дом отдыха в Сочи


Псарни усадьбы «Марфино» - Западный и Восточный флигель


широкая, тенистая аллея с лавочками


Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец, возвышающийся на холме. Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.


Небольшой водопадик

Реконструкцию водной системы провела Ватага Леонида Эсаулова под надзором старших опричников Петра Попова да Викториа Степанюка в светлое правление Эдуарда Маева, лето 1999г. от рождества Христова


В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году.
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701-07 гг. церковь Рождества Богородицы - памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возводит новый дворец - в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.


Своё название усадьба получила в честь дочери Голицына, княгини Марфы.


Восточный флигель усадьбы "Марфино", вторая половина XVII века. В настоящее время тут столовая санатория


Рядом с главным домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней (построены в первой половине XIX в.)


Дворцовая каменно-кирпичная терраса. Старейший архитектурный элемент ансамбля, относимый к первой половине-середине XVIII века.


Уникальная решетка работы неизвестных мастеров огораживающая террасу


Перед дворцом расположен огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница


Лестница завершащается чугунным фонтаном с пристанью


На пристани у пруда восседают гордые грифоны, незримо охраняя свои владения


Оригинальные скульптуры конца XVIII века, одна из "изюминок" усадьбы

Первое упоминание об усадьбе (середина XVI века) связанно с именем боярина В.П.Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. Владельцами усадьбы были такие известные люди как воспитатель и сподвижник Петра I князь Б.А. Голицын; князь С.Б. Голицын; генерал-фельдмаршал, командующий русской армией, генерал-губернатор города Москвы граф П.С. Салтыков; граф В.Г. Орлов; министр юстиции России, граф В.Н. Панин; первая женщина-министр в правительстве России, графиня С.В. Панина.
В 1918 году декретом от 15 апреля усадьба была национализирована и в ней проходили практику студенты сельскохозяйственной академии, ныне академии им. Тимирязева.
В 1919 году в усадьбу въехали беспризорные дети г. Москвы и до 1923 года на ее территории была детская колония, директором которой была А.А. Луначарская, жена наркома просвещения А. В. Луначарского.
С 1923 по 1930 год Марфино - здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии.
С 1930 по 1941 год в Марфино располагается дом отдыха под названием «Красный летчик» Управления ВВС РККА.
С самого начала Великой Отечественной войны в Марфино были размещены бойцы трудового фронта, был развернут фронтовой госпиталь, а в третьем спальном корпусе расположился штаб 64 отдельной Морской стрелковой бригады, сформированной по решению Государственного комитета обороны из моряков Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, курсантов военно-морских училищ. С мая 1942 года усадьба была занята под военный госпиталь, а с 1 апреля 1944 года на основании Директивы Генштаба Советской Армии здесь был сформирован санаторий-профилакторий для офицерского состава Московского военного округа.
С 1948 по 1986 годы санаторий входил в состав Московского военного округа.
30 июля 1981 года Министром обороны маршалом Д.Ф. Устиновым было принято решение о создании на территории усадьбы нового санаторного комплекса.
С 1986 года Приказом Министра обороны санаторий переименован в Марфинский центральный военный клинический санаторий.
С 2011 года Приказом Министра обороны санаторий является одним из филиалов ФГКУ "СКК "Подмосковье" МО РФ".


На берегу Нижнего (Большого) Марфинского пруда имеется песчаный пляж


Рядом с пляжем располагается лодочная станция


катамараны


Тут же на берегу находится кафе "Три пескаря". Цены очень демократичные. Например разливное пиво 0,5 - 100 рублей.


Гуляя по територии усадьбы и санатория, к нам несколько раз подходила охрана и спрашивала пропуск:)

Двухъярусная ротонда "Миловида". Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.


Статуя Аполлона Бельведерского под шатром второго яруса

Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.


пруд около музыкального павильона


В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Между ручейками прудов построены декоративные мостики


На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». На берегах сидит много рыбаков



Липовая аллея


В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
Съемки "Мастера и Маргариты" были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму "Крестоносец" та же самая детвора с удовольствием участвовала в "массовке", даже получая за это деньги.


На аллеях установлены указатели маршрутов для прогулок



На территории санатория есть футбольная площадка


теннисные корты


Перед центральным корпусом санатория раскинулась просторная площадь, на которой имеется фонтан


место для встреч


Вдоволь нагулявшись, возвращаемся к главному входу, к своим велосипедам:) На выходе дружелюбная охрана поинтересовалась "Понравилось ли нам прогулка", мы ответили, что всё очень красиво. Нам пожелали счастливого пути и ждут снова в гости:))

Место реально красивое для прогулки


По пути нашего следования

Вечная Слава жителям села Марфино погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Обелиск в честь погибших в Великой Отечественной войне.

Шагнувшим в бессмертие. Герой Советского Союза лётчик - Балмат Василий Семенович (1915-1941)


Балмат отвел горящий перехватчик от д. Марфино и ценой своей жизни спас ее жителей. К званию Героя Советского Союза представлен в декабре 1941, присвоено 26 июня 1991 посмертно.

Вот такая получилась насыщенная прогулка по красивейшему месту Подмосковья - Усадьба Марфино.

Думаете, в Подмосковье вам вряд ли удастся отыскать места, способные удивлять или даже поражать воображение самых бывалых путешественников? Полагаете, там совсем не осталось тенистых скамеек, спрятанных от посторонних взглядов, или безлюдных аллей? Если ваше мнение на самом деле таково, значит, вам еще не довелось посетить место под названием усадьба Марфино. Поспешим вас уверить, что эта территория на самом деле потрясающая.

Тут найдется занятие для абсолютно любого туриста. Например, любителям архитектуры усадьба Марфино подарит встречу с потрясающими памятниками. Почитатели флоры с удовольствием окунутся в атмосферу местной фауны, которая на самом деле напоминает собрание из коллекции ценных экспонатов ботанических садов мира.

Объектом данной статьи станет не только усадьба Марфино, официальный сайт которой в последнее время пользуется все большей и большей популярностью. Читатель почерпнет для себя массу полезной информации, среди всего прочего рассказывающей еще и о том, как добраться в эту парковую зону без особых проблем, где остановиться, что посмотреть в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание памятника архитектуры

Усадьба Марфино в Подмосковье (39-й километр Дмитровского шоссе) - это уникальное произведение усадебного зодчества, полюбоваться красотой которого ежегодно приезжают тысячи туристов не только с самых удаленных уголков Российской Федерации, но и из-за рубежа.

Далеко не все догадываются, что свое название Марфино получило в честь княгини Марфы, дочери князя Бориса Голицына.

Дворянские усадьбы, сохранившиеся в средней полосе России, - это удивительные архитектурные и ландшафтные памятники. На их территории и в наши дни сохраняется особенная атмосфера.

Наши современники стремятся в сохранившиеся дворянские усадьбы, чтоб познакомиться с садово-парковыми ансамблями, организацией быта и хозяйственной деятельности людей, живших в этих местах в 16-19 веках. Именно поэтому «Усадьба Марфино» - фото, которое достойно стать настоящим украшением семейного фотоальбома. А приезжают сюда по абсолютно разным поводам. Кто-то стремится отметить торжество на природе, кому-то по душе прогулки, как говорится, вдали от цивилизации, а есть и те, кто приезжает сюда из чистого любопытства, для того, чтобы открыть для себя достопримечательности родного края.

Раздел 2. "Марфино"... Усадьба... Как добраться?

В целом нельзя не отметить, что до этого места можно доехать, воспользовавшись электричкой, отправляющейся от Время в пути составляет 50 минут. Выйти надо на станции «Катуар». От станции до усадьбы ходит рейсовый автобус № 37. Пожалуй, это самый простой способ доехать до места назначения.

Однако на самом деле многих настораживает тот факт, что не существует такой остановки, как «Усадьба Марфино». Как доехать туда на собственном автотранспорте? Этот вопрос интересует значительную часть туристов, особенно тех, кто решил отправиться в путешествие с ребенком.

В целом, по мнению бывалых, можно спланировать поездку на автомобиле. В этом случае по Дмитровскому шоссе надо доехать до 39-го километра и повернуть в соответствии с указателем. После поворота останется преодолеть совсем немного - всего лишь около 3 км. Остается отметить, что усадьба «Марфино» на карте Подмосковья просматривается великолепно, поэтому заблудиться точно не удастся.

Раздел 3. Вехи прошлых эпох

История создания этой дворянской усадьбы относится к 16-му веку. В этом живописном месте в то время находились боярские владения Василия Головина, который служил воеводой при Иване Грозном. Владельцы места под названием усадьба Марфино менялись часто: дипломат Василий Щелкалов (конец 16-го века), вновь Головины (до 1650 г.), думный дьяк Семен Заборовский (до 1698 г.), воспитатель Петра I князь Борис Голицын (умер в 1714 г.), а затем его сын Сергей, который продал усадьбу, чтобы получить средства для уплаты долга, фельдмаршал Петр Салтыков (с 1729 г.) Одно перечисление имен этих людей говорит о том, какой насыщенной была жизнь в этих местах, как много «помнят» материальные памятники, которые сохранились до наших дней.

Усадьба в Марфино некогда принадлежала сподвижнику царя Петру Борисовичу Голицыну, а на ее территории был разбит французский парк, возведены величественные хоромы, и началось строительство каменной церкви.

При Салтыковых также осуществили проект по созданию великолепного садово-паркового ансамбля. В то время были возведены сооружения в стиле классицизма. Наивысшим расцветом для Марфино считается конец 18-го века.

С начала 19-го праздная жизнь стала затихать. Война 1812 года нанесла усадьбе большой ущерб - были вывезены художественные ценности, многое было предано огню. В 1831 году постройки усадьбы были реконструированы, а в 19-м веке главный московский архитектор М. Д. Быковский составил проект, согласно которому усадебный комплекс в Марфино «превратился» в средневековый замок.

Архитектурный стиль замечательно передавал дух эпохи - утрату прежней гармонии, романтическое настроение и поиск монументальности. После революции, свершившейся в 1917 г., усадьба перешла в общенародную собственность. В советское время в Марфино регулярно осуществлялись реставрационные работы.

Раздел 4. Времена Салтыковых

При Салтыковых Марфино было образцом дворянской усадьбы екатерининской эпохи. На территории было 2 летних театра, каретный и конный дворы, в оранжерее создали условия, в которых прекрасно развивались южные растения и созревали фрукты.

В то время вопрос: «Усадьба Марфино… Как попасть в это чудесное место?» мало кого волновал. Почему? Все дело в том, что место это было настолько удивительным и популярным, что даже не десятки, а сотни гостей приезжали сюда практически каждый день.

В записках Вигеля сохранилось описание важности, непринужденной учтивости и точности приличий обитателей усадьбы, которые были достойны восхищения. Правда, к сожалению, после смерти фельдмаршала стала приходить в упадок.

Раздел 5. Времена Паниных

Дочь графа Орлова Панина Софья Владимировна занималась перестройкой дома. Много сооружений было возведено и в парке. В то время, когда работами руководил Ф. Тугаров, усадьба приобрела черты ампира.

А в конце 30-х гг. 19 века она получила черты «николаевской готики» (архитектор М. Д. Быковский). Усадебный дом в псевдоготическом стиле - это замечательный памятник русского романтизма. Розовая расцветка стен внутри дома была ярким элементом, создающим настроение рыцарской эпохи.

Раздел 6. Где остановиться путешественникам

Усадьба «Марфино»… Официальный сайт этого места сообщает о том, что туристов здесь могут принять сразу 8 отелей. Комфортабельные условия и приятные цены - это отличные условия, позволяющие провести время в замечательном комплексе дворянской усадьбы.

  • Около Главного ботанического сада располагается гостиница «Восток». Обустроенные номера с современной бытовой техникой (телевизор, холодильник, компьютер с доступом к интернету) - здесь созданы отличные условия для отдыха.
  • Недорогой гостиничный номер можно получить в гостинице «Алтай». Сервис и дополнительные услуги, предлагаемые туристам в этом отеле, позволят по достоинству оценить высокий класс организации туристического бизнеса. К сведению любителей джаза, в ресторане «Белый рояль» можно замечательно провести вечер.
  • К услугам туристов, которые стремятся отдохнуть в спокойной обстановке, - «МАРФИГОТЕЛЬ». 8 номеров, уютная домашняя атмосфера, высокий уровень сервиса - в «МАРФИГОТЕЛЬ» можно прекрасно отдохнуть или заняться работой с использованием компьютера - все условия для того, чтобы попытаться запомнить это название и адрес! Усадьба «Марфино» на самом деле умеет принимать желанных гостей.
  • «Максима Ирбис» - отель бизнес-класса - предлагает гостям комфортабельные номера. Благодаря оригинальности оформления и соответствию принятым в Европе стандартам «Максима Ирбис» популярен в среде молодежи. Здесь любят останавливаться молодожены. «Шведский стол» в ресторане, бизнес-центр и лобби-барр - в этом отеле действительно созданы комфортные условия, позволяющие замечательно провести время.

Раздел 7. Что посмотреть в первую очередь?

Сколько же чудесных мгновений готова подарить своим гостям усадьба «Марфино». Свадьба, проведенная там, юбилей или просто обязательно запоминаются надолго и становятся предметом для зависти со стороны тех, кому еще не посчастливилось побывать в этом месте.

Главным в Марфино, естественно, является дворец. Двухэтажное кирпичное сооружение возвышается на холме. Около него - большой пруд, спуск к которому можно преодолеть по белокаменной лестнице. У пруда сооружена пристань, которую украшают каменные скульптуры грифонов.

  • В усадьбе находятся 2 церкви: Петропавловская (зимняя) и Рождества Богородицы.
  • Парковые беседки, ранее служившие «Музыкальным павильоном» - полуротонда - и «Миловида» - двухъярусная ротонда.
  • Кирпичный мост, башенки, бойницы и зубчатые гребни дворца вызывают ассоциацию с крепостным строением. Первоначально мост был построен при Салтыковых, а затем реконструирован Быковским.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что в Марфино проходили съемки известных фильмов, в том числе здесь снимались «Дворянское гнездо», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита».

Раздел 8. Церковь Рождества Богородицы

Эта церковь была возведена по проекту В. И. Белозерова. Сооружение отличают стройность и благородность пропорций. Цоколь церкви облицован белокаменными блоками. Высокий светлый барабан, купол и небольшая главка - это центр композиции здания церкви. Рядом с церковью похоронен крепостной архитектор Белозеров, выполнявший ее строительство.

Кстати, не понравилось, что внутри пространство храма было уменьшено пилонами. Он приказал наказать Белозерова розгами, отчего архитектор скончался, так как сердце его не выдержало.

Раздел 9. Эти удивительные беседки...

Большой интерес туристов вызывают беседки в Марфино. Одна из них - «Музыкальный павильон» - выполнена в форме полукруга с полукупольным сводом и белокаменной скамейкой внутри.

Другая беседка - «Миловида» - ротонда, имеющая 2 яруса. Нижний ярус отличается массивностью, а второй - изяществом (8-колонный павильон с куполом). С «Миловиды» открываются замечательные живописные виды.

Раздел 10. Мост через пруд

Это сооружение имеет внушительные размеры. Состоит оно из центральной части (галерея из 20-ти восьмигранных колонн, заканчивающаяся башенками с двух сторон) и двух боковых арочных частей.

Его гребни, башенки и бойницы вызывают очень яркие ассоциации. Сооружение выглядит как элемент крепости. Верхняя часть башенок украшена карнизом, а поверх него идут зубцы, которые гармонируют с завершающими элементами всех усадебных построек. Белокаменные детали и красные стены моста - яркое колористическое решение.

Раздел 11. Петропавловская церковь (зимняя)

Эта церковь представляет собой величественное сооружение, отличающееся гармоничным сочетанием масс. Декоративные излишества при ее оформлении не использовались. Центральная часть выполнена в виде двухцветной ротонды, имеющей небольшие выступы для притвора и алтаря.

Выполнен в виде восьмигранника. В его помещении хранят колокола.

Раздел 12. Усадьба в наши дни

Что же такого особенного в ней сейчас? Попробуем перечислить лишь несколько моментов:

  • Колокола церкви Петра и Павла и в наши дни оглашают окрестности своим звоном.
  • Усадьба с 1933 г. стала Марфинским центральным военным клиническим санаторием.
  • В помещениях «псарен» сегодня функционируют «Дом быта» и казино.
  • Здесь есть источники с минеральной водой, содержащей большое количество полезных элементов.
  • Очень интересно проходили в усадьбе съемки фильмов. Местные дети с радостью принимали участие в них в качестве «массовки». На съемочной площадке «Мастера и Маргариты», чтобы снять ведьму в полете на метле, был задействован вертолет. Известная всем в нашей стране кинокартина «Женщина, которая поет», фильм об истории отравлений, съемки рекламного ролика «Snickers» и еще множество съемочных мероприятий - в Марфино действительно происходило много интересного и происходит в наши дни.
  • Отели в Марфино всегда готовы предложить свои услуги туристам.
  • Живописная природа и удивительный по красоте архитектурный ансамбль - фотосессия в Марфино позволит сделать множество ярких снимков и сохранить надолго память о русской дворянской усадьбе, бережно сохраняемой в наши дни.

13. Усадьба - любимое место для пеших прогулок

В Марфино созданы отличные условия для прогулок пешком. Природные условия здесь благоприятны для оздоровления. В расположенном в Марфино пруду можно покататься на лодке. Есть здесь и конюшня.

На территории находятся источники минеральной воды, прием которой позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта. В усадьбе сегодня функционирует многопрофильное лечебное учреждение, диагностическая база которого является одной из лучших в Московской области. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы беспрепятственно посетить все достопримечательные места этой дворянской усадьбы, следует заранее позаботиться о пропуске в военный санаторий.

На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино