В финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с эстонией и рф. Эстонские русские живут изолированно, но все равно называют эстонию своей родиной Как лучше добраться в Кохтла-Ярве

Представляет собой один из самых молодых эстонских городов. Он получил этот статус только в 1946 году. Несмотря на столь непродолжительную историю существования, в городе расположены интересные достопримечательности, что делает его привлекательным туристическим объектом.

Что посмотреть в Кохтла-Ярве?

Город получил известность благодаря тому, что в нем находятся богатые сланцевые месторождения, поэтому Кохтла-Ярве считается важным промышленным объектом страны. Но благодаря таким природным особенностям в городе на обозрение туристов предлагаются уникальные туристические объекты, среди которых можно перечислить следующие:



Кохтла-Ярве (Эстония) – достопримечательности архитектуры

Кохтла-Ярве отличается весьма необычной планировкой. С момента его основания и до 60-х годов происходило объединение близлежащих населенных пунктов. Затем некоторые из них вышли из этого состава. На сегодняшний момент Кохтла-Ярве имеет шесть районов, но отдельные городские части обособлены друг от друга.

Центральная городская часть называется Социалистическая, которая имеет статус культурного центра Кохтла-Ярве . Здесь находятся архитектурные постройки, относящиеся к сталинскому периоду, расположены живописные парки.

В непосредственной близости от Кохтла-Ярве находится деревня Куремяэ , где расположилась основная архитектурная достопримечательность этого региона – Пюхтицкий Успенский монастырь . С его возникновением связана легенда, которая гласит о том, что пастуху, который находился поблизости с деревней, было божественное откровение. Он на протяжении нескольких дней видел прекрасную женщину, на которой были лучезарные одежды. Как только он пытался приблизиться, видение исчезало. Это происходило возле источника со святой водой, а позже жители нашли в этом месте древнюю икону Успение Богоматери, которая до сих пор находится в монастыре. Особенностью этой иконы является то, что Божья Матерь изображена стоящей на земле. Церковь была построена в 16 столетии, в 1891 был образован женский монастырь. Во времена Советского Союза этот монастырь являлся единственным, который действовал на всей его территории.

Уезд Координаты Мэр

Евгений Соловьёв

Основан Первое упоминание Город с Площадь Официальный язык Население Национальный состав

80% русские, 15% эстонцы, 5% другие

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Почтовые индексы

30323,30324,30325,30326

Официальный сайт

Памятник Шахтёрам в Ярве

Области деятельности

Важнейшие области деятельности связаны со сланцем. К числу крупных предприятий относятся шахты (на данный момент действуют 2 шахты и 3 карьера), ими управляет АО «Эсти Энергия»; ведущим предприятием в области сланцевой химии является АО «Виру Кеемиа Групп», химическое предприятие «Нитроферт». На сланце базируется также местное энергетическое хозяйство - тепловые электростанции, обеспечивающие город теплом, работают на сланце.

Образование

В городе 6 средних школ и 8 основных школ, 3 профессионально-технических училища, Вирумааский колледж таллинского технического университета и частично Институт сланца таллинского технического университета . 34 различных спортивных сооружений и объектов города предлагают возможности для занятия спортом. Врачебную помощь оказывают шесть больниц и поликлиники. С историей добычи сланца знакомит Кохтла-Ярвеский музей сланца , в филиале которого устраиваются художественные выставки.

Города-побратимы

Примечания

Ссылки

На северо-востоке Эстонии благодаря добыче горючего сланца сформировалась полноценная полицентрическая агломерация численностью населения в 50 тысяч человек. Сейчас в нее входят города Йыхви (о нем будет отдельный рассказ) и Кохтла-Ярве, состоящий из восьми частей - поселков при шахтах. Кстати, из-за удаленности поселков друг от друга Кохтла-Ярве, несмотря на численность населения в 38 тысяч человек (из которых 80 процентов составляют русские) - второй по площади город страны.

По сравнению с советским периодом добыча сланца в Ида-Вирумаа сократилась в десятки раз - сейчас в стране действуют всего две шахты. Соответственно, Кохтла-Ярве, окруженный в основном закрытыми шахтами, стал приходить в упадок и запустение. Это, пожалуй, самый депрессивный город страны
Терриконы, разумеется, остались.

Все началось в 1902 году, когда русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. В 1916-м петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, - так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название "кукерсит".


В Первой республике новая отрасль была востребованной - уже с 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов в Ярве, "главном" поселке Кохтла-Ярве, был построен т.н. Соцгород - комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров. Сейчас эти дома выглядят далеко не так презентабельно, как, например, в Силламяэ, до которого - всего 30 километров на восток. Зелени, впрочем, не меньше. Сейчас Соцгород - это сердце всего Кохтла-Ярве (если, конечно, у такого города может быть сердце).


Самый центр Соцгорода - площадь Вирула.


Главное расположенное на ней здание - торговый центр с одноименным названием. В советское время в нем находился кинотеатр "Победа". Кстати, дом построен уже не в сталинское время - в 1964 году. Впрочем, не владея информацией, можно подумать, что это - новодел.
Кстати, вывесок на русском в Кохтла-Ярве гораздо меньше, чем в Нарве. Доля русскоязычного населения здесь поменьше - всего-то 80% против более, чем 90 в самом восточном городе Эстонии.


"Шахтерский след" в Ярве, как ни странно, мало просматривается. Впрочем, один артефакт стоит прямо на Keskallee (Центральной аллее) - памятник шахтерам, в народе отчего-то получивший название "Два непьющих".


Напротив этого момумента, какого-то, согласитесь, слишком уж схематичного, - мэрия.


Соседнее с мэрией здание - явно конца 40-х - начала 50-х, но какое-то уж слишком монументальное по сравнению с теми домами, которые его окружают.


Здесь, на Кескаллее, еще и велодорожки есть.


Среди сталинок в главной части Кохтла-Ярве "заброшки" почти нет. Почти.


Главная городская "страшилка" находится на окраине Ярве. Здание общежития, теперь уже бывшего, когда-то выкупили итальянцы, решив сделать там гостиницу и развлекательный комплекс. Однако на том этапе, когда жильцы были уже выселены, а реновация еще не началась, планы новых хозяев резко изменилось - дом стоит заброшенным уже десять лет и пугает всех, кто въезжает в Кохтла-Ярве со стороны Таллинна. Впрочем, списывать появление такого объекта именно на депрессивность города и желание всех жителей оттуда уехать было бы неверным - повторюсь, в этом здании располагалось общежитие, жильцам которого пришлось уехать не по финансовым причинам.


Но если бы только это здание по улице Калеви, 33... Всего в Кохтла-Ярве насчитывается около 50 заброшенных домов.

На въезде в город со стороны Нарвы установлена водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве. Утверждается, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря. Что-то похожее есть. Еще бы подкрасить...

А с другой стороны улицы - руины ветряной мельницы, стоявшей когда-то на хуторе.


Как и в Силламяэ, в Соцгороде Кохтла-Ярве изначально не нашлось места религии. Лютеранского храма здесь нет до сих пор, а вот православная церковь есть - она находится рядом с бывшей шахтой, чьи терриконы были показаны на первых фотографиях. Церковь довольно необычна по архитектуре (нет вообще никаких украшений и круглых форм, за исключением куполов) - так вот, она была построена в период Первой республики и освещена в 1938 году. В советское время, естественно, не работала (хотя в забое шахты, как известно, атеистов не бывает).


Памятник погибшим за свободу нашей Родины (имеется в виду СССР). Да, это северо-восток Эстонии.

Да, совсем забыл упомянуть транспорт, а в данном случае это важно. Дело в том, что по улицам Кохтла-Ярве колесит уникальный для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Она соединяет некоторые поселки города, а также Йыхви. Проезд стоит 64 цента. Автопарк представлен олдскульными "Мерседесами" - конечно, не такими разбитыми, как, например, на Украине или в Закавказье, но уж точно не новыми.


Есть, впрочем, в городе и обычные автобусы.


Маршрутка отвезла меня в Йыхви, где у меня неожиданно состоялась очень интересная и познавательная встреча, ставшая самым ярким впечатлением за всю поездку по северо-востоку Эстонии. Что это было - напишу в следующем посте.

Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа

Я мог бы начать рассказ о Йыхви с рассказа о процентном соотношении эстонцев и русских (это, между прочим, самый эстонский город северо-востока страны, здесь представителей титульной национальности аж 33%, а русских всего 53%), но решал вынести во "вне ката" именно эти слова. Те полчаса, что я общался с настоятелем местного храма адвентистов седьмого дня Виктором Ныммиком , мне, наверно, не забыть.
Набрел на этот храм в Йыхви совершенно случайно. Тогда я думал, что если чего-то нет в Викимапии, значит, этого не существует в принципе. Да, эта церковь в самой качественной из интерактивных веб-карт отсутствует. Открыли ее совсем недавно, осенью 2012 года.


Так получилось, что из Силламяэ ждать прямого автобуса до Кохтла-Ярве пришлось бы слишком долго, поэтому я решил ехать до Йыхви, а оттуда уже добираться местным транспортом. До 1990 года он был одним из районов Кохтла-Ярве, да и сейчас входит в агломерацию.
Визуально автовокзал в Йыхви гораздо больше, чем в Нарве. Это объясняется тем, что здесь он попросту "вписан" в здание торгового центра. Кассовый зал по площади не сильно больше, чем в самом восточном городе Эстонии.


Эстонскую речь в Йыхви можно услышать гораздо чаще, чем в Нарве или Кохтла-Ярве том же. Данные о национальном составе населения города я привел чуть выше. Тем не менее на центральной площади Йыхви располагается именно православная, а не лютеранская церковь. Как и многие другие православные церкви Эстонии, построен храм Богоявления в конце XIX века (освящена в 1895-м), а примечательна тем, что в ней в 1950-1958 гг. (время-то какое!) настоятелем служил Алексей Ридигер, будущий Алексий II. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Православной церкви Московского патриархата (а есть еще Эстонская Апостольская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией патриархата Константинопольского).


Чем отличается 10-тысячный эстонский городок от 10-тысячного российского городка? Правильно, если в первом будет гипермаркет, то во втором - в лучшем случае "Магнит" или "Пятерочка". Думаю, что эти торговые центры станут здесь своеобразной чертой эпохи. Но на центральной площади (Keskvaljak) города Йыхви их, страшно сказать, два (и это не считая того, в котором находится автовокзал - он все-таки чуть вдалеке). Один новый...


...другой - перестроенный советский универмаг, который изначально построили еще в 1975-м на месте здания почтовой станции XVIII века. Но фотография ниже примечательна вовсе не им, а машиной Mercedes Sprinter на переднем плане. Дело в том, что в Йыхви и Кохтла-Ярве существует очень редкий для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Зздесь она ходит по наиболее населенной части агломерации и соединяет Йыхви с главной частью Кохтла-Ярве, о которой рассказано в предыдущем посте, по пути проезжая поселок Кукрузе. Проезд стоит 80 центов, оплата водителю при входе. Еще в Эстонии маршрутки ходят между Нарвой и Нарвой-Йыэсуу и больше нигде.


Вообще Йыхви показался самым благоустроенным городом Ида-Вирумаа. Но связывать это с меньшей долей русских в численности населения не стал бы. Кстати, городские власти в этих краях очень часто кивают как на пример ухоженности и чистоты на город Кингисепп Ленинградской области.
В целом, конечно, Йыхви - это все-таки еще русский Северо-Восток.


Но вернемся на Центральную площадь. Как вы думаете, сколько этому зданию лет? А оно, между прочим, уже при Хрущеве было построено, в 1954 году. В данный момент тут находится мэрия и администрация волости (это в Эстонии административно-территориальная единица второго порядка, соответствует нашему району).


Здесь же, на Центральной площади, стоит памятник генерал-майору Александеру Тыниссону. Он был одним из крупнейших военных деятелей эпохи т.н. Эстонской войны за независимость 1918-1920 гг., завершившейся подписанием Тартуского договора, по итогам которого Россия стала первой страной, признавшей Эстонию. Говорят, что во время "эпопеи" с Бронзовым солдатом этот памятник хотели снести. Не очень, правда, понятно, почему памятник Тыниссону стоит именно здесь, ведь с Йыхви этого человека ничто не связывает.


Этот дом, судя по всему, был построен как минимум в эпоху Первой Республики, а то и раньше.


А вот в этом здании, также расположенном на Keskvaljak, находится служба занятости. Учитывая, что половина площади перекопана, думается, что косметический ремонт в скором времени доберется и до него.


За мэрией находится небольшой сквер, в нем - кирха предположительно XIII века (Йыхви же впервые упоминается лишь в 1478 г.). Так или иначе, это крупнейшая односводчатая лютеранская церковь Эстонии - но много ли народу, учитывая национальный состав Йыхви (и тем более Кохтла-Ярве) сюда ездит?


Рядом - памятник погибшим в войну за независимость.

Есть здесь и микрорайон сталинок, напоминающий о том, что всего 20 с небольшим лет назад Йыхви был частью Кохтла-Ярве.


И без российских артистов, как и в Нарве и Кохтла-Ярве, тут не обходится.


Но, повторюсь, в целом город выглядит гораздо более "по-европейски" (в обывательском понимании), нежели его соседи. Вот таких улиц в каких-нибудь Нидерландах полным-полно (на фото - шоссе, ведущее в Кохтла-Ярве и на таллиннскую трассу).


Я намеревался дойти по этой улице до ближайшей остановки, чтобы сесть там на автобус до Кохтла-Ярве. И совершенно случайно набрел на уже упомянутую церковь Адвентистов седьмого дня. Разумеется, это направление протестантизма в Эстонии не то чтобы популярно (подавляющее большинство местных верующих протестантов - лютеране), но адвентистская церковь, если верить списку храмов в эстонской Википедии, есть едва ли не в каждом уезде.


Ее пастор, Виктор Ныммик, человек очень интересной судьбы. Родился в Казахстане, наполовину русский, эстонский же родитель оказался в Степи в связи с репрессиями. Потом обосновался в Вильянди, служил в Советской Армии. Свободно и без всякого акцента говорит по-русски. Рассказал, как с нуля создавал этот храм - разумеется, не без спонсорской помощи. Подтрунил над "русскостью" Нарвы - как-то раз пришлось ему покупать стройматериалы, и стоял выбор, ехать за ними в Раквере или Нарву. По словам Ныммика, в Раквере товар был "сделан по европейским стандартам", ну а в Нарве, мол...
Но это все мелочи. Главное, что при храме действует центр реабилитации для наркоманов и заключенных. Их исправляют и возвращают на путь истинный, разумеется, по-протестантски - трудом. Люди помогают строить храм (отделочные работы еще идут), и в обмен на это получают еду и ночлег. Конечно, не всем удается вернуться к нормальной жизни - кто-то, как парень, слова о котором я привел в предисловии, гибнет "на свободе" в первые же дни.

В отражении в стекле - супруга пастора Элеонора. Тоже абсолютно "мирская" по поведению и манере общения женщина, хотя, разумеется, глубоко верующая. Собственно, когда я подошел к необычному зданию, именно она открыла дверь и позвала меня внутрь, после чего провела по всем этажам и показала, как у них все обустроено. В том числе в этой комнате живут люди, которые проходят здесь реабилитацию.


Вот так выглядит главный зал храма. Заполняется он не до конца - паства по объективным причинам не очень большая. Обратите внимание на белый экран - презентации часто используются во время богослужению, и вообще пастор считает, что все здесь должно быть оснащено по последнему слову техники.


На первом этаже находится кухня, куда может прийти любой человек. Мне еды, но я (несмотря на то, что есть очень хотелось) лишь выпил чая с печеньками - все-таки там живут люди, которым "серьезная" еда гораздо нужнее, чем мне.


До чего же все-таки интересно было слушать пастора. Кстати, каких-то проповедей, попыток "обратить меня в свою веру" я от него не услышал. Так, скорее просто беседа "за жизнь" вышла. Коснулся он и темы РПЦ, но не стал слишком увлекаться ее обличением - просто мимоходом упрекнул за слишком сильный, по его мнению, симбиоз с государством.
Мы общались минут 40. Могли бы и дольше, но ему нужно было ехать в колонию, где он периодически общается с заключенными.

Ну а я пошел на автобус и уехал в Кохтла-Ярве.

Полезная информация для туристов о Кохтла-Ярве в Эстонии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Город Кохтла-Ярве совсем молодой, он образовался 15 июня 1946 года. Однако, несмотря на свой юный возраст, входит в пятерку крупнейших городов Эстонии. Поселение на месте нынешнего города существовало много веков назад. Первое документальное упоминание о деревне Ярве датируется 1241 годом.

Местным жителям было известно о том, что сланец может гореть. Существует несколько легенд о том, как люди заметили это необычное свойство камня. По одной из них, пастухи, разжигая костры, выкладывали кольцо из камней вокруг огня. Обычно им попадался известняк, но однажды они воспользовались желтовато-коричневатыми камнями и были очень удивлены, увидев, как эти камни пылают вместе с дровами. Согласно другой легенде, некий человек построил себе баню из сланца. Стоило её затопить, как её стены, к огромному удивлению крестьянина и соседей, загорелись. Долгое время полезное свойство сланца не находило своего применения. Люди в большей мере пользовались дровами, сланец не очень нравился крестьянам, так как при горении выделялось много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались лишь в 20 веке, когда проведенные исследования показали ценность этого полезного ископаемого, которое, как оказалось, может использоваться не только в качестве топлива, но и как сырье для химической промышленности. В 1919 году в Эстонии было создано объединение "Государственная сланцевая промышленность". Сланец добывался не только под землей в шахтах, но и открытым способом – на сланцевых разрезах. Вскоре был построен завод по производству сланцевого масла. Так, постепенно, рядом с шахтами стал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве, который в середине 20 века получил статус города.

Город занимает выгодное расположение: рядом с железнодорожными путями из Таллинна в Санкт-Петербург, и поблизости от морского порта в Силламяэ. Кохтла-Ярве является промышленным городом и играет значительную роль в эстонской экономике. 95 % электроэнергии в Эстонии получено за счет сжигания сланца, добытого в этом городе. Кроме этого, большое развитие получили промышленные отрасли, не связанные с добычей сланца. К ним относятся производство строительных материалов, металлообработка, швейное производство.

Однако столь развитая промышленность не является показателем того, что другим важным сферам жизни не уделяется должного внимания. Культурная жизнь города Кохтла-Ярве многообразна и активна, сильны здесь и спортивные традиции. Муниципальная система образования находится на высоком уровне, об этом свидетельствует высокий процент выпускников гимназий города, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения Эстонии и за рубежом.

Любителям активного отдыха в городе будет чем заняться. Можно поиграть в пейнтбол. Игра проводится на двух площадках. Одна из них находится на территории бывшего завода Алгоритм в черте города Кохтла-Ярве. Вторая площадка располагается в лесу волости Иллука, в 15 км от города. Там оборудованы окопы и различные деревянные укрепления, рядом находится озеро и место для пикника.

В городе можно совершить конную прогулку, воспользовавшись услугами конного клуба, либо принять участие в пеших прогулках по различным маршрутам. В 2003 году начал свою работу Зимний Центр Кохтла-Ярве, который предлагает многочисленные возможности для активного отдыха в зимнее время: сноуборд, лыжи.

Для любителей экскурсий можно предложить к посещению Шахтерский парк-музей в Кохтла, который находится в поселке Кохтла-Нымме неподалеку от Кохтла-Ярве. Во время экскурсии, длящейся около 1,5 часов, вы побываете в настоящей шахте, прокатитесь на подземном поезде, на котором когда-то ездили шахтеры, узнаете о том, как и с помощью каких инструментов и машин добывали сланец.

В самом Кохтла-Ярве находится музей сланца, который был открыт в 1966 году. С октября 2006 года музей делится на 5 частей. Теперь здесь находятся не только экспонаты, связанные с историей добычи и использования сланца, но и проводятся различные художественные выставки.

В окрестностях города располагается самый высокий водопад в Эстонии – Валасте. Его высота составляет 30, 5 метров. Особенно красивым это место становится весной, во время активного таяния снегов, а также зимой, когда водопад замерзает, образуя фантастические узоры.

История

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius) . Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus) , а Сомпа - в 1420 году (Soenpe) .

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец - это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены - к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов - Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала) . Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части - то есть оба на территории Кохтла-Ярве, - могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

Население

В Кохтла-Ярве немногим менее 50 тыс. жителей. Наиболее крупные части города - Ярвеская (около 23 тыс. жителей) и Ахтмеская (примерно 21,5 тыс. жителей) . Далее следуют Сомпа и Ору (около 2.000 жителей в каждой из частей) , Вийвиконна (900 жителей) и Кукрузе (750 жителей) .

Из числа горожан примерно 14 700 человек - пенсионеры. В городе проживают представители почти четырех десятков национальностей. Приблизительно четыре пятых - русские и русскоговорящие жители, пятая часть населения представлена эстонцами. Таким образом, город, как и соседние Нарва, Йыхви и Силламяэ является преимущественно русскоязычным.

Экономика

Важнейшие области деятельности связаны со сланцем. К числу крупных предприятий относятся шахты (всего есть 2 шахты и 3 карьера) , ими управляет АО «Ээсти Пылевкиви»; ведущим предприятием в области сланцевой химии является АО «Виру Кеэмиа-Групп», химическое предприятие «Нитроферт», специализирующееся на производстве азотных удобрений и являющееся дочерним прндприятием российского «Газпрома». На сланце базируется также местное энергетическое хозяйство - тепловые электростанции, обеспечивающие город теплом, работают на сланце.

Музей сланца

В западном индустриальном пригороде Кохтла-Номме находится один из самых необычных музеев в регионе - Музей сланца. Промышленный профиль региона отражен в этом уникальном музее - с тоннелями, миниатюрными шахтными поездами и действующими механизмами. Горючий сланец, обогащенный парафином, до недавних пор широко использовался в качестве домашнего и промышленного топлива и был главным фактором загрязнения окружающей среды. Зимой посетители могут покататься на лыжах с благоустроенных терриконов, а летом - взять напрокат велосипед.