Ямал спг акционеры. Вакансии на Ямал СПГ. Работа вахтой на Сабетте

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.

Как и планировалось по графику в 2017 году, в начале декабря произошло знаковое событие, первый сжиженный газ от ОАО "Ямал СПГ" был отгружен на материк. Кнопку начала отгрузки газа нажал главный инициатор и вдохновитель этого масштабного проекта - наш президент Путин В.В. Не все верили в эту затею, но были люди, которые рискнули, и в итоге выиграли - так и сказал на итоговой конференции Владимир Владимирович.

и отзывы о "Ямал СПГ" специалистов

В декабре 2017 года запущена первая очередь строительства завода, еще по одной очереди будет запущено оно в 2018 и 2019 годах. После этого будет построена четвертая - полностью на российских технологиях. По оценкам экспертов, спрос на газ в мире будет только расти, и через 20 лет потребление вырастет, ориентировочно, на 40 %, а конкретно СПГ - на 70 %. Интерес к сжиженному газу настолько велик, что на запуск первой очереди прилетел шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Что может заинтересовать компанию из Саудовской Аравии, основного поставщика газа в мире на севере России? Конечно, наш следующий возможный газовый проект в арктических широтах "Арктик СПГ-2". Саудиты не скрывают своего интереса в сотрудничестве по финансированию и освоению месторождения. Запуск дорогостоящего, уникального комплекса в местечке Яр-Сале на Ямале - эпохальное событие в мировом масштабе. Не секрет, что наша страна, наши стратегические нефтяные и газовые компании подвергнуты санкциям, в том числе, на технологии и поставку оборудования. Тем более ценно, что в таких жестких условиях первая очередь проекта была выполнена в срок и, что удивительно для нашей страны, первоначальная сметная стоимость не была превышена. Это вызвало массу одобрительных отзывов о "Ямал СПГ". Кстати, американцы аналогичный проект на Аляске пока не смогли запустить.

История ОАО "Ямал СПГ"

Ямал и прилегающие к нему территории по разведанным запасам газа занимает лидирующие позиции в России. На сегодня более 20 % российского газа находится на Ямале, так что местным месторождениям уготовано быть основной территорий по добыче этого топлива. 12 лет назад создано ОАО "Ямал СПГ", где акционерами стали компания "Новатэк" - 60 % акций, Total - 20 % акций и CNPC - 20 % акций. Недавно "Новатэк" продал 9,9 % акций Фонду "Шелковый путь", но контрольный пакет акций 50,1 % сохранил. Основное строительство развернулось в 2012 году. Суммарный объем инвестиций на все три очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

Технологии интегрированной схемы по добыче, сжижению и реализации газа

Подрядчиками "Ямал СПГ" был реализован комплексный подход к проекту российской газодобывающей компании. В Сабетта, крохотном поселении местного народа ненцев, первые вахтовики появились еще в 1980 году. Но развитие поселок и прилегающие территории получили только с освоением проекта. Начали строить морской порт, завод по сжижению газа, современный и сам поселок Сабетта, где уже проживает более 20 тысяч человек.

Газ из скважин по трубам, проложенным над землей, поступает на завод по сжижению газа. На заводе из газа отделяют газовый конденсат (жидкие примеси), метанол и другие посторонние фракции. Очищенный, идеально сухой газ идет на сжижение и потом по трубам в хранилища, в резервуары. Их здесь четыре по 160000 кубических метров. Сердцем каждой очереди завода является криогенная установка (она непосредственно сжижает газ) - сложнейшее оборудование, одних труб в ней более 40 километров. Газовый конденсат тоже находит свое применение, его направляют в специальные емкости и соответствующие танкеры транспортируют конденсат потребителям.

Морской порт компании "Ямал СПГ"

Для отгрузки сжиженного газа выстроен уникальный морской порт Сабетта. Он является ключевым звеном технологической цепочки и основной базой транспортного узла по освоению нефтегазовых месторождений Ямала и Обской губы. Порт уже сейчас обеспечил навигацию по круглый год. Порт компании "Ямал СПГ" Сабетта - это ворота в Арктику, это ключевое звено в строительстве возводимого объекта.

Транспортировка сжиженного природного газа

По отзывам, "Ямал СПГ" при выходе на проектную мощность должен отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн каждая очередь). Для транспортировки таких внушительных объемов газа будет создан целый флот уникальных судов из пятнадцати специально спроектированных танкеров усиленного ледокольного типа, вместимостью 173000 кубических метров каждый. Контракт на поставку газовозов стоимостью более 5 млрд долларов заключен с судостроителями из Южной Кореи. Головной танкер, который уже загрузился и ушел к заказчикам, носит имя Кристофа де Манжени - имя президента компании Total, трагически погибшего в 2014 году. Во многом это заслуга президента компании - в том, что, несмотря на санкции, французская Total осталась в проекте. Их знания, опыт и технологии очень важны в строительстве. По плану, в конце 2018 года ежемесячно должно загружаться десять газовозов. Время погрузки одного судна составляет около 20 часов.

Основные потребители

По контракту, часть газа будет закупаться учредителями акционерного общества - компаниями Total и CNPC. Среди покупателей: "дочка" Газпрома, сингапурские, испанские, английские, индийские, французские компании. Причем 96 % процентов будущих поставок уже законтрактованы и, известно, что 70-80 % сжиженного газа будет уходить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока Россия имеет в рамках мировой торговли СПГ небольшую долю. Но, если все намеченные проекты реализуются, мы станем заметным игроком на рынке, и с нами будут считаться. До уровня крупнейшего в мире поставщика СПГ - Катара, мы не дотянемся, но стать одним из мировых лидеров вполне по силам. Президент компании "Новатэк" заявил, что запуск "Арктик СПГ-2" в 2022-2023 годах реален.

Арктические месторождения стимулируют развитие России

По мнению экспертов, освоение месторождений полуострова Ямал, Обской губы, будет являться драйвером роста экономики России. Как в XIX веке Менделеев сказал: "Богатство России будет прирастать Сибирью", так теперь богатство нашей страны будет прирастать Арктикой. Ведь для освоения этих территорий потребуются научные исследования и технологии от многих НИИ по всей стране, заказами будут загружено множество предприятий и компаний России. Тем более в условиях санкций происходит вынужденное импортозамещение, что в конечном счете оборачивается нам во благо.

Специальные технологии строительства

Этапы строительства завода "Ямал СПГ" показывают, что, несмотря на то, что санкции, безусловно, сказываются на финансировании и технологическом обеспечении, Россия нашла альтернативное финансирование и смогла самостоятельно создать необходимое оборудование. Для того чтобы смонтировать и запустить завод в условиях вечной мерзлоты, требуются уникальные технологии. Даже привлеченные иностранные специалисты по строительству подобных проектов часто не в силах были помочь. Завод монтируется из гигантских модулей, их более 300 штук. Модули создаются на материке, вес их достигает десятков и сотен тонн. Эти суперблоки перевозятся специальными судами, для выгрузки создан сверхпрочный причал, выдерживающий нагрузку более 10 тонн на 1 кв. метр. Из модулей на месте монтируется завод. Из-за вечной мерзлоты весь монтаж модулей производится на площадках, установленных на сваях, уходящих вниз на десятки метров.

Так как на Ямале нет связи с большой землей, кроме как по морю и воздуху, все здесь автономно. Должна быть собственная генерация энергии и тепла. В стадии строительства находится ГТЭС мощностью 370 мВт электроэнергии и 150 мВт тепловой энергии. Даже поезда, которые вскоре пойдут по железной дороге до Сабетты, будут единственными в мире, использующими в качестве топлива СПГ.

Сабетта - поселок вахтовиков

Сегодня по численности населения и условиям проживания Сабетта - уже не поселок, а город. Изначально название поселения было Сабета (с одним "т"), потом как-то итальянонизировалось. В 90-е годы, когда количество буровых и геологоразведывательных работ сильно сократилось, население поселка упало до нескольких десятков человек. Но с 2012 года, с началом строительства Ямальского проекта, пошел бурный рост населения, и поселок превратился в город. В условиях вечной мерзлоты созданы достойные условия для работы и отдыха работников газодобывающей компании. Большинство проживающих здесь работают вахтовым методом, и условия жизни специфичны: работа-дом, работа-дом. Дом - это общежития с комнатами на 4-8 человек. Условия жизни достойные, просторные столовые, большие спортивные и тренажерные залы для тех, у кого остались силы после напряженной смены. Для всех строгий сухой закон, нарушил - "до свидания", на материк.

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

События, происходящие сейчас на Ямале, бывают раз в сто лет. Значимость развития проекта сравнима с освоением Западной Сибири 50-60 лет назад. Надо учитывать все возрастающую роль СПГ в газовом балансе мира. В связи с тем, что самые быстрорастущие рынки находятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, организовать в эти страны поставки газа по трубам часто просто невозможно. По оценкам экспертов, если все намеченные нашими газодобытчиками планы осуществятся, к 2030 году доля рынка мирового СПГ у России может достичь 15 %. А все Ямальские месторождения могут выйти на объемы 70 млн тонн сжиженного газа. Даже сейчас отзывы о Ямал СПГ - самые восторженные. по проекту через несколько лет выйдет на грузооборот 30 млн тонн. Уже сегодня, благодаря постройке круглогодичного порта на Ямале, объем перевозок по северному морскому пути вырос в два раза. Кроме продукции газовой отрасли порт будет обрабатывать и другие грузы, необходимые для северных территорий. Безусловно, он будет задействован и в интересах министерства обороны России, т. е. имеет стратегическое значение.

Вакансии вахтой

Завод "Ямал СПГ" развивается и, естественно, требуются специалисты на возводимом производстве. Требуются инженеры, рабочие, операторы самых разных специальностей. Заработная плата начинается от 85000 рублей, для ведущих специалистов - в 2-3 раза больше. Контакты "Ямал СПГ": Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале.

На полуострове Ямал активно формируется новый центр газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития газовой отрасли России. На Ямале будет производиться до 360 млрд куб. м голубого топлива.

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

  • Бованенковское , Харасавэйское стабильного конденсата в год.
  • Тамбейская промышленная зона

    Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.
  • Южная промышленная зона

    Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.
  • Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».
  • Инфраструктура

    Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Количество месторождений — 32.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата, 300 млн тонн нефти.

Видео о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Добыча на Ямале:

В 2017 году — 82,8 млрд куб. м газа.

В перспективе — до 360 млрд куб. м газа в год.

Структура мегапроекта

Бованенковская промышленная зона

Обладает основным добычным потенциалом и включает три месторождения — Бованенковское , Харасавэйское , Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). Валовая добыча здесь оценивается в 217 млрд куб. м газа и 4 млн тонн стабильного конденсата в год.

Тамбейская промышленная зона

Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.

Южная промышленная зона

Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.

Система транспортировки углеводородов

Для вывода газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Инфраструктура

Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным ямальским месторождением по разведанным запасам газа является Бованенковское. Первоочередной объект освоения — сеноман-аптские залежи. В 2012 году на месторождении был введен в эксплуатацию первый газовый промысел (ГП-2) , в 2014 году — второй (ГП-1), в 2018 году — третий (ГП-3). Суммарная проектная производительность трех промыслов — 115 млрд куб. м газа в год. В перспективе с вводом в разработку неоком-юрских залежей проектная производительность Бованенковского месторождения увеличится до 140 млрд куб. м газа в год.

В 2012 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково — Ухта », в начале 2017 года — газопровод «Бованенково — Ухта — 2».

(генеральный директор), Картрон Янн (директор проекта)

Сайт

История

В сентябре 2013 года НОВАТЭК и CNPC подписали обязывающее соглашение о вхождении китайской компании в проект путём продажи CNPC 20 % «Ямал СПГ».

В ноябре 2013 года в СМИ появилась информация, что в перспективе НОВАТЭК планирует оставить за собой в проекте лишь контрольный пакет, а оставшиеся 10 % - 1 акция разделить между консорциумами японских и индийских компаний .

В январе 2014 года НОВАТЭК закрыл сделку по продаже 20 % ОАО «Ямал СПГ» дочернему обществу CNPC – компании CNODC . Сумма сделки не раскрывается, однако по данным СМИ стоимость пакета по состоянию на сентябрь 2013 года составляла $1 млрд .

В декабре 2015 "Новатэк" и китайский Фонд "Шелкового пути" (Silk Road Fund Co Ltd., SRF) подписали договор купли-продажи 9,9% акций проекта "Ямал СПГ"

Деятельность

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд кубометров. Первая линия по производству СПГ в рамках проекта должна быть запущена в 2017 году .

Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта , а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути .

Основные инвестиции

Подрядчиком по строительству производственных объектов является «Yamgaz SNC» совместное предприятие фирм «Technip» и «JGC Corporation» , в рамках подряда подписан контракт с «Offshore Oil Engineering» на поставку оборудования по сжижения природного газа на сумму 1,6 млрд долларов, так же заказано основное турбокомпрессорное оборудование фирмы « » на 600 млн долл, основное технологическое оборудование фирмы «Air Products». Подрядчик строительства электростанции «Технопромэкспорт» закупит оборудование у «Siemens ». Танкеры будут построены на верфях «Teekay» (на сумму 2,8 млрд долл), «DSME» (на сумму 367 млн долл) и «Mitsui OSK Lines». Основным подрядчиком по строительству скважин является компания ЗАО «Инвестгеосервис ». Договор подряда предусматривает строительство более 100 скв. «под ключ». на 2013-2021 гг. В 2015 г. на месторождении уже работали три уникальные буровые установки «Арктика» грузоподъёмностью 400 т, разработанные ЗАО «Инвестгеосервис» совместно с «Уралмаш» специально для реализации проекта по строительству скважин на Южно-Тамбейском месторождении.

Напишите отзыв о статье "Ямал СПГ"

Примечания

Ссылки

- официальный сайт Ямал СПГ

Отрывок, характеризующий Ямал СПГ

– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.
– А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин, в то время как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.