Бой у мыса сарыч. Странный бой у мыса сарыч Как целый флот проиграл одному крейсеру


Бой у мыса Теулада

Шанс поквитаться за Таранто представился итальянскому флоту уже в конце ноября. Успех предыдущих операций побудил англичан провести конвой непосредственно из Гибралтара в Александрию. До мыса Бон его должно было сопровождать Соединение "Н" адмирала Сомервилла (линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройял", 4 легких крейсера, 10 эсминцев), а в районе Мальты встретить главные силы Средиземноморского флота. Соединение "D" в составе линкора "Рэмиллис", 3 крейсеров и 5 эсминцев должно было проследовать Тунисским проливом в западном направлении на соединение с кораблями Сомервилла.

Итальянские подводные лодки засекли выход британских кораблей из Гибралтара 25 ноября, на следующий день южнее Крита они обнаружили александрийскую эскадру. Ввиду малочисленности собственных линкоров и изменившегося места базирования, Супермарина решила нанести удар в Западном Средиземноморье. Выделенные для этой цели силы включали линкоры "Витторио Венето" (флаг адмирала Кампиони) и "Джулио Чезаре", тяжелые крейсера "Пола" (флаг вице-адмирала Якино), "Фиуме" (флаг контр-адмирала Маттеуччи), "Гориция", "Триест" (флаг контр-адмирала Сансонетти), "Тренто", "Больцано" и 14 эскадренных миноносцев. В полдень 26 ноября эти силы вышли из Неаполя и Мессины и, соединившись около 18.00, пошли на запад, рассчитывая утром следующих суток встретиться с неприятелем южнее Сардинии. В Тунисском проливе ночью развертывались торпедные катера и миноносцы, один из которых - "Сирио" - обнаружил проход отряда "Рэ-миллиса" и дал по нему безрезультатный торпедный залп.

С рассветом 27 ноября итальянцы организовали поиски противника посредством бортовых гидросамолетов (в частности, "Гориция" выпустила все три своих машины), но первый контакт был установлен лишь в 9.45 самолетом с крейсера "Фиуме". Спустя 20 минут находившийся на борту "Полы" Якино получил сведения об обнаружении 1 линкора, 2 крейсеров и 4 эсминцев в 135 милях юго-западнее м. Спартивенто. Итальянцы были полны решимости разгромить уступавшее им по силам британское соединение, и в 11.28 легли на пересечный курс на скорости 18 уз. В это время Якино с тремя крейсерами 1-й дивизии находился в 30 милях южнее м. Теулада, три крейсера Сансонетти - немного южнее, линкоры Кампиони - в 12 милях к северу от крейсеров. Полчаса спустя поступило отрезвляющее донесение - британские силы открылись перед разведчиком с крейсера "Больцано" во всей полноте, причем определяя состав британской эскадры, экипаж самолета, несколько переусердствовал, насчитав под собою три линейных корабля вместо двух (в 11.30 к Сомервиллу присоединилось Соединение "D"), а их координаты были определены намного ближе. Реакция итальянского командующего не заставила себя ждать. Принимая во внимание инструкцию Супермарины не вступать в бой с превосходящим противником, а также особо опасаться атак британских палубных торпедоносцев, он принял решение прекратить операцию. В 12.07 флагманский "Венето" просигналил: "Всем кораблям курс 90". Противников разделяло всего 15 миль, поэтому бой между крейсерскими отрядами казался неминуем. В это время боевой порядок англичан был следующим: в 8 милях впереди "Ринауна" двигалась завеса крейсеров ("Манчестер", "Саутгемптон", "Шеффилд", "Беруик", "Ньюкасл"), чуть позади - девять эсминцев; замыкал построение тихоходный "Рэмиллис". Остальные корабли, включая "Арк Ройял", находились южнее и прикрывали конвой, замеченный разведчиком с "Гориции" лишь в 11.55. Итальянские тяжелые крейсера двигались в строю двух кильватерных колонн, из которых ближе к неприятелю была 3-я дивизия Сансонетти, а в нескольких милях восточнее - 1-я дивизия Маттеуччи.

В 12.16 наблюдатели "Полы" по пеленгу 200° обнаружили тяжелый крейсер типа "Кент". Это был "Беруик" - единственный британский крейсер с 203-мм орудиями. В нарушение приказа не вступать в бой в 12.20 дивизия Маттеуччи открыла огонь с дистанции 110 кбт. Спустя несколько минут заговорили орудия крейсеров Сансонетти. Несмотря на то, что солнце, стоявшее на юге высоко в зените, слепило глаза итальянским наводчикам, их стрельба была довольно точной. Первые два залпа легли всего в 90 м от "Манчестера". В 12.22 "Беруик" получил попадание в район башни "Y", потеряв 7 человек убитыми, а через 15 минут - еще одно. Британские крейсера также ввели в действие свою артиллерию, сконцентрировав огонь на ближайших "Фиуме" и "Тренто". В 12.24 в перестрелку вступил "Ринаун". Его залпы с дистанции 130 кбт ложились близко, однако через 10 минут все главные цели скрылись в дыму. "Рэмиллис" успел дать два залпа с предельной для своих орудий дистанции.

Британские крейсера преследовали неприятеля, но начало сказываться превосходство итальянцев в скорости. Согласно отчету Якино, "Пола" развила целых 34 уз.! 3-я дивизия отвернула на север и довольно скоро стала недосягаема для британских орудий, однако один из сопровождавших ее эсминцев - "Ланчиере" - получил два попадания шестидюймовых снарядов с "Манчестера", в результате чего лишился хода, но был взят на буксир эсминцем "Аскари". В 12.42 англичане перенесли огонь на крейсера 1-й дивизии, отход которой задерживал "Фиуме", не способный развить полной скорости из-за поломки машины. Его командир потребовал от эсминцев сопровождения поставить дымовую завесу, и пелена дыма укрыла его. Итальянцы сразу отметили, что эффективность и меткость огня противника заметно упали. Не дала результата и предпринятая около 12.40 атака торпедоносцев с "Арк Ройяла", выбравших в качестве мишени "Фиуме" и флагманский "Венето". Самолеты выходили на цель разрозненно, позволяя кораблям легко уклоняться от торпед.

Между тем, около 13 часов на сцене появились итальянские линкоры. В надежде увлечь их за собой и затем навести на свои линкоры, британские крейсера изменили курс на юго-восточный, но Кампиони не стал их преследовать, продолжая отходить на скорости 25 уз. Маневр привел только лишь к увеличению дальности между противниками. Попытка англичан возобновить преследование была пресечена несколькими залпами "Витторио Венето". Дистанция между противниками быстро увеличивалась, и в 13.18 бой прекратился. У итальянцев оставался еще поврежденный "Ланчиере", следовавший на буксире у "Аскари". В 13.26 Сансонетти запросил у Якино разрешение вернуться со своими крейсерами, чтобы прикрыть и увести подранка. В течение 20 минут, пока не стало ясно, что эсминцам ничего не угрожает, 3-я дивизия следовала между ними и вероятным местонахождением противника. В итоге "Ланчиере", пережив еще одну атаку британских самолетов, благополучно добрался до Кальяри. Готовность адмирала Якино послать дивизию крейсеров на помощь поврежденному эсминцу принесла ему уважение итальянских моряков, но уже в следующем сражении подобная гуманность обернулась трагедией.

В целом бой стал крупным провалом итальянцев. Строго следуя инструкциям Супермарины не рисковать и не вступать в бой, если только противник явно не уступает в силах, адмирал Кампиони не пытался реализовать численное преимущество или превосходство в тяжелых крейсерах. Теоретически, их главный калибр представлял угрозу для горизонтальной брони британских линкоров, но для этого нужно было вести стрельбу на дистанции не менее 140 кбт, а на таких расстояниях, учитывая качество приборов управления огнем того времени и свойственный итальянской артиллерии большой разброс снарядов, попадание могло быть разве что случайным*. Линкору это не сулило тяжелых повреждений, а вот для крейсера даже случайное попадание 381-мм снаряда могло иметь роковые последствия. Таким образом, хотя в бою у мыса Теулада итальянские тяжелые крейсера сыграли более весомую роль, чем несколькими месяцами ранее у Пунта-Стило, достигнутые результаты снова нельзя назвать впечатляющими.

Корабли неприятеля возникли совсем неожиданно. Сначала об их появлении сообщил крейсер “Алмаз”, а несколько минут спустя их заметили и на флагманском линкоре “Евстафий”. Сомнений не оставалось: вынырнувшие из плотной пелены тумана силуэты принадлежали линейному крейсеру “Гебен” и легкому крейсеру “Бреслау”, недавно формально проданным Германией Турции и получившим новые названия “Султан Явуз Селим” и “Мидилли”. Дистанция до противника составляла всего лишь 38 кабельтовых, и державший флаг на “ Евстафий” командующий флотом вице-адмирал А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.

И тут произошло нечто невероятное. С первого же залпа русские комендоры накрыли “Гебен”, и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разорвался внутри кормового каземата левого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считавшиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью поражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого никак не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.

В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за “Евстафием” русским линкорам “Иоанн Златоуст”, “Пантелеймон”, “Три Святителя” и “Ростислав”. Но и огня одного корабля оказалось достаточно, чтобы неприятель понял: перед ним уже не тот противник, что противостоял Японии десять лет назад. Урок Цусимы для русских моряков не прошел бесследно, и через 14 минут после начала боя “Гебен”, получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), воспользовался своим преимуществом в скорости хода и исчез в тумане.

Поединок со старым линкором обошелся ему дорого. Данные о потерях в его экипаже противоречивы; по наиболее авторитетным источникам, они составили 112 человек (а по другим данным, даже 172 человека: 115 убитыми и 57 ранеными). То есть за 14 минут боя новейший немецкий линейный крейсер понес потери больше, чем русский броненосец “Орел” за 5 часов Цусимского сражения!

Справедливости ради следует отметить, что и “”Евстафию" в тот пасмурный день 17 ноября 1914 года пришлось несладко. Из 19 выпущенных “Гебеном" 280-мм снарядов четыре (21%) поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. “Евстафий” потерял 58 человек команды —33 убитыми и 25 ранеными, что для столь скоротечного боя тоже чрезвычайно много. Все это лишний раз доказывало: вступать в поединок с новейшими дредноутами линкорам-старикам крайне рискованно. Однако другого выхода у русского командования не было: к началу первой мировой войны линкоры типа “Императрица Мария” еще только строились, и основной боевой силой на черноморском театре являлась бригада из четырех устаревших линейных кораблей. Хотя последние были довольно близки по типу, их ввод в строй растянулся по времени аж на 16 лет...

Линейный корабль “Евстафий”, Россия, 1911 г.

Заложен в 1904 г., спущен на воду в 1906 г.
Водоизмещение фактическое 13840 т, длина по ВЛ 114,9 м, ширина 22,5 м, осадка 8,2 м. Мощность машин 10 680 л. с., скорость 16,2 уз.
Броня (крупповская): пояс 229 - 203 мм, казематы 152 - 127 мм, башни 254 мм, палуба 76 - 38 мм, рубка 229 мм.
Вооружение: четыре 305-мм, четыре 203-мм, двенадцать 152-мм и шестнадцать 75-мм орудий, десять 47-мм пушек Гочкиса, две 63-мм десантные пушки Барановского, 6 пулеметов, 2 торпедных аппарата.
Всего в Николаеве и Севастополе построено 2 единицы: “Евстафий” и “Иоанн Златоуст” (оба — 1911 г.).

Линейный крейсер "Гебен".

Водоизмещение нормальное 22 979 т, полное 25400 т. Длина по ватерлинии 186 м, наибольшая длина 186,6 м, ширина 29,4 м (с учетом противоминных сетей 29,96 м), осадка 8,77 м (нос) и 9,19 м (корма), средняя осадка 9,0 м, высота борта по мидель-шпангоуту 14,08 м.
Артиллерия главного калибра - 5 x 2 x 280/50-мм орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до 13.5°, дальность стрельбы - 18,1 мили. Башни главного калибра размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта - в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас - по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий - электрический.

Артиллерия среднего калибра - 10 150/45-мм орудий. Боезапас 1800 снарядов, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия - 12 88/45-мм орудий. Боезапас 3000 снарядов.
Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба - 50 мм, башни 250-203 мм, борт 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) 0 - 100 - 279 - 190 - 100 мм, цитадели - 200 мм, казематы - 150 мм, переборка противоторпедной защиты - 50 мм (в верхней части 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра - 255 мм, башни главного калибра - 90/230 мм (амбразуры - 70мм), башни среднего калибра - 150 мм (амбразуры - 70мм), орудийные бронещиты - 70мм. Бронирование боевых рубок: носовая - крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая - 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб - 150 мм

Бой у Нордкапа

ТВД Северный Ледовитый океан
Место мыс Нордкап, Норвегия
Период Вторая Мировая война
Характер сражения Крупное сражение
Дата 26 декабря 1943
Итог Победа Великобритании

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Бой у Нордкапа (26 декабря 1943 года) - морской бой у мыса Нордкап во время Второй мировой войны, в котором корабли ВМС Великобритании потопили немецкий линкор Scharnhorst . Этот бой считается самым северным морским сражением в истории.

Предыстория

Адмирал Брюс Фрэзер на борту линкора Duke of York , Гуам, 1945 год.

Контр-адмирал Эрих Бей

Утром 25 декабря 1943 года немецкая подводная лодка U-601 и самолет Dornier Do.18 установили точные координаты двух арктических конвоев JW-55B , состоявший из 19 транспортов под охраной 10 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков, и шедшего ему навстречу RA-55A , который состоял из 22 транспортов, прикрываемых 10 эсминцами и крейсерами Norfolk , Sheffield и Belfast . Эскорт RA-55A находился под командование контр-адмирала Роберта Барнетта, который подозревал, что после относительно спокойных переходов предыдущих конвоев, JW-55B и RA-55A могут подвергнуться серьёзной атаке. Предчувствие оказалось верным, и 25 декабря командующий военно-морским флотом нацистской Германии, гросс-адмирал Дёниц отдал приказ контр-адмиралу Эриху Бею атаковать конвой JW-55B . Операции было присвоено имя Ostfront (в переводе с нем. - «Восточный фронт»), что должно было подчеркнуть важность для сухопутных сил Германии уничтожения конвоя с грузом, направляющимся в СССР.

Согласно приказу, адмиралу Бею необходимо было сняться с якоря 25 декабря в 17:00 и в сопровождении 4 флотилии эсминцев пойти на перехват конвою, что не представлялось возможным, так как Бей ещё должен был перейти с линкора Tirpitz на Scharnhorst . Об этом командир флотилии эсминцев Рольф Иоханесон записал в своём дневнике следующее:

Только в 19:00 Scharnhorst и эсминцы Z-29 , Z-30 , Z-33 , Z-34 и Z-38 снялись с якоря и вышли в море.
А в море в это время бушевал сильный шторм. В 21:16 адмирал Бей сообщал:

Можно сказать, что уже тогда адмирал Бей, да и командование Кригсмарине в Берлине понимали, что шансов на успех у этой операции в таких условиях крайне мало, но положительный результат был обещан самому Гитлеру, так что не оставалось другого варианта, как сделать всё возможное для успешного завершения операции. Ночью на Scharnhorst пришло сообщение, в котором говорилось, что если эсминцы не могут быть использованы из-за тяжелых погодных условий, линкор должен идти в атаку один. Пути назад не было.

В то время, когда адмирал Бей получил директиву всеми силами перехватить и уничтожить конвой, адмирал Брюс Фрэзер на борту линкора Duke of York в составе Соединения 2 получает из Лондона сообщение о выходе немецкого соединения в море и приказывает конвою JW-55B отклониться на север. С востока же всё ближе к точке перехвата Scharnhorst подходило Соединение 1 контр-адмирала Барнетта.

Ход сражения

Scharnhorst в 1939 году

HMS Belfast , 1942 год

Начало боя

Утром 26 декабря события начали разворачиваться не в пользу адмирала Бея. Вся операция готовилась в спешке, не было проведено совещание с капитанами эсминцев, средства связи оставляли желать лучшего. Все это привело к тому, что к утру эсминцы стали отдаляться от Scharnhorst и конвоя, забирая на запад. Scharnhorst остался один.

В 8:36 на экранах радиолокационных станций крейсеров Norfolk и Belfast был замечен сигнал на дистанции 32 километра - это был Scharnhorst , который находился между крейсерами и конвоем всего в часе хода до последнего. Но, к счастью для британцев, Scharnhorst двигался на юг, удаляясь от конвоя.

Немцы не подозревали, что уже были обнаружены: Бей приказал для большей скрытности выключить радары. В 9:24 Belfast выпустил осветительные снаряды, что оказалось полной неожиданность для немецкого экипажа. Следом за ним открыл огонь Norfolk : было произведено шесть полных бортовых залпов за 9 минут. Позже Дональд Бейн, капитан крейсера Norfolk , сказал:

За 10 минут, которые длилась перестрелка, Scharnhorst получил 3 попадания: в верхнюю палубу между палубной 150-мм установкой и торпедным аппаратом, в носовые дальномеры и в полубак. Scharnhorst вышел из боя и оторвался от английских крейсеров, чтобы вновь попытаться найти конвой.

Вторая атака английских крейсеров

В 12:04 на борту Belfast оператор радара снова обнаружил Scharnhorst на дистанции 24 километра. Это было облегчением для британского командования, которое боялось упустить немецкий линкор, поставив под угрозу конвой. Адмирал Фрэзер записал в своём дневнике:

Британские крейсеры ринулись в атаку и заняли позиции между немецким линкором и конвоем. Scharnhorst открыл по крейсерам ответный огонь. Первые серьезные попадания получил Norfolk : снаряд попал в кормовую башню и вывел её из строя. Персонал был в срочном порядке эвакуирован, а артиллерийский погреб залили водой. Второй снаряд попал в центральную часть корабля и вывел из строя почти всё радиолокационное оборудование корабля. В результате этих попаданий 7 матросов были убиты на месте, 5 ранены, двое из которых впоследствии скончались. Но разрушения, вызванные попаданиями Scharnhorst , никак не повлияли на боеспособность корабля. Со слов одного из членов аварийной команды, котельного машиниста Мота:

Следом был накрыт Sheffield , получив осколками повреждения внутреннего вала, что вызвало снижение скорости корабля до 22 узлов. После 20 минут сражения Scharnhorst , развив максимальную скорость, в очередной раз стал отрываться от крейсеров.
Учитывая огневую мощь Scharnhorst , он вполне мог бы расправиться с крейсерами Барнетта и продолжить свою охоту за конвоем. Но Бей решил, что важнее исполнить приказ Дёница и уничтожить конвой, не обращая внимания на вражеские крейсеры и эсминцы. Сам Дёниц отзывался об этой ситуации следующим образом:

Поиски немецких эсминцев также не дали результата. В 13:40 адмирал Бей отдал приказ эсминцам возвращаться домой. Таким образом, Scharnhorst оставался один, а ведь эсминцы могли поддержать его во время финального этапа сражения.

Заключительный этап

Адмирал Бей возвращался на базу, не ожидая больше никаких столкновений с противником. На самом же деле он шел прямо к кораблям Соединения 2 во главе с линкором Duke of York , а с севера его прeследовали три английских крейсера и эсминцы. Около четырёх часов дня крейсеру Norfolk пришлось замедлиться, чтобы потушить пожар, а затем и Sheffield сбавил скорость из-за поломки кронштейна левого внутреннего гребного вала. Belfast же продолжал преследование в сопровождении эсминцев. В 16:17 радары на Duke of York засекли Scharnhorst , а уже в 16:47 Belfast и Duke of York одновременно открыли огонь осветительными снарядами. Вид немецкого линкора в свете разорвавшихся снарядов поразил английских моряков. Из записок адмирала Фрэзера:

Орудия главного калибра Scharnhorst находились в походном положении, так что немецкий линкор не мог сразу открыть ответный огонь.
Первый же залп Duke of York уничтожил носовую башню Scharnhorst , а возникший пожар на время вывел из строя вторую башню. Пытаясь спастись и уйти от английских кораблей, адмирал Бей отдал команду повернуть на восток. Преследовавшие Scharnhorst крейсеры и линкор наносили немцам всё новые и новые повреждения. Немецкие 283-мм снаряды были не в состоянии пробить толстую броню английского линкора, но все же осколками была повреждена фок-мачта и распорка грот-мачты . В 18:24 на Duke of York снарядом была повреждена радарная система управления огнём и, так как Scharnhorst уже оторвался от неприятеля на 19,5 километров, английскому линкору пришлось прекратить огонь. Через некоторое время лейтенант Бейтс, взобравшись на мачту, починил перебитый кабель между экраном радара и антенной. Scharnhorst , казалось бы, в очередной раз почти смог уйти от погони, но последний залп Duke of York нанёс смертельный удар немецкому линкору. Снаряд попал в котельное отделение № 1, разорвав множество паропроводов, идущих к турбине. Скорость линкора резко упала. Стало ясно, что корабль обречен. В 18:25 адмирал Бей отправил радиограмму на имя Гитлера:
В это время адмирал Фрэзер уже теряет надежду настичь Scharnhorst и отправляет Барнетту на Belfast радиограмму:

Но, как было описано выше, удача отвернулась от немцев, и это заметили в штурманской рубке: корабли стали идти на сближение. Тогда Фрэзер отменил свой последний приказ и решил идти прямо на Scharnhorst .

В 18:50 английские эсминцы стали приближаться к Scharnhorst . Эсминцы Scorpion и Stord с минутным интервалом выпустили по линкору 8 торпед. Scharnhorst попытался увернуться от торпед и резко повернул вправо, но 3 из них всё же достигли цели. Благодаря этому повороту эсминцы Savage и Saumarez смогли выпустить линкору в борт свои торпеды. В ходе этой атаки Saumarez получил серьёзные повреждения. Снаряды пробили директор и дальномер, на месте погибли 10 матросов, и ещё двое получили ранения. Осколки изрешетили борт и надстройки, пробили маслопровод. В результате этих попаданий скорость эсминца снизилась до 10 узлов. Saumarez выпустил 4 торпеды, после чего с трудом отвернул и отошел от немецкого линкора. Торпедная атака английских эсминцев привела к падению скорость Scharnhorst до 12 узлов, и начались значительные затопления внутренних объёмов. В 19:01 Duke of York , Jamaica и Belfast приблизились к линкору и одновременно открыли огонь из своих орудий главного калибра. В 19:15 Belfast и Jamaica получили приказ добить Scharnhorst торпедами. В 19:30 подошли эсминцы Musketeer , Matchless и Virago . Следующие 3 минуты происходила настоящая бойня: 3 эсминца выпустили по линкору не менее 19 торпед. Scharnhorst уже не слушался руля и сильно кренился на правый борт. В 19:45 прозвучал сильный взрыв. Belfast намеревался произвести по гибнущему кораблю ещё несколько выстрелов, но стало ясно, что стрелять уже не в кого. Scharnhorst уходил под воду. В 20:30 Фрэзер получил подтверждение от эсминца Scorpion , что Scharnhorst затонул. Из 1968 немецких моряков спаслись только 36. Контр-адмирал Эрих Бей погиб в этом сражении.

Итог победа британцев Противники

В это же время итальянское командование приняло решение атаковать британские коммуникации в Эгейском море и направило туда 2-ю дивизию лёгких крейсеров в составе «Джованни делле Банде Нере» и «Бартоломео Коллеони». Они должны были базироваться на острове Лерос . Командовал соединением контр-адмирал Фердинандо Кассарди. Итальянские крейсера вышли из Триполи вечером 17 июля 1940 года .

Видео по теме

Ход боя

Лёгкий крейсер «Сидней».

Эскадренный миноносец «Хейсти».

В 07:20 с итальянских крейсеров заметили эсминцы 2-й флотилии, которые шли навстречу итальянцам. В 07:27 крейсера открыли огонь с дистанции 95 кабельтовых . Попавшие под обстрел эсминцы начали отход на северо-восток, где находились «Сидней» и «Хэвок». При этом они отстреливались из кормовых орудий, но снаряды не долетали до неприятеля, попытка же контратаковать торпедами оказалась неудачной. Стрельба итальянских крейсеров также была безрезультатной .

Лёгкий крейсер типа «Альберико да Барбиано». Схема.

«Сидней», командира которого известили о контакте с итальянскими крейсерами, пошёл на помощь, но прибыл к месту событий лишь спустя час. В 08:29 «Сидней» открыл огонь с дистанции 100 кабельтовых. Для итальянцев это стало неожиданностью . В 08:35 австралийский крейсер добился первого попадания в «Джованни делле Банде Нере» . Итальянские моряки приняли следовавший в кильватер «Сиднею» эсминец «Хэвок» за крейсер и сочли, что противник имеет качественное преимущество, так как британские крейсера были гораздо лучше бронированы, нежели «Кондоттьери А». Поэтому контр-адмирал Кассарди в 08:46 приказал повернуть на юг, намереваясь дать бой на отходе . Британские эсминцы при этом прекратили отступление и начали преследовать итальянские крейсера вместе с «Сиднеем». При отходе обе стороны долгое время не могли добиться попаданий ввиду большой дистанции. При этом британцы медленно нагоняли противника. В 09:21 итальянцы добились первого и последнего попадания в этом бою - 152-мм снаряд попал в дымовую трубу «Сиднея», но серьёзного ущерба не причинил . Начиная с 09:24 австралийцы добились серии попаданий в «Бартоломео Коллеони». Сначала попаданием в корму был заклинен руль и крейсер управлялся теперь лишь машинами, затем последовали попадания в рубку и кормовое машинное отделение . Последнее оказалось роковым - была перебита паровая магистраль и «Бартоломео Коллеони» полностью потерял ход . Неподвижный крейсер превратился в удобную мишень и быстро получил ещё ряд попаданий с «Сиднея» и эсминцев. Вышли из строя котлы , корабль был обесточен и подача боеприпаса в башни главного калибра прекратилась. Корабль мог отстреливаться от приближающегося неприятеля из 100-мм универсальных орудий . В 8:30 крейсер был полностью выведен из строя и командир приказал оставить корабль .

Контр-адмирал Кассарди, державший флаг на «Джованни делле Банде Нере», попытался прикрыть «Бартоломео Коллеони», но затем счёл положение безнадёжным и приказал уходить на юг . Преследованием «Джованни делле Банде Нере» занялись «Сидней», «Хэйсти» и «Хироу». Остальные эсминцы добивали «Бартоломео Коллеони». Сначала торпеда, пущенная «Айлексом», попала итальянскому крейсеру в носовую часть и оторвала её, затем торпеда с «Хайпериона» попала в середину борта . В 09:59 «Бартоломео Коллеони» затонул в 6 милях от мыса Спада . Британские эсминцы подняли из воды 525 членов экипажа , включая раненого командира крейсера Умберто Новара, умершего затем в госпитале. Ещё семерых моряков позже подобрало греческое судно. 121 человек погиб . Спасательныим работам англичан помешала итальянская авиация, вылетевшая на помощь своим крейсерам с баз на Додеканезских островах, но прибывшая с большим опозданием .

«Сидней», «Хэйсти» и «Хироу» преследовали «Джованни делле Банде Нере» около часа, причём австралийцы добились ещё одного попадания с дальней дистанции в корму итальянского крейсера. В 10:27, после того как на «Сиднее» подошёл к концу боезапас носовых башен, британские силы прекратили погоню . Итальянский крейсер прибыл в Бенгази вечером 19 июля 1940 года и более не появлялся в Эгейском море .

Итоги боя

Бой у мыса Спада вновь продемонстрировал превосходство британского флота над итальянским в уровне подготовки командного и личного состава. В начале боя, имея превосходство в силах, итальянский командующий действовал нерешительно, а при появлении новых кораблей противника немедленно перешёл к отступлению. В противоположность этому, действия британских моряков были энергичными и целеустремлёнными. Превосходство продемонстрировали и британские комендоры . За время боя «Сидней» выпустил с большой дистанции 1300 снарядов и добился пяти попаданий. Итальянские крейсера, выпустившие более 500 снарядов, попали в противника лишь однажды . Вновь выявился совершенно недостаточный уровень взаимодействия итальянского флота и ВВС. Авиация не обеспечила свои корабли разведывательными данными, а на вызов Кассарди прибыла лишь спустя четыре часа, хотя аэродромы находились лишь в получасе лёта до места сражения .

Крейсера типа «Альберико да Барбиано» продемонстрировали очень плохие боевые качества. Их орудия показали низкую точность, а живучесть крейсеров оказалась совершенно неудовлетворительной. «Бартоломео Коллеони» был полностью выведен из строя после нескольких попаданий среднекалиберных снарядов, причём хода лишился лишь от одного попадания. При конструировании этих кораблей основная ставка делалась на скорость . «Джованни делле Банде Нере» показал на испытаниях скорость 41,11 узла, «Бартоломео Коллеони» - 39,85 узла . Официальная скорость этих крейсеров составляла 36,5 узлов . Но в бою итальянские крейсера сначала не смогли догнать британские эсминцы с официальной скоростью 35,5 узла , а затем уйти от «Сиднея» с его официальной скоростью 32,5 узла , причём по факту, австралийский крейсер развивал не более 30-31 узла . Это означало, что приоритет скорости, которому отдавали предпочтение итальянские конструкторы в предвоенные годы оказался полностью неверным .

Примечания

  1. Греция: Справочная карта: Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян ; ред.: Г. А. Скачкова , Н. Н. Рюмина . - М. : Роскартография, Омская картографическая фабрика , 2001. - (Страны мира «Европа»). - 2000 экз.

Бой у мыса Энганьо

Ночью 25 октября, когда соединение вице-адмирала Курита выходило из пролива Сан-Бернардино, а отряды вице-адмиралов Сима и Нисимура втягивались в пролив Суригао, 3-й флот адмирала Хэлси в составе оперативных групп Богана, Дэвисона и Шермана шел в северном направлении с целью атаковать северное соединение вице-адмирала Одзава. Несколько позже 02.00 радиолокаторы самолетов с авианосца "Индепенденс", которые вели разведку впереди 38-го оперативного соединения, обнаружили две отдельные группы надводных кораблей противника. Это были передовой отряд и главные силы северного соединения Одзава, разделившегося за день до этого с целью привлечь внимание американцев, В указанное время обе группы кораблей шли на рандеву, которое было назначено на 06.00. Получив донесение самолетов о противнике, Хэлси наконец приказал сформировать 34-е оперативное соединение, включив в него все шесть линейных кораблей 3-го флота. Соединение следовало впереди авианосных групп.

С наступлением рассвета с американских авианосцев были подняты 180 самолетов. Часом позже разведывательные самолеты 38-го оперативного соединения вновь обнаружили северное соединение противника, следовавшее в составе одного тяжелого и трех легких авианосцев, двух линейных кораблей-авианосцев, трех легких крейсеров и эсминцев. В завязавшемся воздушном бою американские истребители сбили большую часть истребителей противника, в то время как торпедоносцы и бомбардировщики через завесу зенитного огня атаковали японские корабли. В результате атаки один эсминец был потоплен, легкие авианосцы "Дзуйхо" и "Титосэ" повреждены бомбами, тяжелый авианосец "Дзуйкаку" торпедирован. В 10.00 американская авиация вторично атаковала теперь широко рассредоточенные корабли японского соединения. Одна группа американских бомбардировщиков атаковала крейсер "Тама", в результате чего он уменьшил скорость хода до 10 узлов. Вторая группа нанесла удар по легкому авианосцу "Тиёда", который потерял ход, загорелся и накренился.

Тем временем 34-е оперативное соединение Хэлси, ведя радиолокационное наблюдение за горизонтом в надежде обнаружить корабли противника, уходило все дальше на север, В 04.12 Кинкейд радировал Хэлси о том, что корабли 7-го флота ведут бой с японскими силами в проливе Суригао, и одновременно запросил его, "охраняет ли 34-е оперативное соединение выход из пролива Сан-Бернардино?". Эту радиограмму Хэлси получил, к сожалению, только в 06.48. Хэлси немедленно ответил, что "34-е оперативное соединение вместе с группами авианосцев действует против авианосного соединения противника". Это сообщение ошеломило Кинкейда.

В 08.00 Хэлси с большим запозданием получил сообщение о том, что в проливе Суригао атака противника отбита. Из этого Хэлси заключил, что 7-й флот теперь в состоянии полностью обеспечить оборону залива Лейте. Десять минут спустя Хэлси получил от Спрэгью, командира одной из групп эскортных авианосцев в районе залива Лейте, радиограмму, но тоже с задержкой, с просьбой о помощи. Эта группа, маневрировавшая в районе острова Самар, была атакована внезапно появившимися кораблями центрального соединения противника. Однако Хэлси не был встревожен. "Я считал, - заявил он позднее, - что 16 эскортных авианосцев имели достаточно самолетов, чтобы успешно обороняться до подхода тяжелых кораблей Олдендорфа".

Вслед за радиограммой Спрэгью Хэлси получил целую серию радиограмм от Кинкейда, в одной из которых, посланной открытым текстом, содержалась просьба оказать помощь авиацией и быстроходными линейными кораблями. Курита, перехватив незашифрованную радиограмму в адрес Хэлси, пришел к выводу, что мощное американское соединение находится где-то поблизости и быстро окажет помощь Спрэгью. Хэлси был раздражен. "Моей задачей, - заявил он позднее, было наступать, а не защищать 7-й флот; я должен был наносить 3-м флотом удары. Я стремился в тот момент перехватить японское соединение, которое серьезно угрожало не только Кинкейду и мне, но и всей стратегии войны на Тихом океане в целом". Хэлси принял решение, которое считал единственно возможным. Он радировал Маккейну: "Следовать полным ходом на помощь Спрэгью" - и информировал об этом распоряжении Кинкейда, а сам с 34-м оперативным соединением и тремя оперативными группами 38-го оперативного соединения продолжал идти в северном направлении, удаляясь от залива Лейте.

Адмирал Нимиц, находившийся в Пирл-Харборе и следивший за обстановкой в районе операции, решил наконец вмешаться. Он направил Хэлси резкую и лаконичную телеграмму: "Где находится, повторяю, где находится 34-е оперативное соединение?" Этот запрос Хэлси получил чуть позже 10,00. Около 11.00 он принял решение, о котором впоследствии пожалел. Хэлси приказал 34-му оперативному соединению повернуть на 180° и идти на юг. "В тот момент, - пишет Хэлси, - северное соединение японцев с двумя сильно поврежденными и потерявшими ход авианосцами находилось в 42 милях от 400-мм орудий моих линейных кораблей... Я не воспользовался возможностью, о которой мечтал с юношеских лет, когда был еще кадетом".

Расходясь со следовавшим на север 38-м оперативным авианосным соединением, Хэлси приказал оперативной группе Богана следовать за ним, чтобы обеспечить воздушное прикрытие кораблей, и одновременно выделил 4 крейсера и 10 эсминцев в состав 38-го оперативного соединения Митчера для усиления обороны авианосцев. Соединение Митчера в составе авианосных оперативных групп Шермана и Дэвисона и приданных артиллерийских кораблей продолжало движение на север с задачей нанести удары с воздуха по кораблям северного соединения японского флота. Незадолго до полудня более 200 самолетов соединения Митчера совершили в этот день третий по счету налет на японские корабли. Авианосец "Дзуйкаку" последний из участвовавших в операции против Пирл-Харбора, ветеран почти всех воздушных боев на Тихом океане - получил три торпедных попадания и затонул. Авианосец "Дзуйхо" получил тяжелые повреждения, но остался на плаву. В середине полудня американская авианосная авиация нанесла четвертый удар, потопив авианосец "Дзуйхо". Пятый и последний в этот день налет был нацелен на авианосец-линейный корабль "Исэ", но успеха не имел.

Около 14.00 Митчер, считая, что его авианосцы подошли к противнику слишком близко, приказал авианосным группам Шермана и Дэвисона идти в восточном направлении, а соединению артиллерийских кораблей следовать на север и уничтожить серьезно поврежденные корабли противника. Эта задача была не из легких: Одзава еще имел в своем соединении два авианосца-линейных корабля, в то время как шесть линейных кораблей 3-го флота ушли вместе с Хэлси на юг. Пока соединение артиллерийских кораблей добивало беспомощный авианосец "Тиёда" - последний из группы авианосцев приманки, - большая часть кораблей северного соединения Одзава оторвалась и ушла на север. С наступлением темноты американские корабли настигли три японских эсминца и один из них потопили. Еще севернее крейсер "Тама", шедший в одиночестве в Японию, был атакован и потоплен одной из подводных лодок Локвуда, которые в большом количестве находились на позициях на путях возможного отхода кораблей противника.

Одзава возвратился в Японию, имея в своем соединении 13 кораблей, но без авианосцев. Задача, которую ему ставили - сыграть роль приманки для 3-го американского флота, - была выполнена блестяще. Он не только спас от уничтожения центральное соединение Курита, но и сумел сохранить значительную часть кораблей своего соединения. И все же конечная цель, поставленная перед Одзава, достигнута не была. Он не смог наладить радиосвязь с Курита, а последний, не имея данных об обстановке, действовал нерешительно и отказался от дальнейшего выполнения поставленной задачи, когда американские десантные силы были почти под дулами орудий его кораблей,

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

«Лежит корабль у мыса Горн…» В самых различных местах земли (в том числе в Бельгии, Швабской Юре, на Урале и в пустыне Гоби) палеонтологи обнаружили в юрских отложениях гигантские скопления скелетов ископаемых ящеров. Примечательно, что «кладбища» эти расположены

Из книги Сокрушение империи автора Махов Сергей Петрович

Сражение у мыса Гата К осени 1642 года кардинал Ришелье был серьезно болен, здоровье его, подточенное многолетним нервным напряжением, таяло на глазах. Однако, даже будучи больным, Ришелье до последнего дня по нескольку часов в день диктовал приказы армиям,

Из книги Неизвестная Великая Отечественная автора Непомнящий Николай Николаевич

Трагедия у мыса Сарыч Пароход, о котором пойдет речь, был построен перед Первой мировой войной на судоверфи в Данциге и получил название «Симбирск». Это был элегантный двухтрубный красавец, вполне комфортабельный и быстроходный, имевший скорость 17 узлов при длине 94

Из книги Наполеоновские войны автора Скляренко Валентина Марковна

Трагическая встреча у мыса Трафальгар Итак, встреча франко-испанской и английской эскадр произошла ранним утром 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании чуть южнее города Кадис, близ входа в Гибралтарский пролив. Существовали глубокие

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Бой у мыса Матапан 28-29 марта 1941 года Под нажимом немецкого командования итальянские военно-морские силы решили использовать свой последний действующий линейный корабль "Витторио Венето", восемь крейсеров и большое число эсминцев для нанесения ударов по английским

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Катастрофа у мыса Микале Весной 479 г. до н. э. новый союзнический флот был уже готов. Афинское войско находилось под командованием Ксантиппа. Слава Фемистокла как победителя в сражении при Саламине не спасла его от подозрений в запланированном предательстве, и это

автора Брагадин Марк Антонио

Бои у Пунта Стило и мыса Спада В первые дни июля предчувствие неминуемой битвы так и витало в воздухе. 29 июня пришли сообщения о передвижениях англичан в центральном Средиземноморье и в Эгейском море. 2 эскадры итальянцев приготовились поднять якорь. Однако, на основе

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

Бой у мыса Теулада Англичане были уверены, что - как заявил Черчилль в Палате Общин - «уничтожили итальянский флот навсегда». Но флот, хотя и получил серьезный удар, ни в коей мере не потерял своего боевого задора. Когда через 4 дня после атаки Таранто пришло сообщение, что

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Бой у мыса Сент-Винсент В середине XVIII века Испания по-прежнему находилась в состоянии войны с североафриканскими государствами. Однако из-за участия в европейских военных конфликтах она не могла выделять достаточно военно-морских сил для противодействия пиратам. Лишь

Из книги Захватить Англию! [Таблицы fb2] автора Махов Сергей Петрович

Сражение у мыса Финистерре Как только Нельсон узнал о том, что Вильнёв взял курс в европейские воды, он сразу же послал в Англию с депешей бриг «Кьюриэс» (Cureiux), который прибыл в Плимут 7 июля. В письме Нельсон предположил, что Вильнёв идет к Ферролю, чтобы присоединить к себе

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Геодезист Я. Гаккель. От мыса Челюскина до мыса Ванкарем Стоянка у мыса Челюскина длилась около 16 часов. Мы расстались здесь с встречной флотилией ледоколов, и утром 2 сентября 1933 года «Челюскин» направился в дальнейший путь. Встречая то отдельные льдины, то полосы»

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Вокруг мыса Горн В 1615 г. группа голландских купцов из города Хорн (Горн) снарядила в Южные моря экспедицию на двух кораблях, руководить которой был назначен опытный капитан Виллем Схаутен. Плавание через Атлантику прошло без приключений, но у берегов Южной Америки

Из книги Русские кругосветные мореплаватели автора Нозиков Николай Николаевич

3. ОТ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ ДО КАМЧАТКИ Необходимо было спешить, чтобы достигнуть Камчатки до зимы. Путь предстоял долгий, провианта было мало. Головнин вынужден был выдавать ежедневно команде и офицерам две трети обыкновенной порции пресной воды и сухарей и перевести

Из книги Рассказы автора Тренев Виталий Константинович

3. НА ОТМЕЛЯХ У МЫСА ЛЮЗЕ "Принцесса Анна" оказалась в отчаянном положении. Только с севера не было бурунов, но отсюда дул почти штормовой ветер и шел могучий накат, набиравший силу на всем просторе Балтики.Кое-кто из команды сперва порядком струхнул и растерялся, но старые

Из книги Фрегат «Паллада». Взгляд из XXI века автора Граждан Валерий Аркадьевич

Глава 42. Привет от мыса бурь! Таким же ранним, но июньским утром, но 1967 года, наполнив свои цистерны из танкера «Водолей» Владивостокского пароходства, мы, советские моряки тихоокеанского флота, пошли дальше. Свой танкер содержать в чужом порту дешевле, нежели арендовать у