Самый сохранившийся римский амфитеатр в мире. Капуя (Capua): древнейший город Кампании

КАПУЯ, одинъ изъ древнѣйш. городовъ Ю. Италіи, въ провинціи Казерта, на лѣв. бер. р. Вольтурнъ и на ж. д. Римъ Неаполь. Основанная этруссками, К. въ 420 г. до Р. Х. попала подъ власть самнитовъ, послѣ того какъ капуанцы понесли пораженія при… … Военная энциклопедия

Капуа (Capua), древний город в Кампании (См. Кампания) (в 4 км к Ю. В. от современной Капуи). Основан в 6 в. до н. э. этрусками. После Латинской войны (См. Латинские войны) 340 338 до н. э. получила от Рима самоуправление. В это время по… … Большая советская энциклопедия

- (Capua) древний город в Кампании, в 4 км к Ю. В. от современной Капуи. Осн. в 6 в. до н.э. этрусками. После Латинской войны, 340 338 до н.э. К. получила от Рима самоуправление. По богатству и значению стояла в то время почти наравне с Римом и… … Советская историческая энциклопедия

Capua, Καπύη, прежде Volturnus, древний и цветущий город Кампании с авзонским и этрусским населением. Несмотря на плодородные окрестности и оживленную торговлю и промышленность, город не мог отстоять свою свободу, но покорен был… … Реальный словарь классических древностей

- (Capua) 2 я Пуническая война Осенью 212 до Р. X. город был осажден 60 тысячной рим. армией под командованием Квинта Фульвия и Аппия Клавдия. Римляне построили вокруг города двойной вал, в начале зимы они подверглись нападению гарнизона изнутри и… … Энциклопедия битв мировой истории

Капуя - в Др. Италии гл. город Кампании (в 26 км к С. от Неаполя), основан. в нач. 6 в. до н.э. этрусками. Во 2 й пол. 5 в. до н.э. этруски были вытеснены из К. самнитами. После Латинской войны 340 338 до н.э. К. получила от Рима самоуправл. Во… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Капуя - город в Кампании, находившийся в 4 км югостровост. совр. города, основанный, согласно преданию, Ремом и построенный ок. 600 до н. э. этрусками. В 438 К. попала под самнитское господство. В борьбе против самнитов К. в 340 заключила союз с… … Словарь античности

Капуя - (Capua)Capua, город в области Кампания, юж. Италия, в излучине р.Волтурно; 19520 жителей (1990). Расположена на месте древн. г.Касилина, на пересечении реки с римской Аппиевой дорогой. Город был построен заново, после того как старая К. была… … Страны мира. Словарь

Капуя город в Италии. Княжество Капуя фактически независимое государство в IX XII веках … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Капуя (значения) … Википедия

Книги

  • Неаполь и его окрестности. Века. Люди. Искусство , Е. В. Федорова, М. М. Лесницкая. Книга посвящена изложению значительного историко-художественного материала, который мало известен российскому читателю. Она состоит из двух глав, именного и предметного указателей и…
Сейчас на месте древней Капуи, знаменитого города с драматической и блестящей судьбой, соперничающего в своё время с самим Римом, расположен неприметный провинциальный городок, именуемый Санта Мария Капуя Ветере. Единственное, чем сегодня он привлекает туристов - это амфитеатр. Один из самых больших и древних во всей Италии, на арене которого выступал Спартак, и где началось знаменитое восстание рабов.

Амфитеатр в Капуе был возведён почти за столетие до римского Коллизея, в I в. до н.э., и лишь немного уступал ему по размерам. Капуанский амфитеатр и сейчас можно назвать " самым малоизвестным из всех знаменитых амфитеатров", хотя уже более полувека назад его активно пиарил такой знаменитый трэвелблогер

такой признанный мастер путевых заметок, как Мортон, вполне восторженно о нём отзывался:

"Мы доехали до Капуи. До нее всего несколько миль. Там, как и в Казерте, есть старый и новый город. Мы пришли в Старую Капую, и я с восторгом увидел руины амфитеатра. Его размеры и сохранность могут поспорить с римским Колизеем. Там не было ни души. Мы с профессором ходили по травянистому гиганту, словно одинокие фигуры на гравюре Пиранези... Цирк был самым большим в Италии, пока не построили Колизей, но как руина, а также как образец сложных подземных сооружений, клеток и подъемников он, на мой взгляд, намного интереснее Колизея" ( "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" Генри Мортон)

Надо сказать, что Капую даже в качестве места транзитной остановки мы выбрали не без сомнений - городские фото выглядели не сказать чтобы слишком привлекательно. Решающую роль сыграла возможность арендовать домик, терраса которого вплотную примыкала к территории амфитеатра, можно сказать, находилась почти что на самой арене. В итоге эта транзитная остановка стала одним из самых ярких впечатлений за всю поездку...

Таким по приезду мы увидели амфитеатр Капуи со своей террасы

Капуя. Амфитеатр




Сидя на веранде, место давних кровавых сражений можно было рассматривать неспешно и с комфортом

3

И с примыкающего к ней садика тоже был прекрасный обзор



Капуя. Вид на легенду с террасы нашего номера

А уж качаясь в гамаке рядом с таким местом, наверное, сам бог велел задуматься о превратностях судьбы вообще и обо всех этих гладиаторах в частности. Как они тут сражались и умирали на потеху публике (в рамках, если можно так выразиться, государственной программы "хлеба и зрелищ") и как восстали, предпочтя "умереть стоя, но не жить на коленях". И почему порочная красота фразы "Идущие на смерть приветствуют тебя" до сих пор обладает какой-то странной притягательностью и очарованием.
5

Капуя. Амфитеатр. Повесивший здесь гамак явно был философом в душе

Даже не верилось, что можно поселиться в такой фамильярной близости от мест, где была написана одна, если не из самых славных, то уж точно - самых любимых страниц человеческой истории... Прошло больше 2000 лет, а Спартак не только не забыт, но уверенно войдёт в любой топ лучших представителей рода человеческого (наряду, уж не будем упоминать с кем, дабы ненароком не оскорбить чьи-либо чувства)))

Хотели, было, поднять бокалы за доблесть сражавшихся здесь когда-то и за красоту рождённых здесь легенд, но бокалов в доме не оказалось, пришлось довольствоваться стаканами.

6


. Легендарный амфитеатр. Как здесь не выпить!

Закатное солнце добавило драматизма и экспрессии в и без того впечатляющее зрелище - и покидать свои "места в партере" категорически расхотелось
7


Амфитеатр. Закат


Капуя. Легенда на расстоянии вытянутой руки

Так на своей веранде мы до темна и просидели


*****

Краткая историческая справка

*Cпартак (примерно 120 — 71 до н.э.) . Вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме в 74 -71 годах до н.э. Родился во Фракии (современная Болгария). Будучи военнопленным, попал в рабство и был продан в школу гладиаторов Лентула Батиата в Капуе. Нравы, царившие в школе Батиата, подробно изображены в несколько попсовых, но красочных сериалах "Спартак. Кровь и песок" и "Спартак. Боги арены". Надо отдать должное сериалам подобного рода - несмотря на свою попсовость, они делают историю легкоусвояемой и удобоваримой (а иногда и любимой) для неискушённой публики.

Несколько фоток, чтобы освежить в памяти

Современники отзывались о Спартаке неизменно лестно. Плутарх, которого трудно заподозрить в симпатиях к восставшим и чьей беспристрастности можно более менее доверять, характеризовал его следующим образом: «Спартак… человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на образованного эллина, чем на варвара"

Восстание Спартака началось с того, что группа рабов-гладиаторов, примерно 70 человек, бежала из капуанской школы после раскрытия заговора. Всего участников заговора было более 200 человек, но остальные погибли от рук стражи гладиаторской школы и города Капуи при прорыве. Выжившие смогли укрепиться на труднодоступной горной вершине вулкана Везувий, который тогда считался потухшим.
Поначалу никто не распознал в бегстве горстки рабов первые зарницы надвигающейся бури, которая едва не уничтожила Римскую империю. Но численность отряда Спартака быстро увеличивалась, поэтому для его уничтожения был выслан римский легион под командованием претора Клодия. Легионеры поставили свой укрепленный лагерь на единственной тропе, ведущей к вершине Везувия, самонадеянно решив, что таким образом они захлопнули ловушку для восставших. Тогда гладиаторы сплели из виноградных лоз длинную лестницу и ночью спустились по ней с горного обрыва. Римский легион, неожиданно атакованный с тыла, был разбит.
Потом было ещё много побед над армией могущественной Римской империии. Численность армии Спартака доходила до 120 000. Риму удалось победить только через три года. Для победы пришлось не только собрать все силы и возобновить обряд децимации в армии, но и отозвать войска из своих дальних провинций. *

Утром, купив комплексные билеты по 2,5 евро (!) за всё про всё , отправились на осмотр амфитеатра.
Верхняя часть (в отличие от нижней) сохранилась плохо. Она сильно пострадала от нашествия вандалов в 5 веке, а в 12 веке норманны разбирали её на стройматериалы для строительства замка и моста. Сейчас трудно поверить, что вместимость амфитеатра была 40 тысяч человек, а высота его четырёх этажей достигала 50 метров ( приблизительно это высота 15-этажного современного дома). Амфитеатр окружали арки из травертина с бюстами божеств. Уже по возвращению узнали, что семь божеств в целости, сохранности и почёте пребывают сейчас на фасаде муниципалитета (остальные - в городском музее). Знали бы - заехали посмотреть.

Главная достопримечательность города Капуя - амфитеатр

Пошли бродить по арене... По той самой, где "кровь и песок"

Когда по ней идёшь, она кажется огромной. В общем, было где побегать друг за другом с оружием и побороться за жизнь...


Официальные размеры: 170 м х 139м

Мы довольно долго изучали амфитеатр в полном одиночестве, пока на арене не появилась большая группа итальянских школьников во главе с красоткой училкой.

19

Капуя. Местные школьники на экскурсии в амфитеатре


Он оказался совсем маленьким. По-видимому, большую часть наиболее ценных экспонатов разобрали более статусные музеи. Но всё же кое-какие шлемы, щиты и доспехи в нём остались


А таким амфитеатр был до вандалов и норманнов


В своё время амфитеатр Капуи был очень богато украшен. Кое-какие из украшений перепали и музею

К


Капуя. Музей гладиаторов


А части мраморных украшений, не дотягивающие до музейного уровня, разместили на стенах подземных переходов амфитеатра

По-моему, хорошее дизайнерское решение.


Но для многих ценных с точки зрения археологии элементов хорошего дизайнерского решения, по-видимому, пока не нашлось. Поэтому они всё ещё валяются хаотично и безыдейно там и сям.



В музее можно посмотреть маленькое представление. Отчасти кукольное, отчасти театральное.


Если нажать на кнопочку, то выполненные в натуральную величину фигуры гладиаторов и зверей начинают двигаться.


И заканчивается всё вот таким образом



Капуя. Музей гладиаторов

На мой взгляд, слишком уж простовато и бесхитростно для археологического памятника такого уровня... Но, с другой стороны, детям должно нравиться ...

После музея мы пошли в нижние части амфитеатра, где нас и ожидало самое интересное

Амфитеатр региона Кампания Santa Maria Capua Vetere, второй по величине после Колизея, среди памятников древней Италии. (165 метров по главной оси, и 135 метров по нижнему уровню арены). Был построен в период с конца первого и начала второго века нашей эры, на фундаменте более старой арены, чьи останки были идентифицированы на юго-востоке. Здание как правило использовалось для гладиаторских боёв, которое первоначально представляло собой четыре отделения, от низшего до высшего, в которые можно было попасть с трибун через внутренние и внешние лестницы, установленные на нескольких уровнях галерей сообщающихся между собой, с видом на 80 арок построенных из известняковых блоков одинакового размера, за исключением тех, которые находились в четырёх основных направляющих пунктах, совпадающие с основными входами.

Краеугольные камни первых двух направляющих арок фасада были украшены 240 бюстами и рельефами божеств, в том числе: Юпитера, Юноны, Деметры, Дианы, Меркурия, Минервы, Volturno, Аполлона, и Митры, а также, сатиров и театральных масок. Которые сохранились в следующем порядке: 20 находятся непосредственно на месте, несколько других в Национальном археологическом музее Неаполя и Музее Provinciale Campano, в то время как большинство из них были позже повторно использованы в качестве материала для изучений.

Внешний периметр арены, выполнен из известняковых блоков, который был облицован гладкими и резными камнями, из которых сохранился только несколько, с изображением Геракла, расположенный на фасаде к амфитеатру, а другой с Сильвано на внешнем фасаде. Лестницы арены были покрыты мрамором, а сама арена была украшена резными статуями и колоннами.

Почти весь орнамент был потерян за исключением изображения Венеры. Сохранились несколько изображений мифологических сцен, которые были вырезаны на обеих сторонах последних ступенек, с экзотическими животными и сценами охоты. Пол Арены был сделана из больших досок посыпанных песком, давая возможность для проведения боёв, под которыми находились подземные помещения, сообщающиеся друг с другом коридорами, в которые можно было попасть по четырём лестничным входам, присутствующих в обслуживающих зонах, которые располагались за трибунами. Главный вход в подвал позволял достичь подземных помещений, которые вели к клеткам с животными.

На восточной стороне находился канал, который присоединялся к цистерне построенной в «opus reticulatum», в которую собиралась вода для последующей очистки подвальных помещений. К V-VI векам нашей эры, восходит возраст часовни построенной во втором проходе к северу от запада. Амфитеатр в 456 г d.c н перенёс катастрофические разрушения во время разграбления Gensericо, но был востановлен в 530 г. н. э. Во время правления Лонгобардов, здание по-прежнему использовалось как арена, а затем после разрушения города в 841 г. н. э. сарацинами, была переделана под крепость. В период господства Svevo, стал карьером каменных материалов повторно используемых в строительстве зданий в городе.

Частично амфитеатр был раскопан между 1811 и 1860 годами, после очищения от огромных масс земли, и в период между 1920 и 1930 годами после многочисленных раскопок и восстановлений, остался сохранён во времени как историческая реликвия.

Он делится на современную и древнюю Капую.
Наибольший интерес для путешественников представляет древняя – руины античного города, который был вторым по величине и мощи городом после Рима .
Капуя была основана этрусками в V в. до н.э., хотя многие историки называют и более ранние даты. Тем не менее , которую этруски называли Вальтурнум , по протекающей рядом реке, входила в 12 городов-колоний Этрурии. Не просто входила, а была крупнейшим из них. В IV в. до н.э. стала самым большим городом Италии . Позже город захватили самниты, во время войны самнитов с римлянами, перешла на сторону последних. В I в. до н. э. Цицерон называл Капую «вторым Римом », а Авсоний писал, что она входит в десятку самых важных городов Империи.
Во время второй Пунической войны Капуя стала целью Ганнибала, в 216 г. до н.э. после битвы при Каннах она была завоевана и стала частью Карфагена. В это время в Капуе чеканили собственные монеты, что говорит о высоком статусе города. процветала, и все говорило о том, что ей уготована великая судьба быть первой.
Но в 212-211 гг. до н.э. после нескольких осад Капую захватил Рим . Многие были казнены и убиты. Рим стал унижать город. Только при Цезаре опять стала возрождаться и расти, но былого величия уже не достигла.
После падения Римской империи Капую заняли вестготы и вандалы, город стал частью герцогства Беневенто . В 841 году произошла большая битва с сарацинами, в ходе которой Капую захватили, разрушили и разграбили. Население вынуждено было спасаться бегством и основать на новом месте другой город – современную Капую .
В X в. Капуя становится столицей Капуанского княжества.
В 1059 г. к власти приходят норманны. В это время Капуя растет, благодаря своему стратегическому положению. После норманнов на юге Италии господствовала Швабская династия, из которой выделялся Фридрих II. Он укрепил Капую, возведя башни на древнеримском мосте, построил триумфальную арку, которая не сохранилась до наших дней.
Во время конфликта между Швабской и Анжуйской династией Капуя становилась сценой сражений и терпела разрушения. После анжуйского периода, власть перешла к Арагонской династии, это было достаточно спокойное время для города. Тем не менее, в правления Фридриха I Арагонского случилось печальное событие, называемое резня в Капуи , в 1501 году город захватил Цезарь Борджиа, его солдаты вырезали несколько тысяч местных жителей.
Позже Капуя находилась под властью австрийцев.
В 1860 году Капую заняли войска Гарибальди, и город примкнул к объединенной Италии .
В 1943 году город подвергся бомбардировках, в ходе которых пострадали многие исторически значимые здания, в том числе Кафедральный собор и римский мост. Было разрушено 75% центра Капуи .

Исторический центр Капуи находится у истока реки Вольтурно, где расположены памятники старины, в основном они относятся к Средневековью.
Знаменитый римский амфитеатр , ради которого в Капую приезжают туристы, находится в квартале Santa Maria Maggiore .
Чтобы добраться до древней Капуи надо сойти на ж/д станции Santa Maria Capua Vetere и пройти пешком минут 20.

Римский амфитеатр в Капуе считается втором по величине в мире.

Амфитеатр.

Его возвели в I в. до н.э. Размерами амфитеатр лишь немного уступает Колизею – 170 на 139 метров, он вмещал 40 тысяч зрителей. Амфитеатр поднимался вверх на 4 этажа высотой около 50 мертов, его окружали арки из травертина с бюстами божеств, семь из которых сейчас можно увидеть на фасаде Муниципалитета, а остальные в городском музее.


Амфитеатр.

Все самое ценное, что сохранилось от амфитеатра хранится в трех музеях – музей Кампании (Museo Campano), археологический музей древней Капуи - Santa Maria Capua Vetere и археологический музей в Неаполе (здесь можно увидеть Венеру Капуанскую).
После падения Римской империи амфитеатр был сильно разрушен вандалами. Во времена норманнского господства часть амфитеатра была разобрана и пущена на строительство Каменного замка.


Амфитеатр.


Рядом с амфитеатром находилась древнейшая школа гладиаторов, известная тем, что здесь выступал Спартак и отсюда вспыхнуло восстание в 73 году до н.э.


Большинство церквей Капуи датируются IX-XV вв., которые в последующие века перестраивали и реставрировали, порой сильно меняя их внешний вид.


Капуя была укрепленным городом, и крепостные стены препятствовали его расширению. Поэтому строили слоями или этажами вверх, теперь можно любоваться этой слоистой постройкой. Капуя многое перенимала от Неаполя , поэтому, когда в столице был популярным стиль барокко, не осталась в стороне. Дворцы и церкви в стиле барокко встречаются на улицах Капуи , но здесь барокко менее явное, более спокойное. К сожалению, большая часть исторического центра была разрушена в ходе бомбардировок 1943 года.


Капуя. Италия


Капуя. Италия


Капуя. Италия


Капуя. Италия

Кафедральный собор посвящен святым Стефану и Агате. Он был основан в 856 году, позже перестраивался и расширялся. Но от старого облика ничего не сохранилось, собор практически полностью был разрушен во время второй мировой войны.


Кафедральный собор в Капуе.