Кировабад - оскверненный город детства. Гянджа: интересные места, цены, отзывы Где находится город гянджа

Гянджа является вторым по численности населения городом Азербайджана. Он находится на северо-востоке подножья Малого Кавказа, на берегах реки Гянджачай.

Легенда гласит, что город был основан на месте, где путник Мазьяд нашел несколько котлов, наполненных золотом и драгоценными камнями. Гянджа была названа в честь этой находки, и часто Гянджу называют «городом сокровищ».

Этот город играл большую роль в общественной, политической и экономической жизни Азербайджана и находился на пересечении торговых путей. Именно здесь проходил Великий Шелковый Путь. Сегодня Гянджа принимает участие в глобальном туристическом проекте по восстановлению Великого Шелкового Пути, который соединит Гянджу с городами Китая и Азии.

Гянджа знаменита еще и тем, что является родиной всеми любимого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. На юго-западе города находится его гробница.

Гянджа — старинный город с уютными домами из красного кирпича, чайханами, мечетями и храмами. Здесь много интересных достопримечательностей. Мечеть Джума, Мавзолей Низами, озеро Гёйгёль — самые знаменитые из них.

Регион
предгорья Малого Кавказа, на западе Азербайджана, в трехстах километрах от Баку

Количество населения

320,7 тыс. чел.

494 г. до н.э.

Плотность населения

1198 чел/км²

азербайджанский манат

Часовой пояс

UTC+4, летом UTC+5

Почтовый код

Международный телефонный код

Климат и погода

Климат Гянджи теплый и сухой. Летом столбик термометра нередко останавливается на отметке +30 °C . Зимой часто бывают небольшие морозы. От ветров город защищает Кавказский хребет. Ветра здесь не слишком приятные: летом они поднимают пыль, а зимой приносят похолодание.

Среднегодовое количество осадков — 286 мм. В основном выпадают они в конце весны и начале лета.

Май, июнь, сентябрь и октябрь — месяцы, когда путешественники в высшей степени смогут насладиться удивительно солнечной и теплой погодой.

Природа

Гянджа привлекает своими прекрасно спланированными улицами и парковыми ансамблями. Вам понравится архитектурный ландшафт города.

Чинары (деревья семейства платановых) — символ Гянджи. Более пятисот стройных деревьев вот уже 200 лет зеленеют на улицах города. Есть тут чинары, возраст которых насчитывает более 1500 лет, местные жители называют их «дюль-дюль» .

Озеро Гёйгёль — одно из самых известных озер Закавказья . Оно расположено у подножия горы Кяпаз , а образовалось вследствие землетрясения 1138 года. Озеро Гёйгёль является частью Гейгельского заповедника, который обеспечивает сохранность и неприкосновенность природы и животного мира Гянджи. Посещение этого заповедника — обязательный пункт туристических маршрутов. Воздух заповедника оказывает целительное действие на людей с болезнями дыхательных путей и расстройством нервной системы.

Гянджа лежит у подножья гор, покрытых удивительной изумрудной растительностью, множеством журчащих ручьев. Здесь, в горах, можно встретить древние каменные изваяния животных.

Достопримечательности

Жители Гянджи гордятся своими достопримечательностями.

При въезде в город путешественников встречает мавзолей поэта Низами. Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, поэтому в городе очень много изображений известного земляка. Мавзолей и по сей день является местом паломничества поэтов со всего мира.

Поистине незабываемым окажется посещение архитектурного ансамбля Шейха Бахауддина . Этот памятник зодчества XVII века включает в себя караван-сарай, мечеть Шаха Аббаса (Джума-мечеть), средневековую баню (Чекяк-Хамам).

Джума-мечеть была построена во времена Шаха Абасса, ее архитектор Шейх Бахауддин был астрономом, поэтому мечеть имеет одну интересную особенность. Ровно в полдень тень, падающая на западную стену строения, исчезает. Это значит, что пришло время полуденного намаза.

Чеяк-Хамам (баня) состоит из двух сообщающихся залов. Эта баня пользовалась особой популярностью среди горожан и проработала до 1963 года. Сегодня Чеяк-Хамам — это, прежде всего, памятник культуры, с 2002 года он находится под охраной ЮНЕСКО.

В городе есть несколько христианских церквей, заслуживающих внимания. На юге города находятся армянская церковь и церковь Александра Невского .

Бутылочный дом — одна из самых диковинных достопримечательностей Гянджи. Этот двухэтажный дом украшен приблизительно 50 000 стеклянных бутылок и камнями, привезенными из разных уголков бывшего СССР.

Недалеко от города находится всемирно известный курорт «Нафталан» . Здесь работает санаторий, в котором активно используют целебные свойства нефти, добываемой здесь же. Санаторий специализируется на лечении болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Питание

В Гяндже есть множество мест, где можно вкусно поесть, посидеть с друзьями, отведать национальные блюда. В основном это маленькие тихие кафе, в которых местные жители собираются после работы.

Повара Гянджи — одни из лучших в Азербайджане, и многие гурманы считают, что здесь готовят даже лучше, чем в Баку.

Нет ничего вкуснее тяндирского хлеба, свежевыжатого гранатового сока, мяса на вертеле, наисвежайшего кебаба, поданных здесь, в Гяндже.

Один из лучших ресторанов города — «Айлянджа» — находится недалеко от центра.

Проживание

Гостиничный бизнес в Гяндже развит слабо. Но здесь, как и в любом городе Азербайджана, можно получить неплохой номер в отеле или снять квартиру.

Самыми известными гостиницами города являются My Way и пятизвездочный Ramada Plaza.

Отель My Way находится недалеко от центра Гянджи. Номера, оформленные в классическом стиле, бассейн, бар и ресторан — все это к услугам посетителей. А в каждом номере есть спутниковое телевидение, кондиционер, мини-бар. Всего в 8 км от отеля — Аэропорт Гянджи, в 2 км — железнодорожный вокзал.

Отель Ramada Plaza находится в самом сердце города. Современные номера оснащены жк-телевизорами, беспроводным интернетом. Гости могут посетить бассейн, сауну, теннисные корты, отдохнуть в ночном клубе, воспользоваться услугами массажиста и косметолога. В ресторанах Ramada Plaza можно отведать не только блюда национальной кухни, но и средиземноморские деликатесы. В холле отеля расположены банкомат, парикмахерская, цветочный магазин, салон красоты.

Отличный двухместный номер в отеле обойдется от 200 до 400 $ за ночь.

Отели Гянджи можно бронировать он-лайн.

Развлечения и отдых

Любители природы обязательно должны посетить Ханский сад (Xan bağı) в Гяндже. Там можно полюбоваться редкими деревьями из разных уголков мира. В Ханском саду приятно пройтись по узким улочкам, окруженным деревьями со всех сторон, то тут, то там разбросаны скамейки. В парке четыре чайханы, чай в которых особенный, самоварный с добавлением лимона. Недавно здесь был создан зооуголок, в котором живут кавказские олени, джейраны, фламинго, павлины.

Совершить покупки и просто отдохнуть можно в торгово-развлекательном комплексе Aura Park . Он включает в себя рестораны, кафе, магазины, развлекательные центры.

Желающим подкрепить свое здоровье обязательно нужно посетить курорт «Нафталан» , который находится недалеко от Гянджи. Основной его лечебный фактор — особенная нефть.

Отдых в Гянджи также предполагает экскурсию на озеро Гёйгёль , пешую прогулку в горы к источнику минеральной воды «Турш Су» , джип-сафари, экскурсию на винные заводы Гянджи.

Покупки

Для туристов будут интересны сувенирные лавки Гянджи. В магазинчиках можно купить подносы, вазы, фарфоровые сервизы. В городе не так давно был открыт фарфоровый завод, поэтому фарфора в Гядже очень много.

Еще в Гяндже можно купить отличные шелковые платки и ковры, гравированную посуду, ювелирные украшения и вино, которое нисколько не уступает грузинскому.

Вдоль центральной улицы Гянджи расположены маленькие магазины и бутики, где можно приобрести товары всемирно известных фирм.

Недавно в городе был открыт торгово-развлекательный центр Аura Park . На сегодняшний день это самый крупный торговый центр Гянджи.

Транспорт

В десяти километрах от Гянджи находится аэропорт. Недавно он получил статус международного. Добраться до аэропорта можно на такси, стоимость поездки составит 10-15 $.

Внутри города передвигаться удобнее всего на автобусе. Стоимость билета небольшая — 0,3 $. Еще в городе работают маршрутки и даже электромобили. Их несколько в Гяндже, так власти города заботятся об экологии, но пока это не самый массовый вид транспорта.

Такси также весьма востребовано. Но помните, что договариваться о стоимости поездки следует заранее, в среднем она обойдется в 4-5 $.

Связь

В городе работают три сотовых оператора: Азерсель, Азерфон и Баксель . Цены на услуги связи у них приблизительно одинаковые, а сим-карта обойдется примерно в 5-7 $.Телефоны-автоматы используются очень мало.

В городе также имеется сеть интернет-клубов.

Безопасность

Отдыхая в Гяндже, помните, что вы в исламском государстве. Уважайте и чтите его законы.

Почтительно относитесь к религиозным памятникам, для жителей города это места почитания и искреннего уважения. При их посещении женщинам стоит избегать мини-юбок, мужчинам нужно отказаться от шорт и спортивной одежды.

Горячий кавказский темперамент местных жителей распространяется и на их манеру вождения. Часто встречаются случаи нарушения правил дорожного движения, поэтому на улицах города будьте особенно внимательны.

Бизнес-климат

В Гяндже достаточно хорошие условия для развития бизнеса. Здесь функционирует несколько машиностроительных и металлургических предприятий, химический завод, ковровый комбинат, текстильная фабрика. Есть и предприятия, производящие строительные материалы, керамические изделия. Хорошо развита пищевая промышленность.

Очень перспективными здесь будут реализация продукции оздоровительного характера, строительный бизнес.

Недвижимость

Учитывая, что Гянджа находится в некотором удалении от морского побережья, цены на недвижимость здесь весьма привлекательные.

Цена за квадратный метр недвижимости в Гяндже колеблется от 600 до 800 $.

Иностранную валюту при въезде в страну необходимо декларировать, ввоз ее неограничен, но при выезде из страны ее сумма не должна превышать ту, что была задекларирована при въезде.

В Гяндже иногда допускается расчет в долларах и даже в евро, но предпочтительнее иметь при себе местные наличные.

Торговаться можно и нужно. Цену можно сбить на 30-50 %, особенно если товар недорогой.

При посещении исторических памятников и религиозных мест следует избегать излишне открытой и обтягивающей одежды.

Если планируете поход в гости, лучше иметь при себе запас небольших сувенирчиков.

Гянджа - это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 - снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку - Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа - весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов - «Джанза», а у грузин - «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад - огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 - 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен - около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 - 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже - единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола - 2,7 метра, диаметр - 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она - несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса - Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время - точность абсолютная.

Чеяк-Хамам - это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи - Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами - поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:

Кировабад (Азербайджан) - старое наименование города, в наши дни известного под названием Гянджа. Населенный пункт обладает богатой историей. Существует даже легенда о Кировабаде, но о ней вы узнаете чуть позже. В нашей статье вы найдете основную информацию о городе, узнаете, какие достопримечательности считаются самыми популярными, а также увидите несколько фотографий.

Введение

Начать рассказ о городе Кировабаде в Азербайджане следует с нескольких фактов про него.

  • Расположен он на территории Азербайджанской Республики. Неподалеку протекает река Гянджачай. К северо-востоку от населенного пункта находится подножие Малого Кавказа. Кировабад - центр исторически сложившейся области под названием Арран.
  • Гянджа считается Родиной известных людей, среди них: классик персидской поэзии поэтесса Мехсети Гянджеви, жившая в 12 столетии, историк Киракоса Гандзацеки.
  • У города было много названий. Например, в период с 1804 по 1918 г. он назывался Елизаветполь. С 1918 и вплоть до 1935 года его именовали Гянджей. В 1935-1989 гг. он был известен под названием Кировабад, данным ему в честь С. М. Кирова. В настоящие дни ему было возвращено прежнее, историческое название. По этой причине в СМИ и интернете он упоминается как Гянджа.

Возникновение города

Многие азербайджанские города (Шемаха, Нахичевань, Шехи), в том числе и Гянджа, обязаны своим возникновением благоприятному географическому положению государства. В древности на этих территориях пересекались важные транспортные пути и караванные дороги.

Первые упоминания о городе были найдены в «Истории Дербента», датированной 859 г. Согласно этому документу, основателем Гянджи выступил Можаммад бен Халедом бен азид бен Мазьядом. Он был выходцем богатого рода, который управлял Арменией, Адурбадганом и Арраном. Название свое населенный пункт получил из-за того, что здесь, по легенде, была найдена сокровищница.

Легенда

Как мы уже упоминали ранее, существует легенда, объясняющая появление города. Итак, если обратиться к ней, можно найти интересную информацию. Однажды путник по имени Мазьяд шел по землям современного Азербайджана. Он нашел несколько котлов, доверху наполненных золотом и драгоценными камнями. Город был назван в честь находки, поэтому Гянджу зачастую называют «городом сокровищ».

Исторические памятники

О том, что город Кировабад в Азербайджанской республике появился в давние времена, свидетельствует большое количество сохранившихся исторических памятников. Самыми «вескими» доказательствами почтенного возраста города считаются такие сооружения, как мавзолей Джомард Гассаба, комплекс Имамзаде, Джума-мечеть, а также многочисленные руины крепостных башен, стен, жилых домов и гробниц.

Гянджа до нашествия сельджуков

В 7-8 столетиях на города Восточного Закавказья были совершены многочисленные набеги. Сначала Гянджа подверглась набегам персов, затем в город пришли арабы. В конце 7 века на территории поселения произошла битва между хазарами и арабами.

Несмотря на сложное политическое положение, Гянджа играла важную роль в качестве экономического и торгового центра, так как располагалась на пересечении важных торговых путей. Жители города занимались ремеслом. Сырье они получали из медных, железных и квасцовых рудников, расположенных неподалеку от Кировабада.

Так как Гянджа активно развивалась, возникла потребность в ее защите. Началось строительство крепостных стен, вырывались рвы, укреплялась военная мощь города. В середине 10 столетия Гянджа (Кировабад в Азербайджане) выполняла функцию столицы Шададитов. Это ускорило развитие города. Он был застроен крепостями, дворцами, мостами. На территории Гянджи чеканили монеты. Уже в 1063 году появился знаменитый архитектурный памятник - врата Гянджи.

Нашествие сельджуков

В середине 11 столетия государство подверглось нашествию сельджуков. Несмотря на то что повелитель города вступил в переговоры с вражеским вожаком, набеги не прекратились. В результате в 1086 году сельджуки заняли город и свергли династию Шададитов. Правителем стал сын Малик шаха - Гияс ад-дан Тапара. В 12 столетии в Гянджу вторглись грузины, но их попытка захватить город не увенчалась успехом.

Землетрясение

Старый Кировабад (Азербайджан) был разрушен землетрясением, произошедшим 25 сентября 1139 года. В результате город пришлось выстраивать заново, но уже в другом месте. Руины старой Гянджи расположены всего в 7 км от современного населенного пункта. Воспользовавшись сложной ситуацией в городе, грузинский правитель напал на него и ограбил город.

Расцвет

Настоящим расцветом Кировабада в Азербайджане считается период с начала 12 до конца 13 веков. В это время Гянджа стала второй столицей государства Атабеков. Изделия, производимые здесь, получили широкую известность во многих государствах. «Гянджинский шелк» был по достоинству оценен иностранными купцами.

Гянджа в 18-19 веках

В 18 столетии Гянджа была экономическим центром Гянджинского ханства. В 1803 году в город вторгся отряд русских во главе с П. Д. Цициановым. Правителю населенного пункта было предложено покориться, но тот отказался. Переговоры переросли в вооруженное столкновение, в результате которого победу одержали русские. В начале 1804 года, а именно - 3 января, войска Цицианова пошли на приступ Гянджи. Штурм закончился смертью Джавад-хана и присоединением ханства к России. Город был переименован в Елизаветполь.

Вслед за этими событиями началась русско-иранская война, которая продлилась вплоть до 1813 года. Иранская армия имела численное превосходство над русским войском в Закавказье, но в то же время была недостаточно хороша в военном искусстве и дисциплине. В октябре 1813 года был заключен Гюлистанский мирный договор, согласно которому к России присоединились Северный Азербайджан и Дагестан. В 1868 году город стал центром Елизаветпольской губернии, а уже в 1883 году была проложена железная дорога, которая соединяла Баку, Тбилиси, Батуми и Кировабад (Азербайджан), фото которого представлено в данной статье.

Гянджа в 20 веке

В конце 19 года в городе проживало более 25 тысяч человек, насчитывалось 13 мечетей, 2 русские православные церкви, 6 армянских церквей. В первой половине 20 века Кировабад в Азербайджане являл собой очень красивый город, был известен благодаря многовековой растительности, широким улицам и чинарам. Застройка была двухэтажной, во всех зданиях были арочные ворота с калиткой такой же формы. Кроме того, практически на всех участках можно было увидеть приусадебные дворики. В садах выращивали фруктовые деревья, большой популярностью пользовались гранат и хурма.

Осень 1905 года вошла в историю как время, когда произошла Армяно-татарская резня. В результате этого события население разделилось на две группы: армян и мусульман. В 1918 году у станции Шамхор были убиты русские солдаты, которые возвращались в Россию с Кавказского фронта. В этом же году было восстановлено историческое название города.

Город Кировабад в Азербайджанской ССР выполнял функцию культурного и промышленного центра республики. В ноябре 1988 года на весь город прогремели страшные события: на границах армянского квартала начались настоящие сражения. В результате все армяне были эвакуированы в Армению. Имущество было разграблено.

Во второй половине 20 века была основана 104 ВДД в Кировабаде (Азербайджан). Она участвовала в подавлении Венгерского восстания, а также в операции «Вихрь». В 1993 году она покинула территорию Азербайджана и отныне базировалась в городе Ульяновске. Уже в 1998 году она была расформирована. В настоящее время историю 104-й дивизии продолжает 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада, которая успешно выполняет боевые задачи в Чечне.

Площадь

Основные достопримечательности города Кировабада в Республике Азербайджан сосредоточены в центральной его части. В центре площади расположено здание администрации. Справа от него находится музей Гейдара Алиева, открытый для посещения всем желающим. Перейдя через дорогу, вы увидите Академию наук. Сооружение можно узнать по статуям, находящимся между колоннами на фасаде.

Ансамбль Шейха Бахауддина

Архитектурный памятник датируется 17 веком и включает в себя мечеть, караван-сарай, а также средневековую баню. Последнее сооружение называется Чеяк-Хамам. Состоит баня из двух залов, сообщающихся между собой. Проработавшее до 1963 года здание в настоящее время является памятником культуры и находится под охраной ЮНЕСКО.

Джума-мечеть - это одна из самых популярных достопримечательностей Гянджи. Она известна еще под одним названием: мечеть шах Аббаса. Дело в том, что в его правление она и была сооружена. В здании «спрятан» небольшой секрет. Возведением мечети занимался астроном Шейх Бахауддин. На западной стороне мечети, выстроенной из красного кирпича, есть один-единственный белый кирпич. Говорят, ровно в полдень на него падает солнечный луч. Чтобы попасть внутрь, вы должны быть одеты по «дресс-коду». Короткие шорты, футболки с глубоким декольте не подходят для посещения мечети.

Мавзолей поэта Низами

Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, именно поэтому в городе сохранились десятки изображений Низами. Особое место в сохранении памяти о нем занимает мавзолей. В настоящее время сюда приезжают многие поэты.

Усыпальница Джавад-хана

Это сооружение было воздвигнуто лишь в 2005 году, хотя по внешнему виду этого не скажешь: здание выполнено в лучших традициях средневековой архитектуры. Усыпальница построена в честь правителя и воина, который погиб в начале 19 века при взятии Гянджи.

Бутылочный дом

Кировабад (Азербайджан) - военный городок, и память о погибших в это нелегкое время в нем чтут. Например, хозяин и архитектор так называемого Бутылочного дома Ибрагим Джафаров построил целое здание из 50 тысяч стеклянных бутылок. В верхней части фасада можно увидеть название города, выложенное из разноцветных донышек. Ибрагим Джафаров - участник Великой Отечественной войны, увековечивший память о погибших соратниках необычным способом. Дом находится в частной собственности, поэтому внутрь попасть не удастся. А вот фасадом любоваться можно сколько угодно.

Нафталан

Неподалеку от города располагается получивший всемирную известность. На его базе работает санаторий, где используют целебные свойства нефти. Специализация санатория - лечение болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Население

В городе Кировабад в Азербайджане по состоянию на 2008 год насчитывается 397 тысяч граждан. Для сравнения, в 1897 году здесь проживали всего 33,6 тысячи человек. Это свидетельствует о том, что для данного населенного пункта характерен довольно быстрый приток населения. Так, в период с 2004 по 2008 год сюда приехало 77 тысяч человек.

Что касается национального состава, большая часть населения - азербайджанцы. Кроме того, здесь проживают татары, русские и украинцы, но их численность крайне невелика.

Климат и погодные условия

Города бывшей Азербайджанской ССР (Кировабад в том числе) могут похвастаться хорошими погодными условиями. Климат здесь теплый, в летнее время года температура воздуха зачастую поднимается до +30 о С. Гянджа защищена от ветров Кавказским хребтом. Вместе с ветром зимой в город приходит похолодание, а летом поднимается пыль. Осадков выпадает не слишком много - всего 286 мм рт. ст. Выпадают они в весенний и летний период. Для путешествия в Кировабад лучше всего выкроить время в мае, июне, сентябре или октябре, так как именно в эти месяцы здесь стоит самая солнечная и теплая погода.

Природа

В черте города находятся парковые ансамбли, которые можно посетить при поездке в Гянджу. В местных парках можно найти удивительные деревья - чинары. Они считаются символом Гянджи и уже 200 лет украшают город своим присутствием. Возраст некоторых деревьев превышает 1500 лет. Местные жители называют такие растения «дюль-дюль».

Неподалеку от города расположено которое считается одним из самых популярных в своем роде в Закавказье. Оно находится у подножия горы Кяпаз. Сформированное в результате сильного землетрясения, оно является частью знаменитого Гейгельского заповедника, который обязательно стоит посетить каждому туристу. Воздух здесь целительный: он оказывает положительное влияние на состояние людей, страдающих расстройствами нервной системы и заболеваниями дыхательных путей.

Гянджа , или Ганджа (азерб. Gəncə́, в 1804-1918 - Елизаветполь , в 1918-1935 - Ганджа , в 1935-1989 - Кировабад ) - второй по площади и третий по населению город Азербайджана.

Гянджа расположена в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840-1929), Елизаветпольской губернии (1867-1929) и Гянджинской области (1952-1953).

География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси, аэропорт.

Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

История

Первые века существования города

Гянджинская крепость. Фотография XIX в.

Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном (историческая область на юге реки Аракс, главным образом на северо-западе современного Ирана), Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846-847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» - у арабов, «гандза» - у грузин, «гандз» - у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ».

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением Арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

От сельджукского завоевания до монгольского нашествия

В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

Ворота Гянджи XI века, снятые после взятия города войском грузин. Ныне хранятся в монастыре Гелати, близ Кутаиси

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием Государствa Ильдегизидов Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

На территории Гянджи известны находки византийских монет..

XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла своё прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“ . Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу - монголо-татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами

Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели.

В составе государства Сефевидов. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 году к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)» ..

Впоследствии Гянджа вновь вернула своё население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

  • Памятники
  • Мавзолей «Имамзаде» XIV века в Гяндже

    Гянджинская крепость. XVI век

    Баня XVI века

    Армянская церковь Святого Саркиса, XVI век

    Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства - Джавад Хана в Гяндже

    Развалины дворца

    Армянская церковь Святого Ованеса, 1633

    Ханский дворец

В составе России

Взятии штурмом крепости Гянджи 16-го (4-го) января 1804 года, − А.Шарлемань (1826-1901)

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев добровольцев и армян из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году - полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретинской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви, одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.


XX век

Елисаветполь первой половины XX века - город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918-1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город.

Герб Гянджа

Страна Азербайджан
Этнохороним гянджинец, гянджинка; гянджинцы
Население 357 000 человек (2010)
Тип климата умеренно-тёплых полупустынь и сухих степей, умеренно-тёплый
Официальный язык азербайджанский
Плотность 1198 чел./км²
Официальный сайт http://www.ganca.az (азерб.)
Высота над уровнем моря 408 м
Почтовый индекс AZ2000
Город с 859
Глава исполнительной власти Эльмар Велиев
Прежние названия до 1804 - Ганджа́ до 1918 - Елиcаве́тполь до 1935 - Ганджа́ до 1989 - Кироваба́д
Национальный состав азербайджанцы (88%), цахуры, лезгины, русские, удины, татары и др.
Прозвище Город сокровищ
Автомобильный код 20
Площадь 298 км²
Телефонный код +994 22
Часовой пояс UTC+4, летом UTC+5
Внутреннее деление 2 района в городе и посёлок
Координаты Координаты: 40°40′58″ с. ш. 46°21′38″ в. д. / 40.682778° с. ш. 46.360556° в. д. (G) (O) (Я)40°40′58″ с. ш. 46°21′38″ в. д. / 40.682778° с. ш. 46.360556° в. д. (G) (O) (Я)
Конфессиональный состав мусульмане-шииты, др.
Основан 859

Гянджа (азерб. Gnc) - второй по величине город в Азербайджане . В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветполь, в 1918-1935 годах возвращено название Гянджа, в 1935 году переименован в Кировабад (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа.

Гянджа - один из самых интересных и прославленных городов Азербайджана. Расположена у подножия хребта Малый Кавказ. Город известен как столица Гянджинского ханства. По площади второй город Азербайджана, третий по населению.

История

В составе Сефевидского Ирана. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв., Гянджа входила в состав Сефевидского Ирана, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Исмаил I Сефеви назначил Шахверди-султана из племени каджаров, и представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом, но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII в. Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 г. к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела: в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)»..

Впоследствии Гянджа вновь вернула свое население, и после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией и войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.