Курдистан время. Все невозможное возможно! История Южного Курдистана до вхождения в Ирак

В современном мире не каждый народ, даже очень многочисленный, имеет свое государство. Существует много стран, на территории которых проживает сразу несколько народов. Это вызывает определенную напряженность в обществе, и руководству страны приходится внимательно прислушиваться ко всем группам населения. Один из хороших примеров тому - Иракский Курдистан. Это которая имеет свой гимн (от Ирака), языки (курманджи и сорани), премьер-министра и президента. Валюта, используемая на территории Курдистана, - иракский динар. Проживает народ на территории около 38 тыс. кв. км., общая численность населения 3,5 млн человек.

Особенности Курдистана

Курды расселились по территории нескольких в том числе и в Ираке. Согласно конституции, принятой недавно в этой стране, Иракский Курдистан обладает статусом широкой автономии, чем-то схожим с положением члена конфедерации. Но на самом деле получается, что территории полунезависимы от иракского правительства. Впрочем, каталонцы в Испании считали так же, но главное слово было всегда за Мадридом. И власти страны просто взяли и распустили парламент Каталонии, когда последние попытались выразить свое мнение и выйти из состава Испании.

Расселение этнических курдов

Но Восток - дело тонкое, тут совсем другие правила и обычаи. Территории этнического Иракского Курдистана (референдум в конце 2005 года внес коррективы, полностью узаконив земли за курдами) включают следующие области:

  • Эрбиль.
  • Сулеймани.
  • Дахук.
  • Киркук.
  • Ханекин (а конкретно, мухафаза Дияла);
  • Махмур.
  • Синджар.

Это все области, в которых проживает очень много этнических курдов. Но кроме них, на названных территориях расселено немало иных народов. Непосредственно регионом Курдистан принято называть только три мухафазы - Сулеймани, Эрбиль и Дахук.

Остальные земли, населенные курдами, еще не могут похвастаться хотя бы частичной автономией.

Референдум в Иракском Курдистане планировалось провести еще в 2007 году. Если бы все удалось, то этническая группа, проживающая на остальных территориях Ирака, получила бы независимость, пусть и частичную. Но ситуация обостряется постоянно - на этих землях проживает большое количество туркоманов и арабов, которые не принимают законы курдов и настроены, по большей части, против них.

Особенности климата на территории Курдистана

На территории Иракского Курдистана большое количество озер и рек, рельеф преимущественно горный, самая высокая точка - гора Чик Дар, ее вершина находится в 3 611 метрах над уровнем моря. Очень много лесов на территории провинций - по большей части в Дахуке и Эрбиле.

Общая площадь лесных насаждений - 770 гектаров. Властями ведется озеленение земель, территории засаживаются лесами. Всего можно выделить три климатические зоны на территории Курдистана в Ираке:

  1. Субтропики преобладают на равнинных территориях. Жаркое и сухое лето с температурой 40 градусов, а зима мягкая и дождливая.
  2. Несколько зон с горной местностью, где преимущественно холодные зимы со снегами, но температура ниже нуля опускается крайне редко. Летом же в нагорьях очень жарко.
  3. Высокогорные местности. Тут зимы очень холодные, температура ниже нуля всегда, снег уходит ближе к июню-июлю.

История Южного Курдистана до вхождения в Ирак

Существуют предположения, что на территории Иракского Курдистана сформировывался современный этнос курдов. Здесь изначально проживали мидийские племена. Так, около Сулеймании найден самый первый письменный источник, написанный на языке курдов, - этот пергамент датируется VII веком. На нем написано небольшое стихотворение, в котором оплакивается нападение арабов и разрушение курдских святынь.

В 1514 году произошла Чалдыранская битва, после которой Курдистан присоединился к владениям Османской Империи. В целом, население Иракского Курдистана проживает многие века на одной и той же территории. В Средние века на этих землях существовало сразу несколько эмиратов, имеющих почти полную независимость:

  1. Синджар - центр в городе Лалеше.
  2. Соран - столица в Равандузе.
  3. Бахдинан - столица в Амадии.
  4. Бабан - столица в Сулеймании.

В первой половине XIX века названные эмираты были полностью ликвидированы турецкими войсками.

История Курдистана в XIX в.

Первая половина XIX века ознаменовалась тем, что почти на всех территориях Иракского Курдистана происходили восстания против владычества Османских императоров. Но эти восстания быстро были подавлены, и турки, по сути, повторно завоевали все земли.

Большая часть племен, которые проживали в труднодоступных местах, была неподконтрольна власти Османской Империи. Некоторые смогли сохранить полную независимости, другие же только частичную. Весь XIX век был ознаменован борьбой за независимость определенных племен Курдистана.

Курдистан в начале XX века

В начале XX века, во время Первой мировой войны, в Киркук входят английские войска, а в Сулейманию - русские. Произошло это в 1917 году, но скоро революция в России развалила весь фронт. И остались в Ираке только англичане, которым активно противостояли курды.

Сопротивлением командовал Барзанджи Махмуд, который сам себя огласил Курдистанским королем. Англичане планировали в Мосуле создать федерацию курдских племен. Но после того как было образовано Иракское королевство, Мосул был включен в территории Ирака.

Одно из предположений, почему произошло это именно так, гласит, что возле Киркука в 1922 году было открыто крупное месторождение нефти. А англосаксы очень любили «черное золото» и готовы были пойти на все, чтобы обладать им, - свергнуть законное правительство, истребить народы, устроив геноцид, развязать продолжительные и кровопролитные войны.

Турция пыталась предъявить свои права на Мосул, утверждая, что оккупация территории англичанами произошла незаконно, но окончательную точку поставила в декабре 1925 года Лига Наций, приняв во внимание демаркационную линию.

Иракская монархия

После передачи Мосула в подчинение к Ираку, курдам были продекларированы национальные права. В частности, чиновниками в Курдистане могли становиться только местные жители, а их язык приравнивался к государственному - на нем должны были преподавать в учебных заведениях, и он должен быть основным при делопроизводствах, в судах.

Но, на самом деле, эти права не были реализованы - чиновниками были исключительно арабы (не менее 90% от общего количества), на преподавание велось максимум в начальной школе, развития промышленности не происходило. Никакие выборы в Иракском Курдистане не смогли бы исправить сложившееся положение.

Восстания 1930-1940 гг.

Имела место явная дискриминация курдов - их неохотно принимали на работу, в военные училища и ВУЗы. Столицей Курдистана считалась Сулеймания - именно отсюда правил самопровозглашенный король Махмуд Барзанджи. Но, как только последнее восстание его было подавлено, племя курдов барзан берет на себя главную роль.

В частности, власть оказывается в руках Ахмеда и Мустафы Барзани. Они руководят серией восстаний против центральных властей. В 1931-1932 годах повстанцы подчиняются шейху Ахмеду, в 1934-1936 гг. - Халилу Хошави. А Мустафа Барзани руководил ими в период с 1943 по 1945 гг.

С началом Второй мировой войны, в 1939 году, в Иракском Курдистане появляется организация «Хива», что в переводе с курдского означает «надежда». Но в 1944 году в ней произошел раскол - из нее вышла партия «Рызгари курд». Она в 1946 году объединилась вместе с революционной партией «Шорш» и образовала новую Демократическую партию, которой руководил Мустафа Барзани.

Период с 1950 по 1975 гг.

В 1958 году произошло свержение монархии в Ираке, что позволило на непродолжительный срок уравнять курдов с арабами. Появилась надежда на то, что во всех сферах жизни произойдут улучшения - и в политической, и в экономической (в частности, в аграрной). Но надежды не оправдались, в 1961 году произошло очередное восстание курдов, получившее название «Сентябрьское».

Длилось оно почти 15 лет и окончилось только в 1975 году. Причиной восстания являлось и то, что правительство, возглавляемое на тот момент Касемом, выбирало сторону арабов, а до курдов ему, мягко говоря, дела не было.

Лозунг у восставшего народа был один: «Свобода и автономия Курдистану!». И за первый год Мустафа Барзани захватил под свой контроль практически все горные территории, население которых составляет почти полтора миллиона человек.

В 1970 году Саддам Хусейн и Мустафа Барзани подписывают договор, согласно которому у курдов имеется полное право на автономию. Изначально было сказано, что в течение 4 лет будет проведена разработка закона об автономии. Но в начале 1974 года в одностороннем порядке официальный Багдад принимает закон, который не устраивает курдов.

Автономию предоставили, но вот только Киркук (в котором огромные запасы нефти) остался за Ираком, курдов же оттуда чуть ли не насильно изгоняли. Территории эти заселялись арабами.

Курдистан во времена правления Саддама Хусейна

После поражения курдов в 1975 году началась массовая эмиграция на территорию Ирана. Ни о каком признании независимости Иракского Курдистана не могло быть и речи, равно как и о выборах и референдумах. Можно было сражаться с оружием в руках - именно это и произошло в 1976 году. Началось новое восстание под предводительством Джаляля Талабани. Но вот его сила сопротивления была просто ничтожной. Поэтому, хотя в трех провинциях и была провозглашена «автономия», она полностью подчинялась Багдаду.

В 1980 году началась а территория Курдистана стала полем боя. В 1983 году иранцы вторглись в Курдистан, за несколько месяцев взяв под свой контроль Пенджвин и площадь около него в 400 кв. км. В 1987 году иранцы добрались до Сулеймани, но были остановлены возле него. А в 1988 году Ирак полностью изгоняет противников с территорий Курдистана.

На заключительном этапе произошла чистка - более 180 тыс. курдов вывезли на армейских машинах и уничтожили. 700 тыс. человек было депортировано в лагеря. Из 5 000 курдистанских поселений было полностью уничтожено более 4 500, большая часть. Саддам с населением обращался жестко - деревни сносились бульдозерами, а люди, если могли, убегали в Иран или Турцию.

Настоящее время

На протяжении 1990-х происходит то, что было и раньше, - территории, которые исторически принадлежали курдам, тщательно зачищались. Коренное население изгонялось, иногда истреблялось. Все земли населялись арабами, уходили под полный контроль Багдада. Но в 2003 году началось вторжение войск США в Ирак. На стороне американских войск выступили Иракские курды. Многолетние притеснения Ираком этого народа сыграли свою роль.

Именно на территории Курдистана осуществлялась переброска американских военных. В конце марта контингент насчитывал 1000 бойцов. Но турки сдерживали высокую активность курдов - они грозили применить силу в случае вторжения в Мосул и Киркук.

После падения Багдада к курдам все же пришла автономия. На территории Курдистана развивается несколько тысяч компаний и упор делается на туризм - на древних землях есть, на что посмотреть. Для иностранных инвесторов вложения в Иракский Курдистан - это просто манна небесная, так как они на целых 10 лет освобождаются от уплаты каких-либо налогов. Активно развивается и нефтедобыча - можно сказать, что это основа экономики любой страны Ближнего Востока.

Термин «Курдистан» никогда не имел точных географических координат и появился сравнительно поздно – в XII веке, при султане Санджаре (1118-1157 гг.) из династии Сельджуков, в чье правление Курдистаном именовался вилайет с центром в крепости Бахар к северо-востоку от Хамадана.

В литературе этот термин впервые упоминается в 1310-11 годах, а в написанной в 1298 году книге венецианца Марко Поло, побывавшего в Азии в 1271-1295 годах, название Курдистан (или Кардастан) упоминается в числе восьми государств Персии. Вероятно, название «Курдистан» употреблялось в обиходе и до султана Санджара, но доказательств этому не найдено. Важно отметить, что наименование Курдистан на официальном уровне никогда не распространялось на всю территорию проживания курдов, а только на отдельные части этнического Курдистана.

Сегодня территория этнического Курдистана разделена между Сирией, Турцией, Ираком и Ираном, поэтому исследователи условно делят Курдистан на Восточный Курдистан (в составе Ирана), Западный Курдистан (в составе Сирии), Южный Курдистан (в составе Ирака) и Северный Курдистан (в составе Турции). Такое деление обусловлено не только разной экономической, политической, социальной ситуацией в разных частях Курдистана, но и невозможностью рассматривать процессы, происходящие в Курдистане, в отрыве от тех процессов, которые происходят в Турции, Ираке, Сирии и Иране.

Великий Курдистан, как его видит большинство курдских националистов

В Исламской Республике Иран курды проживают в следующих останах (административная единица ИРИ): Курдистан, Илам, Западный Азербайджан, Керманшах, небольшая община в Восточном Азербайджане. По разным данным курды составляют от 7 до 10 процентов населения Исламской республики.

До Сирийской войны основная масса курдского населения Сирии компактно проживала в населенных пунктах севера и севера-востока страны: Камышлы, Джазира, АйнАль-Араб, Хемко, Деррика, Амудэ, Кобани. В городах Халеб, Хама, Дамаск и других существуют курдские общины. По разным данным, в Сирии проживает от 2 до 2,5 млн курдов, что составляет примерно 9% от населения страны.

Турецкие курды проживают в восточных (за исключением причерноморских) и юго-восточных провинциях Турции, граничащих с Ираном, Ираком и Сирией. Турецкий Курдистан имеет площадь приблизительно 225 000 кв. км., что составляет около 30% всей территории Турции и 47% площади всего этнического Курдистана. По приблизительным подсчетам, в Турции проживает от 15 до 18 млн курдов.

Западный (Сирийский) Курдистан

В Ираке проживает примерно 6 млн. курдов (15-20% населения). Иракский Курдистан включает провинции Эрбиль, Сулейманию, Дохук. Кроме того, курды хотят включить в сферу своего контроля провинции Диала, Киркук и Ниневия.

Свыше 1,5 млн курдов проживает в странах Европы и Азии, а также на территории РФ. Большинство курдов исповедуют ислам суннитского толка, часть исповедуют шиизм (прежде всего курды, проживающие в Иране), а также алевизм, йезедизм и христианство.

Кроме курдов на территории этнического Курдистана проживают персы, арабы, турки, ассирийцы, туркмены, азербайджанцы, а также родственные курдам луры и бахтиары.

Курдский вопрос

Курдская проблема перестала быть только ближневосточной проблемой или только внутренней проблемой государств, где проживали курды, после Первой мировой войны, по итогам которой распалось три империи, и Османская была в их числе. Это дало возможность на самоопределение нетурецким народам, населявшим территорию бывшей Османской империи. Распад империи и борьба за национальные права происходили в сложной внешнеполитической обстановке, когда интересы держав-победительниц входили в противоречия с интересами народов, населявших бывшую Османскую империю.

Мехабадская республика

Если нетурецкие народы хотели воспользоваться поражением Турции в войне для достижения независимости или хотя бы культурной и политической автономии, то Англия и Франция стремились утвердить своё влияние над важными в военно-стратегическом и экономическом плане владениями бывшей Османской империи, где большинство населения составляли курды и арабы. Кроме того, побежденная Турция всячески пыталась сохранить хотя бы некоторую часть своих владений. Она умело использовала противоречия между державами-победительницами и подкрепляла свою позицию военными успехами в борьбе с интервенцией.

На Парижской мирной конференции в 1919 году британская делегация представила резолюцию, где относительно судеб бывших народов Османской империи говорилось следующее: «По тем же причинам, и в особенности из-за плохого управления турками в течение всей истории подвластными народами, и страшной резни армян и других народов в недавнем прошлом, союзные и неприсоединившиеся державы согласились, что Армения, Сирия, Месопотамия и Курдистан, Палестина и Аравия должны быть полностью отделены от Турецкой империи».

В феврале-марте 1919 года армянская и курдская делегации поочередно выступили перед представителями держав-победительниц с докладами, которые были призваны помочь державам-победительницам составить полное представление о сути обсуждаемых ими проблем. Эти доклады отличались максимализмом и не отражали реального положения, что объективно не способствовало эффективному обсуждению.

Парижская мирная конференция, немцы подписывают договор

Позиция большинства курдов на переговорах представлена не была, более того, она и не могла быть представлена. На роль выразителей интересов курдского движения в тот период претендовали Общество возрождения Курдистана, Общество социальной ассоциации, Курдская народная партия и др. Все эти организации были малочисленны и не пользовались поддержкой в самом Курдистане, с ними не считались ни Турецкие власти, ни союзники. Это были не более чем самоназначенные «выразители» воли курдского народа.

На конференции в Сан-Ремо (апрель-май 1920 года) страны-победительницы подготовили условия мира и предоставили их Стамбулу. Для смягчения условий Турция образовала комиссию по контрпредложениям, в которую ввели также трех представителей «национальных меньшинств», чтобы создать впечатление «единства турок и нетурок» в этом вопросе. Среди этих представителей «национальных меньшинств» был курд, задачей которого было содействовать намерению турок оставить Курдистан в границах Турции. Контрпредложения турок были ожидаемо отвергнуты.

Наконец, 10 августа 1920 года близ Парижа между султанским правительством Турции и странами, победившими в Первой мировой войне, был подписан Севрский мирный договор. В его основу легли условия договора Сайкс-Пико и решения в Сан-Ремо. Договор состоял из 13 частей и 433 статей. По его условиям Турецкая империя лишалась всех нетурецких территорий; Англия получила в качестве подмандатных территорий Ирак и Палестину, Франция – Сирию и Ливан.

Османская империя рушилась. Греческий плакат, посвященный восстановлению исторических границ Греции

Договор предусматривал отказ Турции от всяких претензий на страны Аравийского полуострова и Северной Африки, признание протектората Великобритании над Египтом; Италия получала Додеканезские острова в Эгейском море, Греция – часть Фракии, полуостров Галлиполи и Измир. Режим проливов переходил под контроль международной комиссии. Турция признавала Армению как свободное и независимое государство.

В договоре специальный III отдел был посвящен Курдистану. Статьи 62, 63, 64 представлены под названием «Курдистан»:

«Статья 62 – Комиссия из трех членов по назначению Великобритании, Франции и Италии, находящаяся в Константинополе, приготовит в течение 6 месяцев положение о местной автономии для преобладающего курдского элемента, расположенным к востоку от Евфрата и к югу от южной границы Армении. При отсутствии единогласия в среде комиссии, вопрос решают сами соответствующие правительства. Одновременно должны быть выработаны полные гарантии для защиты ассиро-халдейских и других этнических и религиозных меньшинств внутри упомянутых выше областей. С этой целью особая комиссия, в которую кроме представителей британского, французского и итальянского правительств должны войти еще и персидский и курдский представители, осмотрят и, если понадобится, исправят турецко-персидскую границу.

Статья 63 – Турция обязуется признавать и выполнять решения обеих этих комиссий в трехмесячный срок.

Сервский мирный договор, так и не воплощенный в жизнь полностью

Статья 64 – Если через год курдское население указанных в ст. 62 областей обратится к Совету Лиги Наций и укажет, что большинство их жителей желает быть независимыми от Турции, а Совет Лиги признает последних способными к независимости, то Турция обязана отказаться от своих прав на эти области. Если в состав курдского государства захотят войти и курды Мосульского вилайета, то главные союзники не будут возражать против этого».

Однако Севрский договор так и не был реализован на практике. Великое национальное собрание Турции, созданное в 1920 году, отказалось ратифицировать этот договор. Военные успехи вооруженных сил Турции во главе с Мустафой Кемалем против интервентов заставили держав-победительниц уже в марте 1921 года заявить о готовности внести изменения по вопросу о Курдистане при условии, если Турция изъявит готовность отнестись благожелательно к местной автономии курдов и в должной мере обеспечит курдские интересы. Уже в марте 1922 года союзные державы в своих предложениях не настаивали на курдском вопросе.

На фоне этих событий официальные власти Турции активно заявляли о равенстве турок и курдов в новой Турции. Один из ближайших соратников Кемаля, Исмет Иненю, во время одной из дискуссий о Мосульском вилайете прямо заявил: «Турция принадлежит двум народам – туркам и курдам, которые равны перед правительством и пользуются одинаковыми национальными правами».

Исмет Иненю

Всё это в итоге привело к тому, что турецким властям удалось исключить курдский вопрос с повестки мирной конференции в Лозанне, в решениях которой о Курдистане и курдах не было сказано ни слова. Был найден путь отступления от условий Севра, удобный как для турок, так и для держав-победительниц. Когда на конференции зашла речь о курдском вопросе, в Великое Национальное Собрание Турции был направлен телеграфный запрос. Мустафа Кемаль обратился к депутатам-курдам по этому вопросу – все они единогласно высказались за единство курдов и турок.

Несмотря на то, что Севрский договор не был осуществлен, он имеет очень важное, переломное значение в истории курдского народа в борьбе за независимость. Севрский договор – первый международно-правовой документ, признавший права курдов как самостоятельного этноса и их страну как субъекта в международной политике. Следующим шагом на пути строительства национального государства курдского этноса стала борьба за контроль над территорией и формирование собственных органов власти. Первая попытка построения национального курдского государства была осуществлена в Иране.

Мехабадская республика

После Второй мировой войны курдское национально-освободительное движение было политически слабым и раздробленным. Оно представляло собой множество движений различного толка, преследующих разные, иногда противоположные цели и очень редко координирующих совместные действия. На правом фланге находились племенные вожди и религиозные авторитеты (шейхи), некоторые из которых соглашались поддерживать центральную власть в обмен на возвращение им ряда отнятых феодальных привилегий по отношению к подвластным племенам, как это произошло в Турции.

Флаг Мехабадской республики

«Курдская лига» в Ираке, куда входили части курдской интеллигенции, чиновников, военных, получивших европейское образование, выступала за просвещение курдов и приобщение их к западной культуре. «Курдская лига» стремилась к объединению и достижению самоопределения парламентским путем, боролась за культурную автономию курдов в рамках Ирака.

На левом фланге политических сил находились созданные в 40-х годах Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), Демократическая партия Курдистана (ДПК-Ирак), Курдская секция Коммунистической партии Ирака и Курдская группа в Сирийской Коммунистической партии.

Для нас интересна деятельность прежде всего Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), так как именно эта партия во главе с Кази Мохаммедом образует в курдских районах Ирана де-факто независимое государство – Мехабадскую республику.

ДПИК возникла в конце 1945 года на базе партии «Жизнь Курдистана» и ставила целью достижение автономии для курдов Ирана, а впоследствии объединение всех частей Курдистана в суверенное государство.

Кази Мохаммед

К концу 1945 года ДПИК приобрела значительную популярность среди разных слоев курдского общества – её членами были крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция, землевладельцы и представители знати и купечества. Печатным органом партии стала газета «Курдистан». Возглавил партию Кази Мохаммед. Выдвижение именно его в лидеры иранских курдов объясняется целым комплексом причин: во-первых, он происходил из богатого и влиятельного аристократического рода племени дебокри; во-вторых, за главой семьи Кази иранским правительством было закреплено право на пост судьи в городе Мехабад, который и унаследовал Мохаммед после смерти дяди. В-третьих, пост судьи он совмещал с исполнением обязанностей мехабадского градоначальника. Кази Мохаммед получил приличное для своего времени образование и владел несколькими языками: турецким, английским, арабским, персидским.

8-25октября 1945 года в Мехабаде состоялся первый съезд ДПИК, на котором была выработана, а потом издана декларация, послужившая основой для программы партии. Эта программа была опубликована в декабре того же года, в ней провозглашался курс на борьбу за автономный Курдистан в рамках Ирана. Партия выступала за объединение районов компактного проживания курдов в отдельную территориальную единицу с автономным статусом.

В курдских районах Ирана уже несколько лет власть принадлежала курдам. Это объясняется тем, что со вступлением в Иран советских и английских войск в августе 1941 года курдские районы покинули иранские власти, войска и жандармерия, место которых заняли органы курдского самоуправления, не признающие какой-либо контроль со стороны центральных властей в Тегеране. Поэтому было принято решение образовать в Северо-Западном Иране «свободный район» – Мехабадскую республику.

Провозглашение Мехабадской республики

Это было логичное продолжение процесса, начатого после фактической утраты Тегераном контроля над курдскими территориями (идентичные процессы происходили в Иранском Азербайджане). Следующим шагом было создание независимого правительства курдской области в Мехабаде и объединение с ним соседних районов на севере и на юге.

24 января 1946 года во время массового митинга в Мехабаде, в котором участвовали представители делегации всех районов Иранского Курдистана, было объявлено о создании Курдской автономной области с центром в Соуджбулаке (Мехабаде). В ее состав вошли районы Мехабада, Ушну, Мергавера, Тергавера, Серешта, Бане и другие. Правящей партией курдских районов Ирана была объявлена Демократическая партия Иранского Курдистана. Главой автономии стал Кази Мохаммед.

Практическая деятельность правительства новой республики была направлены на реализацию культурной автономии: вся система образования переведена на курдский язык, литература издавалась на курдском языке. Были приложены усилия для поощрения курдского предпринимательства.

И это тоже провозглашение

В Мехабаде и других городах была создана национальная гвардия, а также регулярные армейские подразделения, которые возглавил Мустафа Барзани – авторитетный военачальник восстания иракскик курдов (1931-1932 годов). Кроме того, незадолго до образования Мехабадской республики он сам поднял восстание в Иракском Курдистане, которое продлилось с 1943 по 1945 годы. После подавления этого восстания Барзани покинул Ирак вместе со своим племенем (10 тысяч человек, из которых только 2 тысячи вооруженных мужчин) и примкнул к Мехабадской республике.

Хотя в статье 6 программы ДПИК отмечалось, что партия «не имеет враждебных намерений и не находится в оппозиции» к правительству Ирана, присутствие Барзани и его отряда на территории Иранского Курдистана стало поводом для властей подозревать курдов в сепаратизме.

Несмотря на свою активную поддержку национальных организаций иранских азербайджанцев в их стремлении создать свое национальное образование, руководство СССР не воспринимало всерьез автономию курдов. Более того, оно давало заверения союзным державам, что не будет поддерживать курдов. Еще в разгар войны В.М. Молотов заявил о своем отрицательном отношении к курдскому движению как к «феодальному» и «агентурному».

Мустафа Барзани

Советские руководители отказались обсуждать так называемый иранский вопрос на Московском совещании в декабре 1945 года, заявив, что события в Иране у границ СССР являются внутренним делом Ирана, и советское руководство не будет вмешиваться в них. На практике советские ведомства в Иране выступали посредниками между курдами и иранскими властями, а также между курдами и азербайджанцами, конфликты с которыми все более обострялись.

Границы автономного района не распространялись на районы смешанного проживания курдов и азербайджанцев, где влияние ДПИК было слабым, но там стали возникать конфликты по поводу вхождения этих районов в Курдскую или азербайджанскую автономии. Нередко происходили стычки между враждующими сторонами.

Все попытки решить проблему разграничения полномочий между курдскими и азербайджанскими автономиями путем переговоров не увенчались успехом. Руководство ДПИК пыталось сдерживать «горячие головы», которые выступали за эскалацию конфликта с азербайджанцами. В руководстве партии хорошо понимали, что азербайджанская автономия – их единственный союзник в случае столкновения с Тегераном.

Азербайджанское правительство не только претендовало на некоторые районы Курдской автономии, но и рассчитывало включить её полностью в зону своего контроля. Обосновывались эти претензии существующим на тот момент территориально-административным делением, согласно которому Мехабадская республика входила в провинцию Западный Азербайджан. Азербайджанское правительство активно привлекало курдов к административной работе и в меджлис (парламент), а также предлагало создать совместные вооруженные формирования во главе с Мустафой Барзани.

Иранский премьер-министр Ахмад Кавам

В апреле 1946 года представители Азербайджанской республики в ходе переговоров с премьер-министром Ирана Ахмадом Кавамом, в присутствии посла СССР в Иране И.В. Садчикова, пришли к соглашению, по которому курдские районы, контролируемые ДПИК, входят в состав Азербайджанской республики. В то время, когда азербайджанские демократы добились легализации своего статуса, правительство Кази Мохаммеда не было официально признано Тегераном. Курды получили статус меньшинства только в рамках автономного Азербайджана – такое положение не могло их устроить.

После того, как в мае 1946 года СССР под давлением США и Великобритании вывел свои войска из Ирана, дни молодой курдской республики (как и азербайджанской) были сочтены. Уже в конце 1946 года под предлогом защиты интересов и безопасности граждан иранские власти ввели в автономные районы войска.

Несмотря на то, что Мустафа Барзани имел в своем распоряжении не только 2 тысячи бойцов своего племени, но и 8800 пехотинцев и 1700 всадников из местных бойцов, иранские войска не встретили практически никакого сопротивления. Отчасти это связано с тем, что местные отряды представляли собой племенные ополчения, а шейхи племен сразу после ввода войск перешли на сторону Тегерана.

Понимая бесперспективность сопротивления, политическое руководство республики не выразило воли к сопротивлению и решило сдаться. Сын Мустафы Барзани, Масуд, в своей книге об отце приводит нам воспоминания Мустафы о последней встрече с Кази Мохаммедом, «последняя встреча двух курдских лидеров»:

Кази Мохаммед и Мустафа Барзани

«Я пришел к Кази Мухаммаду и спросил его о дальнейших планах. Он ответил, что хочет пожертвовать собой, чтобы спасти от смерти население Мехабада, и что он отдаст себя в руки иранских военных… Со слезами на глазах он произнес: «Опирайся только на своих бойцов. Все те, кто предали, уже спешат объявить о своей преданности иранским войскам. Опасайся вождей племен, которые при первой возможности избавятся от тебя…»

Я пытался убедить его покинуть Мехабад тоже, предлагал предоставить охрану и дал слово чести, что ради его спасения без колебаний пожертвую собой, поскольку он является символом нации. Я сказал ему, чтобы он не доверял обещаниям иранского правительства, не подобает, чтобы первый президент Республики Курдистан стал пленником врагов. Кази встал, поцеловал меня и сказал: «Молю Аллаха, чтобы он хранил тебя! Пусть моя жизнь станет жертвой за соотечественников и уменьшит жертвы, которым они подвергнутся». С этими словами он достал знамя Курдистана и вручил его мне, сказав: «Это символ Курдистана, вручаю его тебе, ибо тому, кто его хранит, сопутствует удача. Считаю тебя лучшим его хранителем». В атмосфере печали я простился и вышел».

Приведённое воспоминание вряд ли можно считать достоверным, но оно хорошо иллюстрирует роль Мехабадской республики и её руководства в национальном самосознании курдов. Республика просуществовала всего 11 месяцев и не имела каких-либо шансов выжить в тех непростых условиях. Даже самим своим появлением она была обязана не кровопролитной борьбе самих курдов, а удачной внешнеполитической конъюнктуре. Как только изменилась конъюнктура и советские войска ушли из Ирана, погибла сама республика, а ее руководство было казнено.

События вокруг Мехабадской республики остались внутренними процессами Ирана (за исключением участия в них Мустафы Барзани и его племени барзан из Ирака) и никак не воздействовали на другие части Курдистана. В те годы основная масса курдов не имели представления о том, что все они имеют некие общие интересы. Десятки мелких и крупных восстаний и движений, происходивших на территории Курдистана, ставили перед собой локальные, в лучшем случае региональные задачи в рамках своих стран, а курдские районы соседних государств использовались только в качестве надежного тыла или места убежища.

В какой-то степени процесс формирования курдского национального самосознания идет до сих пор. Мехабадская республика и ее падение занимает важное место в этом процессе как первое в новейшей истории курдское национальное государственное образование.

Фик-си-ро-ван-ных гра-ниц не име-ет. Бо́льшая часть Курдистана рас-по-ло-же-на в пре-де-лах Ар-мян-ско-го и Иран-ско-го на-го-рий.

Пер-вое упо-ми-на-ние о Курдистане от-но-сит-ся к XII веку. В этот пе-ри-од сул-тан Сель-джук-ской им-пе-рии Му-из ад-Дин Ах-мад Санд-жар (1118-1157 годы) соз-дал про-вин-цию Курдистан с цен-тром в Ба-ха-ре. Ею управ-ля-ли по-лу-не-за-ви-си-мые курд-ские ди-на-стии (Ай-ю-би-ды, Ха-сан-вай-хи-ды, Мар-ва-ни-ды и другие). В 1-й половине XVI века за Курдистан раз-вер-ну-лась борь-ба ме-ж-ду Ос-ма-на-ми и Се-фе-ви-да-ми. По-сле Чал-ды-ран-ско-го сра-же-ния 1514 года западные, южные и центральные рай-оны Курдистана ото-шли к Ос-ман-ской им-пе-рии, а вос-точ-ные - к Ира-ну. В 1639 году этот раз-дел был под-твер-ждён ос-ма-но-иранским до-го-во-ром в городе Кас-ре-Ши-рин. На тер-ри-то-рии Ос-ман-ской им-пе-рии сло-жи-лись курд-ские кня-же-ст-ва Бох-тан, Ха-кя-ри, Бах-диа-нан, Со-ран и Ба-бан, на тер-ри-то-рии Ира-на - княжество Ар-де-лан.

В начале 1820-х годов вновь обо-ст-рил-ся кон-фликт из-за Курдистана ме-ж-ду Ос-ман-ской им-пе-ри-ей и Ира-ном, за-кон-чив-ший-ся под-пи-са-ни-ем Эр-зе-рум-ско-го мир-но-го до-го-во-ра 1823 года, ко-то-рый за-кре-пил преж-ние до-го-во-рён-но-сти ме-ж-ду эти-ми стра-на-ми о раз-де-ле Курдистана. В 1837-1852 годах ли-ше-ны ав-то-но-мии курд-ские кня-же-ст-ва Ос-ман-ской им-пе-рии (вклю-че-ны в со-став Мо-суль-ско-го ви-лай-е-та), в 1860 году - Ира-на.

В 1-й половине XIX века в Ос-ман-ской им-пе-рии про-изо-шёл ряд круп-ных вос-ста-ний кур-дов (в Бох-та-не под пред-во-ди-тель-ст-вом Бадр-хан-бе-ка, в Со-ра-не - под руководством Мир Му-хам-ме-да и других), це-лью ко-то-рых бы-ло рас-ши-ре-ние тер-ри-то-рии курд-ских эми-ра-тов. К началу 1850-х годов эти вос-ста-ния бы-ли же-сто-ко по-дав-ле-ны войсками сул-та-на. Во 2-й половине XIX века курд-ские вос-ста-ния во-зоб-но-ви-лись: в 1854-1855 годах под пред-во-ди-тель-ст-вом Ез-дан-ши-ра, в 1880-1882 годах - под руководсвом шей-ха Обей-дул-лы.

Курдистан - так называется территория между четырьмя морями, где испокон веков проживали курды. В отличии от других народов (арабов, тюрков...) курды проживали на этой территории с незапамятных времен.
Существует много версий происхождения курдов. Одну предложил великий восточный поэт Фирдоуси в своей поэме Шах-Наме в "Сказании о Закхаке". Согласно ней курды - это те же фарсы, которые по тем или иным обстоятельствам вынуждены были бежать в горы:

Когда число их составляло двести
То из дворца всех выводили вместе,
Давали на развод овец, козлят,
И отправляли в степь... И говорят:
Дало начало курдам это семя,
И городов чуждается их племя...

Многие исследователи пытаются вывести проследить историю курдского народа, насилуя слова "курд", "корд" и др. похожие, и идентифицировать курдов как "киртиев", "кордуенцев" и т.д. Однако их попытки жалки, нелепы и беспочвенны.
Курдский этнос очень близок к фарсидскому, однако, он имеет свои древние корни.
Родственные друг другу курдские и персидские племена известны на Иранском плато не позже II тысячелетия до н.э.). Курды жили на севере, а персы - на юге, в современной провинции Фарс (Персида греческих авторов), районе древнего эламского Аншана. От древних курдов дошло очень мало письменных памятников, и их история восстанавливается на основании упоминаний о них в ассирийских анналах и в позднейших сочинениях греческих историков (которые называли их мидянами). В IX-VIII вв. до н.э. курды вели в основном кочевой образ жизни. Основным оплотом территориальной защиты были множество мелких городов-государств. К концу VIII в. курды были подчинены Ассирии и вынуждены были платить ей дань. Необходимость отразить ассирийские нашествия ускорила объединение мелких курдских княжеств.
В 673-672 гг. курды подняли восстание против ассирийского господства, которое возглавили некто Кэшто (Каштарити) и еще два вождя. В союзе с курдами выступали маннеи и скифы. В ходе борьбы курды добились независимости. Греческий историк Геродот указывает, что в это время Курдистаном (Мидией) правил царь Фаро (Фраорт) (673-652 гг. до н.э.). По Геродоту, Фаро объединил курдские и другие ираноязычные племена и в 653-652 гг. предпринял поход против Ассирии, который, однако, кончился поражением курдов и гибелью самого Фаро. По-видимому, курды понесли поражение от скифов, ставших союзниками ассирийцев, которые установили над Курдистаном свою гегемонию.
В 625 г. царем Курдистана стал сын Фаро - Киак (Киаксар). Он нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения, распределив ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница). В конце VII в. до н.э. курдская армия во главе с Киаком выступила против Ассирии, которая воевала с вавилонянами, и, нанеся ей решающие поражения, захватила Северную Месопотамию. Затем Киаку удалось захватить Гирканию и Парфию к востоку и юго-востоку от Каспийского моря, Персию, Элам, страну маннеев, Урарту и часть Малой Азии.

Курдское государство в первой половине VI в. до н.э.

Когда в 590 г. мидийская армия достигла р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак) в Малой Азии, царь Лидии Алиатт, обеспокоенный завоеваниями Киака, выступил против него. В течение пяти лет война между Лидией и курдами продолжалась с переменным успехом. 28 мая 585 г. во время битвы па р. Галис произошло солнечное затмение, которое было воспринято обеими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому сражение прекратили и вскоре заключили мирный договор, установив границей между Лидией и Курдской державой р. Галис. В 584 г. царем Курдистана стал сын Киака Асто (Астиаг).
В VII и первой половине VI в. до н.э. Курдистан был центром ираноязычной материальной и духовной культуры, которую впоследствии развили дальше персы.
После распада Курдского государства курдские княжества попеременно переходили в подчинение от одного завоевателя к другому. Периодически те или иные административные курдские единицы получали независимость, однако до полного воссоздания курдского государства в прежних пределах дело не доходило.
Очаги курдской независимости возникали в разных регионах Ближнего востока. Например в Африке, где великий полководец, курд, Салах ад-Дин, много лет правивший Египтом, сумел объединить под своими знаменами курдов, арабов и другие народы и достиг потрясающих успехов в борьбе с крестоносцами.

В качестве политико-административной единицы "Курдистан" исторически известен с XII в. со времен последнего представителя великих сельджуков Санджара. Центром этой новой административной единицы северо-западнее Хамадана стала крепость Бахар. Тогда Курдистан охватывал Хамадан, Динавер, Керманшах (к востоку от Загросских гор) и Шахризур и Синджар (к западу от Загроса).
До XIII в. часть курдской провинции арабы называли Джибаль (нагорье). Позже она стала известна как Персидский, или Иранский Курдистан. Что касается второй части Курдистана, то ее именовали Джебель аль-Джизрем или Диярбакар (страна племени бакар). Накануне нашествия монголов курды в Иране занимали горную часть Загроса. Главным городом Иранского Курдистана стал Чемчемаль.
К началу XVI в. в Курдистан входили следующие наследственные княжества и эмираты: Джазире, Хакари, Имадия, Хасанкайф, Арделан, Соран и Бабан. Кроме них в Курдистане в конце XV - начале XVI в., по свидетельству Шереф-хана Битлиси, существовали следующие наследственные уделы: Хизан, Ширван, Битлис, Сасун, Гендж, Алашкерт Арджиш, Адилжеваз, Агил, Пало, Очермик, Чемишгезек, Кулб, Батман, Майяфарикин, Дарзини, Курдакан, Атак, Терджил, Килис, Хошаб, Ашут, Албак, Сокманабад, Урмия, Дерйяс, Дул, Ахтачи, Ил-Теймур, Сулдуз, Паланган, Дартанг и Махидашт.
Различие между полунезависимыми эмирами и владетелями неболь ших уделов заключалось скорее в масштабе власти, чем в ее характере. И те и другие являлись представителями военной знати больших и сильных кочевых или полукочевых племен. Представители военно-кочевой знати одновременно выступали и как крупные землевладельцы. Чувствуя себя полными хозяевами в своих владениях, они творили суд, имели вооруженное ополчение, совершали набеги на соседей, на караваны.
В начале XVI в. в истории. Курдистана произошли важные события. Упрочение Османов в Турции и появление политически объединенного Ирана под управлением Сефевидской династии не могли не сказаться отрицательно на положении курдов. Между 1502 и 1508 г. иранские войска заняли Курдистан. В результате завоевательных действий шахских войск территория курдской провинции еще сократилась. От нее отторгли Хамадан и Лурестан, и с этого времени Иранский Курдистан стали именовать Арделаном (с центром в г. Сенне). Что касается западной части Загросских гор, то в XVI в. эту территорию (позже в конце XVII в. она вошла в состав Османской империи как Курдский эйялет (охватывала территории современных лив Дерсим, Муш и Диярбакыр) захватили турки-османы.
Шах Исмаил проводил политику, направленную на полную замену верхушки курдского господствующего класса представителями кызылбашских племен, составлявших опору династии Сефевидов. Он пытался подавить все очаги курдской независимости. До нас дошел курдский героический эпос о крепости Дымдым, повествующий о борьбе курдского народа за независимость.
Политика первого сефевидского правителя вызывала недовольство курдов, вылившееся в антишахские восстания курдских племен. Этим воспользовалась Турция, которая, в обстановке приближающегося решительного столкновения с Ираном, была заинтересована в поддержке курдов. 23 августа 1514 г. в сражении в Чалдыранской долине (близ г. Карса) между турецкими и персидскими войсками курдские эмиры выступили на стороне Турции. Разбитый в этом сражении, шах Исмаил утратил свое влияние на курдские области по ту сторону Загроса, и, как пишет курдский историк М.А. Заки, власть Ирана больше "никогда не переходила Загросские горы".
В 1515 г., при посредничестве советника султана Селима I - курда Идриса Хакима, между султаном и курдскими эмирами был подписан договор 23 влиятельными курдскими племенами, согласно которому курдские князья сохраняли независимость и свободу своих владений, а также право их передачи по наследству. Взамен курдские эмиры обязывались оказывать помощь туркам во всех войнах (в течение почти полутора веков курдские племенные вожди добросовестно выполняли взятые ими обязательства и принимали активное участие во всех войнах Турции.).
После вторичного разгрома (в начале 1516 г. при Коч-Хисаре) войск шаха Исмаила огромная территория от Харпута и Битлиса на севере до Ракки и Мосула на юге отошла к Турции. Этим воспользовались многие смещенные шахом Исмаилом курдские эмиры и князья, которые теперь возвратились в свои владения.
Фактическое закабаление Курдистана турецким правительством началось с реформ по насаждению в Курдистаие новой административной системы (согласно административной системе, выработанной Идрисом Хакимом, Курдистан делился на округа (санджаки). Например, вилайет Диярбакыр был разделен на 19 санджаков; из них 11 находились в управлении турецких властей, а остальные восемь были переданы курдским эмирам. Подобная система впоследствии была распространена и на другие районы). В отличие от других административных единиц курдские санджаки назывались санджаками типа юртлука и оджаклика . Земли в них относились к категории государственных и подразделялись на тимары (военный лен с годовым доходом до 20 тыс. акче) и зеаметы (военный лен, доход которого превышал 20 тыс. акче). Например, эмират Чемишгезек был разделен на 2 санджака и 14 зеаметов и тимаров.
В Северо-Западном Курдистане было до 400 свободных правителей (ашарат-реисов или ашарат-беков) , которые участвовали в войнах под предводительством санджак-беев (так именовались правители санджаков, которые одновременно являлись командующими войсками санджака.) В мирное время они не подчинялись последнему и были независимы, однако не имели собственных знамен и фанфар. Такие правители носили титул эмира.
Введение в Курдистане новых административных единиц, по мнению османских правящих кругов, должно было подорвать основу власти в полунезависимых курдских княжествах и положить конец сепаратизму курдских эмиров.
Осуществить административную реформу до конца турецкому султану Селиму I не удалось. Но даже и там, где она была проведена, курдские княжества и эмираты продолжали свое существование. И хотя они подчинялись непосредственно центральной власти, власть султана над ними все еще оставалась весьма относительной.
После восшествия на престол султана Сулеймана I (1520- 1566) османская власть в Курдистане упрочилась. В эти годы турецкое правительство старалось создать из курдских княжеств кордон, живую стену между Турцией и Ираном. Многие курдские племена и племенные объединения были поставлены на службу по охране пограничных областей, и в кормление им были переданы лучшие земли и пастбища. Не все курдские племена облагались налогами. Например, правитель Хошаба и курдского племени махмуди Хасан-бек по указу Сулеймана I был освобожден от уплаты налогов и податей.
Однако курдские племена, действительно представлявшие грозную силу, не всегда оправдывали возлагаемые на них надежды. Бывали случаи, когда их оружие обращалось против "покровителей" - центральной власти. Шереф-хан Битлиси приводят пример восстания недовольных султанской политикой курдов племенного союза Сулеймани (Восстанием руководил Шахсуар из племени Басиан, входящего в союз племен Сулеймани.)
Чтобы подорвать основу власти курдских эмиров и племенных вождей, султан старался заменить старую, наследственную, знать новой, служилой. Поэтому глава османского государства охотно раздавал курдским феодалам своеобразные бенефиции - ягитары и зеаметы . Иногда султан пользовался междоусобными войнами, чтобы совсем лишить власти правящую семью племени или эмирата, передавая звание правителя своему ставленнику. Так поступил Сулейман I с сыновьями малика Хасанкейфа. Вообще для достижения своей цели - ослабления и уничтожения курдских княжеств и эмиратов - турецкий султан не гнушался никакими средствами.
Что касается иранских правителей, то после смерти Исмаила I его сын шах Тахмасп, следуя политике отца, истреблял целые племена (так, по приказу шаха в Ардахане было убито 400 курдов из племени думбули, а курды племени чигины, "выделявшиеся среди других курдов Ирана храбростью, мужеством и отвагой", подверглись массовым гонениям и репрессиям. Был даже издан указ изгонять их за пределы Ирана. По свидетельству Шереф-хана Битлиси, около 500 человек из знати этого племени приняли решение уехать из Ирана в Индию), формально признававшие то султанскую, то шахскую власть, а фактически сохранявшие независимое положение.
Убедившись, что путем одних только репрессий подчинить курдов невозможно, иранские власти прибегли к более снисходительной политике. Шахское правительство начало раздавать титулы и должности главам влиятельных курдских племен, а самим племенам жаловало земли (Например, в 1552/53 г. одному из вождей курдского аширета сийах мансур - Халил-беку (главе 24 курдских племен) шах пожаловал округа Султанийе, Зенджан, Абхар, Зарин-Камар и несколько других, "при условии поставки им в шахское войско 3 тыс. воинов и охраны путей и границ между Казенном и Тебризом"). Однако и это не изменило призрачного характера власти и влияния шаха в районах, населенных курдами. К тому же вожди курдских племен с целью вынудить шаха пойти на уступки нередко вступали в контакт с турецким султаном.
Иногда с целью устрашения курдов шах предпринимал карательные походы против курдов не только Северо-Восточного, но и Северо-Западного Курдистана. Так, в 1554 г., во время своего грабительского похода в Курдистан, занятые в то время турками, шах Тахмасп I обрушил на курдские племена такие бедствия, которые затмили злодеяния Хулагу-хана и Тимура.
На засилье турецких и персидских поработителей курды отвечали вооруженными выступлениями. Одно такое выступление, по свидетельству Шереф-хана, имело место в Северо-Западном Курдистане, в городе Хазо (эмират Сасун) в 1595-96 г. Таким образом, несмотря на захватнические действия османских султанов и сефевидских шахов, в течение всего XVI в. окончательно подчинить Курдистан им так и не удалось.
Вторая половина XVII в. также прошла в бесконечных курдских восстаниях. Однако феодалы стремились использовать антитурецкое и антииранское движения народных масс в своих интересах. Большой урон местному населению наносили и бесконечные войны между Ираном и Турцией за господство в Курдистане. Положение усугублялось феодальными междоусобицами. Все это подрывало производительные силы Курдистана, ухудшало экономическое положение страны. Большая часть населения, в том числе мирного, многие города и крепости были стерты с лица земли. По Амасийскому договору, заключенному в 1555 г. между Османской империей и Ираном, произошел первый официальный раздел Курдистана, а Зохабский договор 1639 г. оформил окончательный раздел как территории, так и сфер влияния в Курдистане.
Несмотря на централизаторскую политику турецкого и иранского правительств, на территории Курдистана все еще продолжали существовать полунезависимые княжества - Бухтан, Хеккяри, Бахдинан, Соран, Бабан (в Северо-Западном Курдистане) и Арделан (в Северо-Восточном). Их правители сохраняли автономную власть вплоть до середины XIX в. Некоторые пользовались даже правом чеканить свою монету и быть поминаемыми в хутбе. Власть турецкого султана и иранского шаха, признаваемая правителями этих княжеств, была тем не менее чисто номинальной и поддерживалась только благодаря умелому использованию иранским и турецким правительствами родо-племенной вражды и междоусобицы среди курдов. Только углубляя вражду между курдскими племенами, могли они сохранять свою власть в Курдистане.
На территории, где существовала абсолютная власть курдских феодалов, каждая область имела свои законы и порядки, формы правления и налоговую систему (Там, где султанская или шахская власть имела силу, она переплеталась с авторитетом местных беков или ханов. В таких случаях юридические или социально-экономические отношения были еще более многообразны.) Законы центрального правительства местные феодалы проводили в жизнь только постольку, поскольку они способствовали укреплению и расширению их власти. Только в Дерсиме и в окрестных курдских районах насчитывалось несколько тысяч владений, не признававших султанскую власть. Многие курдские беи имели собственные вооруженные силы и уже не платили султану государственные налоги.
Только с середины XIX в. турецкие султаны взяли твердый курс на уничтожение независимости курдских автономных княжеств и начинали заселять курдские территории турками. Этот процесс с переменной интенсивностью продолжался почти целое столетие. В XIX в. в отдаленных районах Курдистана правление курдских беев еще сохранялось, но арена их правления все более сужалась. Постепенно и окраинные районы подчинялись турецкой администрации.
Отдаленность от столиц и враждебное отношение местного населения способствовали тому, что в курдские районы ехали только самые необразованные турецкие и персидские чиновники. Жалованье большей части чиновников, от вали до жандармов, платили очень низкое и нерегулярно, отчего процветало казнокрадство.
Часто то или иное курдское племя становилось объектом одновременной эксплуатации иранской и турецкой администрации. Так, часть курдов-подданных Османской империи (шиверзури, пиресани, ревандузи, сурчи, харки, куре засари и др.) за использование летних пастбищ, находящихся в Иране, платили налог представителям власти обеих стран. А курды пограничного округа Мергевер (вблизи 6з. Урмия) платили налоги своим шейхам, проживавшим в Турции. Одновременно губернатор Урмии и Хоя требовал, чтобы они вносили налоги и в иранскую казну. В том случае, когда курды не выполняли приказ губернатора, шахские чиновники прибегали к силе. Часто волнения или восстания курдов, вызванные тяжелым социальным и национальным гнетом, использовались правящими кругами Ирана и Турции для давления и вмешательства во внутренние дела друг друга.
Во второй половине XIX в. в Курдистане отмечалось два противоположных процесса. С одной стороны, в результате усиления гнета со стороны чиновничьего аппарата Турции и Ирана племена вынуждены были переходить к оседлой жизни, а с другой - бесконечные набеги кочевников вынуждали некоторые оседлые курдские племена начинать кочевую жизнь.
Особое недовольство вызывали у кочевых племен натуральные подати, которых требовала от них османская администрация. Участие в строительстве дорог было самым невыносимым, тем более что курды видели, как дороги, проводимые ими, не только не улучшали их положения, но помогали правительственным войскам подавлять освободительное движение.
Не облегчили положение курдов и так называемые реформы, проведенные правителями Турции и Ирана в середине XIX в.: они не решили ни национальных, ни религиозных проблем и ничего не дали населению Курдистана, за исключением малочисленной прослойки богатых армянских, еврейских и греческих купцов.
Со второй половины XIX в. положение курдских племен, как и всего населения Курдистана, еще более ухудшилось. Вмешательство европейских держав во внутренние дела Ирана и Турции, проникновение их капитала в экономику обоих государств еще более ухудшили положение национальных меньшинств, в том числе курдов. Экспансия европейских держав во второй половине XIX в. шла ускоренными темпами и особенно усилилась после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вместе с тем русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала турецкому султану, что режим его постепенно теряет опору. С целью упрочения пошатнувшегося положения турецкие правящие круги решили изменить свою политику. В конце 80-х - начале 90-х годов эти изменения в Курдистане выразились в том, что местная администрация по указанию центрального правительства начала сближение с курдскими феодалами и родо-племенной знатью, старалась задобрить и перетянуть их на свою сторону.
Курдским племенным вождям и шейхам раздавались деньги, чины и звания. Турецкое правительство назначало их на должности вали и каймакамов, оставляя, однако, за собой право определить и, если нужно, ограничить рамки их деятельности. С целью воспитания молодых представителей курдской знати лояльными и верными правительственному режиму в Стамбуле и Багдаде для них были открыты специальные военные училища - "школы племен" (аширет мектеплери) . Одновременно турецкое правительство начало формировать из курдов курдскую кавалерию (хамидиё), названную в честь султана Абдул Хамида II.
Надежды, возлагаемые турецкими правящими кругами на хамидиё, не оправдались. Большая часть курдов отказывалась вступать в хамидиё; некоторые племена, проживавшие в Турции, даже переселились в Иран, чтобы избежать этого. В результате почти ни один полк не был укомплектован полностью, и боеспособность их была невысокой. Это были малочисленные, необученные и недисциплинированные боевые единицы.
Борьба против турецкого гнета не ослабевала. Конец XIX в. полон вооруженными выступлениями курдов. В октябре 1891 г. в Дерсиме вспыхнуло большое курдское восстание, вызванное налоговой политикой турецких властей. Подобные же восстания имели место в различных уголках Курдистана.
На рубеже XIX - XX вв. уже отчетливо были видны отрицательные результаты турецкого управления курдскими районами. Русский путешественник Бензенгр, посетивший в это время Курдистан, писал: "Грубость и хищническое управление турецких чиновников оказали соответствующее влияние на подчиненное их режиму население. Воинственность выродилась здесь в разбои и насильничество, храбрость - в жестокость, а произвол, взяточничество и вымогательство, в соединении со шпионажем, породили атмосферу лжи, взаимного недоверия и вместе с тем явились причиной разорения населения, так что в настоящее время состояние края представляет картину далеко не отрадную".
Таким образом, турецкие правящие круги то безжалостно угнетали курдов, то начинали заискивать перед ними. В результате вожди курдских племен и крупные землевладельцы проникались сознанием бессилия правительства и использовали это бессилие в своих интересах. А тем временем недовольство курдских трудящихся все больше росло.
Причины недовольства курдов не были ликвидированы и после победы буржуазной революции и свержения режима турецкого султана Абдул Хамида. Правительство младо-турок не оправдало надежд курдов. Особое недовольство курдской родо-племенной знати вызывала младотурецкая национальная политика, переросшая в грубый шовинизм. Отряды хамидиё фактически распались. Младотурки, отражая стремление турецкой буржуазии и помещиков, начали расправу с неугодными курдскими вождями (Были убиты влиятельнейший курдский вождь Ибрагим-паша и накиб Южного Курдистана шейх Сайд, Барзанджи (1908 г.), шейх Абдул Салям-Барзани и др.)
Политика террора, разнузданная шовинистическая пропаганда, урезание наследственных прав представителей курдской родо-племенной знати - все это сильно поколебало доверие курдских беков и шейхов к правительству младотурок.
Курдская родо-племенная аристократия не хотела уступать своих традиционных прав и привилегий, и это обусловливало ее отвращение к новому режиму и стремление освободиться от турецкого господства. Однако вражда и соперничество между курдскими лидерами по-прежнему мешали объединению курдов. Но к попытки младотурецких властей использовать эти разногласия в свою пользу успеха не имели. Антитурецкое настроение в Курдистане росло.
Курдские националисты в это время требовали для Курдистана административной автономии, сокращения налогов и упорядочения системы их сбора. Требовали они также создания курдской национальной армии для охраны границ Курдистана, организации местной курдской администрации, открытия школ с обучением на курдском языке, а также выдвижения курдов на должности офицеров и гражданских чиновников.
После вступления Турции в войну территория, населенная курдами, превратилась в арену сражения. Турецкие войска производили массовые реквизиции скота и имущества, разоряли курдские деревни, убивали мирное курдское население (под предлогом эвакуации, необходимой в связи с наступлением русских войск, турки производили массовые депортации курдов, с тем чтобы расселить их среди турок и ассимилировать. По официальным данным, этой жестокой мере были подвергнуты около 700 тыс. курдов. Многие из них пал жертвами произвола). В результате положение курдов становилось еще более затруднительным.
Однако на пути объединения курдского народа возникли новые большие препятствия. После первой мировой войны Курдистан оказался расчлененным уже на четыре части - между четырьмя государствами Ближнего Востока (Турцией, Ираном, Ираком и Сирией). Причем курды имели теперь дело не со слабой администрацией довоенной Турции или Ирана, а со значительно более прочными политическими единицами - республиканской Турцией, централизованным Ираном и вновь созданным Иракским королевством. Правящие круги этих стран проводили политику консолидации и централизации в пользу господствующих турецкой, арабской и иранской наций. И хотя связи между разобщенными частями Курдистана полностью не были разорваны, с этого времени курдский вопрос постепенно начал принимать региональный характер.
Насильственное переселение курдских племен правительствами Ирана и Турции в период между двумя мировыми войнами имело тяжелейшие последствия. При этом гибли целые племена. В результате окончательного раздела Курдистана и установления строгого пограничного режима, особенно между Турцией и Ираном, полукочевые племена, чьи летние или зимние стоянки находились на территории другого государства, лишились права свободного перехода границы. Теперь они были обязаны платить за это большие суммы.
После поражения и распада Османской империи страны Антанты спешили присвоить оккупированные ими территории. С целью расположить к себе курдов они обещали курдским националистам создать автономное курдское государство. Эти обещания были отражены в Севрском договоре 1920 г. Однако победа кемалистской революции провалила план создания автономного курдского государства под покровительством стран Антанты. Упрочив свои позиции кемалисты отвергли этот план.
Руководство молодой Турецкой Республики заняло явно шовинистическую позицию по отношению к национальным меньшинствам Турции. Курды на это ответили восстанием, жестоко подавленным. В июне 1927 г. Великое национальное собрание приняло закон о переселении курдов из восточных вилайетов в западные. В течение нескольких лет "было переселено несколько тысяч участников восстания 1925 г.
Преследование и физическое уничтожение курдского населения стало официальной государственной политикой турецкого правительства. Законы, изданные в Турции в 30-х годах, особенно после подавления курдского восстания в районе Арарата (1930-1931), ставили своей целью убить в курдах чувство национального достоинства и самосознания, ускорить процесс ассимиляции курдов.
Восстание курдов в районе Арарата (Агридаг) возглавляли Ихсан Нури-паша (командующий вооруженными силами) и Ибрагим Хаски (глава гражданской администрации). Турецкое правительство сорвало переговоры с руководителями восстания, отказавшись признать национальные права курдов. В ходе восстания курдским вооруженным отрядам удалось захватить в плен большое количество турецких офицеров,. а также военного снаряжения. Было сбито несколько самолетов группы карателей. Сломить сопротивление восставших удалось лишь после полного истощения сил курдов. В результате жестоких репрессий пострадало 165 курдских деревень. Было сожжено 7716 домов. Погибли 8664 курда, в основном дети, женщины и старики. Многие мужчины погибли в боях, а часть укрылась в горах. Руководитель восстания Ихсан Нури скрылся в Иране.
После подавления восстания турки запретили официальное использование курдского языка. Книги на курдском языке были конфискованы и сожжены. Слова "курд" и "Курдистан" были изъяты из всех учебников. О курдах в них говорилось как о "горных турках". Территория курдов была изолирована от внешнего мира. Иностранцам запретили путешествовать в восточных вилайетах.
В 1927 г. курдские политические эмигранты-представители родо-племенной верхушки и интеллигенции - создали в Детройте, а по другим данным, - в Ливане из разрозненных и спорадически существующих курдских политических групп новую организацию - Хойбун, превратившуюся в течение нескольких лет в штаб курдского национализма.
В руководстве Хойбун были представлены люди различного" политического направления. Большим авторитетом пользовались Ихсан Нури, Джаладат и Камуран Бадрханы, Мамдух Салим, Кадри Джалил-паша, Хасан Хаджо и др.
Новая курдская партия носила ясно выраженный военно-политический характер. В ее программе среди других были и такие требования, как создание единой партии Курдистана, подготовка антитурецкого восстания, избрание верховного командующего, а также установление хороших отношений с правительствами Сирии и Ирана (Хойбун требовала ограничиться в этих странах культурной автономией). Члены партии считали своим союзником считали Реза-шаха. Призыв бороться против всех турок отрицательно сказался в дальнейшем на развитии курдского освободительного движения, и в конечном итоге восстание, организованное Хойбун в 1930-1931 гг., потерпело поражение.
Подрыву авторитета Хойбун способствовала также связь с западными государствами, которые скорее старались использовать партию против СССР чем для действительного установления курдского независимого государства. Кроме того, в своей деятельности Хойбун не опиралась на курдское крестьянство, не призывала его к установлению союза с турками.
5 мая 1932 г. турецкое правительство издало закон, на основании которого, территория, населенная курдами, была разделена на четыре зоны, причем одна совсем освобождалась от курдов с целью "защиты порядка". Она была объявлена запретнюй зоной. Вновь переселившимся курдам запрещалось ходить в национальной одежде. Часть курдских шейхов и беков была арестована и переселена, другая часть - подкуплена. Среди курдских племен разжигалась вражда и ненависть, культивировалось противопоставление их друг другу.
Летом 1934 г. турецкий парламент принял еще один закон, .направленный против национальных меньшинств. Министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народов в соответствии с тем, насколько они "прижились" к турецкой культуре.
Открывая заседание меджлиса в 1936 г., Кемаль Ататюрк отметил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская, и призвал "покончить с ней раз и навсегда". А два года спустя (летом 1938 г.) тогдашний министр внутренних дел Турции Джелаль Баяр заявил, что в Турции уже не существует курдской проблемы.
Накануне и в годы второй мировой войны перед курдским национально-освободительным движением встали новые задачи: повышение уровня национального самосознания курдов; создание политической партии, способной повести за собой курдские массы. С середины 40-х годов борьба курдов за свои национальные права в Турции стала осуществляться в основном мирными средствами.
Военный переворот 1960 г. и принятие новой конституции не облегчили положения курдов Турции. Новое правительство продолжало шовинистическую политику ассимиляции и отуречивания курдского населения. Был принят новый закон о переселении (№ 105) - под предлогом борьбы с курдскими шейхами, но фактически этот закон больше применяли против патриотически настроенных курдских деятелей.
Закон о политических партиях, принятый в июле 1965 г., запрещал создание таких партий, которые в своей программе признали бы существование национальных меньшинств в Турции.
В 1965 г. в Турции была создана Демократическая партия Курдистана, а в 1978 г. - Рабочая партия Курдистана. В настоящее время, находясь в подполье, РНК проводит большую работу по повышению уровня национального и классового самосознания курдских рабочих и крестьян.
В жестоких условиях запрета всяких публикаций на курдском языке курдские прогрессивные деятели на свой риск и страх старались издавать журналы, способствующие развитию курдского языка, фольклора, культуры. Во второй половине 70-х годов в Турции последовательно выходили курдские издания, в которых не только критиковалась политика официальных властей и буржуазных партий по отношению к курдскому народу, но и освещались злободневные социальные и национальные аспекты курдской проблемы.
После свержения в Иране прогнившего монархического режима и активизации там курдского движения правящие круги Турции в вилайетах, населенных курдами (Газиантеп, Малатья, Сивас, Урфа - всего в 19 вилайетах), ввели чрезвычайное положение. В районах Северо-Восточного Курдистана репрессии особенно усилились после государственного переворота осенью 1980 г.
Итак, несмотря на то что в новейшее время, почти совпадающее с периодом существования Турецкой республики, в экономической, общественной и политической жизни страны произошли заметные сдвиги, политика правящих кругов Турции по отношению к курдскому народу осталась неизменной.
Аналогичный курс по отношению к курдам проводили и правящие круги Ирана. Разница была лишь в том, что здесь Англия более активно вмешивалась во внуренние дела страны, а влияние феодально-сепаратистских тенденций на курдское движение было более сильным. Однако подавлялись курдские Племена одинаково жестоко - как в Иране, так и в Турции.
После окончания первой мировой войны признанным лидером иранских курдов был Исмаил-ага Симко (Смитко) - вождь ялемени шеккак. Это был типичный курдский феодал. В 1922 г. королевство Симко пало.
Строительство дорог в Курдистане, осуществляемое Реза-шахом (1925-1941), ускорило товарооборот и денежное обращение в стране. В свою очередь, этот процесс способствовал созданию общеиранского рынка, что было тесно связано с проводимой шахом политикой централизации страны. Централизация (главный итог правления Реза-шаха) помогла персидской буржуазии и помещикам установить свою политическую власть в стране.
Централизация страны, уничтожая замкнутость племен, способствовала сближению многочисленных народов Ирана и объединению его территории в одно экономическое и политическое целое. Однако процесс объединения и уничтожения национальной замкнутости, так же как и в соседней Турции, сопровождался усилением гнета многочисленных национальных меньшинств и их подчинения господствующей нации.
Правительство Реза-шаха идеализировало государственные объединения, существовавшие на иранской территории в древнее время и в средние века. Искусственно внедрялся, например, культ древнего Сасанидского и даже Ахеменидского государства - как образцов централизованного государства; территория и этнический состав древнего государства сравнивались с пехлевийскими и т.д.
Проводя великодержавную политику, правительство отрицало существование многих национальных меньшинств в Иране.
Депутат Иранского меджлиса Дешти на заседании 21 октября 1930 г. заявил: "В Иране не существует курдского вопроса, так как курды здесь не рассматриваются как национальное меньшинство, а считаются единоплеменниками иранцев". "Все племена и роды Ирана считают себя иранцами, детьми одной семьи", - вторил ему другой депутат.
Правительство Реза-шаха политику разоружения и военного" подавления курдов особенно интенсивно проводило после того" как в 1927-1928 гг. в основном закончилось строительство шоссейных дорог в районах, населенных племенами.
Против племен использовались такие испытанные методы, как натравливание одних племенных вождей на других, политика переселения и геноцида и т.п. В случае добровольного подчинения главу племени оставляли временно на месте, используя его как слепое орудие проведения правительственной политики.
Вслед за военными губернаторами в племенном районе появлялись агенты министерства финансов и полиции. По мере подчинения племен военная власть заменялась гражданской. Административный аппарат, как правило, комплектовался из лиц персидской национальности.
В 30-х годах, столкнувшись с большими экономическими и политическими трудностями внутри страны, Реза-шах вынужден был ослабить репрессии против курдов. Ни подавление восстаний (в 1925, 1926, 1930 гг. и др.), ни разоружение, ни строительство военных дорог, ни подкуп отдельных вождей и ханов, ни политика ассимиляции не помогли Реза-шаху решить курдский вопрос. О провале племенной политики иранских правящих кругов наглядно свидетельствует тот факт, что к началу 40-х годов подавляющее большинство (приблизительно 2 млн. человек) бывших кочевников и полукочевников, насильственно переведенных на оседлость, вновь вернулось к кочевому образу жизни.
Накануне второй мировой войны, перед лицом надвигавшейся опасности, различные общественные слои курдского народа постепенно сплотились вокруг национального знамени. В Иранском Курдистане возникли политические организации. Еще в годы первой мировой войны здесь возникла Партия свободы Курдистана (Хизб ризгари Курдистан), которая в годы второй мировой войны стала называться Жиане Кордестан (Возрождение Курдистана) - сокращенно ЖК (Полное название этой партии - Комалай Жииане Кордестан (Комитет возрождения Курдистана)). Эта партия имела свой печатный орган - журнал "Ништиман" ("Родина").
После окончания второй мировой войны партия поставила перед собой цель - локализовать освободительную борьбу курдов, а именно сконцентрировать ее в границах каждого отдельного государства. Отсюда вытекала необходимость установления связи со всеми прогрессивными силами, которые боролись против реакционных правительств в Иране, Турции и Иракском королевстве.
В ноябре 1945 г. партия ЖК приняла новое название - Демократическая партия Курдистана (ДПК). Был избран ЦК партии во главе с Кази Мохаммедом и приняты устав и программа. В ДПК вошла родо-племенная знать г. Мехабада. Руководство партии очутилось в руках крупных феодалов, родо-племенной верхушки, представителей влиятельных семей. Это обстоятельство мешало развитию революционных тенденций в ДПК. Из ее программы были выкинуты какие бы то ни было социальные требования.
22 января 1946 г. в присутствии вождей племен заза, мамаш и мангур Кази Мохаммед провозгласил автономию Курдистана. Курдское автономное правительство осуществило ряд важных прогрессивных мероприятий, прежде всего в области культуры и образования. На территории автономной республики началась борьба за ликвидацию неграмотности. Официальным языком был провозглашен курдский. Открылись курдские школы, театр, начала выходить курдская газета. Радиопередачи велись на курдском языке. Особое внимание было уделено улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения населения, а также благоустройству городов.
Однако автономное правительство, в которое опять-таки вошли представители родо-племенной знати и крупные феодалы, не отличалось последовательностью действий и решений, и иранские реакционные силы, воспользовавшись благоприятными для себя внутренними и внешними факторами, жестоко подавили курдскую республику, просуществовавшую всего год.
Положение иранских курдов не изменилось и после свержения династии Пехлеви и победы антиимпериалистической революции. В новой конституции Ирана совсем обойдены национальные интересы курдов, как и других национальных меньшинств страны. Курды остаются в положении угнетенного нацменьшинства, которое с оружием в руках борется за свое право на национальную автономию.
Чтобы полнее представить себе отношения племен в современном Ираке, рассмотрим коротко племенную политику иракского правительства.
Иракская административная система развилась из старой османской системы управления. Если в 1918 г. весь Ирак делился на три вилайета (области), то после установления английского контроля он был разделен на 14 лив (провинций), из которых четыре (Киркук, Мосул, Эрбиль и Сулеймания) охватывали территорию, населенную курдами.
Как уже говорилось, в период своего господства турки опирались на крупных феодалов и племенных вождей и помогали им присваивать племенные земли, но прогнившему османскому режиму не под силу было преодолеть сопротивление племен.
После захвата Ирака Англией английские военные власти решительно встали на сторону вождей племен и передали им права на те земли, которые до прихода англичан составляли общую собственность членов племени. Земли эти стали наследственной собственностью вождей. Таким образом, то, что не удалось сделать туркам, сумели осуществить англичане (с помощью военной силы и сговора с местными вождями). Английские оккупационные власти стремились укрепить власть шейхов и наиболее влиятельных вождей племен. Новую систему управления разработали на основе родо-племенной организации, уважения родовых привычек и обычаев, поддержки шейхов, которых использовали для проведения мероприятий администрации.
Английская политика "кнута и пряника" расколола шейхов на две группы: враждебно настроенную по отношению к англичанам (например, племя барзанджи во главе с шейхом Махмудом) и на превратившуюся в послушное орудие английских колонизаторов (племя пишдер во главе с Бабакра-агой).
С установлением английского мандатного режима (он продолжался с мая 1920 по октябрь 1932 г.) мандатные власти всячески старались укрепить авторитет местной администрации, чтобы помешать усилению влияния племен. Вожди племен, которым англичане доверяли охрану порядка" сбор налогов и т.п., стали главной опорой английского мандатного режима, а затем марионеточной хашимитской династии, с помощью англичан правившей Ираком с 1921 по 1958 г. Страной фактически управлял английский верховный комиссар - через короля и правительство, при котором действовали английские советники.
По мере усиления центральной власти и местных органов управления влияние племенной организации ослабевало. Накануне второй мировой войны многим вождям племен прекратил" выдачу субсидий (поскольку их влияние быстро падало).
После отмены английского мандата (1932 г.) бразды правления страной перешли непосредственно в руки короля, который опирался на крупных землевладельцев и вождей племен. Королевское правительство управляло страной через мутасаррифов (губернаторов) провинций, которых до 1970 г. было 14. Мутасаррифам подчинялись каймакамы - начальники каза (уездов). Каза, в свою очередь, делились на нахии (районы), которыми управляли мудиры , а в подчинении последних были сельские старосты - мухтары (Мухтару помимо сбора налогов поручался набор новобранцев. Воинская повинность в Ираке существовала со времен установления турецкого господства, и прохождение воинской службы было обязательным, в том числе для курдов. Мухтар (а в горах ага) нередко злоупотреблял своим положением и использовал воинский призыв, чтобы отделаться от неугодных лиц).
Как и в Турции, в Ираке мудиру подчинены несколько полицейских, с помощью которых он поддерживает связь с вождями племен и правительственными чиновниками.
Восстания курдов, частые в период английского мандата, постоянно вспыхивали и в последующие годы. Особенно значительным было восстание курдов племени барзан во главе с муллой Мустафой Барзани (1943-1945). Интересно, что восставшим оказали помощь местные курдские демократические и национальные организации (В Юго-Востосточном Курдистане к этому времени существовали следующие курдские политические организации: Браяти ("Братство"), Хива ("Надежда"), Рызгари ("Свобода"), Шорыш ("Революция") и др.) Совместные действия вооруженных курдских племен и демократических организаций привели к тому, что и племена, и политические партии получили большую свободу действий. Правительство обещало курдам автономные права в области просвещения и культуры - и на время восстания прекратились. Но как только оно потребовало безоговорочного подчинения, сопротивление вспыхнуло с новой силой.
В 1946 г. в Иракском Курдистане была создана Демократическая партия Курдистана, и борьба курдских племен слилась с широким революционным движением всего иракского народа, завершившимся свержением прогнившего хашимитского режима (14 июля 1958 г.).
Однако буржуазно-демократическая революция в Ираке не оправдала надежд курдского народа (в принятой после победы революции 14 июля 1958 г. конституции говорилось, что "Иракская республика основана на союзе арабов и курдов", которые получили равные права. Однако на деле правительство проводило" антикурдскую политику.) Очень скоро, в союзе с реакционными вождями племен, республиканское правительство начало провоцировать кровавые столкновения в ряде районов Иракского Курдистана. Эти столкновения правительство Абдель Керима Касема использовало как повод для начала войны против курдов в сентябре 1961 г.
Война с перерывами продолжалась до 1975 г., когда между правительством Хасана аль-Бакра и курдскими лидерами было заключено соглашение о прекращении огня. Национальные права иракских курдов были официально признаны: 11 марта 1974 г. был издан закон об автономии курдов. В состав Курдского автономного района вошли три курдские провинции: Сулеймания, Эрбиль и Дохук. Новый курдский административный район имеет свой законодательный совет и свое правительство, располагает своим бюджетом.
В результате ирано-иракской войны, ведущейся с сентября 1980 г., курдские пограничные районы Ирака сильно пострадали.