Мой личный фотоблог. Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе: расписание служб, адрес Церковь антипы на колымажном

Антипы Пергамского на Колымажном дворе . Находится он всего в 400 метрах от Боровицкой башни Кремля – в Чертолье. Одна из главных загадок этого храма – дата его возведения. Первое упоминание – 1530 г. Однако, существует предположение, что первая деревянная в Конюшенной слободе появилась еще в 1514-1519 гг., и строил ее сам Алевиз Фрязин в честь митрополита Петра. По одной из версий позднее на ее месте была выстроена новая церквушка, освященная уже во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (ученика апостола Иоанна Богослова). Третья версия предлагает датировать Антипы 1560-м годом, когда он был возведен уже в камне.

Сегодня трудно сказать, почему его освятили именно в честь святого Антипы, но, если учесть, что ему молятся об избавлении от зубной боли и сам Иван Грозный имел серебряный «зуб» «Онтипия Великого», становится понятным, что такого святого был просто необходим москвичам.

Придел Рождества Иоанна Предтечи

Храм Антипы Пергамскогоинтересен тем, что он имеет сразу две апсиды вместо традиционной одной, а следовательно – 2 престола – во имя св. Антипы (главный) и св. Григория Декаполита (малый). Народное предание тесно связывает Антиповский храм с именами Ивана Грозного и руководителя его опричников Малюты Скуратова. Двор имения Малюты (настоящее имя Григорий Бельский-Скуратов) вплотную примыкал к Антиповскому храму, следовательно, он лично или же его родственники (уже после его смерти) участвовали в строительстве одного из алтарей, ведь Григорий Декаполит был небесным покровителем Малюты-Григория.

Начало 1990-х

Что же касается Ивана Грозного, то молва гласит, что именно в храме Антипы Пергамского царь венчался с одной из своих многочисленных жен.

Первый царь из Романовых – Алексей Михалыч – тоже бывал в этом храме и даже клал к образу святого пару серебряных «зубков» (подвески в форме зуба). Да кто только не бывал в этом храме, стоящем в центре Москвы? Куракины, Лопухины, Апраксины и Оболенские…

Начало ХХ в.

Дошедшее до нас здание храма – наложение разных архитектурных стилей, начиная с 1596 г. В течение многих лет к двухапсидному храму пристраивались различные части. В 1722 г. – южный придел Николая Чудотворца (в 1739-1741 гг. его перестроили на средства С.А. Голицына и выделили в отдельный храм), в 1773 г. – под приделом свт. Николая был устроен придел вмч. Екатерины (в середине XIX в. два престола соединили круговой галереей на колоннах, так что Никольский храм стал выглядеть располагающимся «на хорах»).

Апсиды древнего храма

В 1798 г. возвели северный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи (вместо разобранной по соседству одноименной церкви), построили колокольню и западный притвор. Это создало довольно интересное сочетание форм различных архитектурных стилей – классицизма и барокко.

В 1929 г. храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе закрыли и передали Художественным Курсам, которые сначала использовали его в качестве жилого дома, а затем – склада. Уже после войны, в 1950-е сломали центральный купол и главу Никольского придела.

17.12.2006
освящение колоколов для звонницы

Попытка реставрации во второй половине 1960-х (как-никак центр столицы!) под руководством архитектора Л.А. Давида чуть не стала роковой для храма. Лев Артурович хотел уничтожить все части постройки XVII – XIX вв., оставив только старинную – XVI в., и лишь благодаря вмешательству основного арендатора, Музея Изобразительных Искусств, предполагавшего размещение здесь своей довольно обширной библиотеки, удалось сохранить все части храма.

В 1991 г. образовалась православная общинахрама Антипы Пергамского, но лишь в феврале 2005 г. храм был окончательно возвращен Русской Православной Церкви. 24 апреля 2005 г., в День памяти сщмч. Антипы, епископа Пергамского, совпавшего в тот год со Входом Господним в Иерусалим, была совершена первая с 1929 г. Божественная Литургия.

Сегодня в храме существует детский исторический клуб, издаются методические пособия по работе с детьми и молодежью, организуются экскурсии и поездки, а летом – православный палаточный лагерь, где дети и подростки могут отдохнуть и приобщиться к богатствам православной культуры своего народа.

В самом центре столицы находится старинная церковь, хорошо известная москвичам как храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. В течение многих лет в ней помещались сначала художественные курсы, затем библиотека, и лишь в годы, последовавшие за изменениями, внесёнными в нашу жизнь перестройкой, она вновь открыла двери прихожанам. О ней наш краткий очерк.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви - во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова - епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно - неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз - царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя - святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых - Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, - вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова - одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Аристократы - прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один - в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки - ещё достаточно крепкие - использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев - отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь - могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Возрождение былой святыни

Шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году - задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Храм Антипы на Колымажном дворе: расписание богослужений

Уже в 2016 году на должность настоятеля церкви был назначен иерей отец Андрей (Щенников). Под его руководством во всей полноте развернул свою религиозную жизнь храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. Расписание проводимых в нём богослужений следующее: в будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. В праздничные и выходные дни в 9:40 к ним добавляется поздняя литургия. Обо всех вносимых в график изменениях заблаговременно сообщается на принадлежащих храму интернет-сайтах.

Заканчивается реставрация и восстановление Храма Священномученника Антипия на Колымажном дворе.
И вот на днях мы имели возможность из уст очень хорошего реставратора, даже не так, Реставратора (с большой буквы. Я как всегда не запоминаю имена с первого раза, по-этому как его зовут не запомнила. Хотя им хочется в ножки поклониться за такую работу) узнать о том как они это делали и посмотреть что получилось в результате.
Историю Храма я тут рассказывать не буду. Приход очень бережно хранит историю своего Храма, что в последнее время очень редко стало встречаться.

Снимков снаружи у меня почти нет. Сблизи его снять целиком не возможно.



Храм состоит как бы из трех:

Фото не мое. Фото с сайта Архнадзора.
На фотографии это хорошо видно. Самый старый посередине самого конца 16 века 1596 года. Белый с двумя разновеликими апсидами и, что редко встречается, малая апсида дьяконник вообще-то, это придел святого Григория Декаполита имеет свою маленькую главку.
Главный престол в честь Священномученника Антипия Пергамского.



В церкви везде делают очень красивые полы в византийском стиле.




Лопатки имеют такое завершение.



штукатурка натуральная, с кирпичной крошкой. Имеет очень приятный теплый терракотовый оттенок. Можно уже и не расписывать.



Восстановлены старые порталы 16 века.


Дьяконник-придел святого Григория Декаполита. Очень аутентично сделали престол и жертвенник.


Первоначально вокруг Храма было сделано закрытое гульбище. В XVII веке вместо галереи с юга был устроен Никольский придел, в 1739-1741 годах замененный ныне существующим объемом.


высокий четверик восстанавливали. Его срубили при прошлой реставрации.

9 февраля 1739 года было «дозволено, по просьбе князя Сергея Алексеевича Голицына, вместо ветхого придела Николая чудотворца при его при­ходской церкви священномученика Антипы на Ле­нивом торжку у Старых конюшен построить вновь на том же месте на его средства, предварительно разобрав ветхий придел». К 1741 году строитель­ство придела было завершено, и его освятили 4 мая того же года. Находящийся под ним придел в честь св. великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В здании южных приделов в середине XIX в. был разобран потолок Екатерининского придела и сделана круговая галерея на колоннах при Никольском алтаре, так, что он кажется находящимся на хорах.


в советское время тут было два этажа без всяких этих чудесных арок, балюстрад и т.д.


Верхний иконостас предела Никольского


Нижний Св. Екатерины



Сорри за качество!!!

Иконостасы тут все новые, старые не уцелели. Стараются их стилево сделать верными по фотографиям. Хорошо что не золотили дерево, как сейчас модно.


На балюстраду ведет чугунная лестница.



Я сначала подумала, надо же сохранилось каслинское литье.


Оказывается нет, это новая лестница. Отлита в Подмосковье. Ведь можем же!!


Пол тоже мозаичный



Это арочное окно связало цетральный храм с Никольским приделом

В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Пристройки 1798 года отмечают последний большой строительный период в истории храма.


Что интересно, вся пристройки выделены соответствующим им цветом снаружи.


В северном приделе уже почти закончена роспись. Тут она была в большей сохранности чем в остальной части. По-этому знали что писать.



купольную роспись восстанавливали. Архангелов подновили тока.



Остальное писали заново.


Иоанн Креститель. Писали сюжет по сохранившейся надписи под фреской.

Храм представляет собой сложный комплекс сооружений разных лет постройки. Наиболее старая его часть - собственно церковь Антипы, епископа Пергамского. Время его постройки в разных источниках указано по разному: 1530-е годы, 1596, 1617, 1624. Церковь возникла в слободе конюхов, позже сюда же был переведен из Кремля Колымажный двор (находился на месте нынешнего музея им. А.С. Пушкина). Особенностью храма является наличие двух асимметричных апсид (в одной размещен придельный престол Григория Декаполита). Это единственный двухапсидный храм в Москве.

Позже были построены другие части здания: в 1722 пристроен с юга придел Николая Чудотворца (в 1739-1741 перестроен в храм), в 1798 - северный придел Рождества Иоанна Предтечи и, с запада, небольшая трапезная-притвор и колокольня. Эти сооружения отчасти скрыли старую часть храма.

Здание реставрировалось с конца 1960-х годов, при этом старой части храма были возвращены ее древние формы (к концу XIX века они были существенно упрощены: четверик был покрыт четырехскатной крышей, барабан лишен декора и увенчан большой луковичной главой). Первоначально работами руководил известный архитектор-реставратор Л.А. Давид, который предлагал разобрать все постройки XVIII века и оставить только древнее ядро памятника. Против этого выступил Музей изобразительных искусств, который намеревался использовать эти площади под библиотеку. Однако был разобран верх с главой Никольского придела (не восстановлен, есть проект реставрации).

Храм вновь освящен 25 февраля 2005 года, проходят регулярные богослужения. Сайт храма - http://www.hramantipa.ru/ .



Построен предположительно в 1530 г. около Государева Колымажного двора, где вначале находились конюшни, а затем царские кареты, возки и колымаги. Некоторые строительные и декоративные приемы в архитектуре церкви сближают ее с постройками итальянских мастеров, работавших в Москве в первой половине XVI в.

Основное здание храма отличается редчайшей особенностью: в нем два алтаря вместо одного. Большой алтарь освящен во имя священномученика Антипы, а малый алтарь, имеющий собственную глухую главку, - во имя св. Григория Декаполита. Апсиды заканчиваются вместо карниза двумя рядами маленьких декоративных кокошников. Внутри главного храма крестчатый свод, без столпов. Световой барабан увенчан шлемовидной главой и украшен легкой аркатурой.

Посвящение придела храма Святому Григорию Декаполиту позволяет связывать сооружение здания с именем ближайшего сподвижника Ивана IV Грозного - Малюты Скуратова. Кроме того, усадьба Скуратовых в XVII в. вплотную примыкала к территории церковного участка, а церковь, видимо, служила их родовой усыпальницей.

Одноглавый, бесстолпный каменный храм с престолом священномученика Антипы, епископа Пергамского, позднее стал главным ядром ныне существующего комплексного здания. В 1722 г. к храму с юга пристроили придел святителя Николая Чудотворца (перестроен в храм в стиле барокко в 1739-1741 гг. князем С. А. Голицыным). В 1773 г. возвели северный придел великомученицы Екатерины. В 1798 г. были возведены двухъярусная колокольня с находящимся в ней северным приделом Рождества Иоанна Предтечи в строгих классических формах, а также небольшая трапезная-притвор. Храм обновлялся в начале XIX в. и в 1901 году.

Закрыт в 1929. Использовался под жилье, затем как подсобное помещение ГМИИ, который продолжает сохранять аренду. В 1950-х разрушены купола и глава придела святителя Николая Чудотворца. Внутри придела и на сводах трапезной сохранились фрагменты первоначальной росписи с растительным орнаментом, на сводах и нишах Предтеченского придела - стенопись середины XIX в.

Община храма существует с 1991.

"На Руси при зубной боли люди обращались к молитвенному предстательству священномученика Антипы."
Алексий II
Святейший Партиарх Московский и Всея Руси.


Сегодня я ходила на экскурсию в храм священномученика Антипы, он является небесным покровителем
стоматологов. 24 апреля по новому стилю христиане всего мира отмечают день прославления священномученика Антипы. Именем Христовым и молитвами святой Антипа исцелял болезни, особенно зубные.
Священник Рощин Дмитрий Михайлович провёл нам экскурсию. Первое в впечатления о храме чистое, открытое, светлое место. Находиться там приятно и спокойно. С 2005 года и посей момент там ведутся восстановительные работы, но даже в это время нам были рады. Священник Дмитрий радушно принял нас и рассказал о храме.
(http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_9135)
История храма.


После прогулки по храму и узнав о его истории, уже на выходе заметили подаренную храму икону «Святой Матроне».


Поблагодарив Священника Дмитрия за интереснейший рассказ. Приехав домой, в вдохновлённая рассказами о храме, захотелось узнать по больше, на шла в интернете сайт храма и узнала что существует «Общество православных стоматологов Москвы»
Общество православных стоматологов Москвы создано в 2007 году по благословению протоиерея Владимира Волгина, по инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным Приходом Храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года.
(http://www.hramantipa.ru/?id=58)
Так же при храме существует работа с детьми и молодежью.



А ещё я узнала, что Рощин Дмитрий Михайлович являться сыном прекрасной актрисы Екатерины Васильевой (http://ekaterina-vasilyeva.narod.ru/)

сыгравшею в фильме «Чародеи» великолепную директора чародейку. Я не впервые у убеждаюсь что прекрасные, талантливые люди прекрасны и талантливы во всём, занимая с таким важным делам имея чистые намерения большая редкость в нашей жизни. Рекомендую всем посетить этот храм в центре Москвы.

Наталья Владимировна Ефимова.
Стоматологический гигиенист, член общества Гигиенистов Стоматологических России.