Столица фрг сейчас. Берлин — столица Германии. Столица Германии. Общее описание


1. На месте нынешнего мегаполиса в Средние века располагались два купеческих городка - Берлин и Кёльн (не путать с античной римской колонией на Рейне). Впервые в исторических источниках они упоминаются во второй трети XIII века. А с 1307 года уже известен объединённый Берлин. В XV веке он утратил статус вольного торгового города и стал столицей: последовательно маркграфства и курфюршества Бранденбургского, королевства Пруссия, Германской империи, Веймарской республики, нацистского рейха, Германской Демократической Республики и, наконец, современной Федеративной Республики Германия.

2. Берлин всегда был оплотом воинственно настроенных, агрессивных правящих режимов, отчего не раз становился настоящим полем боя. В Берлин неоднократно входили иноземные войска (французы, англичане, американцы, трижды - русские). Более того, пару раз город подвергался сильнейшим разрушениям, в результате Второй Мировой войны был практически тотально уничтожен. Современный Берлин - это город, фактически восстановленный начиная с середины XX века, в котором сохранились отдельные исторические здания и объекты.

3. Рейхстаг.

Идея строительства здания для заседаний нижней палаты парламента объединённой Германской империи возникла в 1871 году, построен Рейхстаг был в 1894-м. Представительный орган работал в здании до февраля 1933 года, когда Рейхстаг выгорел в результате пожара. По одной из версий, его устроили недавно пришедшие к власти нацисты; в любом случае, они обвинили в поджоге коммунистов («процесс Георгия Димитрова») и использовали бедствие для укрепления собственного режима.

4. Косметически отреставрированное после пожара здание было фактически заброшено и не использовалось административными органами Третьего рейха. Однако, несмотря на это, штурм здания в апреле-мае 1945 года в советской историографии стал настоящим символом победного окончания Великой Отечественной. После войны на фрагментах здания в качестве исторических экспонатов были сохранены следы от пуль и надписи-граффити, сделанные бойцами красной армии. Во второй половине XX века здание очутилось в Западном Берлине и играло вспомогательную роль.

5. После воссоединения страны в 1990 году в историческом здании работает германский Бундестаг. Свой нынешний облик и статус одной из главных туристических достопримечательностей Берлина Рейхстаг получил в середине 90-х годов прошлого века после капитальной реконструкции: по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера над зданием возвели стеклянный купол диаметром 40 метров и высотой 23,5 метра. Купол служит смотровой площадкой (туристы могут попасть в Рейхстаг по предварительной записи), а конусообразная система из 360 зеркал служит для естественного освещения зала заседаний немецкого парламента.

6. Один из главных символов Берлина - Бранденбургские ворота. Шестиметровая повозка-квадрига увенчала их в 1795 году. Изначально колесницей управляла богиня мира Эйрена, причём автор скульптуры Иоганн Готфрид Шадов замыслил фигуру обнажённой, но император Фридрих-Вильгельм II велел «одеть» богиню в накидку. Захвативший Берлин в 1806 году Наполеон приказал демонтировать и вывезти скульптуру в Париж, унизив тем самым дух берлинцев. Лишь в 1814 году квадрига триумфально вернулась на место, богиня мира превратилась в богиню победы Викторию, а её жезл дополнили прусские символы - орёл и железный крест. Во время Второй Мировой войны квадрига была полностью разрушена, восстановили её по гипсовым слепкам лишь в 1957 году.

7. Берлин некогда был обнесен стеной с полутора десятками ворот, они не сохранились. Бранденбургские ворота - построены на месте средневековых в 1791 году по образу парадного входа в афинский Акрополь. Высота ворот 25 метров, ширина 65, глубина - 11 метров. Центральный из пяти проёмов открывался лишь для монарха и его семьи. Бранденбургские ворота сильно пострадали в годы Второй Мировой и позднее были восстановлены. Во время холодной войны стали символом разделения Германии, через них проходила Берлинская стена. С 1990-го же года, напротив, - символ воссоединения нации. Правда, во время разрушения Берлинской стены и бурной радости немцев ворота опять сильно пострадали и снова подверглись ремонту.

8. Потсдамер-плац.

До начала Второй Мировой войны Потсдамская площадь с перекрестком сразу пяти магистралей была одним из самых оживленных мест Берлина. Сильно пострадала во время войны. Через площадь проходила Берлинская стена, её фрагмент сохранился здесь поныне. Современная Потсдамер-плац - крупный деловой и развлекательный центр Берлина.

9. К Потсдамер-плац примыкает Лейпцигская площадь, она была заложена в 1730-х годах, из-за восьмиугольной формы получила название Октогон, Лейпцигской названа в 1814 году в честь Битвы Народов. Разрушена в годы Второй Мировой. Активно восстанавливается как деловой и торговый центр после объединения Германии.

10. Sony Center на Потсдамер-плац.

Комплекс из семи зданий (жилые апартаменты, офисы, развлекательные и торговые центры) под общим куполом, который символизирует японскую гору Фудзияма. В Sony Center действует один из крупнейших в мире кинотеатров формата IMAX с площадью экрана 500 квадратных метров

11. Вид на Лейпцигскую площадь со стороны Потсдамер-плац. На Потсдамской площади на вершине башни Кольхофф расположена смотровая площадка Panoramapunkt, которую обслуживает самый скоростной лифт в Европе: на 24-й этаж (100 метров) он «взлетает» всего за 20 секунд.

12. BahnTower - высотное здание на Потсдамской площади, штаб-квартира железнодорожного холдинга Deutsche Bahn. Здание с восточной стороны примыкает к комплексу Sony Center. Высота «стеклянной» 26-этажки - 103 метра.

13. Посвященный истории преступлений нацизма и памяти его жертв информационно-выставочный центр «Топография террора». Размещен в так называемом «квартале гестапо» - на месте разрушенных зданий службы безопасности рейхсфюрера СС и штаб-квартиры государственной тайной полиции Третьего рейха. Кроме того, в комплекс «Топография террора» входит фрагмент Берлинской стены.

14. Построенная в 1935 году штаб-квартира Имперского министерства авиации стала крупнейшим на то время административным комплексом Германии. В здании, которое - уникальный случай! - практически не пострадало в ходе бомбардировок и штурма Берлина, располагался кабинет Германа Геринга. В настоящее время комплекс занимает министерство финансов Германии.

15. Митте (нем. «середина») - исторический район и административный округ в центре Берлина. Здесь расположены большинство достопримечательностей города, а также органы государственной власти и зарубежные посольства.

16. Бесспорный ключевой символ города - Берлинская телебашня в районе площади Александерплац. Возведена на территории Восточного Берлина в 1965-69 годах как зримое доказательство эффективности социалистического строя. Высота 368 метров, это самое высокое сооружение Германии. С башней связана любопытная история из разряда городских легенд: якобы в солнечную погоду на «шаре» появляется изображение креста, из-за этой оптической иллюзии башню прозвали «Местью Папы». Согласно той же легенде, органы госбезопасности ГДР проводили спецрасследование, итогом которого стала «крылатая фраза»: «Это не крест, а плюс социализму!».

17. Крупнейшая протестантская церковь Германии, Берлинский кафедральный собор был построен в 1894–1905 годах. Высота 98 метров (изначально, до реконструкции пострадавшее в годы войны здание с куполом было выше на 16 метров). Собор служит фамильной усыпальницей монаршей династии Гогенцоллернов.

18. Старая национальная галерея. Основана в 1861 году, в экспозиции хранятся произведения изобразительного искусства XIX века. Галерея расположена на Музейном острове в Берлине. Наряду с четырьмя другими экспозициями (Музей Боде, Пергамский музей и др.) образует самый большой в Европе музейный комплекс, который включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

19. Сверху гораздо лучше заметен рациональный подход немцев к жилому пространству: почти в каждом доме под крышей организованы мансарды.

20. Карл-Либкнехт-штрассе, одна из самых оживленных улиц в восточной части Берлина. До 1945 года носила имя кайзера Вильгельма. На переднем плане в центре - шпиль церкви святой Марии.

21. Линия S-Bahn - городская железная дорога, наземное метро.

22. Церковь святой Марии (Мариенкирхе). Первые упоминания относятся к XIII веку, реконструирована в середине XVII века. После войны восстановлена в 1970 году. Самая древняя из действующих в Берлине евангелических церквей. Под колокольней выставлена известная фреска на популярный средневековый аллегорический сюжет «Пляска смерти».

23. Ведущий на Музейный остров Мост Фридриха через Шпрее. Построен в 1703 году, в дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1945 году был взорван немецкими войсками. Восстановлен в дереве в 1950-м, в бетоне в 1981 году. В 2012 году после очередной реконструкции ширина моста достигла изначальных 27 метров. Кстати, в Берлине находится около 1700 мостов, это в четыре раза больше, чем в Венеции.

24. Панорама центральной части Берлина. Слева от телевышки на заднем плане - самое высокое здание города отель Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz (149,5 метров с антеннами). С 38-го этажа этого здания с дикими воплями регулярно падают люди, причём платят за это деньги: это аттракцион роуп-джампинг (у нас более известный как «тарзанка»).

25. «Нептун» - один из старейших фонтанов Берлина. Построен в 1891 году, вновь открыт после реставрации в 1969-м. Диаметр бассейна 18 метров, высота до трезубца фигуры морского бога Нептуна в центре - 10 метров.

26. На переднем плане фото - Красная ратуша. Построена в 1861-69 годах из красного кирпича, отчего и получила свое название. Разрушенное в войну здание восстановлено в 1951-58 годах. Высота 74 метра. В здании находится резиденция правительства объединённой земли Берлин и правящего бургомистра (мэра) Берлина. За Красной ратушей на фото - одна из древнейших в Берлине Церковь Святого Николая. Построена в XIII веке. После Второй Мировой войны от церкви остался лишь остов, восстановлена в начале 1980-х годов. Сейчас служит музеем и концертным залом, акустику которого высоко оценивают эксперты.

27. Площадь Брайтшайдплац в центре западной части Берлина, излюбленное место встреч и общения молодежи со всего мира. Заложена в 1889 году. Ранее носила имена первопечатника Иоганна Гуттенберга и императрицы Августы Виктории. В 1947 году названа в память о погибшем в концлагере политике Рудольфе Брайтшайде. Площадь сильно пострадала во время войны, здесь сохранены развалины мемориальной церкви кайзера Вильгельма. Печальную известность получила в декабре 2016 года: выходец из Туниса совершил на площади теракт, въехал в рождественский базар на грузовике, 12 человек погибло, более полусотни было ранено.

28. Стандартная застройка восточного Берлина.

29. Комплекс жилых многоэтажек «Лейпцигская улица» - социалистический ответ-противовес капиталистической высотке издательства Акселя Шпрингера. Количество квартир в этих домах по проекту - около 2000. В ходе строительства в 1969 году в Восточном Берлине на этом месте снесли сохранившиеся после войны исторические постройки.

30. Берлин местами очень похож на обычные спальные районы российских городов.

31. Шёнхаузер-аллее - крупнейшая торговая улица и главная транспортная ось в северной части Берлина.

32. На переднем плане - комплекс зданий Бундесрата в районе Лейпцигской площади. Парламент в Германии однопалатный (Бундестаг). А Бундесрат при этом играет роль своеобразного Совета Федерации: в него входят представители всех федеральных земель ФРГ. На заднем плане - Берлинский Молл (LP12 Mall) - один из крупнейших торговых комплексов страны.

33. Цветной Берлин.

34. Мемориал жертвам холокоста - на переднем плане слева. Открыт в 2005 году между Бранденбургскими воротами и элементами бункера нацистского руководства. Памятник евреям-жертвам нацизма - это более чем 2700 одинаковых серых каменных плит на огромном поле, которые производят на посетителей сильное впечатление.

35. На переднем плане в центре - Анхальтер Банхоф, некогда крупная пассажирская железнодорожная станция, важнейший узел на пути из Германии в Австро-Венгрию и Италию. Послевоенные руины вокзала были снесены в августе 1960 года. Сейчас в районе уцелевшего фрагмента здания расположен остановочный пункт городской электрички Берлина. В центре снимка - концертный зал «Темподром». Кровля стилизована под огромный цирковой шатёр. Которым изначально он и являлся. Его вдохновителем и спонсором была простая медсестра из Западного Берлина: получив неожиданное крупное наследство, она потратила его на помещение для массовых мероприятий, в основном, для представителей андеграунда. Нынешний «Темподром» - уже капитальное строение, построенное на месте бывшего Анхальтского вокзала.

36. Здание берлинского офиса консалтинговой и аудит-компании PricewaterhouseCoopers.

37. Потсдамер-плац и Sony Center. На заднем плане - крупнейший городской парк Берлина Тиргартен.

38. Резиденция канцлера Германии (Бундесканцлерамт). Строительство заняло 4 года, комплекс был сдан 2 мая 2001 года. Находится в непосредственной близости от Бранденбургских ворот и Рейхстага.

39.

40.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

Германия - государство в Центральной Европе. Официальное название Германии - Федеративная Республика Германия, также широко используется абревиатура - ФРГ.

Территория Германии - Площадь государства Федеративная Республика Германия - 357022 км².

Население Германии - Население Германии составляет более 80 млн. жителей (80,594,017 на июль 2017 г.).

Средняя продолжительность жизни в Германии по данным на 2017 год составляет 80,8 лет (мужчины - 78.5 лет, женщины - 83.3 года).

Столица Германии - Берлин, является резиденцией правительства Германии; некоторые министерства и ведомства расположены в Бонне.

Крупные города Германии - Крупнейшими городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, в котором также находится самый крупный аэропорт Германии. Это второй по размерам аэропорт Европы, и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок.

Государственный язык Германии - Официальным литературным языком и языком делопроизводства в ФРГ является немецкий язык. Наряду с этим население Германии использует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты, на которых говорят также жители приграничных районов соседних государств. К признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский и лужицкие, а также в качестве регионального языка - нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 признан ЕС.

Проживающие в стране граждане иностранного происхождения, для которых немецкий язык не является родным, а также их дети говорят на русском (около 3 млн.), турецком (около 3 млн.), польском (около 2 млн.), на языках народов бывшей Югославии, испанском, итальянском, а также на языках ряда мусульманских государств. В ходе ассимиляции в немецкое общество эти языки со временем исчезают. Также возникают смешанные говоры. Мигранты, не способные овладеть немецким языком, а значит, сохраняющие свою первоначальную культурную идентичность, оказываются в изоляции. На русском языке разговаривают этнические немцы, русские и евреи, иммигранты из стран СНГ (в основном из Казахстана, России и Украины).

Религия в Германии - Свобода совести и свобода вероисповедания гарантирована германской конституцией. Большинство немцев - христиане, при этом католики составляют 32,4%, протестанты - 32,0%, православные - 1,14%. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям - баптисты, методисты, верующие Свободной Евангелистской Церкви и приверженцы других религиозных течений. Часть верующих составляют мусульмане (около 3,2 млн или 3,8%), свидетели Иеговы (около 164000 или 0,2%) и члены иудейских общин (около 100000 или 0,12%). Около 31% немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты.

Географическое положение Германии - Германия граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере её естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. От Швеции Германию отделяет пролив в Балтийском море.

Северная часть Германии представляет собой сформировавшуюся во время Ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность, самая низкая точка - Нойендорф-Саксенбанде в Вильстермарше, 3,54 м ниже уровня моря). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы (самая высокая точка на территории Германии - гора Цугшпитце, 2 968 м.).

Реки Германии - По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.

Административно-территориальное деление Германии: Германия - государство с федеративным устройством; в составе Германии 16 равноправных субъектов - земель (Bundeslander; см. федеральные земли республики Германия), три из них - города (Берлин, Бремен и Гамбург).

Государственное устройство Германии: Форма правления - парламентская республика, форма государственного устройства - симметричная федерация. Германия - демократическое, социальное, правовое государство. Государственное устройство Германии регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ - парламентская демократия.

Глава государства - федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство. Таким образом политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель - ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд Германии следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Новое название Берлина

Большой зал («Зал славы», «Зал народа»)

Основная статья: Большой зал (Берлин)

Остатки возведённой коробки здания оборонно-технического факультета были засыпаны после войны строительным мусором от разбора городских руин, и появилась гора Тойфельсберг (нем. Teufelsberg - Чёртова гора) высотой 114,7 м. После войны вершина горы использовалась вооружёнными силами США для прослушивания радиообмена в Восточном блоке, а затем на Тойфельсберге посадили тысячи деревьев, и гора превратилась в зону отдыха.

Зюдштадт

В продолжение Оси Север-Юг планировалось построить так называемый Зюдштадт (нем. Südstadt - Южный город), жилой массив на 210 тысяч жителей и количеством рабочих мест на 100 тысяч человек.

Сохранившиеся объекты

Проектом предусматривалось создать в месте пересечения главных транспортных магистралей - Оси Восток-Запад и Север-Юг в Большом Тиргартене систему бессветофорного движения и оборудовать его системой туннелей. В процессе подготовительных работ были возведены два участка туннеля, сохранившиеся до настоящего времени.

Улица Плац 4 июля (нем. Platz des 4. Juli ) в округе Штеглиц-Целендорф - единственный участок четвёртого внешнего кольца (автобана), которое, по плану, должно было опоясывать обновлённый город Германию. В послевоенное время улица служила для проведения парадов расквартированной неподалёку американской военной части, в том числе и в День независимости США 4 июля , что и дало современное название улице.

См. также

Ссылки

  • newsru.com: «Германия воплощает мечту Гитлера: „столица мира“, но в миниатюре»
  • Архитектура тоталитаризма. Гитлер и его «столица мира»

Посетили Берлин, нашли там уцелевшие реликты нацистской архитектуры и изучили фантастические планы фюрера по превращению этого города в столицу целого мира.

«Ни один из наших крупнейших городов не обладает такими памятниками, которые господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи. Совсем другое - города древности. Там каждый город обладал каким-нибудь особенным памятником, являвшимся монументом его гордости».

Этой цитатой можно вкратце сформулировать воззрения Адольфа Гитлера на архитектуру. С приходом национал-социалистов к власти они обнаружили, что в немецких городах категорически не хватает «монументов их гордости». Вместо этого архитекторы, распоясавшись в либеральные времена Веймарской республики, вовсю строят модернистские здания в стиле «баухауз». Последние были немедленно объявлены «культурным большевизмом», чуждым национальному духу германского народа. На снимке школа середины 1920-х годов в городе Дессау.

Вместо этой «бездушной» интернациональной (и, стоит заметить, ультрасовременной на то время) архитектуры 1920-х годов эстетическим идеалом, выражавшим в первую очередь вкусы самого Гитлера, было объявлено возвращение к античной классике, которая при этом творчески перерабатывалась в минималистичном духе суровых тевтонских традиций. Грандиозные размеры, рубленые прямоугольные формы, бесконечные колоннады и арки - даже римские императоры, по задумке фюрера, должны были преклониться перед мощью Третьего рейха, выраженной в архитектуре. На фото главная трибуна на территории съездов НСДАП в Нюрнберге.

Чем объясняются столь грандиозные размеры Рейхсспорткомплекса и городского аэропорта? Для обслуживания Берлина, пусть и столицы Тысячелетнего, как надеялся фюрер, рейха, они все же чрезмерны, даже учитывая болезненную гигантоманию, свойственную всем диктаторам. У Гитлера были большие планы насчет Берлина, который он считал провинциальным городом, в современном ему виде навсегда оставшимся бы в тени Парижа или Вены. Фюрер хотел превращения Берлина в главный город ни больше ни меньше всей планеты.

«Берлин станет столицей мира, сравнимой лишь с древними Египтом, Вавилоном или Римом. Что там Лондон, что Париж!» - заявлял Гитлер. Более того, в процессе этого город должен был получить и новое имя. Автором проекта «Столица мира Германия» (Welthauptstadt Germania) стал любимый архитектор фюрера Альберт Шпеер.

В соответствии с этим замыслом предусматривалась масштабная реконструкция центральной части города с массовым сносом существующей застройки, невзирая на ее историческую ценность. На ее месте планировалось создание двух центральных магистралей («осей»), которые бы в дальнейшем застраивались общественно-административными зданиями, своим размером соответствовавшими бы новому статусу бывшего Берлина. Столица мира Германия получила бы те самые памятники, которые «господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи», как и мечтал фюрер.

Главная ось проходила бы в направлении север-юг и ограничивалась двумя гигантскими вокзалами. При этом железнодорожное сообщение из центральной части города полностью изымалось. На макете справа на переднем плане Südbahnhof, Южный вокзал. От него широкий и полностью пешеходный проспект, который планировалось использовать для парадов и демонстраций, уходит на север, через Триумфальную арку к массивному зданию с огромным куполом в левом верхнем углу - Залу народа, главному репрезентативному сооружению всей Германии.

Южный вокзал Берлина.

Интерьер главного зала.

На этой компьютерной модели красный - локомотив т. н. Breitspurbahn, еще одного любимого проекта Гитлера, железнодорожной сети со сверхширокой трехметровой (!) колеей.

Триумфальная арка также планировалась самая большая в мире, высотой 120 метров. Первые ее эскизы нарисовал лично Гитлер еще в 1920-е годы, впечатленный аналогичным сооружением в Париже. Предполагалось, что на арке будут выбиты имена всех немцев, погибших в Мировой войне. Согласно нацистским представлениям об устройстве вселенной, Первая мировая никогда не заканчивалась, а с перерывом возобновилась в 1939-м.

С Триумфальной аркой у нацистских архитекторов возникли необычные проблемы. Сооружение планировалось таким массивным, что у архитекторов появились сомнения, выдержит ли его берлинская почва в этом районе, где она отличалась особенной нестабильностью и высоким уровнем грунтовых вод. Для решения вопроса на месте будущей арки было возведено одно из самых интересных архитектурных сооружений времен Третьего рейха.

Это т. н. Швербеластунгскёрпер, что в переводе с немецкого означает «Объект для создания тяжелой нагрузки». Железобетонный цилиндр высотой 14 метров, диаметром 21 метр и весом 12,5 тыс. тонн был построен в 1942 году на 18-метровом фундаменте. Постройка, обошедшаяся в 400 000 рейхсмарок, должна была дать ответ на вопрос, насколько осядет в грунт будущая Триумфальная арка и, соответственно, возможно ли ее строительство в этом месте в принципе.

После войны взрывать его не решились, опасаясь за сохранность близлежащих жилых домов, а в 1995 году и вовсе объявили историческим памятником. Около Швербеластунгскёрпера даже построили специальную обзорную площадку, с которой посетители могут не только осмотреть уникальнейшее инженерное сооружение, но и насладиться панорамами Берлина.

Где-то здесь, на месте этих домиков, должен был располагаться Зюдбанхоф, Южный железнодорожный вокзал Берлина.

А туда, к центральной части города, должен был уходить широкий проспект «оси» север-юг с представительной застройкой Столицы мира.

От Триумфальной арки «ось» была протянута к главной площади новой имперской столицы, размещенной в районе рейхстага. Впрочем, рейхстаг был лишь одним (и самым маленьким) зданием на ней, да и то его планировалось сохранить лишь по личному настоянию Гитлера, питавшего к нему ностальгические чувства. Абсолютной доминантой площади предполагали сделать т. н. «Зал народа», спроектированное Альбертом Шпеером по образцу римского Пантеона огромное сооружение высотой 290 метров.

Не сравнимый ни с чем на планете купол диаметром 250 метров должен был накрывать зал, где фюрер германской нации имел бы возможность выступать перед 180 000 зрителей. По оценкам специалистов, дыхание такого количества людей привело бы к конденсации под куполом облаков и выпадению осадков. Здание с собственным естественным климатом - что может лучше символизировать масштаб замыслов нацистов.

Верхушку купола «Зала народа» планировалось увенчать традиционным «рейхсадлером», орлом, держащим в когтях свастику. По личному требованию Гитлера Шпеер был вынужден заменить свастику земным шаром.

Кроме «Зала народа» и рейхстага по периметру главную площадь рейха задумывалось окружить важнейшими административными зданиями: рейхсканцелярии, верховного командования вермахта и личной жилой резиденции Гитлера. Так, например, должен был выглядеть Führerpalast, главный дворец Германии, логово фюрера общей площадью (помещений и садов) 2 млн кв. м (!). Гитлер, кстати, пожелал, чтобы на фасадах здания отсутствовали окна. Вообще.

За главной площадью ось «север-юг» продолжалась бассейном длиной более километра, в котором по задумке должен был отражаться «Зал народа» во всем его циклопическом величии. Вдоль бассейна располагались еще несколько из важнейших зданий Германии. Штаб-квартира Кригсмарине, военно-морского флота страны.

Новая ратуша столицы мира.

Заканчивалось все это градостроительное образование гаргантюанских пропорций еще одним вокзалом, Nordbahnhof, Северным.

Вторая «ось» нового нацистского Берлина проходила перпендикулярно, в направлении «восток-запад». Ее формирование, в отличие от проспекта «север-юг», начать успели. Для этого было расширено Шарлоттенбургское шоссе, проходившее от главной улицы старого Берлина, Унтер-ден-Линден, и Бранденбургских ворот на запад к Олимпийскому стадиону. Фонари для освещения магистрали спроектировал лично Альберт Шпеер. Они частично уцелели до наших дней и сегодня являются единственным сохранившимся в Берлине произведением главного нацистского архитектора, осужденного к тому же Нюрнбергским трибуналом как военный преступник.

Вдоль этой «оси» на западной окраине города планировалось строительство нового кампуса БГУ, Берлинского государственного университета с главной аудиторией, экстерьером и габаритами напоминавшей бы греческий Парфенон.

Рядом Шпеером было запроектировано Военно-техническое училище рейха, которое даже успели частично возвести до начала Второй мировой войны.

После окончания боевых действий, в ходе расчистки берлинских руин, наполовину законченный каркас огромного здания засыпали 75 миллионами кубометров строительного мусора и грунта, а сверху посадили деревья.

Получившийся 80-метровый искусственный холм назвали Teufelsberg, Дьявольской горой. На ее верхушке американское Агентство национальной безопасности соорудило радиолокационную станцию разведывательной сети ECHELON. Сейчас она заброшена, но под ней до сих пор погребены руины одного из имперских дворцов Третьего рейха.

Кроме этого в непосредственной близости от восточно-западной «оси» в 1937 году по проекту архитектора Рихарда Эрмиша построили выставочный комплекс Messe Berlin.

Его главный Северный павильон, наряду с Олимпиаштадионом и аэропортом Темпельхоф, и по сей день остается одним из самых крупных уцелевших образцов эстетики национал-социализма в Берлине, к тому же прекрасно отражающим всю ее специфику: минималистичный неоклассицизм, функционалистский в своей основе, прямые углы, темная серо-коричневая облицовка. Суровая архитектура, не оставляющая места для сантиментов.

Именно поэтому здание регулярно используется кинематографистами, нуждающимися в харизматичной нацистской натуре. Например, в фильме «Операция Валькирия» (2008), посвященном неудавшемуся покушению на Гитлера в июле 1944 года, этот павильон Берлинской выставки исполняет роль штаб-квартиры SS.

Выбора у «киношников» на самом деле немного. Несмотря на фантастического размаха планы, на практике за 12 лет у власти нацисты успели построить сравнительно немного. Объясняется все просто. Развязав в 1939 году Вторую мировую войну, Германия стала фактически ее заложником, в том числе в вопросе строительства. Проект «Столица мира Германия», который Гитлер намеревался завершить к 1950 году, требовал беспрецедентных ресурсов: финансовых, человеческих и материальных, которые рейх вынужден был направлять не на архитектурные прожекты своего фюрера, а на нужды фронта. На Новый Берлин должна была работать вся оккупированная Европа, в том числе (и в основном) Восточная, но, как известно, дела на Восточном фронте у нацистов складывались чем дальше, тем все более неудачно.

К тому же многие из все-таки построенных нацистами в Берлине зданий, прежде всего входившие в т. н. Правительственный квартал вдоль ул. Вильгельмштрассе, были полуразрушены во время штурма города в 1945-м и разобраны властями ГДР в 1950-1960-е годы. Такая участь, к примеру, постигла комплекс Рейхсканцелярии. Интересно, что Старая, бисмарковская, Рейхсканцелярия размещалась в бывшем дворце Антония Радзивилла, здании XVIII века, принадлежавшем когда-то представителю знаменитой магнатской семьи, выходцу с территории современной Беларуси. Здесь, в берлинском дворце Радзивиллов, в конце 1930-х годов находилась официальная жилая резиденция Адольфа Гитлера, которой, впрочем, он пользовался крайне редко, предпочитая баварскую виллу в Бертехсгадене или ставку «Волчье логово» в Восточной Пруссии.

Недовольный размерами и недостаточно имперским обликом этого дворца, Гитлер в 1938 году поручил все тому же Альберту Шпееру в кратчайшие сроки возвести для Рейхсканцелярии новое здание по соседству. Шпеер с успехом справился с непростой задачей - крупный комплекс, основной задачей которого было своим внешним видом отражать специфику нацистской идеологии, был готов примерно за год.

Главный фасад новой Рейхсканцелярии длиной 450 метров.

Личный кабинет Гитлера.

Т. н. «Мраморная галерея», коридор длиной более 200 метров, через который должны были проходить все гости фюрера, в особенности иностранные, и по дороге впечатляться имперской роскошью Третьего рейха.

Здание Рейхсканцелярии значительно пострадало во время штурма Берлина советскими войсками. После войны правительство ГДР решило его не восстанавливать и снести. Характерный красно-бордовый мрамор, которым была облицована «Мраморная галерея», был использован при строительстве советского военного мемориала в Трептов-парке и станции метро «Моренштрассе». Вот эта станция и этот мрамор, повидавший на своем веку многое.

Территория бывшей Рейхсканцелярии долгое время пустовала, пока в 1980-е годы не была застроена правительством ГДР панельными домами для собственной элиты. Теперь о месте, где когда-то принимались решения, менявшие судьбу целых наций, напоминает разве что планировка улиц.

Среди всех этих довольно невзрачных «панелек» у туристов пользуется с первого взгляда не слишком очевидной популярностью вот это место. Именно здесь, на обычной на вид автостоянке, 70 лет назад находился сад Рейхсканцелярии, а под ней Фюрербункер, где Гитлер провел свои последние дни.

Именно тут, в этой самой точке, сожгли трупы его и Евы Браун вечером 30 апреля 1945 года. Здесь фюрер германской нации встретил свою бесславную кончину за 8 дней до капитуляции Германии.

Рейхсканцелярия не сохранилась, но все же некоторые административные здания времен нацистов в Берлине остались. Речь, прежде всего, идет об Имперском министерстве авиации, штаб-квартире Германа Геринга, построенной в 1936 году по проекту автора Темпльхофа Эрнста Загебиля. Здание, входившее в Правительственный квартал, стало образцом для строительства государственных учреждений рейха.

Именно здесь в 1949 году была провозглашена Германская демократическая республика, а сейчас размещается Министерство финансов ФРГ.

Комплекс на Ляйпцигер-штрассе отлично сохранился до наших дней и, благодаря этому, также вовсю используется в кино про Берлин Второй мировой. Кадры из той же «Операции Валькирия».

Бывший Рейхсбанк 1940 года на набережной канала Шпрее (справа), после войны занятый ЦК СЕПГ (восточногерманский эквивалент КПСС), а сейчас Министерством иностранных дел Германии.

Целый ансамбль зданий времен Третьего рейха сохранился на площади Фербеллинер-платц. В глаза бросается очень похожая эстетика всех этих административных построек.

Транспортное управление, занимавшееся строительством и обслуживанием знаменитых рейхсавтобанов у Кляйст-парка.

Одним из немногих реализованных элементов, относящихся к проекту «Столица мира Германия», был комплекс посольств иностранных государств у парка Тиргартен. Некоторые из них, в основном принадлежавшие бывшим союзникам Третьего рейха, по-прежнему используются по прямому назначению. Уничтожена только соответствующая символика, существовавшая до войны на фасадах зданий. Италия.

Посольство Японии.

Испания.

Югославия.

Кроме зданий гражданского назначения интереснейшими архитектурными реликтами времен Третьего рейха являются несколько сохранившихся бомбоубежищ, построенных уже в 1940-е годы после начала активных бомбежек Берлина авиацией союзников. Один из таких объектов находится рядом с упоминавшимся выше Кляйст-парком на Палласштрассе. Четырехэтажный железобетонный бункер, возведенный в 1945 году силами военнопленных, располагался рядом с несуществующим ныне Берлинским дворцом спорта, зданием, где регулярно проводились сборища нацистов, где, в частности, Геббельс произнес в 1943 году свою знаменитую речь о тотальной войне.

Дворец спорта в 1973 году снесли и построили на его месте жилой дом. При этом массивный бункер, также мешавший этой стройке, оставили на своем месте. Архитекторы предложили элегантное решение, просто накрыв бомбоубежище многоэтажкой. Комплекс получился очень оригинальным.

Еще одно похожее сооружение можно найти на Райнхардтштрассе. Здание, известное сейчас просто как «Бункер», было построено в 1943 году как бомбоубежище для 2500 сотрудников Германских железных дорог. После войны его использовали как цех текстильной фабрики, а в 1990-е годы он был реконструирован под хардкор-техно клуб.

Это практически все самые значительные и интересные здания и сооружения, напоминающие современным берлинцам и гостям города о его нацистском прошлом. Отношение к ним постепенно меняется, и в настоящее время многие из этих образцов своеобразной архитектуры воспринимаются полноценными городскими достопримечательностями. Выходят описывающие их специальные путеводители, по реликтам нацистского Берлина водятся экскурсии. Между тем после окончания Второй мировой войны в восточной части города на смену одной тоталитарной архитектуре приходит другая, социалистическая, во многом эстетически выглядящая естественным преемником и наследником нацистской.

Перовое упоминание о столице Германии городе Берлин появилось в 1237 году, уже в то время этот город начал играть существенную роль в жизни многих княжеств Германии. Единого государства в те времена не существовало, велись беспрерывные войны между небольшими княжествами, Берлину часто приходилось отбивать завоевателей. Это не проходило бесследно для города, жестокость победителей в период средневековья не знала предела, Германия (Germany ) не была исключением.

Современный Берлин

Сейчас столица Германии – это быстрорастущий культурный и экономический центр страны. Еще недавно в самом центре был большой пустырь, теперь на нем выросли современные кварталы, над их проектированием работали известнейшие архитекторы. Им удалось органически вписать новостройки в старинный облик города. Теперь это место стало культурным центром, в котором размещаются различные музеи и рестораны, здесь происходят многочисленные выставки и фестивали.

Городской транспорт – эталон точности и комфортности

Всем известна немецкая пунктуальность, но точность и ритмичность движения городского транспорта удивляет даже самых немцев. В столице насчитывается более 170-ти городских автобусных маршрутов, опоздание любого их них более чем на минуту воспринимается как чрезвычайное происшествие. Вы всегда вовремя попадете в запланированное место, сколько бы пересадок не приходилось делать.