В арзамасском никольском монастыре самообновляются иконы. Свято-Николаевский женский монастырь, г. Арзамас Епархиальный женский монастырь Свято николаевский женский монастырь

Свято-Николаевский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.

История монастыря

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако считается, что основан он ещё при Иване Грозном в 1580 году. Изначально был построен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.

Дважды за свою историю, в 1650 и 1726 годах, монастырь выгорал дотла.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца.

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным.

В 1777 году деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня, освящена в 1813 году. В 1878 году поновлёна и освящена как Никольский храм.

До закрытия монастыря в советское время на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания заброшены.

Монастырь возобновлен в 1994 году.

В 2001 году монастырю возвращена Никольская церковь.

Храмы монастыря

В настоящее время в монастыре два действующих храма:

в честь Богоявления и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
строящийся храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Святыни монастыря

  • чтимая икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»,
  • чтимая икона «Достойно есть»,
  • иконы святого Николая Чудотворца,
  • иконы блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей,
  • ковчег с частицами мощей Оптинских старцев и других святых.

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской - Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).

Дважды за свою историю - в 1650 и 1726 гг. - монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719-1749).


В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам.

С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног - еще один ангел и Никодим. Близь гроба - плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.

В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.



В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось. Отец Авраамий вел обширную переписку со своими духовными чадами. Два наиболее любимых его духовных чада поступили в Саровский монастырь, один из них впоследствии стал настоятелем монастыря.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия, будучи сам строгим иноком, особенно благоволил к арзамасским женским монастырям. Желая еще больше их возвеличить, он перевел в них лучших иереев своей епархии. С 1853 года и до самой своей смерти отец Авраамий служил и духовно окормлял сестер Арзамасского Николаевского монастыря, ставшего для него родным. Не будучи монахом, отец Авраамий совершенно отказался от мяса. Позволяя старым и больным сестрам более питательную пищу, он усугублял свой пост, принимая их тяготу на себя. Батюшка был очень внимателен к сестрам, летом обязательно бывал в келье у каждой, беседуя о спасении, поддерживая их и утешая. Богослужения он всегда совершал благоговейно и неспешно.


Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря.

Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников - «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.

В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей.



В 2001 году в монастыре проживали 25 сестер во главе с игуменьей Георгией (Федотовой).

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской – Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).

Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719–1749).

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам.

С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.

В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.

В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось. Отец Авраамий вел обширную переписку со своими духовными чадами. Два наиболее любимых его духовных чада поступили в Саровский монастырь, один из них впоследствии стал настоятелем монастыря.

С 1853 года и до самой своей смерти отец Авраамий служил и духовно окормлял сестер Арзамасского Николаевского монастыря, ставшего для него родным.

Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря. Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.

В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер.

В 2001 году в монастыре проживали 25 сестер во главе с игуменьей Георгией (Федотовой).

Святыни

В нижнем храме:

чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». В монастырь была принесена почерневшей и постепенно стала светлеть икона Божией Матери «Достойно есть».

Доброе время суток!

Хочу рассказать немного о городе Арзамас. В Арзамас мы заехали, сделав крюк, по дороге из Дивеево в Муром. Поскольку времени у нас было немного целью была Соборная площадь.

Это исторический центр города. На площади находятся храмы, монастырь, музей русского патриаршества.

Обратите внимание на Музей Русского Патриаршества . Здание музея построено в 1740 -1750 гг. в стиле барокко.

Музей Русского Патриаршества – это совместный проект Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской митрополии Русской Православной церкви. Это единственный в мире музей, где освещена жизнь русских Патриархов. Был открыт 1 августа 2013 г. Уникальность музея состоит и в том, что в нем показан период Патриаршества советского времени – жизнь Церковь в эпоху гонений, начиная со святейшего Патриарха Сергия – уроженца города Арзамаса.

Также на Соборной площади находится Воскресенский собор , построенный по проекту М.П.Коринфского в честь победы над Наполеоном.

Годы строительства собора: 1814-1842гг..

Очень красивый монументальный храм. Уникальны сохранившиеся в нем фрески, но так как храм летний, увидеть их мы не смогли.


Через дорогу от Вознесенского храма находится Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» . Построена в 1796г. Здание сохранило практически свой первоначальный вид. Храм зимний, но тоже был закрыт.

Главной достопримечательность Арзамаса считаю Арзамасский Николаевский женский монастырь .


Это действующий женский монастырь. Известен с 16 века.

Нас поразил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» .



В этом храме находится много замечательных икон. Зайдите и увидите Иконы святителю Николаю Чудотворцу, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленная). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебром.

Атмосфера храма поражает. Чувствуется, что здесь молились многие десятки страждущих.

Каждая святыня достойна внимания, но я хочу выделить икону «Избавление от бед страждущих».

В храме не фотографировали. На фото, купленная в церковной лавке иконка.


Икона «Избавление от бед страждущих» имеет свою непростую историю .

В 1997 году эту икону принесли в монастырь две жительницы Арзамаса. Тогда она имела вид темной доски, которую они нашли у себя в сарае. Разобраться, икона ли это вообще, не смогли. Понять, что на ней изображено, было невозможно. Икону отнесли в заказник.

Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия нашла эту икону, разбирая заказник, и повелела поместить ее в рамку, повесить в монастыре и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Перед иконой стали молиться насельницы святой обители и просить помощи в разных своих нуждах.

Вскоре на иконе появилось маленькое светлое пятнышко , на котором были изображены шея Богородицы и ручка Богомладенца .

В середине 2000г. икона начала быстро очищаться, чернота пропадала, появились лики Богородицы и Спасителя, но название иконы прочитать было невозможно.

Летом 2001г. очистилась надпись с названием иконы . В монастыре говорят, что икона очищается до сих пор. Как сказали монахини, к ним приходили люди, купившие иконы, и рассказывали, что их иконки, на которые они молятся, меняются так же как и оригинал.

Нам очень повезло: мы приняли участие в чтение Акафиста перед иконой. После было помазание. Акафист читается каждую неделю, кроме Великого Поста.

В монастыре есть тетрадь, куда записывают свои истории избавления от болезней и бед.

Некоторые свидетельства чудотворений приведены в брошюре с Акафистом иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих».