Спасо-преображенский кафедральный собор. Спасо-преображенский собор перми Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

угол ул. Монастырская (Орджоникидзе), 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6)

Здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, прежде всего кафедральный собор и архиерейский дом, расположенные на самой высокой точке приречной горы Слудки, — наиболее значительные и монументальные сооружения старой Перми. В комплекс монастыря входили: двухэтажные каменные здания, расположенные по Набережной (Окулова), 1 2, 4, 6 до угла Кунгурской (Комсомольский пр-т); полукаменный дом на углу ул. Оханская (Газеты «Звезда»), 1 и Мона-стырская (Орджоникидзе), 8; консистория — двухэтажное ка-менное здание на углу ул. Оханская, 2 и Монастырская, 6; духовная семинария — трехэтажное каменное здание на Мона-стырской, 12; собственно здания главного архиерейского дома и кафедрального собора на углу ул. Монастырская, 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6).

История строительства собора такова.

Одновременно с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781 года собственноруч-но подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря.

Монастырь был основан в 1560 году братьями Строгановыми в селе Пыскор на правом берегу реки Камы. Он слыл богатейшим во всем Приуралье, но со временем пришел в упадок. Из-за ветхости зданий его не-сколько раз переводили в разные места.

Е. П. Кашкин, первый пермский наместник, посчитал, что этому знаме-нитому и древнему монастырю приличнее находиться в губернском цент-ре. Дело о переводе монастыря, начатое Кашкиным, закончил его преемник генерал-поручик А. А. Волков.

После официального упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен в Пермь. В 1789 году план нового Спасо-Преображенского монастыря был заказан в Москву. Проект стоил 151,5 тысячи рублей, а в Перми в наличии было лишь 8 тысяч рублей.

Под обитель отвели Слудскую гору, на которой, за исключением небольшого пространства, называемого Сенькиным по-лем, находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю камского берега и над речкой Медведкой.

Закладка обите-ли была произведе-на 25 мая 1793 года. Прежде других зданий в 1793-1798 годах возвели юго-западный жи-лой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя Земли Перм-ской, освященную 24 ноября 1793 года (по ошибке архитекто-ра алтарь выходил на северную сторону, и только через пять лет алтарь перестроили, и он стал смотреть на восток).

Дом построен в стиле русского классицизма (предположи-тельно, архитектором Г. X. Паульсеном); в 1853 и 1901 годах здание подвергалось реконструкции: первый раз — архитекто-ром Г. П. Летучим, второй — архитектором А. Б. Турчевичем. В постройке нашли свое отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 м, металлические решетки в окнах, чу-гунные двери, чугунные полы напоминали воеводские дома-крепости.

С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского дома (16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия, при этом Пермский мужской Спасо-Преображенский Монастырь был обращен в Архиерейский дом), располагается областной краеведческий музей.

Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет и закончилась в 1832 году.

В 1810 году за строящимся кафедральным собором с ул. Набережной был возведен, как писал священник И. Шестаков в книге «Краткий исторический очерк столетия Перм-ской епархии», «двухэтажный каменный корпус для помещения монашествующих и архиерейских певчих с домовой Крестовой церковью».

Строительство собора затянулось, и только в 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господ-ня, а в 1820-м — теплый храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были пожертвованы президен-том Императорской Академии художеств, графом А. С. Стро-гановым.

В 1818 году на паперти собора заложена массивная коло-кольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выпол-нен архитектором И. И. Свиязевым. Строили колокольню ар-тели подрядчиков Р. С. Белоногова и А. П. Гусева на деньги, занятые у Верхотурского монастыря и собранные от частных пожертвований, но все же этих денег не хватило на последний ярус колокольни, и проект не был завершен до конца. Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.

К 1850 году собор уже обветшал, и губернский архитектор Г. П. Летучий предложил проект его реконструкции. При по-мощи крытых переходных галерей он соединил в единый ком-плекс колокольню, собор и архиерейский дом.

24 февраля 1891 года был освящен вновь устроенный при-дел в честь Покрова Божией Матери. В 1892 году приступили к расширению кафедрального собора боковыми пристроями. Обширная паперть соединилась с зимним собором, составив его западную часть. В пристроях было два придела — правый, в честь Иоанна Предтечи, левый — во имя св. Дмитрия Ростовского, освящен-ные в 1895 году. Первый строился на деньги купца И. Г. Кондрашина, второй — на средства, оставленные по заве-щанию ключаря собора протоиерея Д. Г. Коровина.

В 1892 году была капитально отреставрирована домовая Крес-товая церковь, ко-торая с 1896 года именовалась в честь угодника Божия Митрофана Воронежского. Иконостас из верхнего этажа спустили в нижний, при этом пол между верхним и нижним этажами уничтожили, так что церковь стала двусветной и высокой.

Спасо-Преображенский собор: прошлое и будущее

Широкая чугунная лестница, ведущая из Крестово-Митрофаневской церкви в кафедральный собор, была убрана за нена-добностью. Вместо нее построено теплое помещение: вверху — для квартир священнослужителей, внизу — для паперти Крестово-Митрофановской церкви. После реставрации 13 октября 1896 года церковь была освящена.

В свое время кафедральный собор расписывали художники Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов и Верещагин, лучшие местные крепост-ные живописцы Казаков и Лодейщиков.

В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего кафед-рального собора Пермскому музею для размещения там худо-жественной галереи, был составлен проект его перепланиров-ки архитектором Н. А. Шваревым. В конце 50-х годов здание пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Руд-ник). Летняя часть собора получила трехэтажное деление, были отремонтированы фасад и крыша, восстановлена первоначальная окраска, проведено центральное отопление, устроены элек-трическая подстанция, внутренняя телефонная сеть и т. д.

Несмотря на большое количество переделок, собор отличается целостностью, монолитностью и одновременно изяществом силуэта, оставаясь до сих пор одним из самых значительных и красивых сооружений города.

Владимирская церковь г. Пермь 2008г.

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Пермь 2008г. Усыпальница купцов Каменских. В 1905г. на территории женского монастыря на месте старой деревянной Каменские за три года строят новую каменную церковь. Освящена во имя Казанской иконы Божией Матери 12 окт. 1908г. Построена в древне русском стиле. Небольшая каменная церковь имеет с наружи на северной стороне громадное изображение Нерукотворного Спаса лепной работы. На восточной стороне такая же икона Божией Матери, в углу церкви большая печь в древне русском вкусе из зелёных изразцов, в верхней части, которой имеются изображения двух павлинов, пьющих из чаши воду. Одноярусный деревянный иконостас был написан Н. К. Рерихом, в храме имелось восемь больших деревянных икон, приобретённых Каменскими. Среди них две Казанские иконы Божией Матери начала 17в. В 1920г. Успенский женский монастырь был закрыт, в здании церкви располагались автомастерские, склады детского питания. Ныне действующий храм. (кн. В. Ю. Шахов "Усыпальница Каменских поиск и находки кинолюбителя" г. Пермь)

Храм-часовня Стефана Пермского г.

Пермь 2008г. Святой Стефан – христианский просветитель коренного населения Перми Великой. На праздновании 35-летия своей священнической службы 12 марта 1879г. Е. Попов предложил устроить в Перми часовню в память 500-летия проповеди Святого Стефана. Представители всех сословий поддержали это начинание. Началась подписка на пожертвование в фонд будущей часовни. Была организована комиссия по постройке часовни, в которую были включены Благочинный Пермских городских церквей протоиерей Пётр Черпаков и протоиерей Пермской Воскресенской церкви Евгений Попов. Было приобретено место, на котором сначала была построена деревянная часовня, а в 1882г. была заменена каменной при ней устроили каменное здание с просторным залом затраты на здание составляли 19164 руб. 91коп. Для устройства церковно-приходской школы обществом была куплена за 3000 руб. соседняя с часовней усадьба мещанина Денисова. После 1917г. часовню занимали курсы эсперанто, курсы высшей партийной школы, музыкальная школа. (Монастыри, церкви, часовни г. Перми. Гос. архив Пермской обл.)

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Пермь 2008г. В августе 1842г. Пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть новый 3-х престольный храм с двумя приделами. Основные расходы брал на себя Е. И. Шавкунов. Объявили сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, решено использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя Святого Илии стоявшей на Сенном рынке. После смерти Е. И. Шавкунова строительство церкви завершил его сын Пётр Егорович Шавкунов. В 1849г. был освящён один из приделов храма во имя Святого пророка Илии. 20 октября 1857г. освящён главный престол во имя Святой животворящей Троицы. С освящением церкви юго-западная часть города составила Слудский приход. До 1917г. церковь была 3-х штатной, имела свою церковно-приходскую школу. В годы гражданской войны у церкви были отобраны принадлежащие ей здания, церковные ценности. В 30-е годы храм был закрыт, а священники репрессированы. В настоящее время Свято-Троицкая церковь на горе Слудка является кафедральным собором Пермской епархии. (Гос. архив Перм. обл.)

Спасо-Преображенский собор г. Пермь 2008г. Перевести в Пермь древний Спасо-Преображенский монастырь, основанный Строгоновыми в селе Пыскоре в 1560г. решил первый наместник города Е. П. Кашкин в 1781г. Этот же монастырь предназначался для проживания Пермского епископа в связи с основанием самостоятельной Пермской епархии в 1799г. Однако перевод задержался на 12 лет из-за недостатка средств. В начале возвели юго-западный жилой корпус монастыря, в котором располагалась келейная церковь во имя Стефана. По ошибке архитекторов алтарь храма вывели на северную сторону. Через 5 лет в 1798г. заметив ошибку, алтарь храма перестраивают на восток. В 1820г. окончена постройка зимнего собора, освящён во имя Святого Стефана, а келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798г. заложен большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня. Установлен старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Храм был освящён в 1819г. В 1931г. храм закрыт, отдан под художественную галерею. (гос. архив Пермской обл.)

Вознесено-Феодосьевская церковь г. Пермь 2008г. Церковь получила народное название – купеческая. 10 апреля 1902г. из Пермской духовной Консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету на постройку нового храма, жертвовались значительные суммы. 13 мая 1903г. была выдана грамота на закладку храма с двумя приделами. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В 1904г. был освящён в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. В верхнем этаже храма главный средний придел освящён в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910г., а правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящён 26 октября 1914г. Левый – во имя Первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима, Ионы. С 1904 по 1918г. настоятель церкви Стефан Михайлович Богословский. В 1918г кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 40 коп. В 30-е годы здание перестроено под хлебозавод. В 1991г. церковь возвращена верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Петра и Павла г. Пермь 2008 г. В 1724г. священником Алексием Евстигнеевым была заложена деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. 2 ноября храм был освящён. В 1757г. заложена каменная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом Св. Великомученицы Екатерины, он был освящён 22 ноября 1762г., а 23 ноября 1764г. освящён храм Св.Апостолов Петра и Павла. 29 января 1781г. церковь переименована в собор. 16 марта 1800г. в Петропавловском соборе открыта Пермская епархия, первоустроителем кафедры стал епископ Иоанн (Островский). После Октябрьского переворота собор не избежал участи большинства православных храмов. 6 января 1991г. после 70 лет забвения была совершена первая Божественная литургия, которую совершили протоиерей Василий Абакшин, Николай Тетерин, протодиакон Василий Тетерин. Начались тяжёлые будни по восстановлению собора. 12 февраля 1996г. архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий с духовенством города Перми совершил Великое освящение Петропавловского собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Пермь

(архив Петропавловского собора)

Свято-Троицкий Стефанов монастырь г. Пермь 2008г.

Свято-Никольский храм г. Пермь 2008г.

Богоявленский мужской монастырь г. Пермь 2008г.

Храм Успения Божией Матери г. Пермь 2008г. В конце 19 века начинается сбор средств для строительства новой каменной церкви на месте старой деревянной. 25 июня 1900г. епископ Пермский и Соликамский совершил закладку храма. Церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора, пермского купца Василия Ивановича Королёва и освящена 21 ноября 1905г. епископом Никанором. Автор проекта пермский архитектор А. И. Ожегов. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался 1 священник и псаломщик. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, имущество конфисковано, развёрнуты репрессии против священнослужителей, начались преследования верующих. В 1940г. здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989г. когда решением Горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Всех Святых г. Пермь 2008г. В 1823г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что старая деревянная Всесвятская церковь пришла в ветхое состояние. На заседании городской Думы 1 ноября 1823г. с речью о необходимости строительства новой церкви выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев, он обязался внести на строительство 5 тыс. рублей, купцы обязались внести по 100-200 тыс. руб. каждый. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность внести по 2 руб. на строительство церкви. Городской Думе пришлось также заниматься заготовкой кирпичей. Для соблюдения правильности строения приглашён архитектор И. И. Свизяев. В 1832г. состоялась закладка каменной церкви, в 1837г. была освящена во имя Всех Святых. В храме было 2 престола: главный во имя Всех Святых, а в приделе на хорах – во имя Сретения Господня. По штату церкви полагалось 2 священника, диакон, 2 псаломщика. В феврале 1941г. храм закрыт, в 1943г. церковь возобновила свою деятельность. В настоящее время церковь является действующим храмом Пермской епархии. (гос. архив Пермской обл.)

Спасо-Преображенский кафедральный собор - бывший крупнейший собор г. Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

В 1560 годуСтрогановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на менее высокой лесной опушке возле Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств и других причин. Пришлось даже заложить пыскорскую церковную утварь Вятскому кафедральному собору, выдавшему под залог 6 тысяч рублей.

В 1793 году внутри жилого корпуса монастыря была устроена келейная церковь во имя Святителя Стефана Пермского. По ошибке архитекторов алтарь был обращён на север. Через 5 лет ошибку исправили - перестроили алтарь на восток. В 1793-1798 гг. был достроен братский корпус.

Крестный ход в день 500-летия св. Стефана Пермского. Выход крестного хода из соборного храма (26 апреля 1896 г.)

В соответствии с указом императора Павла I от 12 (23) декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. В новообразованной Пермской губернии ожидали учреждения самостоятельной Пермской епархии, что и произошло с указом императораПавла I в 1799 году. Поэтому, уже с 1798 года в (единственном Пермском) мужском монастыре началось строительство грандиозного кафедрального собора также во имя Преображения Господня (освящён в 1818).

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Пермь)

Сюда был помещен громадный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Постройка окончена в 1820 г.

В связи с этим, Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом - место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство. Сейчас - в начале XXI века - это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автор - Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году губернским архитектором Г. П. Летучим и в 1901, Р. И. Карвовским. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были также взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

С восточной стороны к Собору примыкало Архиерейское кладбище - сейчас на этой территории временно располагается Пермский зоопарк, для которого в микрорайоне Нагорный обустраивается новое место. К западу от Собора располагалась Пермская духовная семинария, большое здание которой позже было занято Пермским военным институтом ракетных войск.

Для РПЦ это здание Собора важно как место, где жил и служил Священномученик российский Андроник (Никольский). Он возглавлял Пермскую епархию до 1918 года.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. Соборный некрополь был снесен в 1931 году под размещение зоосада. В 1933 годусобор был закрыт и переоборудован под галерею. В годы Великой отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта.

В 2008 году часть архиерейского дома было отдано под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.

В 2010 году была освящена колокольня собора, и на неё водрузили крест. По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища.

Спасо-Преображенский кафедральный собор - бывший крупнейший собор г. Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея.

История

В 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на лесной опушке Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств и других причин. Пришлось даже заложить пыскорскую церковную утварь Вятскому кафедральному собору, выдавшему под залог 6 тысяч рублей.

В 1793 году в жилом корпусе монастыря была устроена келейная церковь во имя Св. Стефана. По ошибке архитекторов алтарь был обращён на север. Через 5 лет ошибку исправили, - перестроили алтарь на восток. В 1793-1798 гг. жилой корпус был достроен. Для РПЦ это здание важно как место, где жил святой новомученик Андроник. Он возглавлял Пермскую епархию до 1918 года.

В 1799 году император Павел I указом учредил самостоятельную Пермскую епархию. После этого Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом (в начале XXI века это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта). В это понятие входит место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство.

С 1798 года началось строительство кафедрального зимнего собора во имя Преображения Господня. Постройка окончена в 1820 г. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798 г. заложен был также большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня (освящён в 1818). Сюда был помещен громадный иконостас Пыскорского Преображенского храма.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автор - Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году архитектором Г. П. Летучим и в 1901, Р. И. Карвовским. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были также взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. Соборный некрополь был снесен в 1931 году под размещение зоосада. В 1933 году собор был закрыт и переоборудован под галерею. В годы Великой отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта.

В 2008 году архиерейское здание было отдано под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.

В 2010 году была освящена колокольня собора, и на неё водрузили крест. По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища .

Планы по восстановлению некрополя неясны.

Пермь, бывший Кафедральный собор Спасо-Пребраженского монастыря, построен 1793-1832 гг. на высоком месте над берегом Камы, возможно, по проекту мастерской М.Ф. Казакова. Колокольня построена И.И. Свиязевым. Здание позднее частично перестроено. С 1920-х гг. здесь размещается Пермская государственная картинная галерея.



19 августа 2010 г. в г. Перми произошло важное духовное событие. На колокольню Спасо-Преображенского собора был установлен крест. Храму возвращается его историческое предназначение и облик. Долгое время здесь находилась Пермская государственная художественная галерея, а в непосредственной близости - зоопарк. Чин освящения креста совершил Митрополит Пермский и Соликамский Мефодий. На освящении и при поднятии креста присутствовал губернатор Пермского края О.А. Чиркунов, глава города И.Н. Шубин, другие высокие краевые и городские чиновники, директор Пермской художественной галереи Н.В. Беляева, представители компании «Лукойл», оказавшей финансовую помощь в изготовлении креста и реставрации собора.

http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2448



Перевести в Пермь древний Спасо-Преображенский монастырь, основанный Строгановыми в с.Пыскоре в 1560 г., решил первый наместник города Е.П. Кашкин в 1781 г. Этот же монастырь предназначался для проживания пермского епископа в связи с основанием самостоятельной Пермской епархии в 1799 г. Однако перевод задержался на 12 лет, и главное затруднение, отмечают летописцы, произошло из-за недостатка средств. Пришлось заложить даже дорогие пыскорские митры и панагии в Вятский кафедральный собор за 6000 руб. с соизволения Св. Синода от 15 марта 1795 г. Прежде других зданий был возведен юго-западный жилой корпус монастыря, в котором располагалась келейная церковь во имя св. Стефана. По ошибке архитекторов алтарь храма вывели на северную сторону. Через пять лет в 1798 г., заметив ошибку, алтарь храма перестраивают на восток. В 1820 г. была окончена постройка зимнего собора. Тогда решено было освятить его во имя св. Стефана, а келейную церковь переименовать в Крестово-Митрофановскую. В 1798 г. был заложен большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня. Громадный старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма был поставлен в этом соборе. Храм освящен был в 1819 г.

А. Дмитриев отмечает, что в бумагах архиепископа Аркадия имелась записка, из которой следовало, что иконы для иконостаса Спасо-Преображенского собора писаны в 1762 г. академиком Базилевским. Иконостас из разноцветного мрамора, поставленный в зимнем кафедральном соборе, был сделан на Горнощитском заводе Екатеринбургского уезда для бывшего Пермского вице-губернатора Ивана Михайловича Борноволокова, который предназначал его для своей сельской церкви. Впоследствии И.М. Борноволоков был отдан под суд, а его арестованное имущество передано в собственность государственной казны. В 1808 г. по ходатайству президента Академии художеств графа А. С. Строганова император Александр Павлович пожертвовал иконостас из уральского мрамора во вновь строящийся в Перми кафедральный собор. Иконы для этого иконостаса написаны такими мастерами, как Угрюмов, Егоров, Шебуев, Витберг, Боровиковский и Бессонов. Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась восемь лет и только в 1831 г. на нее подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. О многих событиях истории возвещали колокола Спасо-Преображенского собора.

В советское время Пермский кафедральный собор постигла печальная участь российских церквей. По материалам о закрытии Пермского Спасо-Преображенского собора можно проследить, как игнорировались интересы верующих и нарушались законодательные акты. Из переписки Уральского облисполкома с высшим органом государственной власти-ВЦИК мы узнаем о ходатайстве в сентябре 1930 года об открытии в Перми авиационной школы. В докладных записках в Москву излагаются сведения об авиационной школе, о здании для неё, а закрытие собора предполагается, как само собой разумеющееся, даже не упоминается, что собор ещё не закрыт, а действует. Община верующих подала в высший орган власти обжалование на закрытие собора, на что Москва отреагировала: "Срочно вышлите все делопроизводство о закрытии указанного молитвенного дома" и получила ответ: "Никакого особого делопроизводства по закрытию собора не имеется". После этого в столицу последовали разнообразные объяснительные письма: "Этот вопрос ВЦИК уже рассматривал, лишь в другой плоскости". Несмотря на многократные упоминания высшего органа власти о том, что здание до постановления центрального исполнительного комитета должно находиться в руках верующих, в 1931 году был составлен проект реконструкции бывшего собора для размещения в нем художественной галереи и научно-краеведческой библиотеки. Только 10 июля 1932 года ВЦИК постановил: "Указанный собор ликвидировать". В итоге дело о закрытии Пермского кафедрального собора длилось два года. В 1946 году верующие обратились в органы власти с ходатайством об открытии собора. Уполномоченный по делам религии ответил: "Собор был закрыт в 1931 году по ходатайству граждан и Совнаркома СССР. В том же году здание было переоборудовано под художественную галерею".

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария Щукина. Руководитель: Соломеина В.В.



Весной 1818г., когда строительство Спасо- Преображенского собора близилось к завершению, Преосвященный Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский, совершил закладку большой каменной соборной колокольни. Строительство началось по проекту губернского архитектора Петра Тимофеевича Васильева: он превзошел проект, предложенный известным итальянским мастером Луиджи Руска.

Колокольню собора продолжали возводить с лета 1819г. до осени 1824г. За это время выстроили ее первый этаж- с колоннами и фронтонами. Строительные работы оплачивали меценаты, а также для этой цели занимали деньги у Верхотурского Николаевского мужского монастыря, Вятского кафедрального собора и Пермской казенной палаты. В 1825г. из-за недостатка средств строительство колокольни было приостановлено. И только в 1828г., когда на епархиальную кафедру вступил епископ Пермский и Екатеринбургский Мелетий (Леонтович), работы вновь продолжились. Новый подрядный договор на сооружение соборной колокольни заключили с каменных дел мастером Андреем Петровичем Гусевым. В течение лета 1829г. ему удалось завершить второй этаж грандиозного сооружения. В том же году был изменен первоначальный проект третьего и четвертого ярусов колокольни: новый вариант включал в себя высокий шпиль, увенчанный "крестом с распятием между сиянием и шаром из красной меди и вызолоченным же червонным через огонь золотом". В 1831г., после одобрения проекта Святейшим Синодом, строительство продолжилось.

8 сентября 1831г. в присутствии двух архипастырей - епископа Мелетия (Леонтовича) и его преемника по кафедре епископа Аркадия (Федорова) на еще недостроенную, без верхнего яруса, каменную колокольню Спасо-Преображенского собора подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. В конце 1832г. строительство соборной колокольни завершилось. По мнению пермского духовенства, кафедральная колокольня величественным видом и грандиозной высотой напоминала колокольню московского Новоспасского монастыря.

"Православные монастыри и храмы Перми" 2013г.



К концу 19 века Спасо-Преображенский кафедральный собор стал тесен для молящихся: город развивался, и население его увеличивалось. В связи с этими обстоятельствами епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) благословил реконструировать здание собора, что и было выполнено при участии архитектора А.Б. Турчевича. В период с 1892 по 1893 г.г. здание храма значительно расширили боковыми пристроями, в которых устроили два придела, увенчанные главками с луковичными завершениями. Правый придел освятили в честь святого Иоанна Предтечи, левый- во имя святителя Дмитрия Ростовского, чудотворца. Помимо этого, за правым клиросом освятили придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, после реконструкции собор стал пятипрестольным. В новых приделах установили небольшие двухярусные позолоченные иконостасы, с двенадцатью иконами в сребропозлащенных ризах в каждом. Своды, колонны и простенки между окнами расписали изображениями святых. Стены и свод Стефановского храма украсили живописными сценами из Священной и церковной истории, житий святых угодников, а также орнаментом.

В 1907 г. строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича продолжило работы по реконструкции Спасо-Преображенского собора. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой переходной галерее, ведущей в Архиерейский дом. Оба крыла, по его замыслу, получили одинаковое одноэтажное оконное членение; два крыльца, находившиеся с фасадной стороны Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть.

Спасо-Преображенский собор стал символом Перми, украшением архитектурного облика губернской столицы.

В разные годы при посещении губернского города Перми в кафедральном храме молились царственные особы и близкие родственники императоров России: император Александр 1 (1824 г.), цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II (1837 г.), герцог Максимилиан Лейхтенбергский- зять императора Николая 1(1845 г.), Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1914 г.)

Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов 19- начала 20 в.в.Здесь упокоились пять архиереев. Трое их них - епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) - были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем.

"Православные монастыри и храмы Перми" 2013 г.

Свято-Троицкий кафедральный собор именуют Слудской церковью в честь горы Слудка, на которой возведен собор. Рядом ранее располагалась Слудская площадь, которая была переименована в площадь Коммуны в годы советской власти.

В исторических хрониках началом строительства собора считается 1842 год. В то время Пермскую епархию возглавлял архиепископ Аркадий, за время службы которого было построено более 150 церквей, несколько из них в черте города. По просьбе городского сообщества было решено возвести храм и в честь Святой Троицы. Предложил эту идею купец второй гильдии Егор Шавкунов, он и взял на себя большую часть расходов. Однако строительство Свято-Троицкой церкви в 1845 году завершил уже Петр, сын купца Шавкунова, он продолжил вкладывать средства в храм, как ему завещал отец.

Церковь возведена с двумя приделами: первый — во имя Великомученика Георгия был освящен в 1849 году, а второй — во имя Святого пророка Илии — в 1850 году. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы освящен в 1857 году. С этого момента в городе появился новый приход — Слудский.

С 1906 по 1917 годы при церкви функционировала приходская школа. После революции у церкви изъяли имущество, в 1930-ых храм был закрыт, а некоторые священники подверглись репрессиям. Помещения церкви в 1932 году были отданы под склад наркома обороны для хранения оружия. В это время были снесены верхний ярус колокольни и 4 из 5 глав, венчавших церковь.

В 1944 году по ходатайству горожан Свято-Троицкая церковь на Слудке вновь открыта в Молотове (так назывался город Пермь с 1940 по 1957 годы). В годы войны прихожане и священнослужители оказывали помощь в сборе средств на нужды армии. Церковь была освящена и стала кафедральным, то есть главным собором города.

В 2004 году начались масштабные реставрационные работы: восстановлены третий ярус церкви и купол колокольни, уложены новые полы, храм вновь стал пятиглавым, обновлено убранство внутри собора. В 2010 году были полностью обновлены росписи на стенах, сусальным золотом покрыты элементы иконостаса, завершен ремонт фасада и благоустройство прилегающих территорий.

Сейчас собор является трехштатным — в зданиях по соседству находится управление Пермской епархии. В церкви также создана воскресная школа для детей. Собор относится к Пермской митрополии, поэтому всю подробную информацию о Свято-Троицком соборе Перми можно найти на официальном сайте митрополии .

Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

Церковь является действующей, работает ежедневно. Режим работы:

  • Понедельник-пятница: 07:30—19:00.
  • Суббота: 08:30—19:00.
  • Воскресенье: 07:00—19:00.

Службы проходят дважды в день:

  • Утренняя Божественная литургия — 08:00 часов по будням. В праздничные дни и по воскресеньям ранняя литургия проходит в 07:00 часов, поздняя — в 09:00.
  • Вечернее богослужение — в 17:00 часов во все дни.

По отзывам путешественников, в соборе всегда многолюдно: сюда приходят и верующие прихожане, и многие туристы. В воскресенье можно попасть на богослужение, которое проводит правящий архиерей Пермской епархии. В соборе проходят крещение, отпевание, венчание и другие церковные обряды.

Архитектура

Церковь построена в русско-византийском стиле — это четырехстолпный пятикупольный храм, на церковной ограде — ажурная вязь. Свято-Троицкий кафедральный собор является одним из самых высоких храмов города.

Колокольня Слудской церкви является самой большой в городе — она имеет 3 яруса.

При возведении собора использовались элементы традиционной уральской архитектуры Пермской губернии: большой барабан с оконцами, высокая доминирующая колокольня.

Иконы в Слудской церкви Перми

Иконостас кафедрального собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы: копия «Троицы» Андрея Рублева, иконы Божией матери «Троеручица», «О тебе радуется», Преподобный Серафим Саровский.

Пермский Свято-Троицкий собор получил в дар две иконы от святой горы Афон : «Отрада и утешение» из Ватопедского монастыря и «Иверскую» икону из греческого Иверского монастыря.

Как добраться до Троицкого собора Перми

Свято-Троицкий кафедральный собор находится в Ленинском районе города по адресу: ул. Монастырская, 95. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 6, 7, 8, 15, 20, 33, 35, 39, 41, 49, 53, 60, 107, 146, 150, остановка «Окулова»; № 10, 14, 54, 67, 68, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».
  • Маршрутное такси № 2т, 3т, 7т, 10т, остановка «Окулова».
  • Трамвай № 4, 7, 11, остановка «ул. Попова»; № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Петропавловская)».
  • Троллейбус № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».

К собору можно приехать на такси: в Перми работают сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Максим, Такси Везёт.

Панорама собора с ул. Монастырская:

Видео о храме:

Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми - кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина "высочайше повелено монастырь сей перевесть во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенский же" Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков, занявший место Кашкина, решает строить монастырь на высокой горе Слудке. "Здесь, за исключением небольшого пространства, слывшего "Сенькиным полем", находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев".

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.

Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным. "В летнем храме во имя Преображения Господня, в зимнем - во имя св. Стефана Пермского. За правым клиросом - во имя Покрова пресвятая Богородицы. В пристрое к теплому храму находились два придела: с правой стороны - в честь собора св. Иоанна Предтечи...; с левой - во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца."

В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. "В приделе во имя пророка и Предтечи Господня Иоанна иконостас из елового и липового дерева в два яруса, позолочен, украшен резьбою. В первом ярусе икон - шесть: ... Спасителя, Божьей матери и Господня Предтечи в сребропозлощенных ризах. Во втором ярусе икон шесть и меньшего размера - две. Все иконы писаны на дереве. На царских вратах икон деревянных - шесть. В приделе Святителя Димитрия иконостас такой же, как и предыдущий, и помещается в нем столько же икон и такого же размера..." Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.

Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.

В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.

9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 - 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий - памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.

Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства по Постановлению Совета Министров РСФСР №624 от 4.12.1974 г. (В 1940 году по приказу Управления по делам искусств при СНК СССР здание было принято на государственную охрану. (Решением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327, приложение № 2, оно было снято с государственного учета и поставлено на местную охрану.).

В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми - в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 20-х годах ушедшего столетия в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища.

В ходе проводящегося в настоящее время ремонта в экспозиционных залах музея на некоторых участках южной стены южного придела храма были раскрыты небольшие по размерам фрагменты монументальной росписи. В частности, на верхней части простенков между окнами придела выявились две композиции с изображениями стоящего лицом к зрителю митрополита Михаила Киевского и коленопреклоненного перед иконой митрополита Ионы Московского. Ближе к алтарю придела в верхней части той же стены раскрыт фрагмент еще одной композиции с нижней частью фигуры неизвестного персонажа. Все три фрагмента росписи выполнены масляными красками, манера живописи академическая, характерная для конца XIX - начала XX веков, качество исполнения вполне профессиональное. Поле всех трех композиций окружено орнаментом в технике гризайль (имитация лепного рельефа) довольно простого рисунка в розовых, белых и бежевых тонах. Композиция с изображением митрополита Ионы Московского и окружающий ее орнамент под верхним красочным слоем имеет другой, более ранний, что видно на поле композиции в мелких утратах и на изображении орнамента в пределах более крупных утрат. Сюжет и качество более раннего изображения определить трудно, однако, ранний орнамент отличается весьма приятной гаммой зеленых оттенков и тщательностью проработки довольно мелкого растительного рисунка, видимо, также выполненного в гризайли. Орнамент, окружающий фрагмент композиции, с неизвестным персонажем тоже переписан с изменением цвета и рисунка. Оба слоя живописи возникли между 90-ми годами XIX века и концом первого десятилетия XX века.

Предполагалось, что росписи могли сохраниться и в других местах. 14 ноября 2001 г. губернатор Пермской области осмотрел обнаруженные росписи и принял решение о раскрытии и восстановлении ценных росписей и в других местах. Было решено пригласить для консультации и экспертизы московских реставраторов.

По приглашению Пермской художественной галереи, с 22 по 27 ноября 2001 г. в Перми находился Александр Семёнович Чепурной, московский художник-реставратор из Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, установивший, что два обнаруженных фрагмента росписи являются поздними подновлениями и под собой скрывают более ранние живописные слои. Им написано следующее заключение: "Раскрытые в ходе ремонта фрагменты в южном приделе следуете сохранить, завершив и оформив раскрытие в пределах упомянутых композиций и прилегающего к ним орнамента, поскольку они являются образцами росписи кафедрального собора, самостоятельными произведениями живописи и неотъемлемой частью памятника архитектуры. Утраты живописи необходимо восполнить, провести другие реставрационные операции, чтобы придать композициям экспозиционный вид. Совмещение фрагментов храмовой росписи и музейных экспонатов (произведения светского искусства) не представляется недопустимым ввиду специфики здания музея, которое и само является памятником, к тому же композиции стенописи находятся в верхней части стены и таким образом будут отделены от развешенных и расставленных в залах экспонатов. Возможно, следует пересмотреть характер экспонатов вблизи росписи. Раскрытые фрагменты следует сопроводить пояснительными текстами".

В зале Пермской деревянной скульптуры были установлены леса и московский реставратор провёл исследование по выявлению росписи сводов. В верхней части стен основного объема храма, в местах, оказавшихся доступными для натурного обследования (юго-западной и северо-западной углы четверика) из-под малярных масляных покрасок раскрыты небольшие фрагменты масляной росписи, представляющие собой фрагменты орнаментальных и сюжетньк композиций. Красочный слой весьма тонок, лежит на хорошо подготовленной и крепкой (за исключением некоторых фрагментов по всем стенам и своду) штукатурке, по технике и манере исполнения отличаются от обнаруженного в южном приделе. Прослеживаемые характерные технические и художественные особенности данной живописи позволяют отнести ее к первой половине XIX века, т.е. ко времени возникновения первой росписи в соборе. Поновления и поздние записи на поверхности данной живописи отсутствуют. Фрагменты отличаются профессиональным мастерством, выдержанной гаммой цветов, легкостью и динамичностью изображения, тщательной живописной проработкой деталей, удаленных от зрителя на значительное расстояние. В ходе раскрытия фрагментов на них обнаружено некоторое количество мелких утрат, произошедших уже давно, до покрытия живописи масляной малярной краской, что, однако, может быть восполнено во время реставрации. По результатам визуального исследования поверхности стен и купола основного объема храма можно ожидать достаточную сохранность первоначального штукатурного покрытия и живописи под 2-3 слоями поздних малярных наслоений.

По результатам исследований росписи в этой части храма, А.С. Чепурной также написал заключение: " Возможны и даже желательны с художественной точки зрения раскрытие и реставрация по меньшей мере нескольких композиций стенописи в западной части храма. Выявление и показ образцов ранней стенописи в соборе дадут более полное представление о памятнике. Стенопись начала - 1-ой половины XIX века, дошедшая до настоящего времени без поздних искажений и обширных утрат, достаточно редко встречается в храмах и отличается рядом интересных художественных особенностей, характеризующихся чертами живописи предшествующей эпохи барокко и утверждавшегося в то время академизма. Необходимо упомянуть, что в создании росписи в интерьере летнего храма принимали участие лучшие мастера-живописцы пермской земли, воспитанники Императорской Академии художеств, творившие в первой половине - середине XIX века. Они создали оригинальное и высокохудожественное живописное убранство стен и сводов храма и его иконостаса: композиции с изображением Страшного Суда, Воскресения Христова, Поучения Моисеем народа Израильского, Видения пророка Ильи, а также фигуры апостолов и пророков. В иконостасе же изображения ссошествия Святого Духа на апостолов, проповеди апостолов Павла и Петра, жертвоприношение праотца Ноя и другие живописные композиции. В украшении летнего храма Преображения принимал участие тогда еще молодой В.П. Верещагин, также уроженец Перми, в будущем один из виднейших храмовых живописцев XIX века, академик Императорской Академии художеств, прославившийся участием в руководстве росписью и собственным исполнением ряда важнейших композиций живописи в храме Христа Спасителя в Москве. В собрании художественной галереи имеется икона с изображением Стефана Пермского кисти В.П. Верещагина, ранее принадлежавшая кафедральному храму. Шесть чудом сохранившихся огромных образов из цикла Страстей Господних, написанных живописцем для алтаря храма Христа Спасителя и в последние годы отреставрированных в МНРХУ, сейчас находятся в возрожденном храме... Приведенные здесь описания, факты и имена убедительно говорят о ценности сохранившихся важнейших элементов художественного оформления интерьерного декора главного храма Перми. Необходимость выявления, реставрации и бережного сохранения этих неотъемлемых составляющих уникального памятника, думается, никаких сомнений вызывать не может. Конечно же, лучшим из возможных вариантов на сегодняшний день следовало бы признать полное раскрытие и реставрацию живописи на стенах и своде верхней части основного объёма собора.

По историческим источникам, сразу после завершения строительства собора началась отделка интерьеров. Стены и подкупольное пространство были выкрашены краской, а стены между окон первого и второго этажей расписаны артелью под руководством Ивана Бабина. "По резолюции его преосвященства выдана подрядчику пермскому мещанину Ивану Бабину, учиненному с ним в 1818 году условию о написании святых образов в холодном кафедральном храме... ценою за 600 рублей". В этом же документе говориться, что он свою работу закончил и получил "сполна". То, что работа была длительной и, надо полагать, большой, говорят сроки найма: в 1818 году "подрядился", а что работа была выполнена и он за нее получил "сполна", идет в "расходе" за 1821 год. Следует отметить, что в Перми в начале XIX века были свои мастера иконописи. Это подтверждают некоторые подписные иконы, находящиеся в собрании Пермской художественной галереи, поступившие в 1930-е годы из закрывающихся церквей города. (П. Некрасов "Богоматерь с младенцем". Инв. И-238; Е. Утятников "Скорбящая Богоматерь". Инв. И-239 и др.)

Позднее, в 1846-1848 гг., купол и стены летнего храма были "украшены живописью, произведенною мастерами Димитриевым и Орловым. Помимо Орлова и Димитриева, в росписи соборного храма принимали участие Н.В. Казаков и П.В. Ладейщиков - крепостные мастера уральского заводовладельца Х.Е. Лазарева, а в написании отдельных храмовых икон - В.П. Верещагин и др.

Все пространство летнего храма делилось условно как бы на две части - первый и второй ярусы и подкупольное пространство, разделенное алебастровым рельефным карнизом. Роспись первого яруса размещалась в простенках между окон, выше, на уровне второго яруса, шли изображения, заключенные в полукруг. Подкупольное пространство храма занимала сцена, изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель изображался восседающим на облаках в окружении архангелов и ангелов. "Под куполом, на восточной стене, по ту и другую сторону иконы "Воскресение Христово", в иконостасе живописью изображены: с правой стороны - три апостола, слева - три Мироносицы. На южной - царь-пророк Давид и апостол Петр; на другой стороне той же стены - Захария и Малахия; над святыми в облаках херувимы и ангелы, держащие раскрытую книгу На южной стене, ниже карниза, в трех полукружиях гора Синай и пред нею Моисей, поучающий израильтян, в другом - пророк Иезекиил, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями, и в третьем - святой пророк Илья с видениями на горе Хоривгь".

"В алтаре на потолке изображено сошествие Св. Духа на апостолов. На южной стене, между окнами, изображены проповедь ап. Павла в Афинском арсенале и прибытие того же апостола на остров Мелит, где из разведенного огня выпрыгнула на его руку ехидна. На северной стене... проповедь ап. Петра пред народом по сошествии Св. Духа и освобождение... апостола ангелом из темницы. На западной стене, над царскими вратами изображено... жертвоприношение Ноя..."

Во всю ширину западной стены были устроены хоры "с перилами из толстых точеных балясин, поддерживаемых шестью колоннами с алебастровыми украшениями". Над хорами, на пространстве всей средней части западной стены, находилась композиция "Нагорной проповеди". Все стены храма были расписаны сюжетами из ветхозаветной и новозаветной церкви, фигурами святых, а также орнаментами.

В источниках о росписи кафедрального собора есть упоминание, что "огромный купол и стены в холодном и теплом приделе украшены произведениями разных художников, воспитавшихся в императорской Академии Художеств и проживающих в помещичьих имениях". Таким образом, строительство кафедрального собора и работы по художественному решению его интерьеров велись как иногородними, так и преимущественно местными архитекторами, живописцами, резчиками.